Публичные и частные финансы. Финансовое право

Признаки финансов:

1) денежное отношение;

2) распределительное отношение;

3) безэквивалентное отношение;

Понятие «финансы» рассматривают в двух аспектах:

1) экономический аспект.

Финансы - экономические отношения, возникающие по поводу образования, распределения и использования денежных фондов в целях выполнения задач и функций государства, его территориальных подразделений, предприятий, организаций и учреж-

2) материальный аспект.

Финансы - денежные средства, аккумулируемые в государственных фондах специального назначения.

Финансы - денежные фонды государства, его территориальных подразделений, предприятий и учреждений, организаций.

Денежные фонды - обособленная часть финансовых ресурсов, имеющая целевое направление и относительную самостоятельность функционирования.

Функции финансов:

1) Распределительная : распределение нац.дохода в целях обеспечения субъектов хозяйствования необходимыми фин.ресурсами в форме ден.фондов нецелевого назначения;

2) Контрольная : контроль за распределением и расходованием фондов ден.средств;

3) Регулирующая (стимулирующая ): воздействие гос-ва на эк.отношения через финансы;

4) Стабилизационная : обеспечение всех предприятий и населения стабильными условиями для эк. и соц.взаимоотношений.

Публичные и частные финансы:

Финансы: 1) Публичные: государственные и муниципальные; 2) Частные.

Гос. финансы : федеральные, региональные, гос.предприятий;

Муниципальные : мун.районов, мун.поселений, мун.предприятий;

Частные : физических лиц и юридических лиц.

Различия публичных и частных финансов:

1. Цель публичных финансов: удовлетворение гос.(муниц.) потребностей для обеспечения «общего интереса». Цель частных финансов: получение прибыли и удовлетворение собственных потребностей.

2. Способ обеспечения доходов публ.финансов: могут быть использованы инструменты принуждения; Способ обеспечения доходов частн.финансов: могут быть дополнены только экономическими методами.

3. Приоритетность доходов и расходов: в публичных финансах расходы определяют доходы; в частных финансах доходы определяют расходы.

2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и состав.

Фин.система РФ: совокупность фин.институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих ден.фондов, а также система гос.органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции фин.деятельность.

(Фин. институт - это группа однородных эк. отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств).

Состав фин.системы РФ:

1.бюджетная система с входящими в нее гос. и местными бюджетами;

2.внебюджетные целевые фонды;

3.финансы предприятий/объединений/организаций/учреждений/отраслей народного хоз-ва;

4.имущественное и личное страхование;

5.кредит (гос. и банковский).

Негос. фонды (фед. и регион., напр. негос. пенсионные фонды); фонды банковской системы; фонды страховых организаций; фонды обществ. и региональных организаций; фонды иных юридических лиц.

3. Финансовая деятельность субъектов публичного права: понятие, роль и методы.

Фин. деятельность гос-ва : осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию ден. фондов (фин. ресурсов) в целях реализации задач соц-эк развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Фин.деят-тью занимаются органы 3 ветвей гос. власти: зак, исп и судебной в пределах своей компетенции.

Принципы фин. деят-ти: федерализм, законность, гласность, плановость.

1) Принцип федерализма: в ведении РФ находятся: фин, валютн, кредитн регулирование, ден эмиссия, фед банки, фед бюджет, фед налоги и сборы; к совместному ведению РФ и субъектов РФ отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ.

2) Принцип законности: процесс создания, распределения и использования фондов ден. средств детально регламентируется нормами фин. права, соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер гос. принуждения.

3) Принцип гласности: проявляется в процедуре доведения до сведения граждан содержания проектов различных фин-правовых актов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизий фин деят-ти и т.д.

4) Принцип плановости: вся фин. деят-ть гос-ва базируется на системе фин-плановых актов, структура, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в нормативных актах.

Методы осуществления фин. деят-ти: 1) методы собирания ден. средств (налоговый метод и метод добровольных взносов - покупка гос. и муниц. ценных бумаг, пожертвования, вклады в банки) и 2) методы распределения и использования ден.средств (методы финансирования (безвозмездное и безвозратное предоставление ден.средств) и кредитования (выделение ден. средств на условиях платности и возвратности.)).

Органы управления финансами: 1) органы общей компетенции (Фед.собрание РФ и Правительство РФ) и 2) органы спец.компетенции (Минфин РФ, Счетная палата, ЦБ РФ, ФТС РФ, Фед.казначейство, ФНС РФ, ФС фин.-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

Правовые формы финансовой деятельности государства : финансово-правовые акты - принятые в предусмотренной форме и имеющие юр. последствия решения гос. органов и органов местного самоупр. по вопросам фин. деят-ти, входящим в их компетенцию.

По юр. свойствам финансово-правовые акты делятся на нормативные и индивидуальные.

По юр. природе финансово-правовые акты делятся на: а) законодательные; б) подзаконные.

4. Финансовое право Российской Федерации: понятие, предмет и методы правового регулирования.

Фин.право: 1) отрасль права; 2) раздел юр.науки; 3) учебная дисциплина.

Предмет фин. права: обществ. отношения, возникающие в процессе деят-ти гос-ва по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных ден. фондов в целях реализации его задач.

Особенности отношений, регулируемых фин.правом : 1) организац. хар-р: складываются в сфере фин.деят-ти в целях образования необходимых обществу ден.фондов; 2) властн.хар-р: в них участвуют уполномоч.гос.органы наделенные властными полномочиями; 3) имуществ. хар-р: объектом данных отношений выступают деньги или ден.обязательства.

Метод: гос-властные предписания одним участникам фин. отношений со стороны других, выступающих от имени гос-ва и наделенных в связи с этим соотв полномочиями. Т.е. основной метод – административно-правовой (императивный).+доп.метод – диспозитивный (в основном в банковских и кредитных отношениях).

В связи с тем что фин. право распространяется на одну из областей деятельности гос-ва, оно соприкасается с конституционным и административным правом.

финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые воз­никают в процессе образования, распределения и использова­ния денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализа­ции их задач.

К предмету финансового права относятся закрепление струк­туры финансовой системы, распределения компетенции в дан­ной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулиро­вание на основе этих исходных норм отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности.

Широк круг участников финансовых отношений:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-территориальными единицами в лице соот­ветствующих органов представительной и исполнительной влас­ти, возникающие в связи с распределением финансовых ресур­сов страны;

б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждени­ями - с другой, в связи с выполнением финансовых обязаннос­тей перед государством, распределением между ними или расходованием государственных денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муници­пальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюд­жетных, кредитных, страховых);

г) между государственными (муниципальными) предприяти­ями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного (муниципального) управления - с другой, в связи с распределением и использо­ванием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных средств предприятий, организаций, уч­реждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые фонды).

Итак, предмет финансового права - это общественные от­ношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использова­нию централизованных и децентрализованных денежных фон­дов в целях реализации его задач.

5. Финансовое право в системе российского права: взаимосвязь с другими отраслями права. Особенности взаимосвязей финансового права и гражданского права, финансового права и административного права.

, система российского финансового права - это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права - части: Общая и Особенная

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства и имеют для нее общее значение.. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование государственных доходов» - институты налогов с юридических и физических лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов; в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д) государственного кредита; е) государственного страхования; ж) государственных расходов; з) банковского кредитования" и) денежного обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие наименования.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении и отграничении от других отраслей права. В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь между ними и по видам государственной деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе права. Она закрепляет основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается на этих основах.

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти. Финансовое право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом, поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения. Прослеживается связь финансового права и с другими отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

Публичные, т.е. государственные и муниципальные, финансы составляют одну из двух отраслей общей системы финансов, ее централизованную часть. Сущность и функции публичных финансов мало отличаются от сущности и функций финансов в целом, но имеют свою специфику.

Исторически финансы возникли и вплоть до господства экономики, основанной на капитале, функционировали в форме публичных финансов - государственных и местных доходов и расходов. Частнохозяйственные же финансы как самостоятельная отрасль финансов формировались лишь по мере становления, укрепления и всеобщего распространения капиталистических форм и методов хозяйствования, а в своем более или менее развитом виде существуют только немногим более ста лет. По этой причине изучение финансов по их отраслям целесообразно начать именно с публичных финансов.

В основе публичных финансов лежат денежные отношения, возникающие в процессе организации государством денежной системы страны и воспроизводства общественных благ (услуг), составляются централизованную часть процесса общественного воспроизводства. Публичные финансы опосредуют (обслуживают) ту часть

воспроизводственных экономических отношений, которая связана с организацией государством денежного обращения (оборота первичных финансовых ресурсов в экономике) и с движением финансовых ресурсов органов публичной власти, когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве макроэкономического хозяйствующего субъекта, производящего, распределяющего и предоставляющего

общественные блага (услуги).

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном финансовой системы ввиду того, что они составляют основу для функционирования государства и органов местного самоуправления.

Государственные финансы способствуют реализации социальной политики, поддерживают отдельные отрасли народного хозяйства, обеспечивают обороноспособность и безопасность государства. Управляя государственными финансовыми потоками, руководство страны способно решать самые разнообразные задачи, такие как поддержание темпов экономического роста, регулирование уровня ссудного процента, недопущение падения национальной валюты, сглаживание конъюнктурных колебаний рынков.

Совокупность уровней и звеньев (относительно самостоятельных групп публичных финансовых отношений) составляет систему публичных финансов, которую характеризуют два признака:

экономический и публично-правовой (по уровням публичной власти).

По экономическому содержанию система публичных финансов включает в себя следующие звенья (элементы):

1) бюджет (систему бюджетов);

2) систему внебюджетных фондов;

3) государственный (муниципальный) кредит;

4) государственные финансовые резервы и резервные фонды.

Состав и структура системы публичных финансов непосредственно

зависят от государственного (публично-правового) устройства страны.

В Российской Федерации система публичных финансов с учетом названного признака включает в себя следующие уровни:

1) государственные (федеральные и региональные) финансы;

2) муниципальные (местные) финансы (финансы муниципальных

районов, городских округов, внутригородских муниципальных

образований Москвы и Санкт-Петербурга, городских и сельских поселений).

Государственные и местные финансы отличаются не только масштабом и уровнем управления и степенью централизации финансовых ресурсов, но и составом образующих их систему звеньев.

Схематично содержание системы публичных финансов по уровням власти и экономической группировке ее звеньев представлено на рисунке 6.1.

Урезанный по сравнению с государственными финансами состав звеньев муниципальных (местных) финансов обусловлен более

ограниченными финансовыми правами органов местного самоуправления, поскольку, согласно Конституции Российской Федерации, последние не являются органами государственной власти.

Еще по теме Система публичных финансов:

  1. 1.5. Система информационного обеспечения финансов. Совершенствование информационного обеспечения финансового менеджмента в условиях реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности

В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают в себя два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Это предопределяет самостоятельность установления муниципальным образованием структуры органов управления местными финансами.

Многообразие видов местных бюджетов, предусмотренных статьей 10 Бюджетного кодекса РФ позволяет выделить финансы городских и сельских поселений, городских округов, муниципальных районов и внутригородских районов и территорий городов федерального значения.

Финансы поселений призваны обеспечить реализацию полномочий органов местного значения, закрепляемых федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ за поселениями.

За счет финансовых ресурсов органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) решаются вопросы местного значения, отнесенные к ведению муниципальных районов (городских округов), а также реализуются полномочия местного самоуправления, переданные органами местного самоуправления поселений и государственные полномочия, делегированные органами государственной власти и субъектов Российской Федерации.

3. Бюджет – как основа публичных финансов

Основу публичных финансов составляет бюджет. Бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

У каждого публично-правового образования свой бюджет: федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет - это по сути финансовый план публично-правового образования на текущий финансовый год и два года планового периода (ст. 169 Бюджетного кодекса предусматривает формирование бюджета трехлетнего бюджета).

При этом, каждый год 3-летний период бюджетного планирования сдвигается на 1 год вперед, т.е. корректируются ранее утвержденные параметры 1 и 2-го года, добавляются параметры 3-гогода.

В составе бюджета на плановый период закладываются «условно утверждаемые» расходы, которые не распределяются по статьям, в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета на первый год планового периода и не менее 5процентов–на второй год планового периода.

Бюджет формируется в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета.

Ø Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета.

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.

В соответствии с положениями ст. 40 Бюджетного кодекса выделяют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

К налоговым доходам относятся поступления от уплаты налогов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, например:

Налог на прибыль организации;

Налог на добавленную стоимость;

Налог на добычу полезных ископаемых и т.д.

К неналоговым доходам относятся поступления от уплаты других пошлин и сборов, установленных законодательством Российской Федерации, а также штрафов за нарушение законодательства, например:

Таможенные пошлины и таможенные сборы;

Доходы от использования государственного имущества;

Плата за негативное воздействие на окружающую среду и тд.

Перечень видов налоговых и неналоговых доходов устанавливается Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Помимо этого к поступлениям в бюджет относятся прочие поступления. Это все безвозмездные поступления, за исключением налоговых и неналоговых доходов, например, межбюджетные трансферты.

Ø Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, которые являются источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетов формируются:

· По видам расходных обязательств публично-правового образования.

Расходное обязательство - это обязанность выплатить из бюджета денежные средства.

Публичные расходные обязательства – обязательства, возникающие перед гражданами, организациями, органами власти в силу закона или нормативного-правового акта.

Публичные обязательства подразделяются на:

Гражданско - правовые, обязательства по оплате которых вытекают из государственных (муниципальных) контрактов, трудовых соглашений, соглашений о предоставлении субсидии органам власти на закупки и т.д;

Международные, вытекающие из международных договоров (соглашений);

Публичные нормативные –это социально значимые обязательства, возникающие перед гражданами в силу нормативных правовых актов (компенсация членам семей погибших военнослужащих, пособие по уходу за ребенком, выплаты в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС).

· В разрезе государственных программ.

Государственная программа – это документ, определяющий: цели и задачи бюджетной политики в определенной сфере;

способы их достижения;

примерные объемы используемых финансовых ресурсов, для достижения поставленных целей.

Государственные и муниципальные программы являются ключевыми документами, позволяющими обеспечить увязку стратегического и бюджетного планирования.

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации.

Перечень государственных программ Российской Федерации утвержден распоряжением Правительства РФ от 11.11.2010 № 1950-р. Всего в перечне 41 программа.

Впервые, Федеральный закон о федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015- 2016 годов был сформирован в разрезе государственных программ.

· По основным функциям государства.

Расходы бюджетов публично правовых образований формируются в разрезе бюджетной классификации Российской Федерации.

Бюджетная классификация Российской Федерации представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (статья 18 Бюджетного кодекса РФ).

Порядок применения бюджетной классификации установлен приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 №65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Расходы бюджетов публично-правовых образований на реализацию основных функций органов государственной власти и органов местного самоуправления формируются в разрезе классификации расходов бюджетов бюджетной системы РФ по соответствующим разделам.

Каждому разделу соответствует определенная функция. Например: 0100 – «Общегосударственные вопросы», 0200 – «Национальная оборона», 0300 – «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и тд.

Полный перечень видов расходов бюджетов представлен в статье 21 Бюджетного кодекса РФ.

Каждый из разделов классификации имеет перечень подразделов, которые отражают основные направления реализации соответствующей функции.

Например, 0301 «Органы прокуратуры и следствия», 0302 «Органы внутренних дел», 0303 «Внутренние войска».

· По ведомствам.

За каждым главным распорядителем бюджетных средств – соответствующим министерством (ведомством) в бюджетной классификации закреплен соответствующий код.

Код главного распорядителя средств бюджета устанавливается в соответствии с утвержденным в составе ведомственной структуры расходов бюджета перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета.

Перечень кодов главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации приведен в приложении 9 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации. Например – 092 – Министерство финансов Российской Федерации, 100- Федеральное казначейство.

Ø В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации может предусматриваться финансовая помощь бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в состав межбюджетных трансфертов входят:

Таблица 1

Ø Если при исполнении соответствующего бюджета доходы бюджета превышают расходы, образуется профицит бюджета. В этом случае принимается решение об их использовании, например, понизить уровень государственного (муниципального) долга или формировать накопления, размещая временно свободные средства в финансовые инструменты.

Если же расходы бюджета превышают доходы, то такой бюджет является дефицитным. При превышении расходов над доходами принимается решение об источниках покрытия дефицита (например, использовать имеющиеся накопления или остатки, взять кредит или займ и тд).

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

Оксана Аркадьевна Ногина

После первой сессии зачет.

Что касается пособий, то у нас есть учебники под. ред. Карасевой, Грачевой и т.д.

Традиционные учебники – ими можно пользоваться. Но у нас не совсем традиционный взгляд на финансовое право. Есть УМК (его нужно обновлять, но пока еще оно нормальное). Что касается презентаций, то здесь есть нюанс: презентации – это лишь основные элементы.

2 семестра будем изучать собственно бюджетное право, а налоговое право будет изучаться отдельно.

Доходы – это не только приращение имущества, но и экономия. Любая экономическая выгода – это доход.

Есть доходы, есть расходы, а есть источники погашения дефицита (финансовые резервы) (то, что физические лица называют «заначкой»).

Если дефицит образовался, то можно привлекать средства из финансового резерва.

Пока резервы не востребованы, резервы не должны просто лежать, потому что они обесцениваются. Поэтому эти резервы находятся в инвестициях, чтобы они прирастали.

В долг лучше не влезать, потому что проценты.

Предмет ФП – финансовое хозяйство (распоряжение государством вещественных ценностей).

Финансы – совокупность всех денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования, распределения и использования (лат. financia – наличность, доход).

Термин «финансы» возник в 13-15 вв. в торговых городах Италии и обозначает любой финансовый платеж. В дальнейшем этот термин стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования централизованных фондов денежных средств.

В экономической и правовой литературе понятие «финансы» рассматривается в двух аспектах:


  1. Как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования определенных фондов денежных средств, необходимых для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

  2. Как совокупность фондов денежных средств, мобилизованных государством и местным самоуправлением для осуществления своих задач и функций.
^ Публичные и частные финансы.

Годме: «Ни в коем случае нельзя забывать о фундаментальном различии между государственными и частными финансами».

Основные различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики.

Состояние и динамика государственных финансов определяются решениями государства и действиями публичной власти.

Действительно, в настоящий момент времени всё, что касается имущественного комплекса, включая денежных средств физических лиц, юридических лиц, регулируется нормами гражданского права.

^ Публичные финансы :

Для целей финансового обеспечения деятельности государства и МО.

Образуются путем использования властных предписаний (налоги), в ходе финансовой деятельности государственных органов.

Собственность РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Используются и распределяются в основном государственными органами и государственными организациями.

Размеры государственных финансов намного больше.

^ Частные финансы :

Направлены на реализацию частного интереса, на получение прибыли.

Образуются за счет коммерческой деятельности.

Частная собственность.

По поводу предмета ФП много всяких натяжек. Пытаются натянуть публично-правовое регулирование на частные финансы. Если речь идет о деятельности ЦБ, то да, здесь регулирование публично-правовыми механизмами понятно и допустимо.

ФП – отрасль публичного права.

Мы не должны идти по пути натягивания ФП на частно-правовые отношения.

У государства специфические методы формирования финансовых средств, оно не может работать на чужого дядю. К тому же, у государства есть социальные функции. Как государство может сформировать финансовую базу? Путем властных предписаний (налогов). Да, можно, как в Бахрейне, с помощью неналоговых поступлений (нефть). Но в России это незначительная доля. Поэтому у нас используются властные предписания.

Поскольку у нас отношения имущественного характера, то мы понимаем, что специфическое сочетание властных методов деятельности с одной стороны, и имущественных отношений с другой стороны, приводит нас к выделению сферы финансового регулирования в самостоятельную отрасль.

Как отличить ГП от ФП? ГП регулирует частно-правовыми методами, а ФП – публично-правовыми методами.

^ Публичные финансы – система организованных государством и муниципальными образованиями денежных отношений, в процессе которых происходит образование, распределение и использование публичных фондов денежных средств, обеспечивающих реализацию задач и функций публичной власти.

^ Финансовая система понимается как (хотя законодательного определение нет):

Совокупность финансовых институтов, совокупность различных групп однородных экономических отношений , в процессе которых происходит образование фондов денежных средств.

Совокупность государственных органов и учреждений , осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность публичных фондов денежных средств (материальное понимание; то, как мы будем понимать финансовую систему).

^ Структура финансовой системы.

Федеральный уровень:

Федеральный бюджет

Федеральные государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФФОМС, ФСС)

Фонды ЦБ РФ

^ Региональный уровень:

Региональный бюджет

Территориальные государственные внебюджетные фонды (ТФОМС)

Местный уровень:

Местный бюджет

Обращаем внимание, что ФП будет заниматься вопросами правового регулирования публичных фондов ^ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ . Управление государственным имуществом – это административное право.

Вот такая вот структура публичных фондов денежных средств.

Есть проблематика. У нас есть организации, по вопросу отнесения которых (их фондов) либо в сферу ГП, либо в сферу ФП есть проблема. Эти организации – государственные корпорации. А еще есть агентство по страхованию вкладов. Некоторые говорят, что это агентство публичными финансами рулит.

В сфере, когда соприкасаются имущественный и финансовый интерес государства, возникает проблема с формированием юридических лиц. Есть денежные средства, которыми нужно управлять. Как это сделать? Какую организацию государству создать, чтобы эта организация могла иметь надлежащим образом квалифицированных специалистов, чтобы она могла защищать публичные интересы, но в то же время чтобы могла осуществлять выход на мировые рынки?

Был известный специалист Суханов. Он сказал, что разработчики новой концепции ГК создают организационно-правовые формы юрлиц только для обслуживания частных интересов. А сил, чтобы создать юридические лица публичного права, не хватает. При этом он сказал, что юридические лица публичного права не должны быть в ГК. Они должны регулироваться публичным правом.

Именно в рамках сферы управления государственным имуществом, и в рамках финансовой сфере мы находим специфические статусы организаций, которые никак не укладываются в рамки ГК.

В какой организационно-правовой форме существует ПФР, ФСС, ФОМС? Фонд, учреждение? Пока что это еще учреждение. Это фонды в финансовом смысле.

Даже при том, что учредительные документы пока говорят, что ПФР, ФСС – это учреждения? Какой тип учреждения? Фонды не относятся ни к одному из трех видов учреждений (казенные, бюджетные, автономные). Предполагается введение особой организационно-правовой формы – государственный внебюджетный фонд.

^ Публичная финансовая деятельность.

Властная деятельность уполномоченных государственных и муниципальных органов (иных уполномоченных субъектов) по формированию публичных фондов денежных средств, распоряжению средствами этих фондов, осуществлению контроля за использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

Использование бюджетных средств учреждением или госорганом осуществляется в рамках гражданских правоотношений. Тут финансовое право заканчивается. Но остается контроль за использованием, который лежит в сфере финансового права.

^ Субъекты публичной финансовой деятельности:

Государственные и муниципальные органы

Государственные учреждения, некоммерческие организации (например, государственные внебюджетные фонды)

Особые субъекты (например, ЦБ РФ).

Президент, главы исполнительной власти субъектов РФ, главы муниципальных образований.

Законодательные (представительные) органы.

Исполнительные органы.

Органы специальной компетенции:

Минфин, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральное казначейство.

Органы финансового контроля : ФНС, Федеральная таможенная служба (ФТС), Росфиннадзор, Счетная палата, контрольно-счетные палаты субъекты РФ.

Государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС).

Все они, не являясь всегда органами государственной власти, обладают властными полномочиями. Почему им дали властные полномочия? Потому что если нужно управлять финансовыми средствами, то нужны властные полномочия.

ЦБ осуществляет операции на рынках? На валютном рынке, на рынке ценных бумаг, на рынке драгоценных металлов. Эти полномочия можно реализовать только будучи равноправным участником отношений. ЦБ через участие в гражданских отношениях реализует направление государственной политики. В ряде случаев (лицензирование банков) ЦБ находится в публичных отношениях. Но когда ЦБ предоставляет частным банкам денежные средства, он действует в рамках гражданских отношений.

КС нам и говорил в одном своих постановлений по ст.155 БК о том, что государство может вступать в гражданско-правовые отношения для достижения публичных целей. Государство может использовать любые механизмы для достижения своих целей. Но для этого государству необходим инструмент соответствующий. Отсюда специальные органы (типа ЦБ) и появляются.

^ Предмет финансового права.

Властно-имущественные и связанные с ними организационные отношения по перераспределению в пользу государства и муниципальных образований части совокупного общественного продукта посредством налоговых и неналоговых публичных изъятий, формированию публичных денежных фондов, распоряжению средствами этих фондов, а также осуществлению контроля за их использованием в целях финансового обеспечения задач и функций публичной власти.

^ Метод финансового права.

Преобладающим методом правового регулирования в указанной сфере становится метод власти-подчинения (или императивный метод ), для которого характерна зависимость одной стороны отношений от юридически выраженной воли другой стороны.

При этом в качестве властной стороны выступает публичный субъект , уполномоченный выражать волю государства либо муниципального образования.

Инициатива возникновения этих отношений принадлежит именно властному субъекту.

Метод координации действий.

Допускается проникновение диспозитивного метода в регулировании отношений (инвестиционный налоговый кредит).

Можно ли говорить о том, что ФП – это комплексная отрасль, либо нужно уже говорить отдельно о налоговом праве и бюджетном праве как самостоятельных отраслях? Понятно, что НП и БП неразрывно связаны, ибо налоги формируют налоги бюджета. Традиционная точка зрения, что НП и БП формируют две подотрасли права финансового. Проблема в том, что у ФП нет выстроенной системы правовых норм.

Проблемы системы ФП.

Подотрасли: БП и НП. Правовые институты: денежное обращение, валютное регулирование и валютный контроль.

Источники ФП: нормативные правы и международные договоры (например, об избежании двойного налогообложения).

Нормативные акты: Конституция (ст.57, 8, 71, 72, 74, 75, 104, 106, 114), кодифицированные акты (НК, БК), федеральные законы (ФЗ о бюджете ежегодный), законы субъектов РФ, акты представительных органов МО.

НПА органов исполнительной власти, органов муниципальных образований, НПА ГВФ (государственный валютный фонд?) ЦБ РФ.

Акты высших судебных инстанций – как бы тоже источники права.

^ ПРАВОВОЙ СТАТУС ФИНАНСОВЫХ ОРГАНОВ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ПРАВОВОЙ СТАТУС МИНФИНА.

Какими НПА определяется статус Минфина?

БК, НК, ФЗ о федеральном бюджете, Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 «О Минфине».

Департаменты Минфина: департамент бюджетной политики и методологии, межбюджетных отношений, налоговой и таможенно-тарифной политики. Сайт Минфина – наш главный сайт на семестр.

Службы Минфина: Росфиннадзор, ФНС, Федеральное казначейство (это служба).

^ Основные полномочия Минфина:

В сфере бюджетных отношений (ст.165, 166 БК):

Нормативное регулирование

Разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные направления бюджетной и налоговой политики

Составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов

Составляет и ведет сводную бюджетную роспись. Если мы откроем закон о федеральном бюджете, то он содержит макропараметры. В законе не определяется финансирования конкретных учреждений. Что такое сводная бюджетная роспись? Это детализация параметры закона о бюджете, исходя из конкретной системы органов и получателей средств. Каждая служба, министерство и ведомство составляет свою роспись бюджетную, а сводную делает минфин.

Программа государственных внешних и внутренних заимствований

Программа государственных гарантий. Тут мы определяем, где мы даем госгарантии.

Ведет реестр расходных обязательств РФ. Если минфин ведет реестр расходных обязательств РФ, то что такое расходное обязательство? Это обязанность России выделить денежные средства из бюджета соответствующему лицу? Какова правовая основа для возникновения расходного обязательства у РФ? Из договора, из закона и нормативных актов. Как правило, из законов. Например, закон об образовании. Любой закон, где нужны финансовые затраты, создает расходное обязательство для РФ.

Ведет государственную долговую книгу (есть в электронном виде), управляет госдолгом

Управляет финансовыми активами и резервами РФ

Единая методология бюджетного учета, бюджетной классификации, бюджетной отчетности

Предоставляет бюджетные кредиты. Минфин заключает договор бюджетного кредита. Какой правовой характер носит бюджетный кредитный договор? Легче всего установить особые правила бюджетным кодексом, а в остальной части применять ГК. Так минфин и поступает.

Фишка в том, что БК содержит больше общие положения, тогда как конкретные механизмы разрабатываются и принимаются как раз приказами минфина.

В сфере налоговых отношений:

Нормативное регулирование (ст.4 НК РФ). Подзаконное регулирование допускается, если органы, которые могут регулировать, указаны в НК. Минфин в НК указан.

Разъяснение применения норм налогового законодательства (ст.34.2 НК РФ). Налоговые нормы очень сложные и непонятные. Для того чтобы обеспечить налогоплательщикам гарантии от произвола государственных органов, минфин и принимает письменные разъяснения налогоплательщику по его запросу. Следование таким разъяснениям минфина исключает вину налогоплательщика, а еще освобождает налогоплательщика от пени и штрафов.

Осуществляет нормативное регулирование в сфере валютной, банковской, страховой, аудиторской, бухгалтерской деятельности.

Финансы -

Государственные (публичные) финансы – отношения, которые возникают при формировании централизованных гос. фондов денежных средств (бюджетные и внебюджетные фонды). Распределение выручки субъектом хозяйствования путем уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей (движение денежных средств от предприятия к государству) относится к финансовой деятельности государства, которая направлена на мобилизацию денежных ресурсов в централизованные денежные фонды.

Формирование денежных фондов самого предприятия (фондов накопления, потребления) относится к финансовой деятельности конкретного субъекта хозяйствования. Эти фонды являются децентрализованными денежными средствами и относятся к частным финансам. (Частные финансы - отношения, которые возникают при формировании децентрализованных фондов (финансов предприятий, организаций, учреждений разных форм собственности.)

Основные различия между публичными и частными финансами проявляются в следующем:

1)для обеспечения себя денежными средствами государство использует принуждение и не применяет этот способ для распределения расходов. В сфере частных финансов собственник свободен в получении дохода, но ограничен в их использовании.

2)публичные финансы обеспечивают реализацию интересов государства и общества в целом. Частные финансы служат накоплению доходов собственника.

3)финансы выражаются в деньгах, выпуск которых осуществляется самим государством. Собственник же частных финансов не выпускает деньги и не оказывает на них влияния.

Функции финансов:

1) Распределительная – проявляется при образовании финансов в процессе материального производства, а также при распределении и перераспределении национального дохода.

2) Контрольная – проявляется в использовании финансов в качестве инструмента контроля за финансами хозяйства.

Вопрос 2. Финансовая деятельность (ФД) государства, её цели и задачи. Субъекты ФД гос-ва.

Основная цель ФД – обеспечение финансирования, реализация поставленных перед гос-вом функций (полит., экон., соц., оборонных)

ФД гос-ва – это осуществл. компетентными государственн. органами деят-ть по планомерной мобилизации, распределении и использованию централизованных и децентрализованных госуд-ных ден. средств, необходимых для выполнения задач и функций государства.

Задачи ФД:

1. Планомерная мобилизация, распределение и использование ден. средств

2. экономич. стимулирование производства

3. контроль за целесообразным использованием гос. средств

Функции ФД:

1. мобилизация ден. ср-в

2. распределение ден. ср-в

3. использование ден. ср-в

4. контроль за движением ден. ср-в

5. денежная эмиссия

Субъекты ФД:

1. органы общей компетенции (Президент, Парламент, Совмин и др.)

2. специализированные органы (Мин-во фин-сов, НБРБ, мин-во по налогам и сборам, комитет по ценным бумагам и др.)

Президент реализует свои полномочия путём принятия декретов, указов, подписания законов.

Парламент утверждает республиканский бюджет, отчёт по его исполнении, устанавливает республиканские налоги и сборы.

Правительство разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчёт о его исполнении, обеспечивает проведение единой экон., финансовой, кредитной и денежной политики.

Министерства, гос. комитеты, республ. органы гос. управления осущ-ют ФД в связи с выпол-ем своих основных задач и функций.

Страховые организации. Страх-е предст. собой отнош-я по защите имуществ-ных интересов субъектов гражданского права при наступлении определённых событий за счёт ден. фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых страховых взносов.

Граждане РБ, иностран. граждане и лица без гражданства (физ. лица) участвуют в формировании централизованных фондов гос-ва путём уплаты налогов, сборов (пошлин при пересечении границы).

Вопрос 3. Принципы, методы и формы осущ-я фин. д-ти.

Фин. деят-ть базир-ся на прин­ципах (базовых началах) :

1)з аконности (строгое соблюдение действующего фи­н. закон-ва всеми участниками фин. деят-ти);

2)разделения властей (каждой ветви власти присуща своя сфера фин. деят-ти);

3)сочетания объективно необходимой фин. централ-ии с самостоят-ю местных органов управ-ия и самоуп-ия в области фин. деят-ти ;

4)гласности (нормативные акты гос-х органов публик-ся, довод-ся до всеобщего сведения);

5)плановости (в основе фин. деят-ти гос-ва лежат финансово-плановые акты);

6)единства, согласованности, неравенства сторон.

Методы:

Стадия мобил-ии

1. обяз. платежи (налоги, пошлины, штрафы, санкции);

2. добров. платежи (вклады, покупка ценных бумаг).

Стадия распределения

1. финансиров-е;

2. кредитов-е.

Формы фин. деят-ти (внешнее проявление явления):

Правовая (представительная) - издание нормативно-правовых актов;

Неправовая (исполнительно-распорядительная).

Вопрос 4. Финансовая система Республики Беларусь, её состав. Конституционные основы финансовой системы Республики Беларусь.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов и звеньев.

Финансовая система - это совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с финансовой деятельностью государства.

Сферы однородных финансовых отношений, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции и распределения денежных средств называются финансовыми институтами .

Финансовая система Республики Беларусь , как правовая категория, представляет собой совокупность финансовых институтов, как групп однородных финансовых отношений и финансовых органов, осуществляющих финансовую деятельностью.

Совокупность финансовых институтов;

Совокупность финансовых органов.

Финансовая система Республики Беларусь состоит из :

Бюджета;

Внебюджетных фондов;

Финансов предприятий и отраслей;

Кредита;

Фондов страхования.

Конституция Республики Беларусь содержит понятие “финансово – кредитная система Республики Беларусь”

Конституция РБ обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные нормативно-правовые акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ.

Финансово-кредитной системе в Конституции посвящён раздел VII(ст. 132-136). В соответствии со ст. 132 финансово- кредитная система РБ включает бюджетную, банковскую системы а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

В ст. 134 Конституции записано, что порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом.

В соответствии со ст. 56 Конституции граждане РБ обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты гос. налогов, пошлин и иных платежей.

Вопрос 19.Бюджетное устройство в РБ. Бюджетная система и принципы её построения.

Бюджетное устройство - организация и принципы построения бюджетной системы, её структура взаимосвязь между отдельными звеньями, а так же обусловленность построения.

Бюджетное устройство - это внутреннее построение бюджетов государства.

В соответствии с бюджетным кодексом бюджетная система РБ – это регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местного бюджета РБ, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РБ. Она имеет конституционное закрепление ст. 133,которое говорит о том, что бюджетная система РБ включает в себя республиканские и местные бюджеты.

Конкретизируется это положение ст.6 БК” Структура бюджетной системы”: Местные бюджеты делятся на: 1)Бюджеты первичного уровня(сельские, поселковые, городские);2)Бюджеты базового уровня(районные, городские);3)Бюджеты областного уровня(областные, бюджет города Минска).

Республиканский бюджет – обеспечивает финансирование мероприятий и программ, имеющих общегосударственное значение.

Местные бюджеты - обеспечивает финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых в интересах данной административно территориальной единицы.

Бюджетное устройство, а в частности такое построение такой бюджетной системы, обусловлено её государственным устройством.

РБ – унитарное государство, территория которого делится на области, районы и иные административно-территориальные единицы.

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность бюджетных государств.

Принципы бюджетной системы:

1)Принцип единства – единство бюджетной системы обеспечивается едининством документации, нормативно – правовой базы, денежной системы, единый порядок исполнения бюджета и ведения бухгалтерского учёта.

2)Полноты отражения доходов и расходов бюджета – все доходы и расходы, отражённые в законодательстве подлежат внесению в бюджет в полном объёме.

3)Сбалансированности - все расходы бюджета должны соответствовать совокупному доходу и дефициту бюджета плюс минимизация дефицита при его планировании.

4)Гласности - открытость для общества всех стадий бюджетного процесса.

5)Принцип самостоятельности бюджетов – бюджеты всех уровней имеют источники доходов, источники финансирования дефицита бюджета; имеют право самостоятельно определить направления расходов; составлять, рассматривать и исполнять бюджет.

6)Эффективности использования бюджетных средств - участники бюджетного процесса должны исходить из необходимости достижения максимального результата с использованием определённого бюджета объёма денежных средств или достижение поставленных целей с использованием минимального объёма бюджетных средств.

7)Общего покрытия расхода бюджета – все расходы покрываются за счёт доходов бюджета плюс источники финансирования дефицита.

8)Достоверности – формирование бюджета на основе обоснованных прогнозных показателей

Вопрос 21. Дефицит и профицит бюджета. Секвестр и блокирование бюджета. Защищённые статьи бюджета. Бюджетное регулирование его и методы.

Дефицит – это превышение расходов над доходами.

Профицит – превышение доходов над его расходами.

Утверждение бюджета с дефицитом допускается в случае наличия обоснованных источников финансирования дефицита бюджета.

Источники финансирования республиканского бюджета:

1. Государственные займы, кроме гарантий Правительства РБ

2. Средства от операций с имуществом, находящейся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством

3. Изменения остатков средств на счетах по учёту средств республиканского бюджета

4. Другие источники, в соответствии с бюджетным законодательством

Если при исполнении бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам более 10% от запланированного уровня, то применяется секвестр (пропорциональное снижение расходов по всем статьям бюджета, кроме защищённых) и блокирование бюджета (осуществляется в отношении отдельных статей бюджета).

Если есть дефицит, в первую очередь финансируются защищённые статьи бюджета :

· заработная плата

· трансферты населению

· продукты питания

· медикаменты

· % по государственному долгу

· погашение государственного долга и др.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения сбалансированности.

Методы бюджетного регулирования:

* закреплённые доходы (доходы, которые закреплены в бюджете);

* регулирующие доходы (доходы бюджета, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для бюджетного регулирования);

* бюджетная ссуда (бюджетные средства, предоставляемые юридическим лицам, являющихся резидентами РБ, ИП на безвозвратной и безвозмездной основе на осуществление определённых целевых расходов);

* бюджетный кредит (бюджетные средства, предоставленные из вышестоящего бюджета нижестоящему, а тот из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе);

* дотации (межбюджетный трансферт, предоставляемый из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету в условиях, если собственных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансированности нижестоящего бюджета);

* субсидии (бюджетный трансферт, предоставляемый организации, физическому лицу на условиях участия в финансировании для производства и реализации товаров, работ, услуг)

* субвенции (межбюджетный трансферт, предоставляемый другому бюджету на осуществление определённых целевых расходов);

* трансферт (передача бюджетных средств на безвозвратной и безвозмездной основе);

* секвестр.

По месту аккумуляции

Централизованные

Децентрализованные

2. По методам мобилизации:

Налоги(ст.600 НК) – установленные законодательством обязательные денежные платежи, которые взимаются в бюджет с организаций и граждан

К налогам относятся: НДС, акциз, подоходный налог, налог на прибыль, на недвижимость, экологический налог, единый налог, а также сборы и пошлины(налоговые платежи)

Неналоговые платежи – не обладают признаками налоговых платежей

3. По социально экономическому признаку:

Доходы от гос. хозяйства – образуются в результате производственной деятельности гос. предприятий, использования имущества государства, приватизации гос. собственности, сдачи в аренду гос. имущества; прибыль Нац. банка, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходы от предприятий частной формы собственности и физ. лиц – налоги, сборы, пошлины

Платежи административного характера: штрафы, финансовые санкции, пени и т.д.

Заемные средства государства: внешние и внутренние гос. займы

Вопрос 40.Особые налоговые режимы. Единый налог для производителей с/х продукции, единый налог с ИП и иных физ.лиц, осущ. Реализацию товаров. Упрощенная система налогообложения для субъектов малого предприним-ва.

Особый режим нал.обложения - спец. Порядок исчисления и уплаты налогов, сборов, применяемый в порядке и в случае установл. НК(нал. Кодексом)и Президентом.

Этот режим прим-ся для след. Категории плательщиков :

Налога при упрощенной с-ме нал.обложения.

Ед.налога ИП идр. Физ.лиц

Налога для производителей с/х прод.

Налога на игорный бизнес

Налог на доход от лотерейной деят-сти

Нал.на доходы от проведения электр.интерактивных игр

Сбора на осущ-ние ремесленной деят-сти

Сбора за осущ-ние деят-сти по оказанию услуг агроэкотуризма

Методы взимания налогов:

Замена установл. Перечня налогов и сборов спец. Нал.платежами(игорный бизнес, лотер.деят-сть)

Предост-ние комплекса льгот в виде обяз-стей их исчисления либо сниженных нал.ставок(в СЭЗ)

Полное освобождение от НСП(Коллегия адвокатов)

Плательщики по упрощенной с-ме нал.облож-я:

Орг-ции и ИП,перешедшие на такую с-му в порядке установ.зак-вом

Орг-ции с численностью раб-ков до 100 чел.

ИП,размер вал.выручки кот. До 2861250 руб.

Уплату налогов, сборов заменяют отчисления в бюджет.

Не вправе примен-ть упрощ-ую с-му нал.облож-ния:

Орг-ции и ИП,кот.производят подакцизные товары,реализ-ют и произ-т изделия из драг.мет. и камней.

Орг-ции в игорном бизнесе

Лотерейная деят-сть

Туристическая деят-сть

Проведение интерактивных игр

Парк высоких технологий

НК определяет порядок перехода на упрощ. С-му нал.облож-ния.Объект нал.облож-ния-осущ-ние предпринмат.деят-сти.

Государственная пошлина

Правовое регулирование взимания государственной пошлины осуществляется гл. НК.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие докумен­ты, имеющие юридическую силу, в специальных учреж­дениях, которые имеют на это полномочия.

Государственная пошлина взимается:

· с исковых заявлений, заявлений и жалоб, подавае­мых в суды, с кассационных и надзорных жалоб на судеб­ные постановления, а также за выдачу судами копий до­кументов;

· с надзорных жалоб на судебные постановления, по­даваемых в органы прокуратуры, а также за выдачу проку­ратурой копий документов;

· с исковых документов, подаваемых в хозяйственные суды, а также с заявлений и жалоб о пересмотре решений хозяйственных судов;

· за нотариальные действия, совершаемые нотариу­сами и соответствующими должностными лицами мест­ных исполнительных и распорядительных органов, а также за выдачу дубликатов нотариально удостоверенных доку­ментов;

· за регистрацию актов гражданского состояния и за выдачу гражданам повторных свидетельств о регистрации, а также за выдачу свидетельств в связи с изменением за­писей актов гражданского состояния;

· за оформление документов на право выезда из Рес­публики Беларусь и въезда в Республику Беларусь;

· за прописку граждан;

· за предоставление права на охоту и др.

Ставки государственной пошлины устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь

Освобождаются от уплаты государственной пошлины в судебных учреждениях:

Истцы - по искам о взыскании алиментов;

Истцы - по искам о возмещении вреда, причинен­ного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;

Органы прокуратуры, государственные и обществен­ные органы, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательст­вом, с заявлениями в суд в защиту прав и интересов дру­гих организаций и физических лиц, и др.

Налог на услуги

Плательщиками налога на услуги признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом налогообложения налогом на услуги признается оказание плательщиками услуг:

1.1. рынков, ярмарок, выставок-продаж;

1.2. гостиниц (кемпингов, мотелей);

1.3. ресторанов (баров, кафе);

1.4. дискотек, бильярдных, боулинг-клубов;

1.5. парикмахерских (салонов красоты), соляриев, косметических услуг;

1.6. с недвижимым имуществом;

1.7. сотовой подвижной электросвязи абонентам;

1.8. кабельного телевидения;

1.9. по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств для физических лиц;

1.10. туристических.

Налоговая база налога на услуги определяется как выручка от реализации услуг без включения в них налога на услуги.

Ставки налога на услуги устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налог за владение собаками

С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный ст. 9 НК пополнен новым налогом - налогом за владение собаками. В 2009 году владение собаками и (или) использование их в предпринимательской деятельности являлось одним из объектов налогообложения сборами с пользователей (подп. 1.4 ст. 7 Закона). Плательщиками являлись организации и физические лица. Плательщиками налога за владение собаками являются физические лица (ст. 269 НК), следовательно, юридические лица с 1 января 2010 г. уплачивать указанный налог не должны.

Сбор на развитие территорий

С 1 января 2010 г. перечень местных налогов и сборов, определенный статьей 9 НК, пополнен новым сбором - сбором на развитие территорий, который введен вместо целевых сборов и имеет с ними много общего. Так, плательщиками сбора на развитие территорий (как ранее, целевых сборов) являются организации и индивидуальные предприниматели, (ст. 273 НК). Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности на территории соответствующих административно- территориальных единиц. Налоговая база для организаций определяется как сумма валовой прибыли, оставшаяся в их распоряжении после налогообложения; для индивидуальных предпринимателей - сумма дохода, оставшаяся в их распоряжении после уплаты налогов, сборов (пошлин), других обязательных платежей. Ставки сбора устанавливаются в размере, не превышающем 3 процентов (ст. 274 НК)

Курортный сбор

Плательщиками курортного сбора признаются физические лица, за исключением лиц, направляемых на оздоровление и санаторно-курортное лечение бесплатно в соответствии с законодательными актами.

Объектом обложения курортным сбором признается нахождение физического лица в санаторно-курортных и оздоровительных организациях, расположенных на территории соответствующих административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Налоговая база курортного сбора определяется исходя из стоимости путевки в санаторно-курортную и оздоровительную организацию.

Ставки курортного сбора устанавливаются в зависимости от вида санаторно-курортной и оздоровительной организации и не могут превышать 3 процентов.

Налоговым периодом курортного сбора признается календарный квартал.

Сбор с заготовителей

Плательщиками сбора с заготовителей признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Объектом обложения сбором с заготовителей признается осуществление промысловой заготовки (закупки) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации, за исключением их заготовки, при которой плательщиком внесена плата за побочное лесное пользование.

Налоговая база сбора с заготовителей определяется как стоимость объема заготовки (закупки), определенная исходя из заготовительных (закупочных) цен.

Ставки сбора с заготовителей устанавливаются в размере, не превышающем 5 процентов.

Налоговым периодом сбора с заготовителей признается календарный квартал

45.Финансовая ответственность и ее осо­бенности. Основания финансовой от­ветственности. Состав и классификация налоговых правонарушений.

ФО - мера государственного принуждения, выражающаяся в денежной форме, приме­няемая уполномоченными на то гос орг-ми и их должностными лицами к юр. и физ. лицам за совершение правонарушений в сфере финансовых отношений с целью обеспечения обществен­ных и государственных финансовых интересов.

Финансовая ответственность как разновидность юри­дической ответственности возникла относительно недав­но в связи с образованием финансового права как само­стоятельной отрасли права. Финансово-правовая ответст­венность в настоящее время находится в стадии формиро­вания.

В национальном законодательстве о финансовой от­ветственности упоминается в ст. 10 Закона «О государст­венной налоговой инспекции Республики Беларусь». За­кон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» (ст. 9) определяет, что плательщики налогов несут установленную законодательством РБ ответственность за правильность исчисления, свое­временность уплаты налогов в бюджет и соблюдение дей­ствующего законодательства о налогообложении.

Законодатель установил меру принуждения, выражаю­щуюся в денежной форме, применяемую уполномоченны­ми на то государственными органами и их должностными лицами к налогоплательщикам за совершение налоговых правонарушений.

Финансовая ответственность устанавливается за нару­шение не только налогового, но и законодательства, регу­лирующего бюджетные отношения, т. е. данный вид ответ­ственности имеет отраслевую принадлежность.

Особенности финансово-правовой ответственности:

· ее основанием является финансовое правонаруше­ние;

· устанавливается в финансово-правовых нормах;

· влечет для правонарушителя наступление отрицатель­ных последствий, как правило, имущественного (денеж­ного) характера.

Отв-ть за налогов. правонаруш. носит комплексный хар-р, объед-т нормы разных отраслей права, кот направ-ны на защиту налог-х отнош-й.

ПРИКАЗ Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 12.03.2003 N 23 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПАМЯТКИ О СОСТАВАХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ"

Основанием привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства является совершение правонарушения, которое представляет собой противоправное, винов­ное деяние (действие или бездействие), повлекшее за собой не­исполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком или иным обязанным лицом норм налогового права, за которое за­конодательством предусмотрены меры ответственности.

Признаки налогового правонарушения:

1.Противоправность (действия (бездействие) субъекта налогового правоот­ношения нарушают нормы налогового права).

2.Виновность (налогового правонаруше­ния совершил его умышленно или по неосторожности).

3.Антиобщественный харак­тер(причиняет вред государеву и обществу).

4.Наказуемость (предусматривает применение мер ответственности) Состав правонарушения - сово­купность элементов, необходимых для привлечения лица к ответ­ственности.

Приказ МНС №23, кот-м утв-на Памятка о составах адм-х, нал-х ПН.

К элементам состава налогового правонарушения относятся:

1.Объект налогового правонарушения(НПН) - охраняемые законом общественные отношения, на которые направлено противоправное поведение субъекта правоотношения.

2.Объективная сторона НПН - непо­средственные действия (бездействие), направленные на нарушение норм налогового права. Вкл в себя само противоправ деяние, его послед-я причинно-следств-ю связь м\у ними.

3.Субъектами налогового правонарушения признаются физичес­кие лица (включая индивидуальных предпринимателей), способные иметь гражданские права и обязанности, а также своими действиями приобретать и осуществлять их, создавать для себя обязанности и исполнять их, т.е. обладающие правоспособностью и дееспособностью, + юридическое лицо

4.Субъективная сторона налогового правонарушения выража­ется в психическом отношении субъекта к противоправным дей­ствиям (бездействию) и их последствиям, которые проявляются в форме умысла или неосторожности.

Умышленное НПН - если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих послед­ствий. НПН по не­осторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возмож­ность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвраще­ние либо не предвидело возможности наступления таких послед­ствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Ложное банкротство ст 238

4.1. Представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем либо собственником юридического лица заведомо ложных документов с целью объявления себя банкротом (ложное банкротство) наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Сокрытие банкротства ст 239

Сокрытие индивидуальным предпринимателем или должностным лицом, учредителем либо собственником юридического лица, являющимися несостоятельными должниками, своей экономической несостоятельности путем представления сведений, не соответствующих действительности, подделки документов, искажения бухгалтерской отчетности или иным образом, повлекшее причинение ущерба кредиторам в крупном размере, наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Вал. контроль и отв-ть

Вал.й контроль – д-ть органов вал. контроля и агентов вал. контроля, направл. на обеспеч.соблюдения рез. и нерез. требований бел. вал. зак-ва.

Осн. напр. вал. контроля явл.я: опред-е соотв-я провод. вал. опер. вал. зак-ву; обеспеч-е контроля за перемещ-м ин.вал. и иных вал. цен.через тамож. границу РБ; предотвращение легализации доходов, получ. незак. путем; проверка полноты и достов-ти учета и отч-ти по вал. опер-м; ан-з данных учета, отч-ти и инфо.по вал. опер.

Орг.вал.контроля в РБ явл.: Совет Мин . РБ-определяет компетенцию республ. органов гос.управления и иных гос.организаций, подчиненных правит-ву, областных (Минского гор.) исполкомов по вопросам осущ-я ими функций агентов вал. контроля;выполняет иные функции, предусм. зак-вом;

НБ : осущ. вал. контроль за соверш. вал. операций;выдает спец. разрешения на провед. вал.операций, связ. с движ. капитала; осущ-т контроль за провед. расчетов при соверш. юр. лицами и ИП внешнетор. опер.;устан-т формы учета и отч-ти по вал. опер.;опр-т порядок исполнения банками функций агентов вал. контроля;применяет к банкам меры отв-ти за ненадлеж. исполн-е ими ф-ций агентов вал. контроля;

предоставляет КГК для целей контроля за проведением юр. лицами и ИП внешнеторговых операций информацию в соотв. с порядком и формой, определяемыми КГК по соглас. с Нацбанком;выполняет др.функции, предусм. зак-вом;

Гос. тамож. комитет РБ : осущ. орг-цию вал. контроля за перемещ. рез. и нерез. ч\з тамож. границу вал. ценностей;контр-т работу таможен при провед-и ими вал.о контроля внешнеторг. опер-й как части тамож. контроля;опр-т по соглас. с КГК порядок заполнения и регистрации паспорта сделки и стат. декларации;

выполняет др.функции, предусм. зак-вом;

Комитет гос. контроля РБ :осущ. контроль за соблюд. зак-ва при провед. вал. операций, в т.ч. за поступл-м в РБ экспорт. вал. выр-ки, поставкой по импорту товаров, куплей-продажей и использ. ин. вал.;

формирует на осн. инфо., получ. от иных органов вал. контроля, а также агентов вал.контроля, базу данных по вопр. вал. контроля;осущ. контроль за выполн-м органами вал. контр. и агентами вал.контроля своих ф-ций;координирует д-ть органов вал. контроля;осущ-т др. функции, предусм. зак-вом.

Органы вал. контроля в рамках своей компет.вправе :проводить в устан. зак-вом порядке проверки осущ-я рез. и нерез.вал. опер., полноты и достовер. учета и отч-ти по вал. опер., а при наличии оснований – зак-ти происх-я вал. ценн.;осущ-ть контроль за своевр. представления резидентами и нерез. отч-ти по вал. опер-м и соот. ее требованиям вал.зак-ва;получать в устан.порядке при проведении проверок док-ты, содерж. инфо о вал. опер-х;приостанавливать операции по сч.рез. и нерез случаях и порядке, устан. зак-вом;применять к рез.и нерез. санкции

Агентами вал. контроля явл. республиканские органы гос. управления и иные гос. организации, подчин. прав-ву,областные (Минский городской) испол. ком., таможни,

Банки: осуществляют контроль за провед. их кл-тами вал. операций;производят расч. обслуж-е юр.лиц по внешнеторг. договору только после представления ими зарегистрир. в устан. порядке паспорта сделки;осущ-т контроль за прав-ю провед-я кл-тами платежей по импорту в соотв. с действ. зак-вом и представл. инфо о поступлении ден. средств от экспорта товаров.

Как агенты вал. контроля они вправе:– осущ-ть контроль за своевр. представления отч-ти по вал. операциям и соотв. ее требованиям вал.зак-ва, а также за соотв.проводимых клиентами вал.операций треб-м вал. зак-ва; – получать д-ты, объяснения, справки и сведения об осущ. вал.опер.;– приостанав. опер. по открытым у них сч. кл-тов на сумму, по кот. не представлена документация о провод. опер.;– осущ-ть иные

При поступл. резиденту или нерезиденту денежных средств по валютной операции, обязаны зачислять данные денежные средства на счет этого рез. или нерез.с уведомл. соотв.органов вал.контроля.

Республиканские органы гос. управления – осущ. контроль за возвратом и исп-м подведомств.им юр. лицами, а также ИП выручки от экспорта товаров (работ, услуг);– принимают меры по устранению выявленных нарушений вал. зак-ва;– предст. инфо.о ВЭД в порядке и сроки, установленные зак-вом;

Таможни как агенты вал. контроля:регистр. в устан. порядке представл. паспорта сделок и стат. деклар.;

производят таможенное оформление товаров по внешнет. договорам при экспорте (импорте) товаров при усл. наличия зарег.паспорта сделки;контролируют наличие в тамож. деклар.;в пределах своей компетенции проводят проверки (ревизии) соблюдения юр.лицами установленного порядка осущ. внешнет.д-ти, и по выявл.нарушениям применяют эк. санкции.

Ответственность

За нарушение порядка провед. вал. опер. установлена угол., админ. и эк. отв-ть. КоАП нарушение должностным лицом устан. порядка провед.вал. опер., т.е. скупка, продажа, обмен ин. вал. осущ-мые без специального разреш. влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, с конфискацией предметов сделки, а согласно ст. 225 УК РБ "Невозвращение из-за границы ин. валюты" невозвращ. из-за границы должностным лицом юр. лица ин. валюты в особо кр. размере, подлежащей в соотв. с зак-вом РБ обяз. перечисл-ю на счета в уп. банк РБ, наказ. штрафом, или лишением права занимать опред.должности, или заниматься опред. д-тью, или огранич. свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до трех лет. За несанкц. превышение сроков проведения внешнеторг. операций – в размере до 2% не

Вопрос 1. Понятие финансов, их функции, роль. Государственные и частные финансы.

Финансы - совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения, использования государственного централизованного и децентрализованного фондов денежных средств, а также фондов организаций и учреждений. Основываются на деньгах, денежных обязательствах, денежных оборотах.