Старт в науке. Творческий проект на тему "поэты родного края" Продолжительность работы над проектом

  1. Жизненный путь поэтов.
  2. Альбом стихотворений поэтов.
  3. Заключение.
  4. Список использованной литературы.
  5. Приложение.

“Поэты нашего края”.

(Устный журнал.)

Ведущий. Менделеевская земля богата на творческих людей, особенно мастеров художественного слова. Неиссякаемые поэтические родники нашего края дали народу таких талантливых и неповторимых поэтов и писателей как Егор Уткин, Марсель Гимазетдинов, Дифкат Сирай, Михаил Гоголев, Ильгиз Абдуллин, Виктор Колпаков и многие другие.

Ведущий . Начать наш журнал хотелось бы с рассказа о творчестве Егора Васильевича Уткина. Настоящая поэзия – подобна Солнцу. Её целительные лучи благотворно освещают душу людей, наставляют их на путь добра и любви. В этом то и сила поэтического слова.

Ведущий . Вот послушайте, что ещё расскажут нам об этом авторе.

(Биография, показ сборников стихотворений.)

(Рассказ стихотворения “ Глухой родник ”.)

Ведущий. Виктор Николаевич Колпаков он пришёл в этот мир в зимнюю стужу 41 года и ушёл трагически в ноябре 97 г. Поэт из Тат. – Челнов – его называли “менделеевским Есениным” за “половодье чувств”, за умение передавать в стихах неповторимость человеческой жизни, красоту родной природы.

(Биография о нём, фото, показ сборников стихотворений)

(Рассказ стихотворения “ Берёзовый сок”.)

Ведущий. Замечательный человек, писатель, поэт, художник, философ, член союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а также тонких, изящных по своей красоте стихосложений – верлибров – Михаил Николаевич Гоголев.

(Биография поэта, фото, показ книг.)

(Рассказ стихотворения “Детство”.)

Ведущий . Роберт Латыпович Ясавеев журналист, удивительный в своей талантливости человек – решился на новое для себя и читателей открытие мира в поэтическом слове.

– Биография, фото, показ сборников со стихами.

(Стихотворение “Земляничная поляна”.)

Ведущий. Нельзя обойти внимание Менделеевского татарского поэта Абдуллина Ильгиза Исмагиловича , детство и юность которого прошли в д. Тойгузино.

(Биография, фото, показ книг.)

(Стихотворение “Яз”.)

Ведущий. Можно продолжить разговор о творческих людях, поэтах и писателях Бондюжского края очень долго. Среди них также Гайше Сегдиева, Альберт Талыпов, Назип Фатыхов, Надежда Симулина, Андрей Черняев, Рустам Рузметов, Евгений Вахонин, Радик Ахунзянов . Есть и юное поколение талантов. Так учащийся Тихоновской сельской школы Медведев Сергей стал победителем республиканского конкурса “ Золотое перо”.

Ведущий. С творчеством этих замечательных людей, вы можете ознакомиться в нашей центральной городской библиотеке.

Объект исследования: творчество поэтов родного края.

Предмет исследования: стихотворения для детского круга чтения.

Цель творческого проекта: создать альбом “Поэты родного края”.

Задачи исследования:
– изучить творчество поэтов в литературных источниках;
– выявить стихотворения для детей;
– оформить альбом с содержанием: фотография поэта, его биография, стихи для детей с иллюстрированием учащихся.

Методы исследования:
– анализ, обобщение;
– анкетирование учащихся.

Практическая значимость: создание альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения.

Анкетирование учащихся (3–5 классы).

1. Каких поэтов нашего района вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Глухой родник”, “Берёзовый сок”, “Детство”, “Земляничная поляна”.

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?

Этапы исследования.

1. Посещение школьной, детской и взрослой районной библиотек.

2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева.

3. Вырезки из местных газет.

Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения:
– доступность языка и содержание;
– выбранные стихотворения прочитать в классах, где проводили анкетирование;
– отобрать стихотворения для своего альбома;

Перспективы дальнейшей работы.

1. Прослеживать публикацию о них, быть на встречах, посвященные памяти поэтов Уткина и Колпакова.

2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города.

3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов.

4. Практическая значимость данной работы заключается в создании альбома, который можно использовать на уроках литературного чтения и татарского литературного чтения.

Результаты анкетирования учащихся 3–5 классов.

Из 50 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю – 50 чел.
– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 50 чел.
– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 50 чел.

Заключение.

Нас привлек слог поэтов: понравилась легкость и отрывистость, порывы души, отраженные в каждой строчке к своим землякам, родному краю, проблемам современности.

Изучение жизненного пути и творческих направлений этих поэтов являлось для нас удовольствием. Думаю, что их стихи понравятся и вам. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэтов в течение их жизни.

И не горе – мало жил,
И не горечь – мало дал.
Много жил кто в наши дни,
Всё отдал, кто песню дал!

Все эти поэты стали поистине народными поэтами. Как колос в ростке, так и о себе, о Родине и природе, о любви и радости, о своём поколении, о земле.

Список используемой литературы:

  1. Газета “Менделеевские новости” 1996 г., 2001 г., 2009 г.
  2. Е.В. Уткин “Краса весны”, 1961г., “Привет с полей”, 1967г., “Песни родной стороны”, 1987г.
  3. В.Н. Колпаков “Опоздавшее счастье”.
  4. М.Н. Гоголев роман “Ясень на краю обрыва”.
  5. Р.Л. Ясавеев “Белый вальс”, “Бежит волна”.











Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск? Анкетирование учащихся (3 – 5 классов) 1. Каких поэтов нашего района вы знаете? 2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи - «Глухой родник» - «Березовый сок» - «Детство» - «Земляничная поляна» 3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэтов г. Менделеевск?


Результаты анкетирования учащихся 3 – 5 классов: из 50 опрошенных детей на вопрос 1. Каких поэтов нашего района и города вы знаете? ответ – НИ ОДНОГО НЕ ЗНАЮ – 50 чел.; 2. Слышали ли вы эти стихи? ответ – НЕ СЛЫШАЛИ – 50 чел.; 3. Хотели ли вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов ответ – ДА - 50 чел.


Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет. Этапы исследования: 1. Посещение школьной детской и взрослой районной библиотек; 2. Изучение сборников стихотворений: Е.В.Уткина, В.Н.Колпакова, М.Н.Гоголева, Р.Л.Ясавеева; 3. Вырезки из местных газет.



Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома Критерии отбора стихотворений для детского круга чтения: - доступность языка и содержание; - выбранные стихотворения прочитать в класса, где проводили анкетирования; - отобрать стихотворения для своего альбома



Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов Перспективы дальнейшей работы: 1. Встреча с поэтами 2. Организовать литературную гостиную с участием поэтов нашего города 3. В дальнейшем альбом расширить и дополнить, включив в него стихотворения молодых малоизвестных поэтов






«Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Краса весны» («Яз курке», 1961 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Привет с полей» («Кырлар сэлэме», 1967 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Ночная молния» («Тонге яшин», 1969 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Моя романтика» («Минем романтикам», 1971 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Материк счастья» («Офыкларда алсу болыклар», 1976 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) «Песни родной стороны» («Туган як жиры», 1987 год) Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Последние работы поэта печатались в газете «Светлый путь» в г.Набережные Челны в 1976 году Сборники стихов на татарском языке:


Названия стихотворений, переведенных на русский язык, которые можно взять для детского круга чтения: « Звуки колокольцев» « Звуки колокольцев» «Звездный дождь» «Звездный дождь» «Радуясь солнцу дней» «Радуясь солнцу дней» «Сердце дарю» «Сердце дарю» «У могилы Тукая» «У могилы Тукая» «Глухой родник» «Глухой родник» «Весь мир затих» «Весь мир затих» «Мы как зерна» «Мы как зерна»












Родился в селе Ижевка Родился в селе Ижевка 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров. 27 мая 1956 года. Замечаьтельный человек, писатель, поэт, художник, философ, член Союза писателей России, лауреат премии Э.Касимова, автор более 30 книг: рассказов, повестей, романов, чудесных детских книжек, а так же тонких изящных удивительных по своей красоте стихосложений – верлибров.


Работы М.Н.Гоголева: Картин - более 50 Картин - более 50 Книг – более 30 Книг – более 30 Роман «Ясень на краю обрыва» Роман «Ясень на краю обрыва» Верлибров – более 200 Верлибров – более 200 Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Более 100 публикаций в республиканской прессе (журналах, газетах) Собрание сочинений в 6 томах Собрание сочинений в 6 томах


Стихи - верлибры «Детство» «Детство» «Набережные челны» «Набережные челны» «Во время безоблачного заката» «Во время безоблачного заката» «На свете жил мальчик» «На свете жил мальчик» «Есть люди как Деды Морозы» «Есть люди как Деды Морозы» Книга для детей «Добрый пес» Книга для детей «Добрый пес» Роберт Латыпович Ясавеев родился 8 апреля 1947 года в селе Псеево Менделеевского района. Является заслуженным работником культуры республики Татарстан, членом Союза журналистов, СССР и РТ. Публиковался в ряде республиканских изданий. В время преподает русский язык и литературу.
Стихи для детского круга чтения: «Земляничная поляна» «Земляничная поляна» «Колесный пароход» «Колесный пароход» «Хрустальные ветки рябины» «Хрустальные ветки рябины» «Ожидание» «Ожидание» «Перед дальней дорогой» «Перед дальней дорогой» «У мамы выходной» «У мамы выходной» «Пропахла яблоками осень» «Пропахла яблоками осень» «Хрустальные ветки» «Хрустальные ветки»



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Монашевская средняя общеобразовательная школа»

Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.

Проект:

«Писатели и поэты моего края»

Работу выполнила:

Павлова Злата

Ученица 4 класса, 10 лет.

Руководитель:

Актанова Ольга Геннадьевна

Учитель начальных классов

Менделеевский район РТ, село Монашево

2016 год

I. Введение

Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.

Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.

Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.

Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.

Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.

Краткая аннотация проекта

В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.

Этапы работы над проектом :
- выбор темы проекта
- определение целей и формирование задач проекта
- беседы с учителями школы
- беседы с библиотекарем школы
- работа с ресурсами интернета

Работа по сбору информации
- оформление материалов исследования

II. Основная часть:

Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.

Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.

В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.

Белоногов Александр Егорович (1932)

Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.

В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.


Белоногов Николай Егорович (1938)

Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.

Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.

Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.

Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.

Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.

Петров Михаил Петрович

(1905 - 1955)

Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.

В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.

В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.

В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)

Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)

Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.

Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы . На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова , которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.

III. Заключение

Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».

Ожидаемые результаты : Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.

Список литературы:

1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.

2.Ресурсы Интернет

Исследовательский проект на тему "Поэты родного края"

    Иванова Р.А, учитель начальных классов

    Михайлова Л.А учитель начальных классов

    Чибугаева Елена Петровна учитель начальных классов

Разделы: Внеклассная работа

    Введение

    Этапы жизни и творчества Ямщикова Г.П.

    Особенности произведений поэта

    Результаты социологического опроса

    Заключение.

    Список использованной литературы.

Мальчишка, обездоленный войной,
Я вырос горемычным сиротой,
Я с детства голод с холодом познал
И, сколько стоит лихо, испытал.

Г.П.Ямщиков

Введение

Жизнь любого населенного пункта похожа на жизнь отдельного человека: годы молодости и зрелости, расцвета и забвения, какие-то важные и незначительные события – все это и есть биография. Есть она и у нашего села, которая складывается из жизненного опыта людей, немало сделавших для его процветания, среди них и художники слова, поэты. Для них, поэтов, стихи – голос души, они передают ее состояние. Сила творчества возвышает их над нами, помогает разобраться в себе и окружающих людях.

Никто не может сказать о поэте лучше, чем его стихи. Поэзия не только украшает нашу жизнь, она воспитывает высокие и прекрасные порывы души, зовет к благородным свершениям.

На уроках литературного чтения мы изучаем и подробно знакомимся с творчеством многих поэтов и писателей. Но несправедливо обделяем вниманием поэтов-земляков. Возникла потребность познакомиться и с их творчеством.

Актуальность и выбор темы определяется, прежде всего, новизной, не изученность данной темы, а также неугасающим интересом современных исследователей к творчеству малоизвестных авторов.

Гипотеза

Пропаганда творчества поэтов-земляков способна повысить уровень нравственно-эмоционального развития школьника.

Цели исследования : изучить жизнь и творчество поэта Ямщикова Г.П., вызвать интерес учащихся нашей школы к творческому наследию поэта-земляка, привить любовь к родному краю.

Задачи:

    Изучить материал о творческом и жизненном пути поэта Ямщикова Г.П., познакомиться с его творчеством.

    Выявить основные темы произведений, их идейное содержание.

    Приобщить учащихся к культуре нашей малой родины.

Объект исследования: литературное наследие поэтов села Тихоново.

Предмет исследования : творчество поэта Г.П.Ямщикова.

Методы исследования : поисковый, анализ, анкетирование, беседа и интервью, обобщение.

Этапы работы над проектом:

    Организационный

    Определение темы

    Разработка плана работы

    Практический

    Работа с источниками

    Анализ литературных произведений

    Проведение социологического опроса

    Подведение итогов, оформление результатов.

Практическая значимость : материалы проекта могут быть использованы на уроках литературного чтения, а также классных часах.

Глава 1.

      Этапы жизни и творчества поэта Ямщикова Г.П.

2015 год, как известно, объявлен в России «годом литературы» ». В связи с этим нам хотелось познакомиться с творческой личностью не только, жившей и творившей свои произведения в одно с нами время, нашим современником, но и поэтом, нашим земляком.

Ямщиков Г.П родился в селе Сихтерма Алькеевского района Татарской АССР. Закончил ремесленное училище, служил в армии работал электриком на заводе, в метрологии и автоматизации бумажной промышленности на Байкале и Братске. Стихи начал писать в 40 лет. В село Тихоново приехал в 2001 году. Построил дом, посадил сад, вырастил сына.

Ямщиков Г.П. в этот период не только пишет, но и принимает активное участие в общественной жизни села, становится депутатом Сельского совета, участвует во всех культурных мероприятиях. Его с радостью приглашали в школу, библиотеку, на встречи с жителями.

Жизнь в селе Тихоново отразилась в сборнике его стихов «Добростишки». Своими произведениями Геннадий Петрович Ямщиков стремился не только сказать о том, что его волнует, но и доставить удовольствие, принести радость своим близким, родным и друзьям.

Сборник «Добростишки» был выпушен в 2008 году. Как человек в высшей степени чуткий, он не мог в момент «перестройки», оставаться в стороне, поэт много размышляет о судьбе своей Родины, стихи этого периода проникнуты болью за родную страну.

      Особенности произведений поэта

Основная тема стихотворений Ямщикова – горячая любовь к родной земле. Большая часть произведений посвящена природе, боли за Родину, наполнена гордостью за нее. Человеку необходима связь с его малой Родиной, считает автор. Чтобы не оказаться без корней, без прошлого и будущего, человек обязан знать, чем интересна и богата его земля:

И в память Тихона святого

Селение наше окрестили.

Храм расписал от стен до окон

Елабужский Иван Осокин,

А службу вел,первейшим из попов

Александр Петрович Казаринов

Он пишет о том, что его тревожит, о том, о чем болит душа. Его стихотворения пронизаны теплотой. В каждой строчке он обращается к своим землякам, родному краю, воспевает его красоту: «Дорогое село, не воспетое в песнях, Я смотрю на тебя и любуюсь тобой».

Стихи поэта наполнены любовью к своей стране, душевной пылкостью, малой родине, ее природе. С помощью слова Ямщиков воссоздает волшебные краски природы в окрестностях нашего родного села. Природа – часть его души. Край, ставший родным для поэта, притягивает своей неброской красотой, которую он видит в каждом деревце, в каждой травинке. Затрагивает автор и актуальную сейчас тему экологии:

Ель срубил ты бесполезно?

Здесь всего один ответ:

От браконьерства пользы нет!

Не рубите меня, молодую, не рубите.

Не губите меня, люди, не губите.

В своих стихах поэт старается раскрыть «вечные» темы, желая показать, как прекрасен мир, несмотря на трагедии, потери, невзгоды.

Не обошел поэт стороной и тему войны. Тема войны и мира является одной из основных тем русской словесности с самого начала её существования. Ямщиков Г.П. пишет о не вернувшихся с поля боя, о детях, оставшихся сиротами: «Всё испытали обездоленные дети, Ведь невернувшихся с войны отцов- две трети».

Припомним про сестёр и матерей,

Они в цехах, полях и на лесоповале,

Не хуже танков, самолётов, кораблей,

В тылу победу над врагом ковали.

Произведения Ямщикова Г.П. отличает легкость, удивительная мелодичность и в то же время лаконичность. Его лирика неброская, ненавязчивая, поэт пишет так, как чувствует. Большинство произведений автора небольшие по объему, но тем не менее они наполнены глубоким идейным содержанием. Даже в нескольких строчках поэт способен о многом сказать, многому научить своего читателя. Использование огромного количества языковых выразительных средств, различных синтаксических конструкций – все работает на донесение смысла произведений.

Стихотворения Ямщикова оказывают огромное влияние не только на мысли читателя, но и на его эмоциональное состояние, поэт способен заставить читателя сопереживать, радоваться.

Надо в жизни приветствовать радость,

От себя гнать беду и печаль,

Чтобы стала счастливою старость,

Чтобы прошлого было не жаль.

Когда читаешь эти стихи, возникает желание совершить что-то хорошее по отношению к окружающему миру, людям, живущим рядом с нами. Знакомство с произведениями Ямщикова, несомненно, позволит приблизить наше поколение к литературному богатству родного края. Мы постарались углубиться в самую суть, чтобы понять, что “вело” поэта в течение жизни.

Итак, в ходе анализа произведений нами выделены три основные темы творчества поэта:

    Тема Родины

    Природа, экология,

    Тема Великой отечественной войны.

Глава 2

Результаты социологического опроса

Среди учащихся 1-4 классов школы села Тихоново был проведен социологический опрос. Вопросы анкеты касались поэтов, живших на территории села.

Анкетирование учащихся (1-4 классы).

1. Каких поэтов нашего села вы знаете?

2. Знакомы ли вам прочитанные нами стихи: “Мольба ”, “Тихоновский вальс ”, “Ветеранам Великой Отечественной войны ”, “Вперед, Россия ”, «Песня о Менделеевске».

3. Хотели бы вы узнать о жизни и творчестве поэта Геннадия Петровича Ямщикова?

После обработки полученной информации был проведен анализ данных по проблеме.

Результаты анкетирования учащихся 1-4 классов .

Из 26 опрошенных детей на вопрос:

– каких поэтов нашего района и города вы знаете? Ответ – ни одного не знаю –22чел.

– слышали ли вы эти стихи? Ответ – не слышали – 22 чел.

– хотели бы вы узнать о жизни и творчестве местных поэтов? Ответ – да – 26 чел.

Вывод: большинству учащихся не знакомы имена и произведения поэтов нашего края, что подтверждает актуальность нашего исследовательского проекта. Таким образом, возникает необходимость в дальнейшей разработке данной темы.

Заключение.

На основании проведённого исследования и полученных результатов можно сделать выводы: цель, поставленная нами, достигнута, мы расширили свой кругозор и познакомились с творчеством нашего земляка, стали больше любить и ценить нашу малую Родину.

Результатом работы над проектом явилось создание презентации о поэте-земляке, которую можно использовать на уроках и внеклассных занятиях.

Перспективы дальнейшей работы.

    Продолжить изучение творческого наследия поэтов нашей малой Родины.

    Организовать литературную встречу с участием поэтов села.

    Выпуск поэтической тетради со стихотворениями авторов нашего села и иллюстрациями учащихся школы.

Список использованной литературы:

    Газета “Окно в Тихоново ” 2009 г.

    Сборник «Добростишки» 2008г.

    Сборник «Добростишки» 2009г.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Монашевская средняя общеобразовательная школа»
Менделеевского муниципального района Республики Татарстан.
Проект:
«Писатели и поэты моего края»
Работу выполнила:
Павлова Злата
Ученица 4 класса, 10 лет.
Руководитель:
Актанова Ольга Геннадьевна
Учитель начальных классов
Менделеевский район РТ, село Монашево2016 год
I. Введение
Моя малая Родина – это село Монашево. Удивителен и загадочен край, в котором я живу. Невозможно описать словами бескрайние поля и луга, реки, озёра, леса. Здесь я родилась, росла и делала свои первые шаги. Каждый уголок её прекрасен и щедр. Недаром многие писатели и поэты воспевают наш край в своих стихах и рассказах.
Щедра наша земля природой, разнообразен его растительный и животный мир. И всё же главное его богатство – это люди: доброжелательные, гостеприимные, умные и знаменитые, которыми мы гордимся. А некоторые из них, о которых я хочу сегодня рассказать воспевали эту красоту в своих стихах и рассказах.
Желание познакомиться и познакомить моих сверстников с талантливыми мастерами художественного слова и определило актуальность данной работы.
Исходя из этого, цель моей работы заключается в формировании чувства любви к «малой Родине» через знакомство с творчеством знаменитых поэтов писателей.
Задачи выражаются в воспитании интереса к изучению своего родного края, желании учиться, знать поэтов и писателей, стремлении к чтению, любви к книге.
Краткая аннотация проекта
В каждой строчке стихотворений Монашевских поэтов звучит огромная, искренняя любовь к родному краю, восхищение его красотой. Проект направлен на изучение их творчества. Мне предстояло узнать и обобщить сведения о жизни и творчестве поэтов. Я посетила школьную и сельскую библиотеки нашего села, изучила сборники стихотворений и информацию из интернета. Выделила, какие стихотворения написаны для детей. Узнала, что много его стихотворений внесены в школьную программу по удмуртской литературе.
Этапы работы над проектом:- выбор темы проекта- определение целей и формирование задач проекта- беседы с учителями школы- беседы с библиотекарем школы- работа с ресурсами интернета
- работа по сбору информации - оформление материалов исследования
II. Основная часть:
Славится наша деревня именитыми поэтами и писателями. Это люди, прославившие свою родную землю далеко за её пределами.
Всех их объединяет любовь к родному краю, красоте окружающего мира. Они живут и жили радостями и тревогами своего времени, своей страны.
В их произведениях звучат любовь к родным местам, людям.
4533908064500
Белоногов Александр Егорович (1932)
Родился в дер. Вандэмо (Монашево) Менделеевского района республики Татарстан в крестьянской семье. Его детство выпало на трудные годы войны. Окончил Сарапульскую сельскохозяйственную школу (1954) и Можгинское медицинское училище (1962). Учился в Удмуртском педагогическом институте и на Высших литературных курсах при Литературном институте им. А. М. Горького. Стихотворения Александра Белоногова стали публиковаться в районной и республиканской печати с 1950 г. В 1958 г. вышел первый сборник стихотворений «Нырысетй вераськон» («Первый разговор»), в 1981 г. - первый сборник в переводах на русский язык «Таволга». Александр Белоногов - автор третьего в удмуртской литературе венка сонетов «Вужмонтэм кузьым» («Нестареющий подарок»), своеобразной лирической поэмы о чувстве долга человека перед Родиной и людьми, взрастившими его.
В последние годы Александр Егорович много работает над жанром лирической песни, сам же сочиняет музыку. В 2011 году он стал лауреатом республиканской премии им. Кузебая Герда. В конце мая А. Белоногов вышел из своего дома по направлению к садоогороду и обратно не вернулся; его тело не найдено.
4381513144500
Белоногов Николай Егорович (1938)
Николай Егорович Белоногов родился 18 декабря 1938 г. в деревне Вандэмо (Монашево) Елабужского района Татарской АССР. Среднюю школу окончил экстерном в 1966 г. Поступил во Всесоюзный юридический заочный институт, но-по болезни не окончил его.
Трудовая биография началась с шестнадцати лет. Работал в связи, на дорожном строительстве. В девятнадцать лет - сотрудник газеты «Советской Удмуртия», затем некоторое время с перерывами работал в районных газетах, заведовал отделом культуры Алнашского райисполкома. В 1971 г. вновь вернулся в редакцию газеты «Советской Удмуртия» и по настоящее время работает ее собственным корреспондентом.
Первые литературные произведения опубликованы в 1958 г. Позднее печатался в газетах «Советской Удмуртия», «Дась лу! », журнале «Молот». Его очерки и рассказы звучали по республиканскому радио.
Первая книга «Эн чигы сяськаез» («Не губи цветок») вышла в 1982 г. Ряд произведений включен в коллективные сборники. В 1989 г. вышел второй сборник прозы.
Герои произведений Н. Белоногова - это люди современной деревни, труженики промышленных предприятий, других сфер производства. Большинство его героев - борцы за торжество справедливости, за приумножение нравственных ценностей, болеют душой за сохранение честного имени.
-6096015113000Петров Михаил Петрович
(1905 - 1955)
Петров Михаил Петрович - выдающийся удмуртский писатель родился 21 ноября 1905 г. в деревне Монашево ныне Елабужского района Татарстана в семье крестьянина. С 12 лет остался без родителей. Окончил начальную сельскую школу. В 1923 г. окончил областную совпартшколу и был направлен в военную школу в г. Ульяновск, после окончания которой началась его служба в органах госбезопасности - с 1926 по 1932 гг. служил в войсковых частях г. Тирасполя и Ижевска. С 1933 г. работал в редакциях газеты «Удмурт коммуна» и журнала «Молот», был одним из организаторов Союза писателей Удмуртии.
В литературу М. Петров пришел в конце 20-х гг. На страницах газеты «Гудыри» в 1928 г. были напечатаны его первые рассказы, несколько стихотворений о Красной Армии и ряд частушек.
В 1934 г. выходит в свет первый сборник М.П. Петрова «Ошмес син» («Родник»), создает драму «Зибет зурка» («Иго содрогается»). В годы войны создал серию очерков и рассказов о фронтовых подвигах, вошедших в сборник «Улон понна» («Во имя жизни», 1948).В середине 30-х гг. принимает деятельное участие в фольклорных экспедициях и выпускает три сборника народных песен.
В удмуртской поэзии видное место занимают поэмы М. Петрова: «Былое» (1935), «Слово родному народу» (1938), «Наташа» (1946), «Италмас» (1946), «Песня не умрёт» (1950)
Центральное место в творчестве М. Петрова занимает известный роман «Вуж Мултан» («Старый Мултан», 1954)
Выдающийся писатель удмуртского народа Михаил Петрович Петров внес большой вклад в национальную литературу. Советское правительство высоко оценило его труд, наградив первого из удмуртских писателей орденом Трудового Красного Знамени.
Его давно уже нет в живых, но память о нём жива. В нашей школе часто проводят встречи, конференции, посвященные творчеству классика удмуртской литературы. На этих встречах особая роль отводится Ольге Михайловне Билоус – внучке Михаила Петрова, которая всегда старается присутствовать на них и рассказывает о нём много интересного. Вот и на этой встрече 2015 года она поведала нам интересную историю: оказывается у него есть сын, которого он усыновил во время войны. Мы теперь обязательно постараемся с ним наладить связь. На таких конференциях я стараюсь принимать активное участие. В 20 14 году участвовала в конкурсе стихов с его замечательным стихотворением «Италмас», а также в конкурсе сочинений. В обоих конкурсах заняла 1 место. Мне очень хочется знать о своих земляках всё больше и больше и этим я зажгла своих товарищей. Мы стали собирать о них информацию и оформлять альбомы. Это только начало нашей работы, которую мы собираемся продолжить.
III. Заключение
Я очень горда, что родилась именно на этой земле, где родились такие выдающиеся люди. Народ без прошлого не имеет будущего. Он должен помнить и знать прошлое и настоящее своего края. Существует мудрое изречение: «Чтобы человек был счастливым, у него должны быть «корни и крылья».
Ожидаемые результаты: Эта работа поможет нам в дальнейшей учёбе, так как в старших классах мы более подробно будем знакомиться с творчеством этих писателей, а так же очень хорошим материалом может прослужить при проведении классных часов и конференций.
Список литературы:
1.Петер Домокош «История удмуртской литературы» Издательство Ижевск «Удмуртия», 1993 г.
2.Ресурсы Интернет