Подтверждение поставщика о соответствии продукции имеет форму. Тесты для контроля

Сертификация и подтверждение соответствия в обеспечении качества продукции


ВВЕДЕНИЕ


Сертификация в России начала проводиться в 1993 г. в соответствии с Законами РФ «О защите прав потребителей» и «О сертификации продукции и услуг» (утратил силу в настоящее время). Сертифицированные товары пользуются большим спросом на рынке (особенно международном), чем несертифицированные, что позволяет производителям выжить в конкурентной борьбе.

Сертификация является одним из видов деятельности по оценке соответствия, т.е. прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Подтверждение соответствия может носить добровольный (в форме добровольной сертификации) или обязательный (в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации) характер.


.Основы сертификации


Сертификация продукции - процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Система сертификации - совокупность участников сертификации, осуществляющих сертификацию по правилам, установленным в этой системе. Участниками сертификации могут выступать изготовители продукции, исполнители услуг, заказчики-продавцы, а также органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры).

Таким образом, сертификация - форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Документ, который выдается по правилам системы сертификации, и удостоверяет, что должным образом идентифицированная продукция соответствует установленным требованиям, называется сертификат соответствия.

Знак соответствия - обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Сертификация как процедура подтверждения соответствия направлена на достижение следующих целей:

удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

содействия приобретателям, в том числе потребителям, в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.


2.Основы подтверждения соответствия


Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов:

доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Аккредитация - это официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий осуществляется в целях:

подтверждения соответствия органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия;

обеспечение доверия изготовителей, продавцов и приобретателей к деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий;

создание условий для признания результатов деятельности органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы по подтверждению соответствия, осуществляется на основе принципов:

добровольности;

открытости и доступности правил аккредитации;

компетентности и независимости органов, осуществляющих аккредитацию;

обеспечения равных условий лицам, претендующим на получение аккредитации;

недопустимости совмещения полномочий на аккредитацию и подтверждение соответствия;

недопустимости установления пределов действия документов об аккредитации на отдельных территориях;

недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий пользованию услугами органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.


3.Формы подтверждения соответствия


Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной (обязательной сертификации) и добровольной формах (добровольной сертификации).

Обязательная сертификация является формой государственного контроля и может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т. е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Основная цель проведения обязательной сертификации товаров (работ, услуг) - подтверждение их безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Организацию и проведение работ по обязательной сертификации осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).

Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) требованиям стандартов, технических условий и других документов, определяемых заявителем. Основная цель проведения добровольной сертификации - обеспечение конкурентоспособности продукции (услуги) предприятия; реклама продукции (услуги), соответствующей не только требованиям безопасности, но и требованиям, обеспечивающим качество выпускаемой продукции (услуги). Таким образом, добровольная сертификация решает более широкий круг задач и является более привлекательной и информативной для покупателя, чем обязательная.

В России в настоящее время преобладает обязательная сертификация, за рубежом - добровольная.

Наметившаяся тенденция сокращения номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет способствовать расширению добровольной сертификации.

На сертифицированный товар выдается сертификат соответствия - документ, системы сертификации.

Продукция, на которую выдан сертификат, маркируется знаком соответствия, принятым в системе (рис. I).


Рис. 1. Знаки соответствия в системе ГОСТ Р: а - знак соответствия при обязательной сертификации; б - знак соответствия «Системы добровольной сертификации» Госстандарта России


Маркирование продукции знаком соответствия осуществляет изготовитель (продавец). Исполнение знака соответствия должно быть контрастным на фоне поверхности, на которую он нанесен. Маркирование продукции следует осуществлять способами, обеспечивающими стойкость знака соответствия к внешним воздействующим факторам.

Сертификаты соответствия вступают в силу с даты их регистрации в установленном порядке. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации, не более чем на 3 года.

Подтверждение соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, может также проводиться посредством принятия изготовителем (продавцом, исполнителем) декларации о соответствии.

Введение декларирования соответствия в России вызвано необходимостью: придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия; снижения затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции; ускорения товарооборота; создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Отличительные признаки декларации соответствия от сертификации соответствия:

процедуру соответствия (испытания) осуществляет первая сторона - поставщик компетентными испытательными лабораториями;

срок действия декларации соответствия устанавливается поставщиком, но не более чем на 3 года;

знак соответствия не содержит кода органа по сертификации.

Декларация заполняется по установленной форме и подлежит регистрации в органе по сертификации, аккредитованном в установленном порядке. Информация, сопровождающая товар, - это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопровождение товара копиями декларации не предусмотрено. В ближайшей перспективе декларирование соответствия станет, как и за рубежом, преобладающей формой обязательного подтверждения соответствия.


4.Ответственность за нарушение правил сертификации


Ответственность за нарушение правил сертификации определена Конституцией РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», Федеральным законом «О техническом регулировании» и другими федеральными законами. Продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг, -влечет наложение административного штрафа.

Нарушение правил выполнения работ по сертификации либо выдача сертификата соответствия с нарушением требований законодательства о техническом регулировании; выпуск в обращение продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов или подлежащим применению до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательным требованиям; необоснованная выдача органом по сертификации или отказ в выдаче сертификата соответствия либо необоснованное приостановление или прекращение действия сертификата соответствия -влечет наложение административного штрафа или дисквалификацию.

Введение обязательной сертификации в РФ было вызвано необходимостью защиты рынка от недоброкачественной и опасной продукции. Обязательное подтверждение соответствия в условиях рыночной экономики - это мера контроля, своеобразный фильтр, ограничивающий поступление на рынок опасной продукции.

В настоящее время обязательное подтверждение соответствия опасной продукции установленным требованиям проводится всеми странами с эффективно функционирующей рыночной экономикой. Например, в странах Европейского союза доля продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, составляет около 15 %, и эта величина имеет тенденцию к увеличению по мере разработки европейских директив, устанавливающих требования по безопасности продукции.

На основании закона «О сертификации продукции и услуг» обязательная сертификация продукции и услуг осуществлялась в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ. Ее организация и ее проведение возлагались на различные федеральные органы исполнительной власти, указанные в соответствующих законодательных актах.

Следует отметить, что к настоящему времени принято более 25 законов, вводивших обязательную сертификацию продукции и услуг. Так как федеральным законом «О техническом регулировании» обязательное подтверждение соответствия услуг не предусмотрено, то их обязательная сертификация с 1 июля2003 г. не проводится. Среди указанных законов были такие, как «О защите прав потребителей», «Об охране труда», «О безопасности дорожного движения» и др. На основании этих законов в государственном реестре были зарегистрировано 18 систем обязательной сертификации, возглавляемыми различными федеральными органами исполнительной власти.

Участие в международных системах сертификации имеет огромное значение для предприятий, экспортирующих изделия машиностроения и сложной бытовой техники, так как технический уровень и качество российских товаров повышаются до уровня требований мирового рынка, выпускается продукция, уже сертифицированная в соответствии с международными стандартами, т. е. конкурентоспособная. Практическое значение соглашений по сертификации для экспортеров состоит еще и в том, что взаимно признаются результаты испытаний продукции, следовательно, растет доверие потенциальных партнеров к российским экспортерам.

Недостаточное развитие отечественных систем сертификации и контроля качества экспортной продукции на фоне значительного усиления требований к потребительским и экологическим характеристикам продукции и ее безопасности на рынках промышленно развитых стран сдерживают российский экспорт. Многие государства, не только промышленно развитые, но и развивающиеся, усилили контроль за ввозимой продукцией, защищая интересы национальных потребителей и внутренние рынки. Поэтому в Федеральной программе развития экспорта в качестве одного из направлений повышения конкурентоспособности продукции названо совершенствование систем сертификации и участие в этой работе государственных органов, общественных объединений и самих производителей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


По российскому законодательству реализация потребителю большинства видов товаров невозможна без документа, подтверждающего их соответствие требованиям безопасности. Таким образом, проведение сертификации для ряда товаров является обязательным условием их вывода на рынок с целью последующей реализации.

Сертификация - это процедура, посредством которой третья независимая сторона подтверждает, что продукция соответствует установленным требованиям.

Официальным документом, письменно подтверждающим, что сертифицируемая продукция полностью соответствует установленным требованиям к качеству и безопасности продукции является сертификат соответствия.

В Российской Федерации сертификация проводится в системе сертификации ГОСТ Р.

Выдача сертификатов соответствия предусмотрена «Таможенным кодексом РФ», Законами РФ «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании» и другими нормативными документами. Ростехрегулированием (Госстандартом РФ) определена «Номенклатура продукции, в отношении которой Законодательными актами Российской Федерации предусмотрена обязательная сертификация <#"center">маркировка знак сертификация аккредитация

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


"О техническом регулировании" Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

"Об утверждении Правил по проведению сертификации в Российской Федерации" Постановление Госстандарта РФ от 10.05.2000 N 26 (ред. от 05.07.2002)

"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 28.07.2012)

Тимофеева В.А. Товароведение продовольственных товаров //Учебник. Изд-е 5-е, доп. и перер. - Ростов н/Д: "Феникс", ОАО «Московские Учебники», 2005.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Документы подтверждения соответствия необходимы заказчику для установления качества товаров, работ и услуг при их приемке. Рассмотрим, что такое сертификация и декларирование соответствия в отношении государственных закупок, и определим, когда можно требовать документы с исполнителя контракта.

Подтверждение соответствия - термин из области технического регулирования, установленный в статье 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ (далее - Закон № 184-ФЗ). Под ним в сфере закупок понимают удостоверение в документальной форме соответствия товаров, работ и услуг требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил или условиям договоров (контрактов).

Статьей 20 Закона № 184-ФЗ предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • добровольная сертификация;
  • обязательная сертификация;
  • обязательное подтверждение соответствия в форме принятия декларации о соответствии.

Инициатором добровольного подтверждения соответствия является заявитель, который проводит сертификацию на условиях договора, заключаемого с органом по сертификации. Случаи, форму и схемы обязательного подтверждения соответствия определяют в соответствующих технических регламентах.

Добровольная сертификация

Эта форма добровольного подтверждения соответствия регулируется статьей 21 Закона № 184-ФЗ.

С помощью сертификата продавец (изготовитель, исполнитель) может подтвердить, что объект отвечает требованиям национальных стандартов, стандартов организации, сводов правил, систем добровольной сертификации или условиям договоров.

На сайте Росстандарта можно ознакомиться с перечнем действующих систем добровольной сертификации.

Наличие документов добровольной сертификации заказчик может учитывать при оценке заявок и окончательных предложений претендентов на заключение контракта по критериям качественных характеристик объекта закупки и квалификации участника.

Вместе с тем требование предоставить копии этих документов нельзя установить ни в извещении о закупке, ни в контракте.

Обязательная сертификация

Согласно статье 23 Закона № 184-ФЗ обязательную сертификацию проводят на соответствие продукции или услуг обязательным требованиям законодательства в области технического регулирования (в первую очередь - требованиям качества и безопасности). Данной процедуре подлежат в основном те группы товаров, которые так или иначе могут повлиять на безопасность людей. Так, например, все оборудование, работающее от электросети, подлежит экспертизе безопасности в системе ГОСТ Р либо обязательной оценке безопасности с учетом требований тех или иных технических регламентов. Форма сертификата утверждена приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 53.

Список продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации, утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. № 982. Этот перечень можно найти также на сайте Росстандарта. Для каждого вида продукции приведен нормативный документ и указаны конкретные разделы, в которых содержатся подтверждаемые требования.

Как указано в статье 456 Гражданского кодекса РФ, в обязанности исполнителя контракта входит передача продукции вместе с относящимися к ней документами, включая сертификаты качества. В связи с этим раньше чем при приемке товаров, работ или услуг заказчик не сможет получить копии документов обязательной сертификации. Это правило действует в отношении конкурса и запроса котировок. Исключение составляют торги в форме аукциона. В данном случае копии могут быть представлены участником закупки в составе второй части заявки.

Принятие декларации о соответствии

Так же как и при обязательной сертификации, декларирование осуществляют на соответствие техническому регламенту. Такую декларацию составляют по форме, которая утверждена приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 54.

Предусмотрены два способа декларирования соответствия (ст. 24 Закона № 184-ФЗ). В первом случае - посредством принятия декларации о соответствии на основе собственных доказательств. Во втором - декларацию принимают на основе собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории центра.

Если декларация о соответствии принята в предусмотренном статьей 24 Закона № 184-ФЗ порядке и зарегистрирована органом по сертификации, то она будет иметь ту же юридическую силу, что и сертификат о соответствии.

Срок действия декларации о соответствии устанавливает продавец (изготовитель, исполнитель) товаров (работ, услуг) в зависимости от предполагаемого срока реализации, выпуска этой продукции или оказания услуг.

Продавец (изготовитель, исполнитель) обязан хранить зарегистрированную декларацию и документы, на основе которых она была принята, не менее трех лет после окончания ее действия.

Требования к участникам закупок по предоставлению копий документов аналогичны установленным в сфере обязательной сертификации. Они также распространяются на одобрения типа транспортного средства, одобрения типа шасси и т. д.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СЕРТИФИКАЦИИ РФ.

ТЕСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1.Подтверждение поставщика о соответствии товара имеет форму:

а) стандарта предприятия;

б) заявления – декларации о соответствии;

в) сертификата соответствия;

г) сертификата качества.

2. Испытательная лаборатория приобретает необходимые полномочия, если она:

а) аттестована;

б) имеет нужное оборудование;

в) аккредитована.

3. Добровольная сертификация проводится в системах:

а) добровольной сертификации;

б) обязательной сертификации.

ВОПРОСЫ :

1. Что означает термин «аккредитация лаборатории»?

2. Общие требования к испытательной лаборатории?

3. Что такое «оценка соответствия»?

4. Что такое сертификация?

5. Что такое сертификация соответствия?

6. Что такое заявление-декларация, ее состав?

7. Сущность обязательной сертификации?

8. Сущность добровольной сертификации?

9. Зачем нужна третья сторона при оценке соответствия?

10. Кто такие три стороны соответствия?

11. Сущность одностороннего, двустороннего и многостороннего соглашения?

12. Назначение сертификации?

13. Методы устранения технических барьеров в торговле?

Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с законами.

Это законы:

- «О защите прав потребителей» и сертификация – приняты в 1992 г.

-«О сертификации продукции и услуг» - принят в 1993 г., в новой редакции в 1995 г., а также с законами РФ, относящимися к определенным отраслям:

- «О ветеринарии»;

- «О пожарной безопасности»;

- «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; и иными правовыми актами РФ, направленными на решение отдельных социально-экономических задач (более 30 актов), указами Президента и актами правительства (около 50 актов).

1. Обязательная сертификация в РФ введена законом:

а) «О сертификации»;

б) «О защите прав потребителей»;

в) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2. Для товаров, подлежащих обязательной сертификации, ответственность за наличие сертификатов и знака соответствия несет:

а) торговая организация;

б) изготовитель товара;

в) испытательный центр;

г) Госстандарт РФ.

3. Процедуру обязательной сертификации продукции оплачивает:

а) заявитель;

б) Госстандарт РФ;

в) организация-потребитель (продавец).

4. Большинство Российских испытательных лабораторий аккредитованы на

а) техническую компетентность;

б) независимость;

в) техническую компетентность и независимость.

5. Схема сертификации товара может включать:

а) проверку производства;

б) инспекционный контроль;



в) испытание типового образца;

г) оценка компетентности испытательной лаборатории.

6. Условия применения знака соответствия в системах сертификации определяются:

а) Госстандартом;

б) заявителем;

в) договором между держателями сертификата и лицензиаром.

1. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации в РФ определяет:

а) организация-потребитель;

б) заявитель;

в) национальный орган по сертификации.

2. Номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, распространяется на импортируемые товары:

3. Знаки соответствия имеют системы:

а) обязательной сертификации;

б) добровольной сертификации.

1. Партия товаров, импортируемых в Россию, сопровождается сертификатом соответствия, выданным зарубежным органом. Сертификат будет признан в России, если:

а) не истек срок его действия;

б) орган, выдавший сертификат, аккредитованный Госстандартом РФ;

в) орган, выдавший сертификат, аккредитован в системе МЭКСЭ.

2. Правом признания сертификата соответствия на импортируемые товары обладает:

а) получатель;

б) орган любой Российской системы обязательной сертификации;

в) система сертификации ГОСТ Р.

1. Принципы гармонизации национальных систем сертификации базируются на:

а) использовании принципа сертификации ИСО в национальных системах;

б) применении международных стандартов ИСО и МЭК для сертификации товаров;

в) присоединении страны к международным системам сертификации.

1. Сертификация системы обеспечения качества в России:

а) обязательна;

б) добровольная.

2. Совместная сертификация систем качества выгодна для:

а) экспортера продукции в Россию;

б) российских экспортеров;

в) обеих сторон.

3. Главная цель EQNET (международная организация по сертификации систем качества):

а) содействие взаимному признанию сертификатов соответствия;

б) инспектирование национальных систем сертификации;

в) разработка правил оценки систем качества.

ГОСТ 31892-2012

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

СИСТЕМА ОЦЕНКИ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Основные положения

Conformity assessment (attestation) system of the Customs union. Fundamentals


МКС 03.120.10

Дата введения 2013-09-01

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС")

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт)

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 3 декабря 2012 г. N 54)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Азербайджан

Азстандарт

Минэкономики Республики Армения

Киргизия

Кыргызстандарт

Российская Федерация

Росстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 декабря 2012 г. N 1969-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31892-2012 г. введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 сентября 2013 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

Настоящий стандарт описывает систему оценки (подтверждения) соответствия, принятую в Таможенном союзе, как комплекс взаимосвязанных элементов, присущих системе. В отличие от ранее действующих систем сертификации система оценки (подтверждения) соответствия - это не административная структура, образованная органом власти и обеспечивающая выполнение работ по подтверждению соответствия, а система правил, принятых Таможенным союзом в соответствующих соглашениях и других документах.

Стандарт впервые собрал воедино правила, тематически "разбросанные" по разным документам Таможенного союза, а также практику проведения работ по подтверждению соответствия, накопленную в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (СНГ).

Стандарт распространяется на систему подтверждения соответствия продукции (декларирование соответствия и сертификацию), осуществляемого на соответствие техническим регламентам Таможенного союза. Система включает различные аспекты обязательного подтверждения соответствия: объекты, требования к объектам, процедуры проведения оценки (подтверждения) соответствия.

С целью придания стандарту комплексности в справочных приложениях приводятся формы документов о подтверждении соответствия и изображение знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, содержащиеся в соответствующих документах Таможенного союза.

Терминология, используемая в стандарте, основана на положениях международного стандарта ИСО/МЭК 17000:2004* "Оценка соответствия. Словарь и общие принципы" . В раздел стандарта "Термины и определения" включены только специфические термины и определения в области технического регулирования, используемые в Таможенном союзе.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru . - Примечание изготовителя базы данных.

Документы Таможенного союза, которые используются в положениях стандарта, указаны в библиографии.

Стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза.

Стандарт будет полезен организациям других государств - участников СНГ, осуществляющих взаимную торговлю с государствами - членами Таможенного союза, а также для государств, имеющих намерение присоединиться к системе технического регулирования Таможенного союза.

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает назначение, принципы, состав, структуру и правила системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза, образованного Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, входящих в Содружество Независимых Государств (СНГ).

Стандарт распространяется на систему оценки (подтверждения) соответствия, предназначенную для проведения обязательного подтверждения соответствия путем декларирования соответствия и сертификации и осуществляемое на соответствие требованиям технических регламентов ТС продукции, выпускаемой в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.

Положения настоящего стандарта применяются в случае, если иное не предусмотрено в технических регламентах Таможенного союза.

Стандарт предназначен для заявителей, аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), включенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза и участвующих в деятельности по обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза.

Стандарт будет полезен организациям других государств - участников СНГ, осуществляющим взаимную торговлю с государствами - членами Таможенного союза.

2 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 технический регламент Таможенного союза: Документ, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, утвержденный в установленном порядке.

2.2 взаимосвязанный стандарт: Стандарт, требования которого признаны эквивалентными соответствующим обобщенным требованиям технического регламента.

2.3 требование: Положение, содержащее критерии, которые должны быть соблюдены.

2.4 обобщенное требование: Требование технических регламентов представленное в виде описания существа необходимой безопасности, без детализации конкретных способов (параметров) обеспечения безопасности.

2.5 заявленное требование: Требование, которое представлено заявителем.

2.6 презумпция соответствия: Положение, согласно которому выполнение конкретных (детальных) требований взаимосвязанных стандартов считается соблюдением соответствующих обобщенных требований технического регламента.

2.7 перечень взаимосвязанных стандартов: Утверждаемый Комиссией Таможенного союза перечень стандартов, требования которых могут на добровольной основе применяться для оценки (подтверждения) соответствия обобщенным требованиям конкретного технического регламента.

Примечания

1 Перечень взаимосвязанных стандартов оформляется в форме перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия .

2 Перечень взаимосвязанных стандартов утверждается Евразийской экономической комиссией, ранее перечень утверждался комиссией Таможенного союза.

2.8 заявитель: Физическое или юридическое лицо (изготовитель, уполномоченное изготовителем лицо, поставщик, продавец), которое для подтверждения соответствия принимает декларацию о соответствии или обращается за получением сертификата соответствия, получает сертификат соответствия.

Примечание - Межгосударственный стандарт "Термины и определения в области оценки (подтверждения) соответствия в Таможенном союзе" предусмотрен к принятию одновременно с принятием настоящего стандарта.

3 Общие положения

3.1 Система оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза представляет собой совокупность правил выполнения работ по обязательному подтверждению соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза, участников и правил функционирования системы в целом.

3.2 Целью Системы оценки (подтверждения) соответствия Таможенного союза (далее - Система) является создание условий свободного перемещения продукции на всей таможенной территории Таможенного союза при обеспечении установленного техническими регламентами Таможенного союза уровня безопасности такой продукции.

Указанная цель достигается применением в Системе единого механизма оценки (подтверждения) соответствия, результаты которой признаются всеми участниками экономической деятельности государств - членов Таможенного союза без повторной проверки соответствия продукции установленным к ней единым требованиям.

Требования Системы едины и обязательны для выполнения всеми участниками подтверждения соответствия.

3.3 Создание и функционирование Системы основаны на следующих принципах:

- действие Системы распространяется на всей таможенной территории Таможенного союза;

- оптимальное сочетание дорыночной оценки продукции и контроля на рынке;

- использование стандартов для соблюдения соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза и для оценки (подтверждения) соответствия;

- обеспечение единства методов испытаний и измерений при осуществлении оценки (подтверждения) соответствия;

- признание результатов работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза;

- гармонизация с международными и межгосударственными подходами в области подтверждения соответствия;

- открытость, доступность, объективность и прозрачность процедур подтверждения соответствия;

- независимость аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) от заявителей;

- защита имущественных интересов заявителей, в том числе путем соблюдения требований конфиденциальности сведений, полученных в процессе прохождения процедур подтверждения соответствия;

- недопустимость ограничения конкуренции аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) при выполнении работ по подтверждению соответствия и проведении исследований (испытаний) и измерений;

- минимизация расходов времени и средств участников экономической деятельности на проведение оценки (подтверждения) соответствия.

3.4 Руководящим органом Системы служит Евразийская Экономическая Комиссия (ранее Комиссия Таможенного союза), которая согласно соответствующему соглашению помимо работ, связанных с техническими регламентами Таможенного союза, выполняет следующие функции в области оценки (подтверждения) соответствия:

- утверждение порядка разработки и утверждения перечней международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза;

- утверждение перечня международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов Сторон, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции;

- утверждение порядка включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр, а также формирования и ведения Единого реестра;

- утверждение типовых схем оценки (подтверждения) соответствия;

- утверждение единых форм документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза);

- утверждение изображения единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза;

- утверждение положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и порядке его применения;

- утверждение положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза.

3.5 Система регулирует следующие вопросы, связанные с оценкой (подтверждением) соответствия:

- объекты оценки (подтверждения) соответствия;

- требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия;

- участники оценки (подтверждения) соответствия;

- процедуры оценки (подтверждения) соответствия.

Указанные вопросы отражены в разделах 4-7 настоящего стандарта.

3.6 Системой предусматривается проведение следующих работ:

- сертификация продукции;

- декларирование соответствия продукции;

- инспекционный контроль за сертифицированной продукцией;

- подготовка экспертов-аудиторов (экспертов);

- ведение Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по Единой форме, Системы.

3.7 Система имеет собственные формы документов о соответствии и знак обращения на рынке.

3.8 Контроль (надзор) в области подтверждения соответствия (за исключением инспекционного контроля, проводимого в рамках процедур сертификации), осуществляют органы государственного контроля (надзора) государств - членов Таможенного союза на своих территориях в порядке, установленном в национальном законодательстве.

4 Объекты оценки (подтверждения) соответствия

4.1 Применительно к продукции объектом обязательной оценки (подтверждения) соответствия в Системе является продукция, вводимая в обращение на территории государств - членов Таможенного союза. Конкретные виды продукции, подлежащие оценке (подтверждению) соответствия, устанавливаются в технических регламентах Таможенного союза (далее - технический регламент).

4.2 Перед проведением оценки (подтверждения) соответствия продукции необходимо идентифицировать ее в отношении правомерности распространения на нее данного технического регламента.

Работа по идентификации должна включать в себя:

- сравнение заявляемой продукции с наименованием и (или) с другими признаками продукции, указанными в техническом регламенте;

- определение по информации о заявляемой продукции отношения ее к продукции, вводимой в обращение на территории государств - членов Таможенного союза.

Пример - Не следует считать обращением на территории государств - членов Таможенного союза продукцию, не подлежащую реализации на рынке государств - членов Таможенного союза.

5 Требования к объектам оценки (подтверждения) соответствия

5.1 Требования к продукции устанавливаются в техническом регламенте. Поэтому задачей участников оценки (подтверждения) соответствия является отбор требований, необходимых для проведения оценки заявляемой продукции в рамках декларирования соответствия и сертификации, если такие требования не указаны в техническом регламенте.

Примечание - Процедурами декларирования соответствия и сертификации невозможно проверить соответствие по всем показателям, установленным техническим регламентом. Так показатели надежности не удастся проверить за время проведения сертификации продукции.

5.2 Проверяемые требования к продукции должны быть пригодны к оценке соответствия. Требования должны быть сформулированы таким образом, чтобы имелась возможность однозначного решения о соответствии (несоответствии) продукции по указанному требованию с учетом 5.3.

5.3 Документами Таможенного союза допускается в технических регламентах задавать требования непосредственно в виде количественных значений показателей или в виде обобщенных требований, выражающих цели реализации требований без детализации способа их достижения.

Для второго способа задания требований при подтверждении соответствия используются взаимосвязанные (с техническим регламентом) стандарты, включенные в перечень международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия .

Применение на добровольной основе стандартов, включенных в указанный перечень, является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов (принцип презумпции соответствия). В этом случае оценка (подтверждение) соответствия продукции может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам.

5.4 При использовании указанного перечня взаимосвязанных стандартов применительно к заявляемой продукции следует проверить сферу распространения выбранного стандарта по отношению к заявляемой продукции. При отрицательном результате проверки вместо указанных в перечне стандартов следует применять предложенные заявителем другие документы, требования которых, по его мнению, являются эквивалентными обобщенным требованиям технического регламента. Такой подход применяется также в случае, когда заявитель не применяет взаимосвязанные стандарты.

Эквивалентность требований предлагаемых документов обобщенным требованиям технического регламента должен доказать заявитель, а одобрить требования заявителя - орган по сертификации.

6 Участники оценки (подтверждения) соответствия

6.1 Участниками оценки (подтверждения) соответствия в Системе являются:

- заявители;

- аккредитованные органы по сертификации (далее - органы по сертификации);

- аккредитованные испытательные лаборатории (центры) [далее - испытательные лаборатории (центры)].

6.2 Заявителями могут быть изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), поставщики, продавцы продукции, подлежащей декларированию соответствия или сертификации.

6.2.1 При декларировании соответствия заявителем могут быть зарегистрированные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза на его территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, либо являющиеся изготовителем или продавцом, либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Примечание - Под иностранным изготовителем здесь понимается изготовитель из третьих стран по отношению к государствам - членам Таможенного союза.

6.2.2 При сертификации в отличие от декларирования соответствия заявителем импортируемой продукции может быть иностранный изготовитель, поставщик, продавец, если иное не установлено техническим регламентом.

6.2.3 При сертификации и декларировании соответствия заявителями подтверждения соответствия серийно выпускаемой продукции могут быть изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), для партии продукции и единицы продукции - изготовители (уполномоченное изготовителем лицо), поставщики, продавцы.

6.3 Органом по сертификации может быть юридическое лицо, аккредитованное в национальной системе аккредитации в качестве органа по сертификации и включенное в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

6.4 Испытательной лабораторией (центром) (в рамках Таможенного союза) может быть юридическое лицо (его часть), аккредитованное в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) и включенное в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

6.5 Органы по сертификации и испытательные лаборатории (центры) проводят работы по оценке (подтверждению) соответствия в пределах своих областей аккредитации.

7 Процедуры оценки (подтверждения) соответствия

7.1 В Системе приняты две формы оценки (подтверждения) соответствия продукции требованиям технических регламентов: декларирование соответствия и сертификация.

7.2 Применение той или иной формы оценки (подтверждения) соответствия определено в техническом регламенте посредством указания видов продукции и (или) ее признаков.

7.3 Состав процедур при декларировании соответствия и сертификации определяется схемами оценки (подтверждения) соответствия, установленными техническими регламентами в соответствии с Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза .

Схему подтверждения соответствия выбирает заявитель, исходя из условий их применения.

Каждая схема оценки (подтверждения) соответствия состоит из определенной совокупности действий (операций), результаты которых рассматриваются в качестве доказательств соответствия продукции установленным требованиям. К таким действиям относятся анализ технической документации; идентификация, испытания продукции, исследование типа продукции; оценка производства, производственный контроль; выдача сертификата соответствия, принятие декларации о соответствии техническим регламентам по единой форме, регистрация декларации о соответствии; нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; инспекционный контроль.

7.4 В случае необходимости (например, отбор образцов, проведение испытаний продукции или, если безопасность заявленной на сертификацию продукции не может быть подтверждена только работами, проводимыми данным органом по сертификации), орган по сертификации:

- привлекает к работам по сертификации сторонние организации (органы государственного надзора, аккредитованные органы по сертификации или аккредитованные испытательные лаборатории (в том числе иностранные, в компетентность которых входит проведение данных работ по подтверждению соответствия сертифицируемой продукции;

- принимает решение с учетом работ, проведенных сторонними организациями, и несет ответственность за полноту проведенных работ.

При этом с указанными выше сторонними организациями органом по сертификации должны быть заключены соглашения о сотрудничестве, определяющие вопросы компетентности и конфиденциальности.

Привлечение конкретной сторонней организации должно быть согласовано с заявителем.

7.5 Основные процедуры сертификации и декларирования соответствия установлены в Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в технических регламентах Таможенного союза .

Ниже приводятся назначение и особенности основных операций подтверждения соответствия, принятых в Системе.

7.6 Анализ документации заявителя направлен на идентификацию продукции, формирование заявителем комплекта технической документации и доказательственных материалов и выявления тех из них, которые могут быть засчитаны как основание для выдачи сертификата соответствия или принятия декларации о соответствии.

Анализ документации в зависимости от формы подтверждения соответствия проводит заявитель и (или) орган по сертификации.

7.7 Испытания (включая исследования и измерения), предусмотренные в схемах оценки (подтверждения) соответствия, проводят с целью определения соответствия образцов продукции установленным требованиям и распространения полученных результатов на единицу продукции или на всю совокупность продукции, являющихся объектами оценки (подтверждения) соответствия.

Испытания продукции в зависимости от схемы оценки (подтверждения) соответствия проводят на испытательной базе заявителя или в испытательных лабораториях (центрах) в соответствии с требованиями стандартов, включенных в перечень международных и региональных стандартов (при их отсутствии - в перечень национальных (государственных) стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований принятого технического регламента Таможенного союза и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции.

Результаты проведенных испытаний оформляются протоколом испытаний.

7.8 Оценка производства согласно схемам оценки (подтверждения) соответствия осуществляется в форме сертификации систем менеджмента или анализа состояния производства.

7.9 Сертификация систем менеджмента имеет собственное значение и цели. Использование такой сертификации в рамках оценки (подтверждения) соответствия продукции преследует цель доказательства эффективности системы в обеспечении постоянного соответствия продукции установленным требованиям технических регламентов Таможенного союза.

7.9.1 Сертификацию систем менеджмента проводят аккредитованные в установленном порядке органы по сертификации систем менеджмента в соответствии с международными (региональными) стандартами в области систем менеджмента. Результаты сертификации оформляют сертификатом соответствия системы менеджмента.

7.9.2 Сертификация систем менеджмента осуществляется в рамках работ по оценке (подтверждению) соответствия продукции или засчитывается ранее проведенная сертификация при условии действия сертификата соответствия системы менеджмента на время проведения очередного контроля за сертифицированной системой.

7.10 Анализ состояния производства, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью установления наличия у заявителя необходимых условий для обеспечения постоянного соответствия выпускаемой продукции требованиям, подтверждаемым (подтвержденным) при сертификации продукции.

7.10.1 Анализ состояния производства проводят органы по сертификации продукции, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, по специально подготовленной программе проверки производства.

Программа должна предусматривать проверку:

- технической (технологической) документации;

- технологических процессов;

- средств технологического оснащения и системы поддержания их технического состояния;

- системы контроля и испытаний;

- метрологического обеспечения.

Приведенные выше объекты проверок рассматривают только с точки зрения возможного влияния на стабильность выпускаемой продукции в отношении показателей данной продукции, установленных техническим регламентом.

7.10.2 Результаты анализа состояния производства оформляют актом, в котором дается оценка по всем заданиям программы и общая оценка состояния производства.

7.11 Полученные результаты реализации всех элементов принятой схемы оценки (подтверждения) соответствия обобщаются для принятия решения о соответствии (несоответствии) продукции требованиям технических регламентов.

7.11.1 Положительные результаты оценки (подтверждения) соответствия оформляются в зависимости от формы оценки (подтверждения) соответствия декларацией о соответствии или сертификатом соответствия в соответствии с едиными формами документов об оценке (подтверждении) соответствия .

Форма сертификата соответствия приведена в приложении А, форма декларации о соответствии - в приложении Б.

7.11.2 В документах об оценке (подтверждении) соответствия указывают срок действия этих документов в соответствии с требованиями технических регламентов.

7.12 Продукция, соответствующая требованиям вступивших в силу технических регламентов и прошедшая установленные техническими регламентами процедуры оценки (подтверждения) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза .

Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза (далее - знак обращения на рынке) приведено в приложении В.

7.12.1 Основанием для применения знака обращения на рынке является принятая и зарегистрированная в установленном порядке декларация о соответствии или выданный сертификат соответствия.

7.12.2 Нанесение знака обращения на рынке осуществляет заявитель или уполномоченная им организация.

Пример - Такой организацией может быть изготовитель индивидуальной упаковки, ярлыков, этикеток, поставляемых изготовителю продукции.

7.12.3 Знак обращения на рынке, помимо информации о соответствии, предназначен также для идентификации конкретной единицы продукции в отношении принадлежности этой единицы к той совокупности продукции (серийно выпускаемой или партии), на которую выдан сертификат соответствия или принята декларация о соответствии.

Знак обращения на рынке наносится непосредственно на каждую единицу продукции, предназначенной для реализации, и (или) на упаковку, и (или) сопроводительную документацию.

7.12.4 Для недопущения введения в заблуждение приобретателя и других заинтересованных лиц в отношении действия знака обращения на рынке, следует выполнять следующие условия:

- применять знак обращения на рынке только тогда, когда подтверждено соответствие продукции всем распространяющимся на нее техническим регламентам;

- размещать знак обращения на рынке на базовой части изделия, не являющейся съемным элементом;

- размер знака обращения на рынке не должен быть меньше установленного минимального размера 5 мм, с тем, чтобы обеспечить зрительное распознавание всех элементов изображения без применения инструментальных методов;

Не допускать возможности зрительного смешения знака обращения на рынке составной части изделия (комплектующего изделия) со знаком обращения на рынке на изделии в целом;

- не допускать маркирование продукции знаком соответствия системы менеджмента.

7.12.5 Место нанесения знака обращения на рынке должно обеспечивать доступность знака для органов контроля (надзора) и потенциальных приобретателей.

При выборе места нанесения знака следует исходить из следующих принципов:

- нанесение знака обращения на рынке непосредственно на поверхность каждой единицы продукции является приоритетным;

- нанесение знака обращения на рынке на индивидуальную упаковку целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции, а также, когда нанесение знака на поверхность единицы продукции невозможно;

- нанесение знака обращения на рынке на сопроводительную документацию целесообразно при необходимости дублирования знака на поверхности единицы продукции и (или) на индивидуальной упаковке, а также при отсутствии индивидуальной упаковки и невозможности нанести знак на поверхность единицы продукции.

7.13 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, предусмотренный в некоторых схемах сертификации, проводят с целью определения сохранения соответствия выпускаемой продукции установленным требованиям и принятия соответствующих решений относительно действия сертификата соответствия.

7.13.1 Инспекционный контроль за сертифицированной продукцией осуществляет орган по сертификации продукции с привлечением испытательных лабораторий (центров). Инспекционный контроль системы менеджмента осуществляется органом по сертификации систем менеджмента.

7.13.2 Результаты инспекционного контроля оформляют актом.

7.13.3 По результатам инспекционного контроля орган по сертификации принимает одно из следующих решений:

- считать действие сертификата соответствия подтвержденным;

- приостановить действие сертификата соответствия;

- прекратить действие сертификата соответствия;

- продлить срок действия сертификата соответствия, если это предусмотрено техническим регламентом или правилами системы добровольной сертификации.

7.13.4 В случае принятия решения о приостановлении действия сертификата соответствия заявитель по согласованию с органом по сертификации утверждает план корректирующих мероприятий для устранения причин несоответствия продукции установленным требованиям.

После выполнения плана корректирующих мероприятий в согласованные сроки действие сертификата соответствия восстанавливается. Невыполнение в срок плана корректирующих мероприятий влечет за собой принятие решения о прекращении действия сертификата соответствия.

Приложение А (справочное). Форма сертификата соответствия

Приложение А
(справочное)

А.1 Единая форма сертификата соответствия требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза, извлеченная из Решения Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896 * имеет следующий вид:
_______________
Требования к бланкам сертификата соответствия и приложения к нему, правила их заполнения установлены в приложении 1 .

* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует Решение Коллегии ЕЭК от 25 декабря 2012 года N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза и правилах их оформления" , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

Единая форма сертификата соответствия требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза

Единый знак
обращения
продукции

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ

N ХХХХХХХ

ОРГАН ПО СЕРТИФИКАЦИИ

ЗАЯВИТЕЛЬ

ИЗГОТОВИТЕЛЬ

ПРОДУКЦИЯ

Код ТН ВЭД ТС

СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ

СЕРТИФИКАТ ВЫДАН НА ОСНОВАНИИ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

СРОК ДЕЙСТВИЯ С

Руководитель (уполномоченное

лицо) органа по сертификации

подпись, инициалы, фамилия

Эксперт-аудитор (эксперт)

подпись, инициалы, фамилия

Приложение Б (справочное). Форма декларации о соответствии

Приложение Б
(справочное)

Б.1 Единая форма декларации о соответствии требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза, извлеченная из Решения комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 896 , имеет следующий вид:
_______________
Требования к оформлению декларации о соответствии и правила ее заполнения установлены в приложении 2 .

Единая форма декларации о соответствии требованиям технического(их) регламента(ов) Таможенного союза

Единый знак
обращения
продукции

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ

ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ

Декларант,

заявляет, что

соответствует требованиям

Декларация о соответствии принята на основании

Дополнительная информация

Декларация о соответствии действительна с даты регистрации по

Сведения о регистрации декларации о соответствии:

инициалы, фамилия руководителя организации
(уполномоченного им лица) или индивидуального предпринимателя

Регистрационный номер декларации о соответствии N ТС

Дата регистрации декларации о соответствии

Приложение В (справочное). Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза

Приложение В
(справочное)

В.1 Изображение единого знака обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, извлеченное из Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза , приведено на рисунках В.1 и В.2.

Рисунок В.1

Рисунок В.2

Библиография

ИСО/МЭК 17000:2004
(ISO/IEC 17000:2004)

Оценка соответствия. Словарь и общие принципы (Conformity assessment - Vocabulary and general principles)

ИСО/МЭК 17007:2004
(ISO/IEC 17007:2004)

Оценка соответствия. Методические указания по разработке нормативных документов, предназначенных для применения при оценке соответствия (Conformity assessment. Guidance for drafting normative documents suitable for conformity assessment)



Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2013

Подтверждение соответствия – документальное подтверждение соответствия продукции (товаров) или иных объектов требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный и обязательный характер.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

осуществляется в двух формах:

1) принятие декларации о соответствии и

2) обязательная сертификация.

Сертификация (С) – форма подтверждения соответствия объектов (продукции, товаров, процессов, работ, услуг) требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров, осуществляемая органом по сертификации .

Технический регламент (ТР) – документ, устанавливающий обязательные для применения и использования требования к объектам технического регулирования (продукции, товарам, процессам, работам, услугам, …), который принят или международным договором РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ.

До вступления в силу соответствующих ТР обязательному исполнению подлежат далеко не все требования нормативных документов (НД) федеральных органов исполнительной власти (стандартов, СанПиНов и прочих), а только те, которые соответствуют целям:

1) защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

2) охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений;

3) предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (Закон «О техническом регулировании», статья 46, п. 1).

Таким образом, с 1 июля 2003 г. обязательными требованиями стандартов и других нормативных документов остаются требования безопасности и безвредности (цель – 1, цель – 2) и требования к маркировке и информации для потребителя (цель – 3).

Сертификат соответствия (СС) – документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям ТР, положениям стандартов или условиям договоров.

Орган по сертификации (ОС) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованный в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Добровольная сертификация (ДС) осуществляется ОС по инициативе заявителя (юридического или физического лица – изготовителя, продавца, потребителя) на соответствие требованиям

· национальных стандартов,

· стандартов организаций,

· условиям договоров,

· систем добровольной сертификации.

Объектами ДС являются

· продукция и товары,

· производство,

· системы качества,

· работы и услуги.

Объектами ДС являются:



· продукция (товары), не входящая в

1) Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и

2) Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии; (Единые перечни продукции утверждены Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982)

· продукция (товары), входящая в первый или второй Перечень и предъявленная к добровольной сертификации на соответствие любым требованиям, согласованным с органом по сертификации, кроме требований технических регламентов, а до их утверждения и вступления в силу – кроме требований безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиНов.

К сертификации (и добровольной и обязательной) допускается продукция (товары), пригодная для использования по назначению и имеющая маркировку в соответствии с требованиями НД (законов РФ, постановлений правительства РФ, национальных стандартов). Подтверждение соответствия этим показателям осуществляется путем идентификации.

Срок действия сертификата соответствия на продукцию (товары) и по добровольной и по обязательной формам устанавливает ОС:

На продукцию серийного выпуска по добровольной форме – не более чем на 3 года;

На партию продукции по добровольной форме – срок действия СС не проставляется;

На продукцию серийного выпуска по обязательной форме – не более чем на 5 лет;

На партию продукции по обязательной форме – не более чем на один год.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в виде

· декларирования соответствия или

· обязательной сертификации.

Декларирование соответствия осуществляется путем:

1. Принятия декларации на основании собственных доказательств;

2. Принятия декларации на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации и аккредитованной испытательной лаборатории или центра (АИЛ или АИЦ).

При декларировании соответствия заявителем может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные на территории РФ в соответствии с российским законодательством. Круг заявителей будет установлен соответствующим ТР.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств в качестве доказательств используются:

· Техническая документация заявителя,

· Результаты собственных исследований, испытаний и измерений,

· Другие документы, подтверждающие соответствие продукции требованиям ТР (а до их утверждения и вступления в силу – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиНов).

Состав доказательных материалов будет определяться соответствующим ТР.

До вступления в силу соответствующих ТР схема декларирования соответствия № 1 (на основании собственных доказательств) допускается только для изготовителей продукции.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательные материалы

· Протоколы испытаний и измерений, проведенных в АИЛ или АИЦ,

· Сертификат системы качества.

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий под личную ответственность заявителя, что выпускаемая в обращение продукция (товар) соответствует требованиям ТР (а до их утверждения и вступления в силу – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиНов).

Продукция (товары), включенная в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, подлежит декларированию соответствия в обязательном порядке.

Декларация о соответствии оформляется на чистом листе белой бумаги формата А4 на русском языке машинописным способом, подписывается заявителем в лице главного руководителя предприятия (организации) и заверяется печатью этого предприятия. Требования к содержанию декларации регламентированы законом «О техническом регулировании» (статья 24, п. 5.).

Срок действия декларации будет определяться соответствующим ТР.

Оформленная по правилам декларация регистрируется ОС в течение трех дней. Декларация и все доказательные материалы хранятся у заявителя в течение трех лет с момента окончания срока действия декларации. Второй экземпляр декларации хранится в ОС.

Обязательная сертификация осуществляется ОС, аккредитованным в установленном порядке: 1) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом); 2) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) при Минэкономразвитии РФ. В н.в. она проводится на соответствие требованиям ТР, а до их утверждения и вступления в силу – требованиям безопасности и безвредности национальных стандартов и СанПиНов. Обязательной сертификации подлежит продукция (товары), включенная в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации. Продукция, не вошедшая в этот Перечень, а также в Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, может быть подвергнута только добровольной сертификации.

Формы сертификатов соответствия по обязательной и добровольной сертификации утверждены: 1) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии; 2) Комиссией таможенного союза.

Испытания и измерения продукции при обязательной сертификации проводятся в лабораториях (АИЛ)* или центрах (АИЦ)**, аккредитованных в установленном порядке: 1) Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандартом); 2) Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация) при Минэкономразвитии РФ. Они оформляют результаты испытаний в виде протоколов, которые служат одним из оснований для принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче сертификата.

(АИЛ)* – аккредитованная испытательная лаборатория,

(АИЦ)** – аккредитованный испытательный центр

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиям ТР, маркируется знаком обращения на рынке.

Знак обращения на рынке – обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции (товаров) требованиям технических регламентов.

Сертификация продукции включает следующие процедуры:

1) представление заявки на сертификацию продукции (товаров) в ОС,

2) рассмотрение заявки и комплекта документов, представленных заявителем,

3) принятие решения по заявке, а также выбор схемы сертификации и АИЛ или АИЦ,

4) идентификация продукции,

5) отбор образцов продукции (для сертификационных испытаний и контрольных),

6) проведение испытаний в АИЛ или АИЦ,

7) анализ состояния производства (если такой анализ предусмотрен выбранной схемой сертификации),

8) анализ получения результатов испытаний и принятие решения о возможности выдачи сертификата или об отказе в его выдаче,

9) оформление и выдача сертификата и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр,

10) осуществление инспекционного контроля за сертифицированной продукцией (в соответствии со схемой сертификации).

В случае принятия органом по сертификации решения об отказе в выдаче сертификата заявителю направляется аргументированное решение об отказе. Кроме этого, информация об отказе в выдаче сертификата направляется

· Центральному органу по сертификации при Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии,

· территориальному органу этого Федерального агентства.

При возникновении спорных вопросов по сертификации заявитель может подать апелляцию в Комиссию по апелляциям при Центральном органе по сертификации (в Федеральное агентство). При несогласии заявителя (или органа по сертификации, или АИЛ) с решением Комиссии они могут обратиться в суд.

Орган по сертификации может приостановить или отменить действие сертификата в случаях, когда:

· в результате инспекционного контроля установлено несоответствие продукции требованиям, контролируемым при сертификации (требованиям ТР, стандартов, СанПиНов, других нормативных и технических документов или условиям договора),

· изменились НД или методы испытаний, которые применялись при сертификации,

· изменились или не выполнены требования к технологическому процессу, требования методов контроля и испытаний, требования системы обеспечения качества, если эти изменения существенно влияют на характеристики, проверяемые при сертификации.

Информацию о приостановке или отмене действия сертификата орган по сертификации направляет

· держателю подлинника сертификата (заявителю),

· Центральному органу системы сертификации продукции,

· территориальному органу Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии по месту расположения держателя сертификата (заявителя),

· в Государственный таможенный комитет РФ, если держателем сертификата является зарубежная организация.

В комплект документов , предоставленных заявителем вместе с заявкой на сертификацию продукции , как минимум входят:

· копия договора (контракта) на поставку продукции (товаров),

· копия документа, подтверждающего происхождение продукции (для импортной продукции),

· копия товарно-транспортной накладной или инвойса,

· копия санитарно-эпидемиологического заключения на продукцию (товары), или копия экспертного заключения на продукцию, выданного органами Роспотребнадзора, или копия свидетельства о государственной регистрации продукции,

· копия свидетельства о государственной регистрации заявителя,

· копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Документы на иностранном языке должны иметь русский перевод, заверенный заявителем (подпись и печать).


В целях реализации этого Соглашения разработаны следующие документы:

1) Единый перечень товаров , подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза;

2) Единые формы документов , подтверждающих безопасность продукции (товаров);

3) Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу таможенного союза, подконтрольными товарами , перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза и на таможенной территории таможенного союза;

4) Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам , подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

С 1 июля 2010 года прекращена выдача санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии продукции государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам

Свидетельства о государственной регистрации , оформляемые по единой форме и действительные на всей территории таможенного союза, оформляются в Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Перечень продукции, подлежащей государственной регистрации с 1 июля 2010 года , включен в раздел II «Перечень товаров, подлежащих государственной регистрации»Единого перечня товаров , подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза.

Санитарно-эпидемиологические заключения, выданные до 1 июля 2010 года,будут действовать на территории Российской Федерации до окончания срока их действия . Действие таких санитарно-эпидемиологических заключений не будет распространяться на территорию других государств-участников таможенного союза.

В случае соответствия продукции, включенной в раздел II Единого перечня товаров, требованиям законодательства РФ, действовавшим по состоянию на 30 июня 2010 года, и расхождения с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, Роспотребнадзором могут выдаваться свидетельства о государственной регистрации, которые будут действовать исключительно на территории Российской Федерации до 1 января 2012 года .

В случае соответствия такой продукции нормам Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, Роспотребнадзором выдаются свидетельства о государственной регистрации, действующие на всей территории таможенного союза.

На продукцию, которая ранее подлежала санитарно-эпидемиологической экспертизе с выдачей санитарно-эпидемиологических заключений, но теперь не включена в перечень продукции, подлежащей государственной регистрации на территории таможенного союза , будут оформляться документы, подтверждающие соответствие (декларации о соответствии, сертификаты соответствия), оформляемые с привлечением третьей стороны (органов по сертификации).