Терминология в гребле. Гребля академическая Загребной в академической гребле

Гребля академическая имеет мало общего с другими привычными нам видами спорта. Другая посадка в лодке, особая конструкция плавсредства. Отличаются даже весла. Единственным общим с другими видами гребли будет то, что все это водные виды. Правда, и с последним можно поспорить.

Об истории создания, современной ситуации и некоторых других тонкостях, отличающих академическую греблю от других видов, мы и поговорим.

История

Первые упоминания о гребле встречаются в древней истории. Такие соревнования гребцов были популярны в Египте и Риме еще до нашей эры. Гребля академическая как вид спорта начала развиваться в Англии в 18 веке, сразу завоевав популярность как среди аристократии, так и среди студентов. Первое соревнование датируется 1829 годом, когда между учащимися двух крупнейших университетов Великобритании - - состоялась гребная дуэль-регата. С этого соревнования принято начинать отсчет истории гребли как вида спорта.

В 19 веке начинается его распространение по Европе, Северной Америке и Австралии. Во многих странах появляются гребные клубы. Одним из интересных условий попадания туда было наличие собственной лодки, поэтому долгое время этот вид спорта считался аристократическим. Именно поэтому лодки того времени имели разные оформления, возможности, варианты исполнения. Такая ситуация продолжалась почти до конца века. В 1892 году в Турине (Франция) основали международную федерацию, которая должна была стандартизировать внешний вид плавсредств, правила проведения соревнований, длину дистанции и другие соответствующие нормы.

Она же через год после создания провела первый чемпионат по академической гребле, который стал переломом в развитии данного спорта в Европе. В 1896 году МОК включает греблю в Олимпийские Игры. В том же году в Афинах (Греция) должны были состояться первые состязания, но из-за продолжительных штормов их пришлось отменить. Следующие игры проводятся уже в начале 20 века, в 1900 году, в Париже. Состязания проходили на Сене и только среди мужчин. В том же году лодки для этого вида принимают нынешнюю форму (состязания среди женщин МОК разрешил только в 1976 году).

Описание

Что же представляет собой гребля академическая и чем она отличается от других?

  • Посадка спортсменов. В байдарках люди садятся лицом по ходу движения, здесь - спиной.
  • Уключины существуют только в этом варианте гребли. Ни на байдарках, ни на каноэ их нет. Отличаются они и от аналогичных на обычных весельных шлюпках. Здесь уключины вынесены далеко за борта.
  • Единственным видом водного спорта, где понятие «парный» имеет несколько значений, является академическая гребля. Бывают парные состязания, или двойки, а бывают и парные суда. В такой лодке спортсмен будет грести двумя веслами, в отличие от распашной, где это делается только одним.

Кроме этого, разделяются варианты - с рулевым или без. У последнего - особая роль. Кроме основной задачи - направления курса - он также должен следить за соперниками.

Также дистанции различаются по длине. Максимумом принято считать 2000 метров.

Положение в России

В Российской империи упоминание о гребном спорте впервые появилось в 1718 году, еще при Петре Первом. Именно по его указу в Санкт-Петербурге рождается клуб с громким названием «Невский флот». Более чем через 100 лет после этого, в 1860 году, открывается Петербургский речной яхт-клуб. Именно он проводит в 1892 году первый российский чемпионат. Он послужил толчком к развитию интереса к гребному спорту, и вплоть до 1914 года проводятся всевозможные соревнования. Уже в новом веке российские спортсмены появляются на международной арене. Тем не менее академическая гребля России чтит именно 1892 год — год проведения первого чемпионата.

Заключение

Для полного понимания того, чем гребля академическая отличается от других видов, одной статьи, конечно, не хватит. Поэтому мы ограничились основными понятиями и историей возникновения. Сейчас данный вид спорта получил широкое распространение во многих странах, в России в том числе, поэтому найти дополнительную информацию особого труда не составит.

10 причин заниматься академической греблей:

1) Академическая гребля — уникальный вид спорта, в котором спортсмен задействует 95 % мышц тела. Здесь нет места серьезным травмам, упражнения направлены на то, чтобы развить эластичность мышц. За один час занятия академической греблей сжигается около 550 килокалорий — как при интенсивном плавании.

2) Название дисциплины говорит само за себя. Это тренировка не только для тела, но и для головы.В этом спорте не задерживаются легкомысленные и небрежные люди. Если ты связываешься с опытным гребцом, то уже автоматически имеешь дело с воспитанным, дисциплинированным и вежливым человеком.

3) Академическая гребля - серьезный и ответственный спорт. Достижение высоких результатов требует выдержки. Именно по этой причине гребля воспитывает в человеке коммуникабельность и ответственность.

4) Академическая гребля включена в программу Олимпийских игр c 1896 года. Вместе с греблей, как олимпийским видом спорта, в этих временных промежутках берут свое начало спортивная гимнастика, бокс, парусный спорт и футбол.

5) Программа академической гребли предполагает частые выезды на чемпионаты и первенства мира и Европы, что в свою очередь позволяет завести интересные и очень полезные знакомства.

6) Этот спорт считается одним из самых дорогих и элитных. Многие подмечают, что академическая гребля находится на одном уровне с гонками «Формула 1», гольфом и лошадиными скачками. Стоимость одной лодки (скифа) колеблется от 400 тысяч до 2 миллионов рублей.

7) Первый официальный заплыв в академической гребле состоялся в 1715 году в Лондоне. Там же проходит и самое знаменитое соревнование среди гребцов: гонка восьмерок Оксфорда и Кембриджа . Соревнования такого класса проводятся раз в год и по значимости не уступают гонкам Гран-при «Формула 1».

Среди гонок подобного уровня можно выделить следующие:

Регата на реке Чарльз — соревнование по академической гребле на реке Чарльз, которая разделяет Бостон и Кембридж в штате Массачусетс, США.

Королевская Регата Хенли - ежегодная регата, которая проходит в Англии, в городе Хенли с 1839 года.

Эту борьбу английской элиты стоит видеть своими глазами.

8) Максимальная концентрация. Основная задача гребиста - оставаться на водной глади в хрупкой дорогой лодке с тяжелыми массивными веслами, двигаясь при этом таким образом, чтобы не перевернуться и заставить всю конструкцию, вместе с собой перемещаться со средней скоростью 15-20 км\ч, что на воде совсем нелегко.

9) Эстетический повод. Помимо развитой физической формы и умственной деятельности,приятно просто плыть на лодке, на закате, в штиль, отреченным от бытовых проблем, слушать, как с каждым новым взмахом весла о борта лодки бьется вода, дышать свежим воздухом и наслаждаться настоящим, не думая ни о будущем, ни о прошлом.

10) Финансовая выгода. Куш можно сорвать на международных соревнованиях. К примеру, после победы на чемпионате мира человек еще два года получает по $5000 в месяц от Международной федерации гребного спорта.

Этот вид гребли представлен в Олимпийской программе и является наиболее престижным.

Гребля бывает распашной и парной. В распашной гребле у каждого из гребцов одно весло, в парной два весла, но меньшего размера.

Лодки подразделяются на следующие классы по колличеству гребцов: одиночка, двойка, четвёрка и восьмёрка. Двойки и четвёрки бывают как распашными так и парными. Одиночки только парными, а восьмёрки только распашными. В последних всегда имеется рулевой.

В соревновательной программе так же выделяются в отдельную категорию гребцы лёгкого веса (до 70 кг у мужчин и до 57 кг у женщин)

В России официальные соревнования проводятся только на дистанции 2000 м. Сейчас в мире всю большую популярность приобретает спринт на 500 метров.

Принимать участие в официальных соревнованиях имеют право спортсмены с 14=летнего возраста и старше.

Базовые понятия

0 " style="background:white;border-collapse:collapse">

Типы лодок

В академической гребле много типов лодок. Они имеют различные названия и символы, обозначающие их размеры, распашные (каждый гребец гребёт одним веслом) они или парные (каждый гребец гребёт двумя вёслами) и предусматривают наличие рулевого или нет.


Каждый тип лодки имеет свой код - первая цифра говорит о том, какое количество гребцов насчитывает экипаж. Затем, если в команде есть рулевой, следует «+», а если нет то «-». Парная лодка обозначается символом «Х».

Рекреативная гребля

Для этого вида гребли используются более широкие и устойчивые лодки. Они очень популярны среди начинающих гребцов т. к. обеспечивают бОльшую стабильность и позволяют сконцентрировать внимание непосредственно на технике гребли.

Данный вид гребли так же популярен среди непрофессионалов.

Прибрежная гребля

Прибрежная гребля - гребля в прибрежной зоне морей и в устье рек.

Существует как вспомогательный, так и отдельный вид спорта. Проводятся чемпионаты различных уровней вплоть до Чемпионата мира по прибрежной гребле. В России проводится первенство среди юношей и девушек до 19 лет и чемпионат России. Спортсмены выступают в одиночке, двойке парной и четверке парной с рулевым.

В этом виде программы спортсмены гребут 6000 м и 8000 м. Дистанция извилистая, имеет несколько поворотов, поэтому для достижения высоких результатов на соревнованиях необходимо правильно тактически построить гонку, что бывает сложно, учитывая тяжелые погодные условия, наличие волн.

Прибрежные лодки специально сконструированы для гребли в сложных погодных условиях - ветер, высокие волны. Они достаточно широкие и имеют высокие борта. Спортсмены, тренирующиеся в лодке для прибрежной гребли, выполняют те же технические элементы, что и спортсмены, тренирующиеся в академической гребле.

Эта дисциплина гребного спорта еще очень молода в нашей стране. Она появилась в России в 2010 году. Усилиями ФГСР были приобретен инвентарь для занятий этим видом гребли. И уже в 2010 году сборная команда России по прибрежной гребле приняла участие в международных соревнованиях . А в 2011 и 2012 годах - и в Чемпионате мира.

Адаптивная гребля

Адаптивная гребля-это гребля для инвалидов и людей имеющих ограниченные физические возможности.

Для этих целей используются специально сконструированные и подготовленные лодки.

Гребля в помещении

Тренировки на гребном эргометре Concept2 (Концепт2) очень точно имитируют тренировки на воде в академической лодке. Можно сказать, что вы гребёте на суше. Биомеханика движений практически такая же.

При этом отсутствуют такие факторы, осложняющие греблю, как волна, ветер и т. п.

Отсюда и пошло название всего направления связанного с подготовкой и соревнованиями на гребном эргометре Concept2 - «Indoor Rowing», что означает «Гребля в помещении».
Надо при этом заметить, что в тёплую погоду можно проводить тренировки на гребном тренажёре на свежем воздухе!

Гребной эргометр оснащён электронным табло, которое информирует вас обо всех параметрах тренировки. Таких как - мощность гребка, темп, пройденное расстояние, время тренировки, расход калорий и т. п.

Подробнее: Базовые понятия

Преимущества гребли

Гребля тренирует все основные мышечные группы: ноги, руки, живот, спину и ягодицы.

Гребля тренирует мышцы за счёт более широкого диапазона движения, чем в других упражнениях. Это означает, что ваши мышцы растягиваются, и суставы более подвижны, что способствует развитию их гибкости и мобильности.

Гребля способствует развитию выносливости, и силовых кондиций.

Гребля - прекрасный сжигатель калорий! Исследования показали, что гребля сжигает калории быстрее, чем тренировка на велосипеде при таком же уровне нагрузки.

Гребля - спорт, которым можно заниматься в любом возрасте.

Греблей могут заниматься как мужчины, так и женщины

Гребля развивает плавность движений и чувство ритма.

Гребля предлагает самые разные возможности для тренировок. Можно тренироваться в зале, на улице, на воде. Целями тренировок могут быть при этом как подготовка к соревнованиям, так и поддержание спортивной формы.

Информация взята с сайта Центра гребного спорта "Энергия" с небольшой корректировкой по истории прибрежной гребли в России

робнее: Преимущества гребли

СТАРШИЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ КОМАНДЫ РОССИИ

Александр Сергеевич Пялин

История вида спорта

В 1975 году в Австралии, Германии, Великобритании, Нидерландах и США стали разрабатываться программы по академической гребле спорта лиц с поражением опорно-двигательного. В 1993 году показательные соревнования по академической гребле спорта лиц с ПОДА были включены в программу чемпионата мира в Нидерландах.

После следующих показательных соревнований и четырех семинаров, посвященных Гребле, FISA (Международная федерация гребли) в 2002 году окончательно представила академическую греблю (ПОДА) на чемпионате мира в г. Севилье (Испания), где 38 атлетов соревновались в одиночном классе с парным веслом и в классе с рулевым. В 2004 году на соревнованиях среди взрослых спортсменов и гребцов-юниоров в г. Баньолес (Испания) приняли участие 66 атлетов с поражением опорно-двигательного аппарата.

В 2005 году 42 спортсмена из десяти стран представляли греблю спорта лиц с ПОДА, как отдельный вид на чемпионате Мира по гребле.

Впервые академическая гребля была представлена в программе XIII Паралимпийских летних игр 2008 года в Пекине, в 2016 году на XV Паралимпийских играх в г. Рио-де-Жанейро было разыграно 4 комплекта наград.

В соревнованиях принимают участие мужчины и женщины. Классификация включает в себя четыре класса лодок: LTA4+, TA2x, AW1x и AM1x. Классы LTA4+ и TA2x – это смешанные лодки (мужчины и женщины). Гонки проводятся на дистанциях свыше 1000 метров для всех четырех классов (несмотря на то, что класс LTA4+ соревновались на дистанциях свыше 2000 метров до чемпионата мира по гребле 2005 года).

Терминология вида спорта

Coxswain: Рулевой, сидящий на корме, задача которого управлять направлением движения лодки и руководить командой.

Scull: Гребля двумя веслами - по одному веслу в каждой руке.

Sweep: Гребля одним веслом.

Площадки, инвентарь и оборудование

На сегодняшний день академическая гребля (ПОДА) имеет четыре класса лодок:

1. LTA4+ (ноги, туловище и руки рулевой четыре)

Гонки на дистанциях свыше 1000м (с 2006г – ранее 2000м)

Подвижное сиденье

Смешанная лодка (мужчины и женщины)

2. TA2x (туловище и руки)

Гонки на дистанциях свыше 1000м

Неподвижное сиденье

Смешанная (мужчины и женщины) лодка

3. AW1x (одна женщина, только руки)

Неподвижное сиденье

Женская лодка

4. AM1x (один мужчина, только руки)

Неподвижное сиденье

Мужская лодка

Лодки для занятий академической греблей спорта лиц с поражением опорно-двигательного аппарата оборудуются специальными сиденьями, которые могут изменяться в зависимости от класса атлета. На сегодняшний день нет других различий между сиденьями, за исключением следующих: в классе LTA4+ скользящее сиденье, а в других классах неподвижные сиденья. Класс TA 2x располагает сиденьями, которые обеспечивают удобную поддержку. Классы AW1x и AM1x оборудованы специальными сиденьями, поддерживающими прямое положение спины, для лиц с нарушенным равновесием в положении сидя (травмы позвоночника, церебральный паралич). Это обеспечивает поддержку верхней части тела и сохраняет фиксированное положение.

Лодки меньшего размера оборудованы вспомогательными плавучими понтонами, которые работают как стабилизаторы, обеспечивая боковое равновесие.

Классификация спортсменов

Класс LTA (ноги, туловище и руки)

Класс LTA включает гребцов-инвалидов, у которых функционируют ноги, туловище и руки и которые могут использовать подвижную банку (сиденье) для приведения лодки в движение.

Гребцы класса LTA должны соответствовать минимуму требований по степени поражения.

Минимальным поражением является потеря 10% одной конечности или 15% двух конечностей при оценке с помощью функциональных классификационных тестов (как оговорено в заявлении для спортсменов с физическими недостатками), либо полная потеря трех пальцев на одной руке или предплюсневая метатарзальная ампутация стопы.

Обычно спортсмены класса LTA, годные к участию в соревнованиях, имеют следующие поражения:

Ампутация;

Неврологические нарушения, эквивалентные частичному поражению на уровне S1;

Церебральный паралич, класс 8 (CP-ISRA);

Класс ТА (туловище и руки)

Класс ТА включает гребцов, у которых функционирует верхняя часть тела, но которые не способны использовать «подвижную банку» сиденье для приведения лодки в движение ввиду значительно сниженных функций нижних конечностей.

Обычно спортсмены класса TA, годные к участию в соревнованиях, имеют следующие поражения:

Двусторонняя ампутация на уровне колена или поражение четырехглавой мышцы, или

Неврологические нарушения, эквивалентные полному поражению на уровне L3 или частичному поражению на уровне L1.

Комбинация вышеперечисленного, например односторонняя ампутация на уровне колена и поражение четырехглавой мышцы другой конечности, или церебральный паралич, класс СР5.

Класс А (только руки)

Класс А включает гребцов с полной или максимальной дисфункцией туловища (т.е. функционируют только плечи). Гребцы класса А могут прикладывать силу только с помощью кистей и/или предплечий.

Обычно спортсмены, годные к участию в соревнованиях, имеют следующие поражения:

Церебральный паралич, класс 4 (CP-ISRA), или

Неврологические нарушения с полным поражением на уровне Т12 или частичным поражением на уровне Т10.

Трудно назвать точную дату возникновения гребного спорта. Первые упоминания о соревнованиях гребцов есть уже в античной литературе - римский поэт Вергилий описывает в «Энеиде » состязание боевых гребных кораблей, устроенное Энеем - одним из героев троянской войны. В средние века были достаточно распространены цеховые соревнования лодочников. В Лондоне до настоящего времени разыгрывается приз, учрежденный в 1715 году для профессиональных гребцов.

  • В 1718 году Петр I основывает первый в России яхт- клуб «Невский флот », основной задачей которого было участие в парадах на реке Неве во время праздников. Правил соревнований в те времена не было, и условия гонок оговаривались каждый раз особо. Гребцы пользовались в соревнованиях своими лодками и старались вносить в них усовершенствования.
  • В 1830 году в Англии появились первые лодки с выносными уключинами, что позволило сделать корпус более узким и легким, а судно более быстроходным. Через 25 лет стали применять подвижные сиденья. Теперь при выполнении гребка работали ноги, и еще больше увеличивалась скорость. Этот период и следует считать началом истории гребли, называемой «академической». Лодки стали изготавливать из более легких материалов. Их тщательно отделывали и обрабатывали поверхность. Появились суда с гладкой, (скифовой) обшивкой.
  • Вторая половина 19-го века характеризуется увеличением количества гребных и яхт- клубов, культивировавших вместе с парусным и гребным спортом. Основанный в 1858 году в Петербурге кружок любителей «Моряк на все руки», переименованный в 1860 году в Санкт- петербургский речной яхт- клуб, разработал первый в России правила проведения гребных гонок. 31 июля 1861 года на средней Неве клубом были организованы первые официальные соревнования на шлюпках с двумя, тремя и четырьмя гребцами, а в 1864 году - первые соревнования на академических лодках. В 1867 году открывается московский речной яхт- клуб «Стрелка», сохранившийся до настоящего времени. Но это были достижения отдельных талантливых трудолюбивых русских гребцов. Ни о каком массовом развитии в дореволюционной России не могло быть и речи. Второе рождение академической гребли состоялось при Советской власти. В первую очередь был открыт широкий доступ в клубы всем желающим заниматься этим видом спорта. Стали строиться новые водные станции, расширилась география гребного спорта, начали готовиться кадры квалифицированных специалистов.
  • Большим событием в истории Советского гребного спорта стала Всесоюзная спартакиада 1928 года . Это были первые крупные соревнования, собравшие всех сильнейших советских гребцов. Героем академической гребли стал ленинградец М. Савримович, победивший в трех классах лодок - в одиночке, двойке и четверке. Традиционное соперничество двух главных гребных центров - Москвы и Ленинграда - принесло победу Ленинградцам. Всесоюзная спартакиада дала мощный импульс дальнейшему развитию гребли в стране. В гребные клубы потянулась молодежь. Возросло количество соревнований, и наиболее интересные из них собрали многотысячную аудиторию зрителей. Академическая гребля завоевывала все большую популярность. Долгое время главными центрами гребного спорта в России оставались Петербург и Москва. Только в 1908 году был создан Всероссийский союз гребных обществ, объединявший к 1914 году 24 клуба. Подавляющее большинство из них было доступно лишь представителям привилегированных слоев общества. Первый чемпионат России по академической гребле состоялся немного раньше - в 1892 году. Победителем в одиночке стал москвич С. Шустов .
  • В 1892 году образовалась международная федерация гребных обществ, (FISA), начавшая с 1893 года проведение чемпионатов Европы, которые стали в дальнейшем открытыми и для гребцов с других континентов. Основная особенность академической гребли - отсутствие ограничений на конструкцию инвентаря и материалов - была сформулирована в первом же регламенте гонок. Спортсменам

разрешалось участвовать в соревнованиях на своей лодке. Никаких требований к лодке не предъявлялось.

Соревнования

Эта дистанция равняется 4 милям 374 ярдам . Участие в гонке между Кембриджем и Оксфордом - удостаиваются лишь лучшие студенты Университетов. Подготовка к состязаниям начинается в сентябре, в университетских командах Кембридж и Оксфорд проводят отборочные туры, в начале отбирают по 40 студентов, а к декабрю остаются лишь 24-28 сильнейших. Впервые университетская регата была устроена в 1829 году в местечке Хэнли . Два школьных приятеля - Чарльз Меривал и Чарльз Уордсворт - поспорили. Оба они учились в университетах, первый - в Кембридже, второй - в Оксфорде. Разрешить спор, какой из вузов сильнее, решили выяснить в гребле на дистанции четыре с четвертью мили (6,8 км). Кембридж выслал официальный вызов на дуэль , и на свет появилась одна из старейших теперь спортивных традиций Великобритании и всего мира. По нынешний день вызов отправляют проигравшие в предыдущей гонке.

Oxford & Cambridge

В день первой регаты, 12 марта 1829 года на берегах Темзы яблоко могло упасть разве что только в воду, на берегу реки собрались двадцать тысяч любопытных! Никто не ожидал подобного ажиотажа. И уже со следующего года было принято решение проводить заезд в Вестминстере . Но в 1845 году место проведения пришлось вновь сменить, берега в районе аббатства не могли вместить всех желающих, и гонка переехала на шесть миль выше по течению. С 1856 года этот гребная дуэль проводится ежегодно (за исключением перерывов вызванных мировыми войнами). За время этих встреч происходило несколько казусных случаев, в -м и -м экипаж Кембриджа затонул, а в -м и -м подобная участь постигла Оксфорд. В -м обе команды были залиты водой и не дошли до финиша (повторный старт на следующий день выиграл Оксфорд), а в -м Кембридж, несмотря на то, что лодка была заполнена водой до самых краев, сумел финишировать. Это крупнейшая двухдневная регата в мире. В ней ежегодно принимают участие до 8 тыс. спортсменов на более чем 1700 лодках. Кроме того, данное мероприятие постоянно привлекает около 300 тыс. зрителей. Протяженность трассы - 5,1 км. Гребцы стартуют от Бостонского университета и финишируют между мостом Эллиота и Северо-восточным университетом . В конце регаты проводятся самые престижные заезды: «четвёрки» и «восьмёрки» (мужчины и женщины). Участниками являются команды из колледжей, школ, спортивных клубов Новой Англии , а также все желающие в индивидуальном зачёте. Интересно, что возраст гребцов варьируется от 14 до 85 лет. В 2006 году в гонке принимали участие спортсмены из Китая , Хорватии , ЮАР , Ирландии и Нидерландов .

Международная федерация гребли

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ГРЕБНОГО СПОРТА (ФИСА) - организует и проводит соревнования по академической гребле в программе Олимпийских игр, совершенствуют систему проведения соревнований, проводит чемпионаты мира, курирует международные соревнования и проводит работу по развитию вида спорта, расширению географии, совершенствованию правил соревнований, методики подготовки гребного инвентаря и развитию водного туризма. Эту работу выполняют соответствующие комиссии в составе ФИСА.

Основы гребли

Идеальной техники гребли не существует, каждый «академист» имеет свою собственную технику, основанную на различных чуствах и представлениях о гребле. Задачей тренера - является максимальная адаптация индивидуальной техники гребли спортсмена к различным условиям.

Гребок

Есть два основных момента в технике гребка - начало (также «зацеп» или «захват») и конец гребка. Оба они влияют на баланс, скорость движения и траекторию (как горизонтальную, так и вертикальную) движения лодки. С увеличением экипажа (то есть гребцов в лодке), значение этих двух моментов возрастает, так как в «идеале» момент начала и конца гребка всех членов экипажа должен быть одинаков, на самом же деле разница между гребцами (для профессиональных гребцов) в одном экипаже на момент начала (или конца) гребка составляет несколько сотых, а иногда и тысячных секунды.

Виды гребли академической

Соревнования по академический гребле проводятся среди мужчин и женщин. Академическая гребля делится на парную и распашную греблю. Парная гребля, это гребля двумя веслами, распашная гребля это гребля одним веслом. Состав лодки бывает из одного, двух, четырёх или восьми гребцов. В ряде классов вес спортсмена ограничен.

Одиночка

Соревнования по олимпийской программе проводятся в 14 классах:

  • Одиночки - мужские и женские;
  • Двойки парные - мужские и женские; двойки распашные - мужские и женские; двойки парные легкого веса - мужские и женские;
  • Четверки распашные - мужские и мужские легкого веса; четверки парные мужские и женские;
  • Восьмёрки - мужские и женские;

Классы лодок в академической гребли, не входящие в программу олимпийских игр, но участвующие в программе Чемпионатов Мира:

  • Одиночки - мужские и женские легкого веса;
  • Двойки - мужские распашные с рулевым; двойки мужские распашные легкого веса;
  • Четверки - мужские распашные с рулевым; четверки - распашные женские, четверки - мужские и женские парные легкого веса;
  • Восьмёрки - мужские легкого веса;

Вес рулевого ограничен (если он меньше нормы, то в лодку кладут балласт), а его пол не зависит от пола членов экипажа. В женском экипаже может быть рулевой-мужчина, и наоборот. Исключение - Олимпийские игры (там все должны быть одного пола).

Изредка на коммерческих турнирах проводятся также соревнования смешанных четверок и восьмерок, наполовину состоящих из женщин и мужчин.

Особенности академической гребли

Академическая гребля очень сильно отличается от гребли на байдарке и каноэ: как по способу движения, так и по получаемым со стороны спортсмена нагрузкам. Академическая гребля - это один из немногих видов спорта в котором спортсмен задействует около 95 % мышц всего тела. Основные отличия от гребли на байдарках и каноэ таковы:

  • Длина прохождения дистанции
Варируется от 500 метров до 160 километров, взависимости от характера гонок: У юниоров «Б» (младше 16 лет) - 500-1000 метров, у юниоров «А» (16-18 лет) от 1000 до 2000 метров, у «U-23» и старше стандарт 2000 метров. Заезд на дистанцию более 2000 метров - считается марафоном.
  • Способ движения
Для «академистов» характерно движение спиной вперёд, причём коррекция движения лодки осуществляется по специальным дорожкам (буйкам)
  • Инвентарь
  • Скорость движения
До 20 км/ч (средне-ходовая для 8+) и до 30 км/ч (на "рывках" (старт/финиш)), об этом можно судить по показанному времени прохождения дистанции (2000 ). Самимыми скоростными лодками считаются 8+
  • Техника самой гребли

Оборудование

Академические суда - спортивные узкие удлиненные лёгкие лодки с вынесенными за борта уключинами (вертлюгами) для вёсел и подвижными сиденьями (банками). Лодки различаются на учебные (любительские) и гоночные. Учебные лодки как правило шире и имеют более высокие борта.

Сначала лодки делались исключительно из дерева, откуда сложилось разделение типов лодок по способу изготовления. «Клинкер» обшивался набором продольных реек. «Скиф» - фанерой или шпоном ценных пород дерева. Позднее композиционными материалами . Сейчас, когда «клинкерная» техника и «клинкерные» лодки ушли в прошлое «скифами» стало принято называть все гоночные лодки.

С 1980-х годов лодки производятся из углеродных материалов по технологии многослойного сэндвича, с применением в качестве связующего высококачественных эпоксидных смол. Стоимость лодки примерно равна цене автомобиля среднего класса.