Урок литературы "Прославление свободы как главной ценности жизни. Роль описаний природы в поэме"

«Бэла Герой нашего времени» - Социально-психологический философский роман. Трагическая исповедь героя. Неужели зло так привлекательно?». Все прошедшее мучительно. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий. Повесть «Тамань». В результате мятежа погибли 1 271 человек. Восстание декабристов. Главное действующее лицо литературного произведения.

«Лермонтов поэт» - В чертах лица изображенного находили фамильное сходство с поэтом. Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева. По пути в полк Лермонтов останавливался в Пятигорске, был в Ставрополе. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Одновременно с поэтом в университете учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв.

«Лермонтов биография» - Башня в Сиони. 1837-1838. Крестовая гора. 1837-1838. Бештау около Железноводска.1837. Место дуэли Лермонтова в Пятигорске в наше время. Мама – М.М.Арсеньева. Папа – Ю.П.Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838. Спальня и кабинет Лермонтова. Бабушка –Е.А.Арсеньева.

«Лермонтов роман» - 1 2 3 4 5 6. После прочтения второй части: Презрение или ненависть к человечеству!» (из письма жене). «Фаталист». «Бэла». С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? В журнале «Отечественные записки» за 1839 год опубликованы «Бэла. А.А.Краевский предложил название «Один из героев нашего времени».

«Уроки по Лермонтову» - Здравствуйте! Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Зеленая дорожка Ответ на 2 вопрос. У какого другого русского поэта есть стихотворение с таким же названием? Красная дорожка Ответ на 1 вопрос. Все мы помним, что Лермонтов трагически погиб на дуэли. Методическая разработка урока.

«Лермонтов о любви» - Екатерина Быховец. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. «Я не унижусь пред тобой…»: Графиня, русская писательница. Поэтому именно Быховец? Сушковский цикл (1830-1831). Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова.

Всего в теме 32 презентации

1. Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника; 2. Что увидел и узнал Мцыри во время скитаний. 3. Черты личности Мцыри, раскрывшиеся за три блаженных дня. 4. Почему Мцыри не достиг Родины? 5. Как вы думаете, что личного внес М. Ю. Лермонтов в свою поэму?

Что говорит Мцыри о месте, где он вырос? (цитаты из текста) ü «Я вырос в сумрачных стенах» ; ü «На мне печать свою тюрьма оставила…» ; ü Мцыри бежит из «земли чужой» , «от келий душных» . К чему стремиться Мцыри? (цитаты из текста) ü «Я цель одну – пройти в родимую страну – имел в душе» ; ü Мцыри бежит «в тот чудный мир тревог и битв, где люди вольны, как орлы» .

Жизнь в монастыре невозможна для Мцыри, так как она враждебна его мечтам и желаниям. Требование свободы, стремление к ней присуще Мцыри, однако герой обречен на одиночество среди “чужих” – в этом и заключается трагичность судьбы Мцыри.

Композиция – построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое. 1. Вступление (1 глава). 2. Жизнь Мцыри (2 глава). 3. Исповедь Мцыри (с 3 по 26 главы): ü жизнь Мцыри в монастыре; ü рассказ о трех днях свободы; ü смерть Мцыри, его завещание.

1. Вступление. «Мцыри» - романтическая поэма. 2. Основная часть. ü Мцыри живет в «земле чужой» и рвется на родину; ü герой чувствует себя запертым в тюрьме, а мечтает о воле; ü он одинок, а стремится к людям, вместе с которыми хотел бы преодолеть опасности. 3. Заключение. ü Мцыри обречён на одиночество среди “чужих”. ü Судьба героя трагична. Мцыри объясняет трагичность своего пути бессмысленностью спора с судьбой (“Но тщетно спорил я с судьбой, Она смеялась надо мной”), и тем, что, воспитываясь в монастыре, он стал чужим своему - прекрасному, родному - миру (“На мне печать свою тюрьма оставила…”)

Романтизм (фр. romantisme) - явление европейской культуры в XVIII-XX. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы.

Эпитеты ü пламенная страсть, сумрачные стены, блаженные дни, пылающая грудь, в холодной вечной тишине, бурное сердце, могучий дух, страшно бледен, дружбы живой меж бурным сердцем и грозой, грозящей бездны, сердитый вал, отчаянной рукой, бешеный скачок, страшной смертью, смертельный бой, и я был страшен, ужасный крик, страшный сон, волю дикую, жар бессильный и пустой, безжалостного дня”, лёгкий шум шагов; голос, сладко вольный; сладкою тоской, в тюрьме воспитанный цветок - передают душевное настроение, глубину чувств, их страстность, внутренний порыв силу и

ü снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул, сонные цветы, волшебным, странным голосам; две сакли дружною четой, «объятья жадные» тучки, мир молчаливый; лёгких, бешеных коней; битвы чудные, лучей живительных, свежих островов, шепчущих кустов, взор рыбки «грустно нежен и глубок» , её сребристый голосок, чудных снов, вольную струю, воздух так душист, играющий на солнце лист – передают поэтическое восприятие мира героем.

Метафоры ü «Летние жары покрыли тенью золотой лицо и грудь её, и зной дышал от уст её и щёк. И мрак очей был так глубок. . . » ü «Казалось, приросли к скале две сакли дружною четой» . ü «И двух огней промчались искры. . . То был пустыни вечный гость. . » , «Сердце вдруг зажглося жаждою борьбы и крови. . . да, рука судьбы вела меня иным путём. . . » ü «Бой закипел» . ü «Но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит» . «Судьба. . . смеялась надо мной!» ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» .

ü «Проснулся день, и хоровод светил напутственных исчез в его лучах. Туманный лес заговорил» . ü «Смутный гул в долине с ветром пробежал. . » , «Я тайный замысел ласкал. . . » . «. . . унесть в могилу за собой тоску по родине святой, надежд обманутых укор. . . » . «Казалось, звон тот выходил из сердца» . ü «. . . палил меня огонь безжалостного дня» , «иссохший лист её венцом терновым над моим челом свивался, и в лицо огнём сама земля дышала мне. Сверкая быстро в вышине, кружились искры. . . Мир божий спал в оцепенении глухом отчаянья тяжёлым сном» . ü «. . . моя в огне. . . (рука) Знай, этот пламень с юных дней Таяся жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожёг свою тюрьму…»

Олицетворения ü «Там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры» . ü «Поток, усиленный грозой, шумел, и шум его глухой сердитой сотне голосов подобился. Хотя без слов мне внятен был тот разговор, немолчный ропот, вечный спор с упрямой грудою камней. То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине. . . » . ü «Растений радужный наряд хранил следы небесных слёз, и кудри виноградных лоз вились, красуясь меж дерёв прозрачной зеленью листов; и грозды полные на них, серёг подобье дорогих, висели пышно. . . И снова вслушиваться стал к волшебным, странным голосам; они шептались по кустам, как будто речь свою вели о тайнах неба и земли; и все природы голоса сливались тут. . . »

ü «Уж луна вверху сияла, и одна лишь тучка кралася за ней, как за добычею своей, объятья жадные раскрыв» . ü «И миллионом чёрных глаз смотрела ночи темнота сквозь ветви каждого куста» . С помощью развёрнутых олицетворений передаётся понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. В природе Кавказа поэт-романтик находит те величие и красоту, которых недостаёт человеческому обществу.

Сравнения ü «Как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник» , «он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал» . ü «Я видел горные хребты, причудливые, как мечты, когда в час утренней зари курилися, как алтари, их выси в небе голубом, и облачко за облачком, покинув тайный свой ночлег, к востоку направляло бег – как будто белый караван залётных птиц из дальних стран!» , «в снегах, горящих, как алмаз» , «как узор, на ней зубцы далёких гор» . ü «дерев, разросшихся кругом, шумящих пёстрою толпой, как братья в пляске круговой» «вой протяжный, жалобный, как стон» , «он застонал, как человек» .

ü «Сплетясь, как пара змей» ü «Я сам, как зверь, был чужд людей и полз прятался, как змей» , «я был чужой для них навек, как зверь степной» – шакал «кричал и плакал, как дитя» , «он застонал, как человек» . ü «Как барс пустынный, зол и дик, Я пламенел, визжал, как он, Как будто сам я был рождён В семействе барсов и волков. . . » «В груди моей родился тот ужасный крик, Как будто с детства мой язык к иному звуку не привык!» «Он встретил смерть лицом к лицу, Как в битве следует бойцу!»

В этих сравнениях выражается сила страсти, энергия, могучий дух Мцыри. Схватка с барсом Оборачивается сознанием высокой ценности борьбы, мужества. С помощью сравнений она показана как схватка диких природных сил. А в природе естественно устанавливаются справедливые законы.

ü У христиан: признание в своих грехах перед священником, отпускающим грехи от имени церкви и Бога, церковное покаяние. ü Откровенное признание в чем-нибудь, рассказ о своих сокровенных мыслях, взглядах. (Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой).

Темы сочинений: ü Образ Мцыри в поэме М. Ю. Лермонтова. ü Какую роль играют картины природы в раскрытии идеи произведения? ü Почему Мцыри не нашел пути на Родину?

1. Где родился и жил Евгений Онегин?

1) в Москве
2) в Петербурге
3) в Самаре
4) в Екатеринбурге

2. На каком языке главный герой «мог изъясняться и писал»?

1) на латинском
2) на немецком
3) на французском
4) на английском

3. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт, то разовьёт
И быстрой ножкой ножку бьёт.
1) Истомина
2) Павлова
3) Карсавина
4) Данилова

4. Сколько времени проводил Онегин у зеркала перед выходом в свет?

1) 20 минут
2) 1 час
3) 3 часа
4) 4 часа

5. Чем в своей деревне заменил барщину Онегин?

1) оброком
2) податью
3) налогом
4) денежными сборами

6. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.
1) об Онегине
2) о Ленском
3) о Зарецком
4) о Ларине

7. Узнайте героя по описанию.

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта, простодушна,
Как поцелуй любви, мила...
1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4) няня Татьяны

8. Узнайте героя по описанию.

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
1) Ольга Ларина
2) Татьяна Ларина
3) мать Ларина
4) няня Татьяны

9. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

…был добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый;
Но в книгах не видал вреда;
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой
И не заботился о том,
Какой у дочки тайный том
Дремал до утра под подушкой.
1) отец Ларин
2) Зарецкий
3) отец Ленского
4) дядя Онегина

10. Укажите, о ком идёт речь в следующих строках.

Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь -
Всё это мужа не спросясь.
1) мать Ларина
2) Ольга Ларина
3) Татьяна Ларина
4) мать Онегина

11. Укажите отчество сестёр Лариных.

1) Александровна
2) Алексеевна
3) Сергеевна
4) Дмитриевна

12. Кто был секундантом Онегина?

1) Зарецкий
2) Скотинин
3) monsieur Guillot
4) Буянов

13. Как сложилась судьба Ольги Лариной после смерти Ленского?

1) Она продолжала любить Владимира.
2) Она вышла замуж за улана.
3) Ольга дала согласие на брак с соседом-помещиком.
4) Героиня посвятила свою жизнь Богу, став монахиней.

14. На каком языке было написано письмо Татьяны?

1) на русском
2) на французском
3) на немецком
4) на латыни

15. Укажите, чьи это слова:

Недели две ходила сваха
К моей родне, и наконец
Благословил меня отец.
Я горько плакала со страха,
Мне с плачем косу расплели
Да с пеньем в церковь повели.
1) матери Лариной
2) Ольги Лариной
3) Филипповны, няни Татьяны
4) Татьяны Лариной

16. Укажите, о ком идет речь в следующих строках:

Некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
С коня калмыцкого свалясь,
Как зюзя пьяный, и французам достался в плен.
1) о Ленском
2) об Онегине
3) о Зарецком
4) о Буянове

17. Что лежало под подушкой у Татьяны Лариной во время гадания?

1) гребешок
2) книга
3) письмо
4) зеркало

18. Какой титул имел муж Татьяны Лариной?

1) граф
2) князь
3) барон
4) виконт

19. Чем закончилось последнее объяснение Онегина с Татьяной?

1) Героиня выгнала Онегина из своего дома.
2) Татьяна сказала, что уже не любит Онегина.
3) Татьяна призналась, что до сих пор любит Евгения Онегина, но не может нарушить клятву верности своему мужу.
4) Онегин рассказал о своих чувствах к Татьяне ее мужу.

20. Куда отправился Евгений Онегин после последней встречи с Татьяной Лариной?

1) на воды лечиться
2) на службу на Кавказ
3) в свою деревню
4) об этом в тексте не говорится

Образ Мцыри в поэме
Ход урока

…что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!

В.Г. Белинский

1. Реализация домашнего задания

Жизнь Мцыри в монастыре, характер и мечты юноши-послушника

Комментарий учителя

Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь прежде всего означала уход от людей, от мира, полный отказ от собственной личности, служение Богу, выражающееся прежде всего в постах и моливах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет навсегда оказывался отрезанным от человеческого общества, возвращение монаха к жизни запрещалось.

Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре для него означало отказаться навсегда от свободы и родины, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь, он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения- и личность пленника вырисовывается отчетливо. Он вынослив (Без жалоб он томился- даже слабый стон из детских губ не вылетел), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление- Лермонтов говорит о его могучем духе, унаследованном от отцов.

Какова цель побега? Что значит для Мцыри быть свободным?

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы
Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой

Хоть незнакомой, но родной
Я мало жил и жил в плену

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог

Я променял бы если мог
Я цель одну-

Пройти в родимую страну-

Имел в душе.

Вывод: представление о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным значит для него вырваться из монастырского плена, вернуться в родной аул. Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»

Про милых, близких и родных,

Про волю дикую степей

Про легких, бешеных коней,

Про битвы чуждые меж скал

В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв»
2 Работа над образом Мцыри (Беседа по тексту поэмы)

Поэма Лермонтова- романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.

Мцыри признается старику-монаху

Я знал одной лишь думы власть,

Одну- но пламенную страсть:

Она, как червь, во мне жила

Изгрызла душу и сожгла

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв.

Главная страсть героя- стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой Родине.

Работа с текстом

Что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время своих скитаний?

(Ответ в 6, 9-11 гл)

Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его, как он о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании, с которым герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней.

Роль пейзажа в поэме

Пейзаж играет в поэме существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри

Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?

(Со слов “Кругом меня цвел божий сад» до слов «Я в нем глазами и душой тонул»)

Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что это для него первое утро на воле. С этого утра начинается для него познание мира и романтически настроенный юноша населяет его фантастическими незримыми существами, знающими тайны неба и земли. Синеву и чистоту небес герой воспринимает необыкновенно, готов видеть ангела полета. Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнить вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смерью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.

В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах Перечитайте отрывок 6 главы. Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал Лермонтов? (От слов “Я видел груды темных скал» до слов «седой незыблемый Кавказ») Этот пейзаж конечно можно назвать романтическим, потому что каждая его деталь необыкновенна, экзотична- «горные хребты причудливы, как мечты» курятся на заре, по берегам горного потока- «груды темных скал», снежные вершины гор скрываются в облаках.

Анализ художественных приемов

Главные художественные приемы в поэме- олицетворение и сравнение. Интересно, что в основе развернутой метафоры- олицетворения о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка (два братца в воду глядятся- никогда не сойдутся)

Сравнения: вершины гор курилися «как алтари», снега «горят как алмаз», облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает его мысли и чувства. Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество, отчаяние. Заключительная- облака, направляющиеся на восток, к Кавказу- непреодолимое стремление на Родину.

Нашел ли Мцыри ответ на вопрос «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?

Мцыри увидел природу в ее многообразии, ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. «Да, мир прекрасен!»- таков смысл рассказа Мцыри об увиденном. Его монолог- гимн этому миру. И то, что мир прекрасен, полон красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы- вот вывод.
3. Групповая работа

Анализ эпизодов, где действует Мцыри.

Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить

А) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край

Б) Встреча с грузинкой

В) Бой с барсом

Бегство из монастыря во времы грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение с природой принесло радость (было весело вдохнуть ночную свежесть тех лесов), в битве с барсом он познал радость борьбы и восторг победы, встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом- жизнь. «Что делал я на воле: Жил»

Что значит жить для героя?

Находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное- испытывать блаженство «вольности святой» В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.

В начале урока уже говорилось о Мцыри- пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью»- любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что и тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе,так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает что он собой представляет.

Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

На свободе с новой силой раскрылась любовь Мцыри к Родине, которая слилась для юноши воедино со стремлением к вольности. И если в монастыре герой лишь томился желанием свободы, то на воле он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Мцыри узнал, что он смел и бесстрашен. Бесстрашие, презрение к смерти, и страстная любовь к жизни, жажда борьбы и готовность к ней раскрываются в битве с барсом. «Пламенная страсть» Мцыри- любовь к родине делает его целеустремленным и твердым, он отказывается от возможного счастья любви, превозмогает страдания голода, в отчаянном порыве пытается пройти через лес ради цели «пройти в родную сторону». Гибель этой мечты рождает у него отчаяние, но и в отчянном порыве Мцыри предстает не слабым и беззащитным, а гордым, отважным человеком, отвергающим жалость и сострадание. Мцыри вынослив. Истерзанный барсом, он забывает о ранах и, собрав остаток сил, вновь пытается выйти из леса.

Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя? Приведите примеры.

Гиперболы: О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад!

Глазами тучи я следил,

Рукою молнии ловил

Метафоры: Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской…

Я грыз сырую грудь земли…

Сравнения: Я сам как зверь был чужд людей

И полз и прятался как змей

Эпитеты: Но юность вольная сильна

И смерть казалась не страшна
Задание: Найдите в статье Белинского «Стихотворения Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языка поэмы, о размере, которым написана поэма.

«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Это четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями- звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимой силой и трагическим положением героя поэмы»

Мцыри-могучая и пламенная натура. Главное в нем- страстность и стремление к счастью, невозможному для него без свободы и родины, непримиримость к жизни в неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен и по-юношески чист в своих устремлениях.

Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму, как произведение мрачное, исполненное отчаяния и безнадежности?

Истоки трагедии Мцыри- в тех условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался лишили его связи с людьми, практического опыта, знания жизни, сделав «цветком темничным» и обусловили гибель героя. Его последнее желание- быть похороненным вне монастырских стен, еще раз ощутить красоту мира, увидеть родной Кавказ. Это нельзя назвать примирением с судьбой и поражением героя. Жизнь обрекла Мцыри на рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром.
4 Значение поэмы

Слово учителя.

Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мириться с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой призыв звучал как смелый вызов современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри-это чувства и переживания самого поэта. Поэма ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, звал увидеть и почувствовать красоту подвига. Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открылась Мцыри.

Поэму многие заучивали наизусть, сильно увлекался поэмой Белинский.

Сообщение ученика «Наши современники о произведении Лермонтова»- материал в учебнике на с. 158
Домашнее задание- подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из поэмы, подготовиться к тесту по поэме.

«Бэла Герой нашего времени» - Социально-психологический философский роман. Трагическая исповедь героя. Неужели зло так привлекательно?». Все прошедшее мучительно. И. Анненский, 1955 г. Печорин – Анатолий Вербицкий. Повесть «Тамань». В результате мятежа погибли 1 271 человек. Восстание декабристов. Главное действующее лицо литературного произведения.

«Лермонтов поэт» - В чертах лица изображенного находили фамильное сходство с поэтом. Через четыре года после смерти внука умерла Е.А. Арсеньева. По пути в полк Лермонтов останавливался в Пятигорске, был в Ставрополе. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Одновременно с поэтом в университете учились В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв.

«Лермонтов биография» - Башня в Сиони. 1837-1838. Крестовая гора. 1837-1838. Бештау около Железноводска.1837. Место дуэли Лермонтова в Пятигорске в наше время. Мама – М.М.Арсеньева. Папа – Ю.П.Лермонтов. Воспоминания о Кавказе. Развалины близ селения Караагач в Кахетии.1837-1838. Спальня и кабинет Лермонтова. Бабушка –Е.А.Арсеньева.

«Лермонтов роман» - 1 2 3 4 5 6. После прочтения второй части: Презрение или ненависть к человечеству!» (из письма жене). «Фаталист». «Бэла». С какой целью автор использует такое необычное расположение частей? В журнале «Отечественные записки» за 1839 год опубликованы «Бэла. А.А.Краевский предложил название «Один из героев нашего времени».

«Уроки по Лермонтову» - Здравствуйте! Пушкин – дневное, Лермонтов – ночное светило русской поэзии. Зеленая дорожка Ответ на 2 вопрос. У какого другого русского поэта есть стихотворение с таким же названием? Красная дорожка Ответ на 1 вопрос. Все мы помним, что Лермонтов трагически погиб на дуэли. Методическая разработка урока.

«Лермонтов о любви» - Екатерина Быховец. Основные мотивы цикла: неразделённая любовь, память, разлука, смерть. «Я не унижусь пред тобой…»: Графиня, русская писательница. Поэтому именно Быховец? Сушковский цикл (1830-1831). Условие истинной любви – отсутствие возлюбленной. Ростопчина была сестрой товарища Лермонтова пансионских лет С.П.Сушкова.

Всего в теме 32 презентации