Окружающий мир программа школа 8 вида. Планирование учебного материала

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа с.Мошенское»

Согласовано: Утверждаю:

Зам.директора по УВР Директор школы:____________(А.М.Анишина)

__________________(Г.А.Павлова)

«____________»______________2017 г. «__________» _______________2017г.

Адаптированная рабочая программа

по предмету «Живой мир »

4 класс (домашнее обучение)

2017 – 2018 учебный год

Рассмотрено на заседании кафедры Составлено: учителем

учителей начальных классов: Важнецовой В.А.

Протокол №________от _____________________2017г.

Руководитель кафедры:____________________________________

С.Мошенское – 2017г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Живой мир» разработана на основе основной примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы» под редакцией И.М.Бгажноковой – М., 2011 г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2009 года). Живой мир (Н.Б.Матвеева). Предлагаемая программа ориентирована на учебник 4 класса: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Н.Б.Матвеева, М.А.Попова, Т.О.Куртова., М.: «Просвещение», 2016.

«Живой мир» в специальных образовательных учреждениях VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития понятийного мышления на материале сведений о живой и неживой природе, как предмет по развитию речи должен обогащать и развивать активный словарный запас.

Курс «Живой мир» решает следующие коррекционно - образовательные и воспитательные задачи:

    уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных ее элементах;

    на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира и условиях внешней среды;

    закрепляет представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле, уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его значение в жизни живой природы;

    уточняет доступные учащимся сведения о воздухе и формирование представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;

    вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений;

    формирует знания учащихся о природе своего края;

    формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит учащихся бережному отношению к природе.

Основным методом обучения является беседа. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствует развитию речи и мышления учащихся.

Программа «Живой мир» не строится по принципу планирования на четверть, в ней представлены блоки тем, последовательность изучения которых может варьироваться учителем самостоятельно.

Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы, наблюдения и составление на их основе описаний объектов природы или природных явлений.

Программа курса «Живой мир» рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).

1 четверть – 8 ч., 2 четверть – 8 ч., 3 четверть – 10ч., 4 четверть – 8 ч.

Результаты освоения предмета

Личностные результаты :

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на уроке с помощью учителя.

Учиться высказывать сво ѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем давать эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД:

Совместно договариваться о правилах общения и поведения на уроке и следовать им.

Предметные результаты:

1-я линия развития – уметь объяснять мир: называть окружающие предметы и их взаимосвязи с помощью учителя; объяснять, как люди помогают друг другу жить; называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека; называть основные особенности каждого времени года.

2-я линия развития – уметь определять сво ѐ отношение к миру: оценивать правильность поведения людей в природе; оценивать правильность поведения в быту с помощью учителя

Сезонные изменения в природе . Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.

Неживая природа. Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы. Формы поверхности Земли (равнины, овраги, холмы, горы).

Живая природа. Растения. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение. Животные. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям. Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют. Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной. Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности. Домашние птицы. Курица, утка.

Человек. Голова и мозг, питание. Режим дня и ЗОЖ.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности ученика. Формы обучения:практические занятия, использование яркого доступного наглядного материала, применение Интернет-ресурсов.

Методы обучения :рассказ, беседа, работа с книгой, наблюдение, исследования, просмотр экранных пособий, практическая работа, дидактические игры.

Учебно- тематическое планирование и основные виды деятельности учащегося

№п.п.

Наименование раздела программы

Итого часов

Основные виды учебной деятельности в контексте ФГОС

Сезонные изменения в природе

Обобщить и систематизировать знания учащихся о временах и месяцах года, днях недели. Учить наблюдать изменения в природе,

выявить признаки времен года. Закрепить умение обобщать наблюдения на экскурсии и в жизни.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе (замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, проталина, разлив, ливень, град, туман).

Неживая природа

Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы. Участие в беседе. Формирование умений наблюдать, описывать объект, взаимодействовать с предметами и явлениями, высказывать предложения об увиденном.

Живая природа

Формирование знаний об основных элементах неживой и живой природы. Формирование представления о взаимосвязи живой и неживой природы, формах приспособления живого мира к условиям внешней среды. Формирование знаний учащихся о природе своего края.

Человек

Формирование основных понятий о человеке как части природы. Формирование первоначальных сведений о природоохранительной деятельности человека.

Всего

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Программа: Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида:0 - 4 классы, под редакцией И.М.Бгажноковой - М., «Просвещение», 2011.

Учебник: Н,Б, Матвеева, М.А.Попова, Т.О. Куртова. 4 класс учебник «Живой мир» для специальных (коррекционных) школ VIII вида.- Москва, Просвещение 2016г.

Дополнительная литература:

Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. М.: Просвещение, 1999.

Казакова О.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» М.: «Вако» 2004.

Касаткина Н.А. «Учебно – воспитательные занятия в группе продленного дня». Волгоград: Учитель, 2007.

Морозова И.А., Пушкарева М.А. «Ознакомление с окружающим миром». М: Мозаика – Синтез, 2006.

Оборудование Предметные картинки, муляжи овощей, фруктов, гербарии растений, технические средства.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся могут овладеть следующими знаниями и умениями

Учащиеся должны уметь:

    называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

    активно участвовать в беседе;

    связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений;

    различать растения сада, огорода, леса, луга, поля, их названия; культурные и дикорастущие цветковые растения;

    различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ жизни, определять их значение в жизни человека;

    соотносить сезонные изменения в природе с жизнью человека;

    определять время года, описывать его основные признаки.

Учащиеся должны знать:

    названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;

    Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Сезонные изменения

Цель: формирование понятий о различных временах года. Исходя из причины - деятельности Солнца, определять следствия - признаки времён года. Обобщение и закрепление представлений о жизни растений, животных в разные времена года. Закрепление представлений о деятельности человека в связи с сезонными изменениями в природе.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.

Растения и животные в разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года

Дикие и домашние животные в разное время года.

Труд людей города и села в разное время года

Устанавливается взаимосвязь природных изменений и изменений в жизни растений, животных, деятельности человека.

Неживая природа

Цель: знакомство учащихся со свойствами почвы, её составом, значением для жизни животных и человека. Формирование элементарных представлений о свойствах элементов почвы: песка, глины, камней, перегноя. Формирование первичных представлений о формах поверхности земли.

Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы: рыхление, полив и т. д.

Формы поверхности 3емли: равнины, низменности, холмы, горы.

Для изучения почвы необходимо использовать наглядный материал (песок, глину и т. д.).

Живая природа

Растения

Цель: закрепление представлений о жизни растений. Расширить представления о растениях, выделяя такие группы растений, как культурные и дикорастущие, лекарственные. Показать роль человека в создании культурных растений, их значение в жизни человека. Познакомить учащихся со строением, жизнью, выращиванием и значением для человека растений поля.

Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространённых). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овёс и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.

Животные

Цель: показать роль и значение домашних животных в жизни человека. Познакомить с работой человека по созданию новых, полезных для него пород животных. Познакомить учащихся с новой группой: водоплавающие птицы (дикие и домашние), с особенностями их строения, приспособлением к среде обитания.

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних, животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы - друзья сада; охрана птиц.

Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. Уход за ними.

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.

Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.

Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.

Насекомые-вредители.

При изучении домашних животных отметить работу человека по созданию новых пород животных, показать, как человек использует свои знания о природе, особенностях животных в организации ухода и разведения того или иного животного. Сравнение диких и домашних птиц позволит учителю показать взаимосвязь дикой природы и деятельности человека

Человек

Цель: формирование элементарных представлений о значении мозга человека, о правильной организации своей жизни. Показать взаимосвязь человека и окружающей природы. Рассказать о необходимости бережного отношения к природе как среде обитания человека, её охране.

Профилактика травматизма головного мозга.

Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека. 3абота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих, животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.

Повторение

Учащиеся должны усвоить следующие представления:

    о земле, её составе, свойствах, значении для жизни растений;

    о растениях поля, сада, их строении, использовании человеком;

    о домашних животных и птицах их повадках, образе жизни, роли человека в жизни домашних животных;

    о насекомых, их роли в жизни природы;

    о взаимодействии человека и природы, значении состояния природы для жизнедеятельности человека;

    о взаимосвязях сезонных изменений в неживой и живой природе.

Календарно-тематическое планирование по живому миру, 4класс

1 четверть – 8 часов

Начало осени. Сезонные изменения в природе

Сбор урожая. Овощи, фрукты, грибы.

Полевые растения (рожь, пшеница, овес, кукуруза). Строение растений поля.

Сад. Растения сада .

(фруктовые деревья, ягодные кустарники, цветковые растения).

Лекарственные растения. Редкие растения и их охрана.

(календула, зверобой).

Домашние и дикие животные осенью. Разведение человеком домашних животных.

Поздняя осень.

Орехи. Орех грецкий, лещины, кедровые орешки. Различение по внешнему виду, вкусу.

Деревья, кустарники, травы. Разнообразие растений в природе.

Разнообразие животных в природе.

Почва. Состав почвы (песок, глина, камни). Простейшие свойства почвы, их значение для растений.

Способы обработки почвы.

Уметь выражать свои мысли.

Формы поверхности земли: равнины, низменности.

Формы поверхности земли: холмы, горы

Сезонные изменения в природе в начале зимы. Чередование времен года, названия месяцев.

Влияние солнца на изменения в природе, на смену времён года. Контроль знаний за 1 полугодие

Домашние и дикие животные зимой.

Труд людей зимой.

Забавы детей

Вечнозеленые деревья. Ель. Сосна. Распознавание. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья, хвоя. Семена.

Формирование представлений о явлениях в неживой природе.

Февраль - последний месяц зимы.

Знать признаки зимы, названия зимних месяцев, признаки зимы: холод, снегопад, гололедица, мороз, иней, метели, оттепели, короткие дни, длинные ночи.

Домашнее животное – корова, лошадь

Домашнее животное – овца, свинья

Дикие животные : лось, олень.

Внешний вид, пища, повадки.

Март - весенний месяц

(экскурсия ).

Домашние птицы: гусь, утка, курица

Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, места обитания, пища.

Перелетные птицы.

Насекомые вредные и полезные. Бабочка, майский жук, пчела, муравей, муха.

Рыбы - как представители животных.

Человек – часть природы. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество

Здоровье человека. Профилактика заболеваний. Режим дня школьника. Отдых и труд.

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

Май – конец весны

(экскурсия ).. Контроль знаний.

Разделы

Темы уроков

Кол. час

Даты

Планируемые предметные результаты

Виды контроля

минимальный уровень

достаточный уровень

Знать признаки лета и осени, их различие: солнечные жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья на деревьях, сбор ягод, грибов, температура воздуха, воды, кол-во тепла.

Уметь соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека.

Связно высказываться на предложенную тему на основе наблюдений.

Текущий контроль

Знать названия овощей и фруктов, растения сада и огорода. Грибы и их строение.

Знать время сбора урожая.

Уметь определять и различать группы растений (фрукты - растения сада, овощи - растения огорода). Уметь отличать съедобные грибы от несъедобных

Называть и хар-ть предметы, сравнивать и классифицировать. Участвовать в беседе, до-полнять ответы товарищей.

Знать названия полевых растений; основные органы растений поля: корень, стебель- соломина, ли-стья, колос метелка, (по-чаток), зерна.

Уметь различать растения поля, описывать их; находить сходства и различия в их строении.

Уметь слушать товарищей, оказывать помощь. Уметь характеризовать предметы, находить общее и различие.

Знать о растениях сада, об использовании их человеком. Сезонные работы в саду.

Уметь сравнивать и различать растения сада.

Использовать простейшие логические выражения. Элементарно обосновывать высказанное суждение.

Знать ряд распространённых лек-х растений (календула, зверобой, подорожник и др.), их помощь людям.

Парк (сквер)

Уметь правильно (по назначению) использовать лекарственные растения. Создание парков

Описывать гербарий, рисунки или картинки.

Нацеливать себя на выполнение поставленной задачи.

Знать об образе жизни диких и домашних животных осенью; о роли человека в жизни домашних животных.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни диких и домашних жив-х осенью.

Уметь сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; контролировать правильность выполнения работы.

Знать основные признаки поздней осени.

Различать признаки поздней осени, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы. Уметь сравнивать, классифицировать.

Текущий контроль

Знать названия различных видов орехов; знать об употреблении их в пищу.

Уметь сравнивать и различать орехи по внешнему виду, вкусу.

Грамотно и логически правильно излагать свои мысли.

2 четверть – 8 часов

Знать названия наиболее распространенных деревьев и кустарников.

Уметь различать деревья, кустарники, травы.

Уметь классифицировать, сравнивать находить сходства и различия. Устанавливать причинно-следственные связи.

Знать об образе жизни и повадках различных групп животных.

Уметь сравнивать представителей различных групп животных.

Уметь сравнивать, обобщать.

Знать о почве, о её составе, значении для жизни растений. Знать о почве, её свойствах, значении для жизни растений

Строить монологическо-е высказывание по предло-женной теме. Следить за правильной осан-кой на рабочем месте.

Знать способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.

Знать о формах поверхности земли: равнины, низменности, овраги, холмы, горы.

Уметь описывать различные формы поверхности земли:

равнины, овраги, холмы, горы.

Строить монологическое высказывание по предложенной

теме. Правильно сидеть за партой, следить за осанкой.

Текущий контроль

Знать признаки зимы: снегопады, морозы, метели, снег красиво сверкает на солнце, зимой солнце поздно восходит, рано заходит, дни короче, ночи длиннее и т.д.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения. Уметь сравнивать наблюдаемые объекты.

Знать о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, кол-во тепла), на смену времён года.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Активно участвовать в беседе, дополнять ответы товарища.

3 четверть – 10 часов

Знать об образе жизни диких и домашних животных в зимнее время; о роли человека в жизни домашних животных.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни дом. и диких животных зимой.

Уметь классифицировать, сравнивать, давать полные ответы на вопросы.

Знать о видах труда людей в зимний период. Зимние игры и виды спорта.

Соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями в жизни человека зимой. Уметь строить монологическое высказывание по предложенной теме.

Знать о вечнозеленых деревьях, об основных частях дерева.

Уметь определять и описывать вечнозеленые растения, различать хвойные и лиственные деревья.

Уметь сравнивать, выделять общее и различие. Уметь слушать рассказ и выделять главное.

Знать о явлениях в неживой при-роде: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, ливень, град, роса, туман.

Уметь правильно называть изученные объекты и явления.

Уметь внимательно слушать учителя и товарища. Читать правильно и осознанно с соблюдением интонации.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты. Различать признаки времён года, объяснять причину сезонных изменений в жизни живой природы.

Наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения, описывать объекты.

Знать основные части тела, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни дом. животных.

Уметь отличать корову, лошадь, овцу, свинью от других дом. животных; описывать повадки и образ жизни.

Уметь грамотно и логически правильно излагать свои мысли, строить свой рассказ, опираясь на таблицу-опору.

Знать особенности диких животных: лося и оленя (внешний вид, пища, повадки).

У. отличать лося и оленя от других диких животных, повадки и образ жизни.

Знать первые признаки весны.

Уметь сравнивать наблюдаемые объекты, наблюдать объекты окружающего мира: находить изменения.

Знать основные части тела, повадки, питание. Знать о пользе, приносимой людям, о роли человека в жизни домашних птиц.

Уметь отличать гуся, утку от других домашних птиц; описывать повадки и образ жизни

Уметь описывать по плану и картинке предметы и объект, объединять предметы по общему признаку, находить лишнее и обосновывать высказанное суждение.

4 четверть – 8 часов

Знать особенности диких птиц, образ жизни, места обитания.

Уметь сравнивать диких утку и гуся с домашними уткой и гусём.

Уметь сравнивать, находить сходство и различие, делать элементарные выводы.

Знать названия перелётных птиц.

Уметь узнавать перелётных птиц по описанию.

Уметь описывать предмет по картинке, по плану.

Знать особенности насекомых: внешний вид, где живут.

Знать об особенностях пчёл, их роли в жизни природы; о пользе, приносимой людям

Уметь различать вредных и полезных насекомых.

Уметь объяснять, оказывать помощь, принимать помощь учителя.

Знать названия рыб, их виды, внешнее строение и значение в жизни человека. Знать названия аквариумных рыб, их особенности (питание, содержание, уход).

Уметь узнавать, определять, различать рыб среди представителей других групп животных.

Выявлять с помощью сравнения общие и отличительные признаки, анализировать результаты сравнения.

Знать о влиянии человека на природу; правила поведения в природе. Знать виды редких растений и исчезающих жив-х, правила поведения в природе.

Уметь охранять и беречь природу, принимать активное участие в охране природы своего края.

Знать элементарные правила профилактики заболеваний. Знать о значении здоровья для жизни человека.

Уметь заботиться о своём здоровье; принимать правильные решения, связанные со здоровьем. Уметь разрабатывать правильно режим дня, сочетать труд и отдых, рационально распределять время,

Текущий контроль

З. о значении гол. мозга для жизни человека; профилактика травматизма гол. мозга.

Уметь соблюдать правила гигиены умственного труда.

Уметь правильно оценивать ситуации.

Знать признаки наступающего лета: солнце греет, жарко, роса, туман, на небе бывают облака и тучи, летний дождь, сбор ягод.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, определять изменения, происходящие с объектом.

Уметь наблюдать объекты окружающего мира, находить изменения; делать записи в тетрадях.

С. В. Кудрина

Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1–4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Пособие для учителя

© Кудрина С. В., 2010

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010

© Оформление. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2010

Введение

Настоящее пособие ориентировано на специалистов, оказывающих коррекционно-образовательную помощь детям с интеллектуальным недоразвитием. Оно призвано обеспечить ознакомление педагогов с новым учебно-методическим комплексом «Окружающий мир». УМК реализует авторскую программу «Окружающий мир», соответствующую образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание», и обеспечивающую преемственность обучения детей с интеллектуальным недоразвитием между ДОУ, начальными классами и средним звеном школы.

Кроме настоящего пособия учебно-методический комплект составляют:

1. Учебники «Окружающий мир» (1–4 классы).

2. Тетрадь для учащихся на печатной основе(1–4 классы).

Материалы методического пособия знакомят учителя с основными положениями методики преподавания, которые легли в основу разработки программы учебной дисциплины «Окружающий мир» и данного УМК. Они позволяют составить представление о структуре, содержании и специфике работы со всеми пособиями, составляющими УМК, освещают основные тенденции современного подхода к организации ознакомления с объектами и явления природного и социального окружения, позволяют учителю выработать свой подход к использованию в практической деятельности предлагаемых материалов.

Пособие состоит из 5 частей. В первых излагаются общие подходы, а в последних – частные вопросы обучения детей с интеллектуальным недоразвитием в 1–4 классах.

Изменения в жизни общества в последние десятилетия отражаются в различных областях и, в частности, в образовании. Нестабильность современного общества требуют от его членов умения хорошо ориентироваться в быстро меняющемся мире и адаптироваться к новым ситуациям для более успешного решения проблем и достижения конкретных результатов. В этих условиях образование, как средство социализации человека, должно обеспечить формирование необходимых качеств личности и комплекса практически значимых знаний и умений.

Основные черты современного состояния системы образования и направления предполагаемых перемен сформулированы в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года». В ней отражены современные общенациональные интересы в сфере образования.

Ускорение темпов жизни общества, расширение возможностей выбора в различных ситуациях требует особой подготовки будущих самостоятельных членов общества, такой, чтобы они могли осознанно этот выбор осуществлять и чувствовать за него ответственность.

Расширение взаимодействия между различными культурами, большой поток разнообразной информации создают необходимость формирования у ребенка спокойного, уверенного отношения к новому; умения анализировать ситуации с позиции их безопасности, интересности, ценности; толерантности и коммуникабельности, в основе которых лежит твердое понимание основ происходящих явлений.

Развитие производства и сферы обслуживания переориентируют профессиональное образование на обучение молодых людей, чья дальнейшая профессиональная деятельность будет проходить под знаком роста профессиональной мобильности.

Опираясь на сказанное выше, в качестве значимых характеристик современного члена общественной и трудовой жизни выдвигаются: образованность, нравственность, предприимчивость, ответственность, умение предполагать возможные результаты принятых решений, способность к сотрудничеству, мобильность. Большое значение придается сформированности российского самосознания без потери национальных корней.

Заявленные положения «Концепции…» предлагаются к реализации через конкретные шаги по совершенствованию современной системы образования.

Существенными проблемами современной школы принято считать перегруженность содержания, несоответствие учебной информации современным требованиям, слабая структурированность содержания учебных дисциплин, отсутствие тесной связи содержания учебных дисциплин с современной жизнью. Решение этих проблем по замыслу «Концепции» лежит в сохранении фундаментальности естественнонаучного, гуманитарного, художественного образования, ориентирование на современные потребности личности, общества и государства, т. е. формирование и суммы знаний и умений, и развитие личности обучающегося, его «познавательных и созидательных способностей». Для этого в процессе обучения должна формироваться целостная взаимосвязанная система универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

В общеобразовательной школе идеи «Концепции…» отразились, в том числе, и в новом подходе к организации пропедевтического периода в таких образовательных областях, как «обществознание» и «естествознание» (биологии, физики, химии, географии, истории, обществознания и т. п.). В Базисном учебном плане они объединены на уровне начальной ступени обучения в один интегрированный образовательный курс «Окружающий мир». Своеобразием этого курса являются:

1. Интеграция знаний двух областей: естествознания и обществознания, что обеспечивает возможность формирования целостного комплекса представлений о мире, как едином мире природы и общества, и месте человека в нем.

2. Формирование мировоззрения учащихся на основе системы научных взглядов на взаимодействие природы и общества, что создает основу для сознательного усвоения экологических представлений и формирования знаний и умений, обеспечивающих социализацию ребенка, основ его безопасной жизнедеятельности.

3. Ознакомление детей с основными событиями в истории Родины, что является одной из существенных основ формирования гражданских чувств ребенка.

Для реализации целей обучения в рамках «Окружающего мира» разработано несколько вариантов программ («Зеленый дом» А. А. Плешаков, «Природа и люди» З. А. Клепинина, «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградова, «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, Б. Д. Шилина, «Наша Родина и современный мир. Прошлое и настоящее» Н. И. Ворожейкина и Н. Ф. Виноградова и др. Своеобразие программ создает для учителя ситуацию выбора той из них, которая наиболее полно отвечает возможностям конкретной ситуации обучения. В Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Российской Федерации определено количество часов отводимых на реализацию вышеперечисленных программ: 1 ч\н в 1–2 классах и 2 ч\н в 3–4 классах.

«Концепцией модернизации российского образования» предусмотрено оказание специальных образовательных услуг детям с ограниченными возможностями, в том числе и детям с интеллектуальным недоразвитием, согласно их состоянию и с задачей полноценно интегрировать их в общество.

В настоящее время предусмотрено два варианта Базисного учебного плана коррекционной школы VIII вида. В первом варианте образовательные области «обществознание» и «естествознание» представлены так:

В рамках коррекционных занятий в 1–4 кл. проводятся уроки по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающий мир») соответственно 1–1-2-2 ч\н (программа В. В. Воронковой).

Во втором варианте названные образовательные области представлены иначе:

Приведенные материалы свидетельствуют о недостаточной системности учебного плана коррекционных школ VIII вида. Так в первом варианте фактически отсутствует пропедевтика естествоведческих и обществоведческих дисциплин, изучаемых в 5–9 классах. В практике работы делается попытка устранить данную проблему с помощью более широкой реализации межпредметных связей различных учебных дисциплин, а также через усиление акцента на изучении обществоведческого и естествоведческого содержание курса ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («окружающего мира»).

Во втором варианте Базисного плана предусмотрен пропедевтический период. Однако в большей мере он ориентирован на пропедевтику изучения естествоведческих курсов (0–5 кл.), нежели обществоведческих. Пропедевтика последних предусмотрена на второй ступени обучения (в 6 кл.). Это, на наш взгляд не дает возможности в полной мере решать проблему преемственности образования и затрудняет проведение комплексной работы по социализации школьников с интеллектуальным недоразвитием.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка.

I. Данная рабочая программа составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

1. Закона Российской Федерации №237 «Об образовании в Российской федерации».

2 Федерального государственного стандарта начального общего и основного общего образования (приказ МОиН РФ № 373 от 06.10.2009 г.).

3. Учебного плана Государственного бюджетного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными

возможностями здоровья «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №172 III, IV видов» на 2015- 2016 учебный год.

4. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 –4 классы / под редакцией В. В. Воронковой. –М.: Просвещение,

5. Программы для 5 –9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / под редакцией В. В. Воронковой. –М.: Владос, 2014.

общего и основного общего образования.

II. Место предмета в учебном плане:

В учебной программе «Казанской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы №172 III, IV видов» в классе детей с интеллектуальными нарушениями

окружающий мир («Живой мир» в третьем классе, «Природоведение» в пятом классе) находится в предметной области «Естествознание» и «Обществознание». Программа

учебника и 3 и 5 классов состоит из 64 уроков. В школе на предмет отведен 1 час в неделю, 35 часов в год, в связи с чем схожие темы программы учебника были объединены под

одну общую тему.

III. Цели обучения:

Уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;

Расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды на основе наблюдений и

простейших опытных действий;

Вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и

опытных работ, отмечать фенологические данные;

Формирует знания учащихся о природе своего края;

Формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

IV. Роль предмета в формировании ключевых компетенций:

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое

воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, которыйнеобходим им для социальной адаптации.

V. Межпредметные связи:

Окружающий мир («Живой мир») как учебный предмет опираются на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, труд, что

позволяет почувствовать практическую направленность уроков. Природоведение имеет следующие межпредметныесвязи: письмо и развитие речи –с оставление и запись связных

РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»)

Пояснительная записка

Данный учебный предмет является важным в обучении младших школьников с ограниченными возможностями здоровья школы VIII вида, так как у данной группы детей отмечаются проблемы в овладении общеречевыми навыками, их кругозор узок, представления о себе и окружающем мире недостаточно сформированы. В ходе обучения у учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые для обучения другим учебным предметам, происходит адаптация, социализация, развитие познавательной и личностной сфер ребенка.
В 3-м классе появляется возможность развития механизмов связной речи путем формирования ассоциативных связей между мыслями говорящего, предметностью ее содержания и адекватностью речевого оформления. Продолжается работа над интонацией, которая имеет большое значение в организации связанного высказывания. Отрабатывается навык составления описательного, повествовательного рассказа; формируется умение моделировать текст – рассуждение. В основе системы работы по развитию речи лежит комплексный подход, направленный на решение на одном уроке разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих все стороны речевого развития и развития высших психических функций школьников с интеллектуальным недоразвитием.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для 3 класса (VIII вида) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы. / Под ред. Воронковой В.В.; – М.: Просвещение, 2013.
- учебного плана ГБС(К)ОУ школы № 487 на 2014 – 2015 учебный год.
Срок реализации программы 1 учебный год.

Цель:

    расширение и обогащение представлений о непосредственно окружающем мире. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

Задачи:

    формировать у учащихся знания об окружающем мире, умение вести диалог, обогащать словарный запас;

    развивать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

    воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность, формировать умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Условия реализации программы.

Виды и формы организации учебного процесса. Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки.

    традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала);

    проверки знаний, умений и навыков;

    систематизации и обобщению изученного материала нетрадиционные уроки (экскурсии, урок-викторина, урок-игра и т.д.)

Технологии обучения:

  • здоровьесберегающие;

    информационно-коммуникационные;

    проблемно-поисковые;

    личностно-ориентированные;

    технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ и т.д.

Формы работы на уроке: индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Виды и формы контроля.

При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный. Который в свою очередь делится на типы: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Контроль проводится вводный, текущий и итоговый. Методы контроля: устный опрос, самостоятельная работа, тест, и т.д.

Сезонные изменения в природе.

    Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов.

    Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц.

    Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели.

    Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.

    Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
    Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.

    Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».

    Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение). Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).

    Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).

    Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).

    Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
    Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.

    Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.

    Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя. Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.

    Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).

    Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.

    Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.

    Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.

    Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.

    Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.

    Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
    Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.

    Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
    Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.

    Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение - защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.

Умения:

называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;

    участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;

    связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;

    ухаживать за одеждой и обувью;

    поддерживать порядок в классе, интернате, дома;

    соблюдать правила личной гигиены;

    соблюдать правила уличного движения.


Знания:

    названия и свойства изученных предметов и их частей;

    обобщающие названия изученных групп предметов;

выученные правила дорожного движения.

Планирование учебного материала

3 класс

1 час в неделю

II четверть (7 часов)

Тема

Кол-во

Дата

Населенный пункт, в котором ты живешь.

Городской транспорт.

Если потерялся. Охрана здоровья.

Осень. Ноябрь.

Семья. День матери.

Квартира. Мебель. Посуда.

Тестовая работа.

Знать:

    знать адрес проживания, школы;

    виды городского транспорта

    название и назначение мебели, посуды.
    Уметь:

    определять вид животного, сравнивать и различать животных;

    составить рассказ о животном.

    III четверть (6 часов)

Тема

Кол-во

Дата

Зима. Признаки зимы. Январь. Рождество.

Домашние животные. Дикие животные.

Виды птиц. Хищные, домашние, певчие

Весна. Признаки весны. Месяцы весны. Масленица.

Комнатные растения. Тестовая работа по итогам III четверти.

Человек. Органы чувств. Охрана органов чувств.

Знать:

    признаки зимы, весны;
    названия зимних месяцев;

    названия 3 зимующих и домашних птиц, названия 3-4 домашних и диких животных;

    названия цветов, трав, плодов, части растений, сравнивать растения;

    назначение Красной Книги, заповедников и зоопарков;

    названия органов человека, расположение органов на теле человека, части тела организма человека.

Уметь:

    связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;

    различать животных по внешнему виду; вести наблюдения за изменениями в природе. Помогать зимующим птицам;

    обобщать понятие животные: звери, рыбы, птицы, насекомые;
    вести наблюдения за изменениями в природе;

    определять части лица: лоб, нос, щёки, подбородок, щёки, зубы, язык.




IV четверть (6 часов)

Тема

Кол-во

Дата

Насекомые.

День космонавтики.

Планета Земля.

День пожарной охраны.

Раннецветущие растения.

Скоро лето.

    признаки весны;
    названия весенних месяцев;

    названия раннецветущих растений, трав, сравнивать растения;

Уметь:

    связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения;

    различать растения по внешнему виду; вести наблюдения за изменениями в природе.