Путанши, гардемарины и броненосец мейн. Агнец испано-американской войны линкор "Мэн" ч.1 Версия внешнего взрыва

Назван в честь Мэн Класс и тип судна Броненосный крейсер Изготовитель Верфь ВМФ, Нью-Йорк Спущен на воду 18 ноября 1889 г. Введён в эксплуатацию 17 сентября 1895 г. Статус Взорвался и затонул 15 февраля 1898 года на рейде Гаваны Основные характеристики Водоизмещение 6789 т Длина 98,9 м. Ширина 17,37 м. Осадка 6,55 - 6,9 м. Бронирование пояс - 152-305 мм
палуба - 51 мм
башни главного калибра - 203 мм
барбеты - 305 мм
рубка - 254 мм Двигатели 2 паровая горизонтальная машина, 4 паровых котла Мощность 9000 л. с. Движитель 2 винта Скорость хода 16,4 - 17 узлов Экипаж 355 человек (26 офицеров, 290 моряков, 39 морских пехотинцев) Вооружение Артиллерия 2х2 - 254-мм/30
6х1 - 152-мм/30, 7 - 57-мм, 8 - 37-мм Минно-торпедное вооружение 4х1 - 356-мм ТА Медиафайлы на Викискладе

Корабль известен своей загадочной гибелью в Гаванской бухте , куда он прибыл 25 января 1898 года в связи с происходящими на Кубе народными выступлениями против колониального правления Испании. Вечером 15 февраля 1898 года , корабль взорвался и затонул. В результате взрыва погибло 266 человек: 260 во время взрыва или вскоре после него, и 6 скончались в больнице от полученных травм. Капитан Сигсби и большинство офицеров выжили, потому что их места были в кормовой части судна .

Гибель корабля и большей части экипажа получила широкую огласку в американской прессе, прямо или косвенно обвинявшей Испанию в подрыве крейсера, и таким образом сыграла роль катализатора в формировании общественного мнения в пользу начала испано-американской войны .

История

Знаете ли вы, в каком количестве войн, вторжений, военных конфликтов, переворотов, актов открытой и прикрытой агрессии замешан Мировой-Светоч-Демократии под названием США? За 20-й век и начало 21-го, зафиксировано более 150-ти фактов развязывания войн, а также нападений, бомбёжек, атак и диверсий, военной помощи и финансирования боевых действий.

Символом агрессивной внешней политики США могут служить знаменитые кадры с госсекретарём Колином Пауэллом, который тряс в ООН пробиркой со стиральным порошком. После чего Штаты вторглись в Ирак. Пробирка с якобы химоружием - это, конечно, страшно и жутко. Это щекочет нервы: смотришь и думаешь - откроется ли пробка в руках у темнокожего вруна, или нет?

Но, прошу заметить, та пробирка была совершенно бескровным поводом для начала войны - никто от неё в ТОТ день не погиб. А ведь американцы могли устроить настоящую провокацию с применением реального химоружия. В своей истории США не брезговали куда более грязными средствами и способами. Об одном таком грязном поводе для развязывания войны и будет моя заметка.

Знаете ли вы, что в самом конце 19-го века Соединённые Штаты Америки воевали с Испанией? Тот, кто не знает, наверняка удивится - где же они могли соприкоснуться, ведь у них нет общих границ? Атлантика между ними! А воевали они на обширной территории, на островах двух мировых океанов. Счет погибших с обеих сторон перевалил за 20 тысяч человек...

Та война была развязана за обладание последними осколками Испанской колониальной империи. К концу 19-го века от былого величия испанской Короны не осталось ничего. Кроме трёх «жемчужин»: Кубы, Пуэрто-Рико и Филиппинских островов. Вот на эти лакомые куски и положило глаз правительство США.

Соединённым Штатам Америки нужен был очень веский предлог для объявления войны Испании. Но он никак не находился. Осторожные испанцы понимали, что им никогда не победить исполина, и делали всё возможное, чтобы избежать конфликта.

Американцы устали ждать, и тогда решили сами устроить провокацию, которая должна была стать тем самым Casus belli - так древние латиняне называли повод для войны. В январе 1898 в столицу Кубы город Гавану, якобы с дружественным визитом прибыл американский броненосный крейсер «Мэн» . Почему якобы? Да потому что все уже понимали, что это неприкрытый вызов и демонстрация военной силы. Броненосец - это вам не пробирка со стиральным порошком.

Должно было произойти что-то страшное. И оно произошло.

15 февраля 1898 года в бухте Гаваны на борту крейсера «Мэн» раздался взрыв чудовищной силы. И корабль затонул. Взрыв произошел поздно вечером, как раз в то время, когда экипаж готовился ко сну. Поэтому жертв было много. Погибли 266 человек. Чудесным образом выжили командир крейсера Сигсби и несколько офицеров. Они остались в живых, потому что их каюты были на корме. А взрыв раздался в носовой части крейсера - в передних крюйт-камерах, рядом с жилыми отсеками нижних чинов.

Спустя годы, во время подъема искорёженного корабля подтвердилась версия специалистов о том, что крейсер был взорван ИЗНУТРИ . Как только это выяснилось, так тут же американцы неожиданно свернули все работы по дальнейшему подъему корабля, а документы, связанные с гибелью крейсера, засекретили. А изуродованную взрывом носовую часть броненосца разрезали на металлолом.


Также интересен тот факт, что в момент диверсии почти все офицеры крейсера были в увольнении на берегу, а погибшие матросы в основном были неграми. А их в тогдашних Штатах и за людей-то не считали.

Сразу же после взрыва США обвинили во всём произошедшем Испанию, в американской прессе началась истерика, газеты пестрели патриотическими заголовками, общественность негодовала, и проклинала подлых испанцев, взорвавших красавец-броненосец «Мэн».

Долгожданный «казус белли» был найден.

22-го апреля 1898 года флот США начал блокаду Кубы. А вечером того же дня американская эскадра контр-адмирала Сэмпсона вышла на внешний рейд Гаваны и открыла огонь по испанским береговым батареям. В ответ на это Испании ничего не оставалось делать, кроме как на следующий день - 23 апреля - объявить войну США. И это была её большая ошибка. Погорячились темпераментные испанцы.

Война велась на двух океанах: на Карибах американцы высадили десант на Кубу и Пуэрто-Рико , а в Тихом Океане отвоевали себе Филиппины и остров Гуам . Во время морского боя у филиппинской провинции Кавите американская эскадра отправила на дно испанскую, состоящую из 10-ти вымпелов. Причем, пять из них испанцы затопили сами. Примечательно, что американские корабли даже не получили ни одного серьезного повреждения.


За всё время конфликта обе стороны потеряли погибшими и умершими от болезней больше 20 тысяч человек. Спустя четыре месяца война закончилась полным поражением Испании. Согласно Парижскому мирному договору Пуэрто-Рико, Филиппины и Гуам становились владениями США. А Куба, хоть и провозглашалась формально независимым государством, но фактически превращалась в американскую колонию.

У меня в Испании живут родственники. Так вот, они говорят, что у них есть поговорка, которую применяют в том случае, когда теряют что-то очень ценное. К примеру, если некий человек потеряет золотой браслет или дорогие часы, или разобьет новый автомобиль, то его успокаивают так:

«Не переживай, Испания на Кубе потеряла больше!»...

Главные итоги американо-испанской войны заключаются в двух важных моментах.

Первый: Америка приросла новыми обширными территориями.

И второй: На примере униженной Испании она показала всему миру, кто является хозяином в Западном полушарии. С дальнейшей перспективой влияния и в Восточном полушарии тоже. Та война показала мощь нового американского государства и превратила его в ключевого игрока на мировой политической арене. Та война открыла новую эпоху истории США - эпоху её мировой гегемонии.


USS Maine

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Артиллерия главного калибра

  • 4 (2×2) × 254-мм орудий 10"/30 Mark 2 .

Артиллерия среднего калибра

  • 6 × 152-мм орудий 6"/30 Mark 3 .

Противоминная артиллерия

  • 7 × 57-мм орудий Driggs-Schroeder .

Дополнительное вооружение

  • 8 × 37-мм орудий;
  • 4 картечницы Гатлинга.

Торпедное вооружение

  • 4 х 457-мм надводных ТА .

USS Maine (рус. «Мэн» или «Мэйн» ) - броненосец ВМС США (изначально считался броненосным крейсером). Корабль строился в течение 7 лет и к моменту ввода в строй успел устареть. В боевых действиях участия не принимал, зато получил широкую известность после взрыва в порту Гаваны 15 февраля 1898 года - события, послужившего поводом для начала Испано-американской войны .

История создания

Предпосылки к созданию

Сравнение южноамериканских броненосцев и кораблей ВМС США, построенных в качестве ответа на их постройку


Корабль Страна Ввод в строй Водоизм.
т
Скорость
уз
Артиллерия
(калибр более 57 мм)
Торпедное
вооружение
Бронирование
мм
Riachuelo
Aquibadan
1883
1886
5750 15,5 4x234 мм
4x140 мм
5x356 мм Пояс - 178-280
Палуба - 50-76
Башни - 254
Рубка - 254
Capitan Pratt
1891 4200 18,3 4x240 мм
8x120 мм
4x450 мм Пояс - 100-300
Палуба - 14-50
Башни - 50
Рубка - 260
USS Maine США
1895 6789 16,5 4x256 мм
6x152 мм
4x457 мм Пояс - 178-305
Палуба - 51-102
Башни - 203
Рубка - 254
USS Texas США
1895 6417 17,8 2x305 мм
6x152 мм
4x356 мм Пояс - 152-305
Палуба - 51
Башни - 305
Рубка - 305

Финальный вариант проекта USS Maine

Проектирование

Для выбора проекта броненосного крейсера USS Maine Военно-морское министерство США решило организовало конкурс, победителем которого стал проект Бюро строительства и ремонта (Bureau Construction and Repair ) - структуры флота, ответственной за разработку, расчеты и оценку проектов кораблей. Чертежи корабля, получившего обозначение ACR-1 , были разработаны в 1886 году и утверждены 1 ноября 1887 года. В соответствии с первоначальным проектом, крейсер должен был иметь водоизмещение 6744 тонны, длину-94,5 м, ширину - 17,7 м, осадку - 6,7 м. Орудия главного калибра предполагалось установить в барбетах , прикрыв только щитами.

Постройка

Заказ на постройку корабля получила казенная верфь New York Navy Yard в Бруклине. Стоимость корабля первоначально оценивалась в 2,5 миллиона долларов США без учета стоимости вооружения. Подготовка к строительству началась в июне 1888 года, официально корабль был заложен 17 октября 1888 года. На этот момент USS Maine был крупнейшим кораблем, заложенным на американских верфях.

USS Maine сразу после спуска на воду

Строительство корабля затянулось на семь лет. В числе причин задержек был пожар в помещении верфи, уничтоживший рабочий комплект чертежей корабля. Поставка броневых плит задержалась на целых три года - американская промышленность в тот момент не была готова к строительству крупных кораблей. Спуск крейсера на воду состоялся 18 ноября 1890 года. В церемонии спуска на воду принял участие министр ВМФ США Бенджамин Трэйси, крестной матерью корабля выступила его внучка.

Планировалось, что USS Maine будет введен в строй в середине 1892 года, однако достройка затянулась до 1895 года. Корабль был принят заказчиком лишь 17 сентября 1895 года.

Описание конструкции

Корпус

USS Maine имел длину 98,9 м, ширину 17,4 м и осадку 6,9 м. Корпус был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков и имел двойное дно протяженностью около 60 м. Корпус корабля был достаточно длинным и узким, характерным скорее для быстрых крейсеров, однако не самое удачное распределение веса замедляло его.

Бронирование

Основной бронепояс корабля, изготовленный из никелированной стали, имел максимальную толщину в 305 мм в верхней части, постепенно утончаясь книзу до 178 мм. Длина бронепояса составляла всего лишь 54,9 метров - он прикрывал машинные отделения и погреба главного калибра, высота - 2,1 м (из них - 0,9 м выше ватерлинии). Дальше к оконечностям бронепояс шел с наклоном вглубь корабля, имея толщину 203 мм и соединяясь с бронированными 152-мм траверзами .

Броневая палуба имела толщину 51 мм в горизонтальной части и 76 мм на скосах и закрывала пространство от носа до кормы, ближе к корме уходя под ватерлинию для того чтобы прикрыть гребные валы и рулевое управление.

Круглые башни имели 203-мм бронирование, барбеты имели толщину 305 мм, боевая рубка была защищена 254-мм броней.

Считается, что у бронирования USS Maine было два основных недостатка - отсутствие какого-либо бронирования против малокалиберной артиллерии в верхней части корабля, и использование никелированной брони, имевшей менее высокую эффективность по сравнению с гарвеевской и крупповской броней, которые к тому времени уже начали появляться на боевых кораблях, в том числе американских.

Котлы USS Maine

Энергетическая установка и ходовые качества

На USS Maine была установлены две вертикальные паровые машины тройного расширения производства компании N.F.Palmer Jr. & Company’s Quintard Iron Works of New York , разделенные между собой водонепроницаемой переборкой. Пар для них поставляли восемь односторонних огнетрубных «шотландских» котлов. Запас угля для котлов составлял 910 тонн, что было слишком мало для такого крупного корабля и ограничивало дальность хода.

На испытаниях корабль смог показать скорость в 16,45 узлов, так и не достигнув проектной скорости в 17 узлов.

Вооружение

Сводная таблица основных характеристик артиллерии USS Maine

10″/30
Mark 2
6″/30
Mark 3
57-мм
Driggs-Schroeder
37-мм
орудие
Калибр, мм 254 152 57 37
Количество стволов, шт 4 6 7 8
Длина ствола, калибров 30 30 45 40
Масса снаряда, кг 236 48 2,7 0,45
Начальная скорость снаряда, м/с 610 594 570 550
Дальность стрельбы, м 18200 9000 8000 3200
Практическая скорострельность, выстрелов/мин 0,6 1,5 20 25
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 5000 м., мм 175 н.д. н.д -
Бронепробитие вертикальной стальной плиты на дистанции 8000 м., мм 147 - - -

Главный калибр

Главный калибр броненосца USS Maine был представлен четырьмя 254-мм орудиями Mark 2 с длиной ствола 30 калибров. Они стреляли снарядами весом 236 кг на расстояние до 18 км. Диапазон вертикальной наводки менялся от −3° до 15°.

Первоначально планировалось установить эти орудия в открытых барбетах, прикрыв их щитами, но в ходе строительства стало понятным, что расчеты артиллерии главного калибра должны быть надежно защищены от огня малокалиберной артиллерии, и проект был изменен для размещения орудий в башнях. Из-за связанного с ними дополнительного веса башни пришлось разместить на одну палубу ниже по сравнению с изначальным проектом, и это затрудняло их использование при сильном волнении.

Башни имели диагональное размещение, и на практике оказалось, что это вызывает целый ряд проблем. Во-первых, они не были сбалансированы, и поворот башен вызывал крен корабля, что затрудняло наводку и ограничивало углы стрельбы. Во-вторых, стрельба на «чужой» борт приводила к повреждению надстроек дульными газами. USS Maine и USS Texas стали последними кораблями ВМС США, на которых использовалось диагональное размещение башен артиллерии главного калибра.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Вспомогательная артиллерия USS Maine включала шесть 152-мм орудий, смонтированных в казематах и ориентированных по два в нос и корму и по одному - в сторону бортов. Они стреляли 48-кг снарядами на расстояние до 9 км.

Торпедный аппарат USS Maine

Малокалиберное вооружение состояло из семи 57-мм пушек Driggs-Schroeder , установленных на надстройках, и восьми 37-мм пушек - на надстройках, в корме и на боевых марсах.

Минно-торпедное вооружение

На USS Maine были установлены четыре 457-мм надводных торпедных аппарата, расположенных по бортам. Предполагалось также, что корабль будет нести две 15-тонных миноноски, вооруженных 356-мм торпедным аппаратом и 37-мм орудием, но лишь один такой катер реально был построен. На испытаниях выяснилось, что его максимальная скорость не превышает 12 узлов, и в дальнейшем он использовался только как учебный корабль.

USS Maine в 1895 году

История службы

Служба

USS Maine вошел в строй 17 сентября 1895 года, первым капитаном стал кэптен Арент Крауниншилд. После загрузки на корабль боекомплекта в начале ноября 1895 года он был включен в состав Североатлантической эскадры. Большую часть своей недолгой карьеры USS Maine провел в составе этой эскадры, участвуя в походах и учениях у восточного побережья США и в Карибском бассейне. В 1896 году USS Maine был переклассифицирован в броненосец второго класса (2-nd class battleship ). 10 апреля 1897 года кэптен Чарльз Дуайт Сиксби сменил Крауниншилда на посту командира корабля.

USS Maine входит в гавань Гаваны за три недели до гибели

Гибель

В 1895 году на Кубе началась активная вооруженная борьба против испанского колониального владычества. С самого начала США поддерживали революционеров, некоторые американские СМИ вели агитацию за интервенцию США на Кубу. Под давлением внутренних и внешних факторов в конце 1897 года Испания, идя навстречу бунтовщикам, сменила Кубинскую администрацию.

Затопленный броненосец USS Maine в Гаване

В январе 1898 года в Гаване возник мятеж, поднятый кубинцами, поддерживавшими Испанию. Посол США запросил у Вашингтона помощи для защиты американских граждан, находившихся в городе, и 25 января в порту Гаваны бросил якорь броненосец USS Maine , вызванный из Флориды. Присутствие в гавани крупного американского корабля успокоило обстановку, и три недели город жил относительно спокойной жизнью. Однако вечером 15 февраля около 21:40 на броненосце в районе носовых артиллерийских погребов произошел мощнейший взрыв, разрушивший носовую часть корабля. Броненосец быстро затонул. Большая часть команды в это время находилась на корабле в своих каютах, и 260 человек погибли, не успев выбраться с тонущего броненосца. Спаслись 89 человек, в том числе капитан и значительная часть офицерского состава.

Расследование

Сразу же после взрыва были организованы две комиссии для расследования причин и обстоятельств взрыва - американская и испанская. Изучив имеющиеся факты и свидетельства, комиссии, как часто бывает в подобных сложных с политической точки зрения ситуациях, пришли к противоречащим друг другу выводам.

Испанская комиссия настаивала на том, что источник взрыва находился внутри корабля. Основным предположением было самовозгорание угля в одной из угольных ям, расположенных недалеко от носовых артиллерийских погребов. Свидетельствами, подтверждающими эту версию, по мнению испанцев были:

  • отсутствие водяного столба, характерного для взрывов в воде, например при взрывах мин
  • вечером 15 февраля ветер отсутствовал и волнения не было, что не подтверждало версию о дрейфовавшей к кораблю испанской мине
  • отсутствие в воде проводов, наличие которых могло говорить о дистанционном взрыве мины при помощи электричестве
  • отсутствие в гавани мертвой рыбы - обычного следствия мощного взрыва в воде

Американская комиссия пришла к выводу, что гипотеза о самовозгорании угля и последовавшем за этим взрывом погребов не выглядит убедительной. Основой версии американцев стали заявления свидетелей взрыва о том, что они слышали два последовательных взрыва и то, что по мнению обследовавших останки корабля водолазов части киля были завернуты внутрь корабля. Итоговый вывод комиссии содержал утверждение о том, что причиной взрыва USS Maine стал взрыв подводной мины, который вызвал детонацию двух или большего количества носовых артиллерийских погребов.

Последствия взрыва

Как только известие о гибели броненосца достигло США, многие американские СМИ развернули активную кампанию по раскручиванию скандала. Так, «New York Journal» в течение недели после взрыва посвящал погибшему броненосцу материалы средним объемом около восьми страниц. Очень быстро общественное мнение, и без того поддерживавшее борцов за независимость Кубы, было настроено на резкое обострение отношений с Испанией.

Гибель USS Maine непосредственно не привела к началу войны, но создало атмосферу, в которой силам, желавшим конфликта, оказалось достаточно просто довести ситуацию до нужной им точки. В апреле 1898 года США и Испания объявили друг другу войну, известную как Испано-американская , и один из популярных в США лозунгов звучал так: «Remember the Maine! To Hell with Spain» («Помните „Мэн“! К черту Испанию!»)

Разборка и затопление останков корабля

Корпус корабля, лежавший в гавани кубинской столицы, создавал помехи в использовании порта, и правительство Кубы неоднократно обращалось к США с просьбами о расчистке гавани. Кроме того, американцы хотели поднять и захоронить останки 70 матросов, остававшихся погребенными в помещениях затонувшего броненосца. В 1910 году Конгресс США санкционировал выделение средств на подъем и затопление в другом месте останков корабля, и вскоре работы начались.

USS Maine - 11 июня 1911 года

Армейские инженеры соорудили вокруг останков броненосца кессон из соединенных между собой стальных цилиндров шириной около 15 метров, засыпанных землей, и откачали из него воду. К 30 июня из воды показалась палуба корабля. Надстройки и палубы демонтировали, корабль разделили на две части, а относительно целую корму в месте разреза закрыли специально сооруженной водонепроницаемой переборкой. Из помещений корабля извлекли останки моряков для последующего захоронения.

13 февраля 1912 года в кессон вновь запустили воду, и кормовая часть всплыла. 16 марта 1912 года кормовая часть броненосца была отбуксирована в открытое море в четырех милях от побережья Кубы, где ее торжественно затопили под салют с двух боевых кораблей ВМС США. Останки моряков были захоронены на Арлингтонском мемориальном кладбище.

Дальнейшие расследования

Причины гибели броненосца продолжали вызывать интерес и после окончания войны, и за прошедшие годы было проведено несколько расследований, так до конца и не прояснивших причины гибели корабля.

В 1911 году, в рамках мероприятий по удалению останков USS Maine из гавани Гаваны освобожденный от воды корпус корабля был тщательно обследован. Новая американская комиссия сделала те же выводы, что и предыдущая - причиной взрыва погребов стал взрыв мины, хотя по ее мнению внешний взрыв произошел в другом месте.

В 1974 году адмирал США Хайман Риковер организовал частное расследование гибели броненосца. В качестве материалов использовались материалы предыдущих расследований и документы из архивов ВМС США. Адмирал пришел к выводу, что причиной взрыва стало самовозгорание угля, а не взрыв мины.

В 1998 году журнал «National Geographic» провел свое расследование, используя архивные материалы и компьютерное моделирование. Определенных выводов сделано не было: обе версии - и про самовозгорание угля, и про взрыв мины были признаны имеющими право на существование.

В 2002 году телеканал «The History Channel» снял документальный фильм про взрыв на USS Maine , в котором авторы фильма пришли к выводу, что причиной взрыва стали самовозгорание угля и дефекты водонепроницаемой переборки между угольной ямой и погребами.

Помимо результатов расследований, существует теория о том, что взрыв был организован самими американцами для того, чтобы создать основания для развязывания войны с Испанией. Этой версии, в частности, придерживаются официальные историки Кубы. Так, на монумент в Гаване, посвященный гибели броненосца, в 1961 году была нанесена надпись «Посвящается погибшим на „Мэне“, которые были принесены в жертву алчности империалистов и их желанию взять под контроль остров Куба».

См. также

Примечания

Литература и источники информации

Литература

  • Norman Friedman U.S.Battleships. An Illustrated Design History . - Annapolis: Naval Institute Press, 1985. - 479 с. - ISBN 0-87021-715-1
  • Robert Gardiner Conway"s All The World"s Fighting Ships 1860-1905 . - London: Conway Maritime Press, 1979. - 448 с. - ISBN 0-85177-133-5
  • Ненахов Ю.Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910 . - Минск: Харвест, 2006. - 464 с. - ISBN 985-13-4080-4
  • Lawrence Burr US Cruisers 1883-1904: The birth of steel navy . - New Vanguard.143. - Oxford: Osprey Publishing, Ltd., 2008. - 52 с. -

Доброе Мировое Зло (Миф)

Утром 15 февраля 1898 года над столицей Кубы Гаваной прокатился раскатистый гул взрыва. Те, кто в это время был на набережной, увидели, как над носовой частью двухтрубного военного корабля сверкнула яркая вспышка, и тотчас он окутался густыми клубами черного дыма. Через несколько минут корабль исчез под водой. Так погиб американский броненосный крейсер «Мэн», который десять дней назад пришел в Гавану с визитом дружбы.

К месту катастрофы немедленно бросились шлюпки испанского крейсера «Альфонсо XII». Моряки постарались сделать все возможное, чтобы помочь немногим уцелевшим с «Мэна».

Вскоре стали известны и некоторые подробности катастрофы. По словам капитана Сигби, командира крейсера, катастрофа произошла совершенно неожиданно. В 9 часов 40 минут, когда часть команды еще спала, крейсер вздрогнул от необычайно сильного взрыва в носовой части, приподнялся, потом тяжело осел в воду и затонул. Сам Сигби при взрыве был ранен в голову, но до последних минут своего корабля пытался спасти если не его, то хотя бы команду. Однако усилия капитана оказались тщетны: «Мэн», обращенный в груду изуродованных развалин, увлек за собой на дно бухты 266 моряков – три четверти экипажа.
Каковы же были причины катастрофы?

По мнению испанцев, «Мэн» погиб от внутреннего взрыва в носовом погребе боезапаса. Причину взрыва можно было установить, обследовав обломки погибшего корабля. «Мэн» лежал на небольшой глубине, и сделать это было сравнительно легко.
Иначе считали в Соединенных Штатах Америки.

Не запросив разрешения Испании, чьей колонией в то время была Куба, в Гавану отправили специальную следственную комиссию, состоявшую из четырех американских морских офицеров. 19 февраля комиссия приступила к работе.

Мадриду не понравилось столь бесцеремонное поведение своего северного соседа, и 25 февраля кубинский губернатор Бланко заявил официальный протест. Одновременно испанцы предложили Америке разумный, по их мнению, компромисс: создать для расследования катастрофы смешанную испано-американскую комиссию. Однако предложение Бланко было отклонено, притом в довольно невежливой форме.

Пока четверо американцев обследовали обломки «Мэна», в США подозрительно быстро, если не сказать организованно, вспыхнула ярая анти-испанская кампания, недвусмысленно призывавшая американцев к войне с Испанией.

«Военный корабль «Мэн» расколот секретной адской машиной врага!», «Мэн» предательски разрушен!» – надрывалась газета «Джорнел», а «Уорлд» откровенно требовала от правительства новых шагов: «Разрушение «Мэна» должно быть основанием для приказа нашему флоту отплыть в Гавану!»

Газетам вторил заместитель морского министра США Теодор Рузвельт, горячий сторонник войны с Испанией и будущий президент США, творец доктрины «большой дубинки».

Печать, государственные и политические деятели США неустанно призывали «среднего американца» к войне, упорно вдалбливая ему в голову зловещий призыв: «Помни о «Мэне»!»

Правительство США, торопя события, ассигновало 50 млн. долларов на нужды «национальной обороны», у военной промышленности резко возросли заказы – Соединенные Штаты открыто готовились к войне.

Тем временем закончила работу американская следственная комиссия и 21 марта опубликовала свой отчет. Судя по материалам расследования, «Мэн» погиб от взрыва подводной мины или торпеды. Хотя комиссия и не называла виновников катастрофы, но пропагандистская машина уже успела сделать свое: каждому американцу было ясно, что во всем повинны испанцы. Версию США повторила пресса многих стран. Некоторые издания осторожно выражали сомнения в том, что «Мэн» погиб от диверсии. Вот что писал русский журнал «Вокруг света»: «Три недели назад на рейде Гаваны взлетел на воздух пришедший туда североамериканский броненосец «Мэн». Причина взрыва – одна из торпед, опущенная испанцами в воду для защиты гавани». Концовка сообщения явно отрицает умышленный характер катастрофы…

Естественно, испанская сторона категорически не согласилась с выводами американских экспертов и создала свою комиссию, однако американцы даже не разрешили ей осмотреть обломки «Мэна». Испанцам пришлось ограничиться опросом свидетелей взрыва. Восстановив таким образом ход катастрофы, они сделали вывод, что вопреки версии США взрыв 15 февраля был внутренним. Результаты своей работы испанская комиссия опубликовала 28 марта.

Тем временем президент Мак-Кинли обратился к конгрессу с очередным посланием, в котором заявил: «Потеря «Мэна» ни в коем отношении не была результатом небрежности со стороны офицеров или членов команды указанного корабля. Корабль был разрушен взрывом подводной мины, который вызвал взрыв двух… передних складов боеприпасов».

Мак-Кинли не назвал испанцев виновниками катастрофы, но всю ответственность за нее возложил на Мадрид, мотивируя это тем, что «Мэн» погиб в территориальных водах Испании.

Со столь скороспешными выводами многие не согласились. В частности, авторитетный русский «Морской сборник» напомнил читателям некоторые факты, частично подтверждающие испанскую версию, – два года назад в угольных ямах американских крейсеров «Цинциннати» и «Нью-Йорк» самопроизвольно вспыхнул брикетный уголь. Пожар угрожал погребам боезапаса. Катастрофу удалось предотвратить буквально чудом, затопив в последний момент погреба забортной водой. По мнению «Морского сборника», такой же пожар на «Мэне» мог вызвать и роковой для него взрыв в носовом погребе.

Ультиматум
Но в Соединенных Штатах упорно не хотели слышать ничего, что помешало бы готовящейся агрессии. Правительство ответило своему президенту открытым призывом к войне, правда, слегка прикрытым лицемерными рассуждениями нравственного и религиозного толка: «Невозможно дольше терпеть ужасающее положение вещей, в течение трех с половиной лет господствующее на Кубе. Оно возмущает нравственное чувство американского народа, является позором для христианской цивилизации и завершилось гибелью федерального военного судна «Мэн» с 266 лицами его экипажа во время дружественного посещения гаванской бухты».

Убедившись в полной поддержке правительства, Мак-Кинли заявил 11 апреля: «Интервенция есть наш особый долг, поскольку все это совершается у наших границ». Президент оправдывал войну интересами безопасности Соединенных Штатов, которым, само собой разумеется, никто не угрожал…

20 апреля американский посол Вуд-форд предъявил Мадриду ультиматум: Соединенные Штаты требовали, чтобы Испания отказалась от Кубы и вывела из ее района свою армию и флот. Срок ультиматума истекал 23 апреля, но уже за день до этого американская эскадра адмирала Симпсона вышла из Ки-Уэста, чтобы блокировать кубинские воды, а на следующий день эскадра адмирала Дьюи отправилась к Филиппинам. Не раздумывая, президент США сделал еще один решительный шаг – объявил о призыве в армию 25 тыс. добровольцев.

Испано-американская война, первая война эпохи империализма, война за передел мира, закончилась внушительной победой США. Отсталая, полуфеодальная Испания вынуждена была отказаться от Филиппин и своих владений в Вест-Индии. Куба на долгие годы превратилась в полуколонию США, пока не стала свободной после национально-освободительного восстания, которым руководил Фидель Кастро.

Испания потеряла в этой войне почти все, чем владела, – и колонии, и военно-морской флот. Потери Америки были неизмеримо меньше. Победная война как-то быстро стерла из памяти американцев воспоминания о ее жертвах, первыми из которых были 266 моряков «Мэна». Осталась нераскрытой и тайна гибели корабля.

Кому выгодно?
Этот традиционный вопрос юристов поможет нам несколько приподнять завесу таинственного над взрывом 15 февраля 1898 года. В самом деле: кому выгодно?

Конечно, не морякам «Мэна». Кстати сказать, позже установили, что в котельном отделении и угольных ямах погибшего крейсера не было вообще никакого пожара и что тем не менее взрыв произошел внутри корабля.

Быть может, Испания жаждала вступить в военный конфликт с Соединенными Штатами Америки? Скорее всего нет. К концу XIX века она растеряла остатки былого могущества. В довершение ко всему ее армия вот уже несколько лет пыталась усмирить кубинских повстанцев, которые мужественно сражались за свою независимость. Методы борьбы карателей с повстанцами привели Испанию к политической изоляции. На заокеанских владениях Испании, разбросанных на островах Вест-Индии, находилась измотанная постоянными боями с кубинцами 90-тысячная армия, против которой Америка выставила 170 тыс. вооруженных до зубов вояк…

О боеспособности испанской армии и флота лучше всего говорит почти анекдотический эпизод «захвата» американцами Гуама. Едва только крейсер «Чарльстон» выпустил по фортам Гуама первые семь снарядов, как губернатор отправил на его борт своего офицера с извинениями за то, что он не может ответить «Чарльстону» салютом из-за отсутствия пороха на береговых батареях! Американцы, конечно, приняли его извинения, добавив, что в подобных почестях нет необходимости, поскольку губернатор и его подчиненные отныне могут считать себя военнопленными.

Естественно, что в таких условиях Испания не только не помышляла о войне с Соединенными Штатами, но, больше того, стремилась всеми силами уладить конфликт мирным путем. Но этого-то меньше всего хотели в США.

Короткая испано-американская война имела долгую предысторию: Соединенные Штаты начали готовиться к ней за несколько лет до взрыва «Мэна».

Еще в феврале 1895 года, одновременно с началом восстания на Кубе, США начали мощную антииспанскую пропагандистскую кампанию. Формальным поводом для нее послужили жестокости карателей в борьбе с кубинскими повстанцами. На самом деле американские капиталисты и мысли не допускали о свободной и независимой Кубе. Им была нужна другая Куба – поставщик дешевого сахара и табака, удобная военно-морская база, контролирующая Карибское море и вход в Панамский канал.

Еще президент Кливленд «прощупывал» испанское правительство на предмет купли-продажи Кубы, но получил категорический отказ. И тогда Америка начала готовиться к войне.

6 декабря 1897 года, за два месяца до взрыва «Мэна», Мак-Кинли в послании конгрессу заявил: «Если впоследствии окажется, что паши обязательства перед самими собою, перед цивилизацией и человечеством потребуют от нас применить силу, то это не будет поставлено нам в упрек, поскольку необходимость таких действий будет настолько очевидна, что вызовет поддержку и одобрение цивилизованного мира».

Ссылки на «обязательства» перед «цивилизованным» (а в наши дни – перед «свободным») миром использовались американской пропагандой 110 лет назад так же, как они используются и теперь, причем появляются они, как правило, когда США не могут найти лучшего предлога для объяснения своей агрессивной политики…

Антииспанская кампания в США принимала самые разнообразные формы – от призывов к войне до сбора средств для бедствующего населения Кубы.

Тем временем на Кубе произошло событие, которое сразу же использовали в своих интересах США. 12 января 1898 года пять тысяч сторонников испанского колониализма устроили на острове демонстрацию. Она не оказала сколько-нибудь заметного воздействия на события на острове, но Соединенные Штаты среагировали на нее молниеносно – объявили демонстрацию «угрозой» в свой адрес и отправили к берегам Кубы отряд военных кораблей: «Нью-Йорк», «Индиану», «Массачусетс» и «Айову».

Америка была готова к войне, оставалось только найти повод.

24 января морской министр США объявил о предстоящем визите на Кубу броненосного крейсера «Мэн».

Американцы настолько торопили события, что не стали ждать официального согласия испанского правительства на этот «дружественный визит». 25 января форт Морро салютовал «Мэну», медленно входившему в бухту Гаваны. Единственное, что оставалось испанскому правительству, – позаботиться, хотя бы внешне, о престиже. Через два дня Мадрид неохотно объявил об ответном визите, и испанский крейсер «Бискайя» отправился в Нью-Йорк.

Не прошло и двух недель, как «Мэн» погиб на рейде Гаваны от загадочного взрыва.

Игорь Боечин. Источник информации: Журнал «Техника – молодёжи»

Статью И. Боечина комментирует специалист по истории флота капитан второго ранга в отставке Сергей Романов.
Существует еще одно объяснение трагедии «Мэна»: возможно, к взрыву были причастны американские «ультра». Эта мысль уже была высказана в свое время некоторыми историками США. Они считали, что виновниками взрыва были те, кто опасался мирного разрешения конфликта, кто был заинтересован в наживе, которую сулил захват острова.

В защиту такой версии говорят не столько обстоятельства взрыва, сколько те события, которые произошли вскоре после катастрофы, в феврале – марте 1898 года, и еще через 13 лет.

Прежде всего настораживает упорное нежелание американских властей допустить к расследованию катастрофы испанских экспертов. Еще более подозрительна странная просьба капитана Сигби, высказанная им 25 марта (к этому времени американцы уже осмотрели «Мэн»). Сигби просил у гаванских властей разрешения подорвать динамитом остатки своего крейсера!

Рассуждая логически, следует, очевидно, предположить, что, сваливая всю вину за катастрофу на испанцев, морское командование США должно было опубликовать подробные результаты исследования. Увы, командование поступило совсем по-иному.

В 1910 году «Мэн» начали поднимать на поверхность, и притом оригинальным способом. Сначала паровые молоты, установленные на плавучих платформах, вбили в грунт возле судна множество 30-метровых железных свай, окружив лежащий на 14-метровой глубине крейсер сплошной стеной. Затем, тщательно заделав промежутки между сваями, откачали из «кольца» воду. На палубу «Мэна» впервые после катастрофы спустились американские моряки.

Уже беглый осмотр показал, что испанцы в свое время совершенно правильно отвергли версию взрыва котлов, – котельное отделение было цело, но взрыв, как установили эксперты, все-таки произошел внутри корабля. Это окончательно опровергло американскую версию о подводной мине или торпеде. Неожиданно по распоряжению свыше эксперты прекратили работы, а все материалы исчезли в государственных архивах, надолго запечатанные грифом совершенной секретности.

Подъем «Мэна», стоивший американским налогоплательщикам 750 тысяч долларов, закончился в 1911 году. Разрушенную при взрыве носовую часть крейсера разрезали и отправили на переплавку, уничтожив тем самым возможность установить истинную причину взрыва, а корму отбуксировали в открытое море и затопили на глубине 1200 метров.

Причины гибели «Мэна» неизвестны до сих пор. Неизвестны и виновники катастрофы, хотя, вполне возможно, ответ на все вопросы могут дать архивы США, где хранятся все материалы расследований. Но эти материалы пока еще не были опубликованы, и вряд ли их обнародуют в ближайшее время – в Америке еще свежа память о скандале, связанном с публикацией документов о подготовке войны в Индокитае.

Общеизвестно, что единственное лицо, заинтересованное в том, чтобы всеми силами и средствами помешать объективному расследованию какого-то события, тем более катастрофы, – ее виновник.

«Мы отказали кому-либо, кроме нас самих, изучить доказательства, – писал о трагедии «Мэна» американский историк Адаме, – а затем уничтожили их». Его слова достаточно ясно указывают истинного виновника загадочного взрыва 15 февраля 1898 года, взрыва, который вызвал испано-американскую войну.


«Мэн» (Maine) – американский броненосный крейсер, названный в честь одноименного штата, введен в эксплуатацию в 1895 году. Наибольший интерес корабль представляет не столько с точки зрения судостроения и как первый американский броненосный крейсер, сколько из-за своей загадочной гибели в результате взрыва, произошедшего спустя три года после его спуска на воду.

История

Корабль официально классифицировался как броненосец второго класса и стал одним из первых судов, превосходящих своих «современников» по ТТХ. Фактически, с «Мэна» начиналась история нового флота США, и учитывая появление в бразильском ВМФ крейсера «Ричуэлло», который во многом опережал любой другой корабль американского флота, такая новинка заметно подняла авторитет ВМФ США.

Но проблема в постройке кораблей такого класса заключалась не в отсутствии соответствующих знаний технологий. Большинство политиков склонялось к тому, что развитие торгового флота должно быть приоритетным, и военные разработки в то время финансировались недостаточно, чтобы разрабатывать и строить новые современные корабли. Лишь к 1884 году на рассмотрение Конгрессом были приняты два проекта, одним из которых и был 7,5-тонный броненосец, получивший название «Мэн» .

Конструкция

Ориентируясь на тот же «Ричуэлло», американские конструкторы не просто переняли все лучшие стороны этого корабля и устранили старые – по сути «Мэн» стал копией бразильского крейсера, однако конструктивно американское судно отличалось от «прототипа». Так, «Мэн» имел две шестовые мачты вместо трех, а главные орудия корабля располагались по диагонали. Это теоретическое преимущество на практике стало слабым местом в конструкции, так как при выстреле нагрузка приходилась на мостики и надстройки, которые с трудом выдерживали.

В остальном корабль повторял универсальную, хоть и устаревшую на тот момент конструкцию «Ричуэлло». Водоизмещение корабля составляло 6 682 тонны, длина, ширина составляли соответственно 98,9 и 17,4 при осадке 6,9 метра. В предела цитадели дно корабля было двойным, а весь корпус судна был разделен на 214 водонепроницаемых отсеков.

Вооружение

На двух основных башнях, расположенных по диагонали, находилось по два 254-миллиметровых орудия, использующих для стрельбы снаряды калибра 35. Также корабль оснащался вспомогательным вооружением, в которое входили шесть 152-миллиметровых орудий калибра 30 миллиметров. Скорострельность таких орудий изначально составляла 1 выстрел в минуту, однако этот недостаток был устранен еще до ввода судна в эксплуатацию.

Вооружение крейсера «Мэн»

На «Мэне» также имелись семь противоминных орудий скорострельностью 20 выстрелов в минуту. Также имелись торпедные аппараты (по два на каждом борту). Помимо этого «Мэн» должен был нести на каждом борту по одному малому миноносцу, но после испытаний выяснилось, что судно не выдержит таких нагрузок.

Броневая защита и силовая установка

В качестве брони для главного пояса корабля использовался сталеникелевый сплав. Толщина такой брони составляла 305 и 178 миллиметров у верхней и у нижней кромок соответственно. Высота пояса составляла 2,1 метра. Толщина броневой палубы составляла 51 миллиметр в центре, утолщаясь на 20 миллиметров за броневым поясом. Главные артиллерийские установки имели собственную защиту толщиной 203 миллиметра.

Силовая установка корабля представляла собой две машины тройного расширения, мощность которых в общей сложности составляла около 9 200 л.с. При такой мощности корабль в теории должен было достигать скорости в 17 узлов, однако на практике этот показатель был на 0,55 узла меньше.

Взрыв в Гаване

Во время войны между повстанцами Кубы и испанцами в конце XIX века «Мэн» был направлен в зону конфликта для защиты американских граждан, находившихся на острове.15 февраля 1898 года на корабле прогремел взрыв, при этом никаких предпосылок, позволяющих делать выводы о внешних причинах, не было . Официально говорилось о взрыве нескольких тонн пороховых зарядов, что полностью разрушило носовую часть корабля. В результате таких повреждений корабль затонул, погибло более двухсот человек (по некоторым данным точное количество погибших – 266 человек, все они были членами экипажа, гражданских лиц среди погибших не было).

Обломки американского крейсера «Мэн»

Сразу же поползли слухи, что к взрыву причастны испанцы, использовавшие для этого мину. Такая версия держалась за счет обоюдной неприязни двух наций на фоне испано-американской войны, но последующее расследование привело к неоднозначным выводам.

Расследование взрыва

Уже 19 февраля этого же года для расследования обстоятельств взрыва в Гавану, где и произошел инцидент, прибыла следственная комиссия, при этом американская сторона сразу же отклонила предложение испанцев о создании совместной комиссии. Все результаты работы комиссии указывали на «испанский след», что фактически давало американцам повод для отправки в зону конфликта своего флота.

В то время многие пытались подогреть ситуацию, открыто утверждая, что испанцы заминировали корабль, однако комиссия, которая уже 21 марта опубликовала официальный отчет, не указывала в нем конкретных виновников. СМИ других стран благодаря грамотной пропаганде все же распространяли информацию о том, что устроить взрыв могли и желали испанские диверсанты.

Несмотря на то, что американские военные препятствовали работе оперативно сформированной испанской комиссии, ее члены сумели доказать по косвенным факторам, что взрыв произошел не снаружи, как ели бы использовалась мина, а изнутри корабля. В итоге Америка смогла получить поддержку общества в этой войне, которая закончилась победой США.

Сегодня уже невозможно точно утверждать, была ли это на самом деле диверсия со стороны Испании или хитрый план по уничтожению своего имущества для создания повода начать интервенцию. Но когда корабль в 1910 году был поднят со дна залива, стало очевидно, что характер повреждений был внутренним. Тем не менее, американцы сумели быстро свернуть расследование и не допустили представителей других комиссий, которые не смогли дать официальных заключений, а уже год спустя «Мэн» был отправлен на металлолом.