Обзор пройденного; кто такой архат. Архат — кто это такой? Смотреть что такое "архат" в других словарях

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многие люди, интересующиеся буддизмом и тем, каких состояний последовательно достигает буддист в поисках просветления, задаются вопросом: «Архат - кто это такой?»

Дорога к пробуждению нелегка, она сравнивается с переходом через бурные воды реки. Обычному человеку не под силу вырваться из круговорота перерождений, пока он не поставит себе чёткую цель и не научится контролировать своё сознание при помощи специальных упражнений и медитации.

В зависимости от того, добрые поступки он совершает или дурные, он обеспечивает себе всего лишь очередное перерождение, более высокое или более низкое.

Но всё меняется, когда верующий становится «благородной личностью», то есть вступает на добродетельный , ведущий к заветной цели.

В , старейшей ветви буддийского учения, такой целью является сама нирвана, а в , другом его ответвлении, – обретение пробуждения для принесения блага всем живым существам.

Вступивший на эту благородную стезю уже точно станет архатом, то есть полностью просветлённым человеком, освободившимся от омрачений сознания, которому больше не суждено родиться ни в одном из миров сансары после ухода в паринирвану.

Но случится ли это в текущем перерождении, зависит оттого, на какой стадии продвижения по пути верующий находится в данный момент.

Давайте рассмотрим, кто такой этот святой в разных направлениях учения.

В школах раннего буддийского течения

В добуддистской Индии термин «архат», обозначавший святого человека, тесно ассоциировался с волшебной силой энергетики и аскетизмом.

Буддисты чётко разграничивают понятия буддийского и индийского святого – архата. В буддизме волшебная божественная мощь этого святого не служит более решающей при определении его отличительных черт или миссии.

В ранних буддистских школах существовали взгляды об относительном совершенстве архатов. В общем, в школах проповедовали, что будды и имеют трансцендентную и сверхъестественную природу, а архаты подвержены отклонениям от пути и ошибкам.

Некоторые из школ утверждали, что бодхисаттва превосходит архата, в силу того что последний может ошибаться и пребывать в неведении.

Например, в сутре «Нагадатта» школы Сарвастивада говорится о том, что демон Мара воплотился в отца бхикшуни Нагадатты и попытался убедить её, что лучше достичьболее низкой степени архатства, чем стараться стать полностью просветлённой (самьяксамбуддой).

Он сказал: «Ты задумала слишком серьёзное дело. Буддовости очень трудно достичь. Нужно сотни тысяч кальп, чтобы стать буддой.Так как очень мало людей становятся пробуждёнными, почему бы тебе не стремиться к архатству? Полученный опыт равносилен нирване, кроме того, его легко достичь».

На что Нагадатта ответила: «Мудрость Будды может помочь достичь пробуждения бессчётному количеству людей. А архаты уступают ему в этом».

В этот период полагалось также, что архаты не освободились полностью от всех желаний, что они не достигли полного совершенства и могут вернуться к образу жизни обычного человека.

В буддизме Тхеравады

По мнению тхеравадинов, архат – это человек, достигший , который избавился от всех нездоровых корней, из которых возникаютоковы сансары.


После смерти он не рождается ни в каком мире, поскольку нити (оковы), привязывающие человека к круговороту перерождений, окончательно исчезают.

В Палийском каноне иногда используется слово «татхагата», как синоним «архату», хотя обычно им называют самого Шакьямуни.

После погружения в нирвану пять совокупностей –

  • физическая форма,
  • чувства и ощущения,
  • восприятие,
  • ментальные формирования,
  • сознание

продолжат функционировать, поддерживаемые жизненной силой тела. Этот этап называется нирваной с остаточными явлениями.

Но как только святой умирает, пять совокупностей дезинтегрируютсяс физическим телом и прекращают действовать, таким образом уничтожая все его следы в материальном мире и полностью освобождая от убогости сансары.


Теперь это называется нирвана без остаточных явлений. Со смертью к просветлённому приходит паринирвана .

В буддизме Тхеравады сам Шакьямуни вначале идентифицируется как архат, так же как и его просветлённые последователи. Они свободны от всех загрязнений:

  • жадности,
  • ненависти,
  • заблуждений,
  • невежества,
  • страстных желаний.

Лишаясь такого «наследия», которое неминуемо привело бы к будущему перерождению, эти святые знают и понимают реальность здесь и сейчас.

Это достоинство демонстрирует их безупречную чистоту, подлинную ценность и достижение конечной цели – нирваны.

В школах Тхеравады имелась тенденция отрицать возможность обретения архатства мирянами. Хотя в соответствии с Питакой оно открыто для всех, в более поздний период среди тхеравадинов – членов монашеской сангхи – бытовало мнение, что эта ступень доступна только тем, кто носит рясу.


Если же случись так, что мирянин стал святым, то в течение одного дня он должен был или вступить в сангху, или умереть.

В Палийском каноне Ананда утверждает, что монаху можно достичь нирваны одним из четырёх способов:

  • он развивает сначала душевное равновесие, а затем познание глубинных причин и взаимосвязей;
  • он развивает сначала познание глубинных причин и взаимосвязей, а затем душевное равновесие;
  • и то, и другое развивается поэтапно;
  • ум монаха охватывает возбуждение, связанное с дхармой, и он развивает душевное равновесие иизбавляется от оков сансарического мира.

Послушник, только вступивший на дорожку, ведущую к просветлению, называется сотапанна . Он узнаёт учение, совершенствует свои моральные качества, укрепляет уважение к трём буддийским драгоценностям. Просветление охватит его не позже, чем через семь перерождений.


На следующую ступень поднялись сакадагами . Они ещё раз родятся в человеческом мире, затем уже станут архатами.

Те, кто избавился от жадности и ненависти (больше их не ощущает), но имеют остатки заблуждений, называются анагами , или невозвращающиеся.

Анагами после смерти родятся вновь нев человеческом мире, а на небе, в Чистом Прибежище, где живут только они. Там они обретут полное пробуждение.

Архатство завершает эту тропу освобождения.

В буддизме Махаяны

Махаянские буддисты считают самого идеалом, к которому нужно стремиться в духовных исканиях.


Иерархия этапов достижения просветления такова:

  • архат,
  • пратьекабудда,
  • самьяксамбудда,
  • татхагата.

В сравнении с целью стать полностью просветлённым бодхисаттвой, путь шравака , ищущего личного освобождения из сансарического мира, считается эгоистичным и нежелательным. Есть даже несколько махаянских текстов, которые утверждают, что стремление к архатству и личному освобождению не соответствуют целям Махаяны.

Вместо того чтобы стремиться стать архатом, адептам махаянского направления предлагается вступить на тропу бодхисаттвы и не возвращаться к уровню архата или шравака. Таким образом, с этой точки зрения архат должен продвигаться вперёд, чтобы постепенно стать бодхисаттвой.

Если архату не удастся сделать это в течение той жизни, в которой он достиг архатства, то он погружается в состояние глубокого самадхи – пустоты, чтобы оттуда перейти на тропу бодхисаттвы, когда будет готов.

В соответствии с сутрой Лотоса, любой истинный архат со временем примет Махаяну.

В махаянском учении считается, что шравака направляет в его стремлениях боязнь остаться в колесе перевоплощений, что делает его неспособным стремиться к обретению буддовости. Ему не хватает мужества и мудрости бодхисаттвы.

Новоявленные бодхисаттвы иногда сравниваются со шраваками и архатами. В Праджняпарамита сутре перечисляется шестьдесят таких бодхисаттв, которые стали архатами, вопреки предпринятым усилиям на тропе бодхисаттвы.

Им не хватило понимания праджняпарамиты и умения прогрессировать, как бодхисаттва, по дороге к полному просветлению. Этому препятствовали возникающие в уме привязанность и боязнь перерождения.

В Праджняпарамита сутре эти люди сравниваются с гигантской птицей без крыльев, которая стремительно падает на землю с вершины Сумеру.


В махаянском течении обретение шраваком архатства рассматривается как меньшее достижение, чем полное просветление. Но эти просветлённые пользуются уважением за их относительные достижения.

Поэтому царство будд изображается населённым как шраваками, так и бодхисаттвами. Достижения архатов считаются впечатляющими, потому что они выходят за рамки земного мира.

Такую точку зрения приняли и другие восточно-азиатские буддийские направления. Среди особых групп архатов почитаются Шестнадцать, Восемнадцать и Пятьсот Архатов.


Шестнадцать Великих Архатов

Первые знаменитые портреты этих святых принадлежат кисти китайского монаха Гуаньсюя и написаны в 891 году нашей эры. Он подарил их храму Шеньчина, который находится в современном Ханчжоу, где они и хранятся заботливо и уважительно.

Заключение

В некотором отношении два пути – архатства и полного просветления – имеют общую основу. Однако их отличительной особенностью является то, что махаянская доктрина настаивает на эмоциональной и когнитивной непривязанности к их логическому завершению.

АРХАТ

АРХАТ

ΑΡХАТ (пали arahant, санскр. arhat-достойный)-в “ортодоксальном” буддизме тхеравады высшая , которой может достичь последователь Будды, принявший монашеские обеты. С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шала): 1) отказ от нанесения вреда - вреждения (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но и от плотских желаний; 4) правдивость-избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) я, наконец, к обретению сверхспособностей (напр., прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения (Дигханикая I. 63-85).

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат- четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии “вступившего в поток” сансары с целью пересечь его (сотапанна), “возвращающегося один раз” в сансару (сакадагамин) и “невозвращающегося” в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он, т. е. архат, уже в этой жизни должен войти в нирвану. В главе, посвященной архатам, составитель “Дхаммапады” характеризует “достойного” следующим образом (ст. 93-94): “У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел-освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют” (пер. В. Н. Топорова). В текстах “Виная-питаки” архат характеризуется как “высший человек” (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды-Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и практически все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является Будда-“совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей” (Дигха-никая I. 49 ел.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков, когда после т. н. второго буддийского собора в середине 4 в. до н. э. Махадэва заявил, что даже “совершенный” монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной “нечистоте” и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов “Катхаваттху” (“Пункты дискуссии”), ядро которого сложилось, вероятно, в 3 в. до н. э., свидетельствует о полемике буддийских “ортодоксов” с “еретиками” о возможности телесной нечистоты у архата, его обладать теми же “сверхсилами” (иддхи), что и Будда , а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II-IV). Сомнения первых “еретиков” стали почвой, на которой выросла последовательная идеала архата как такового у махаянистов, которые в “Вималакиртинирдеша-сутре” (2 вв.) и в “Саддхармапундарика-сутре” (ок. 3 в.) противопоставили эгоцентрическому идеалу архата альтруистический бодхисаттвы.

В. К. Шохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "АРХАТ" в других словарях:

    Архат: Архат в буддизме человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений», но не обладающий всевидением Будды Архат (лат. Siraitia grosvenorii) растение, многолетняя лиана семейства… … Википедия

    Архат - – көне үнді философиясында жауды жеңуші дегенді білдіреді. Архат деп нирванаға (жоғалу, сөну, яғни бұл дүниенің проблемаларынан босану, сананы тазарту) жету, сананың тыныш ағымын бұзатын құштарлық құмарлық сезімдерін жеңген адамды айтады … Философиялық терминдердің сөздігі

    В буддизме хинаяны существо, достигшее освобождения (нирваны) от цепи перерождений (сансары) … Большой Энциклопедический словарь

    - (санскр. arhat. пали arahant, букв. «достойный»), в буддийской мифологии: 1) эпитет будды; 2) в мифологии хинаяны человек, который достиг наивысшего уровня духовного развития, т. е. нирваны. Путь к достижению состояния А. разделяется на четыре… … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 святой (51) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    В буддизме хинаяны существо, достигшее «освобождения» (нирваны) от цепи перерождений (сансары). * * * АРХАТ АРХАТ, в буддизме хинаяны (см. ХИНАЯНА) существо, достигшее «освобождения» (нирваны (см. НИРВАНА)) от цепи перерождений (сансары (см.… … Энциклопедический словарь

    - (санскр., пали арахат, дословно «достойный») человек, прошедший четырехступенчатый путь духовного совершенствования и достигший его наивысшего уровня (вступивший в поток; возвращающийся один раз; не возвращающийся; архат). К числу А. относятся… … Буддизм

    АРХАТ - (санкр.): в буддизме – тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного и, таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти «оков», которые все еще ограничивают его … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Архат - (Arhat) В буддизме тот, кто достиг верного понимания природы Запредельного, и таким образом, готов к завершению своей жизни в этом мире после ее окончательного совершенствования и освобождения от пяти оков, которые все еще ограничивают его, а… … Словарь йоги

    В буддизме хинаяна, последняя ступень практики в достижении просветления, святой, достигший цели, нирваны, и навеки погрузившийся в нее. В махаяне идеал архата считается недостижимым и заменяется идеалом бодхисаттвы спасителя всех живых существ.… … Религиозные термины

Книги

  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений , Домашева-Самойленко Н. Категория: Эзотерика Издатель: Амрита , Производитель: Амрита ,
  • Архат и Тара. Жизнеустроительница и Преобразователь Мира. Методика построения гармоничных отношений между мужчиной и женщиной , Самойленко Владимир , Домашева-Самойленко Надежда , В этой книге раскрыта суть Законов Космоса, используя которые мужчина и женщина не только создадут основанную на любви, ладе и согласии семью, но и разовьют ее в Звездную Пару, обладающую… Категория: Эзотерика Издатель: Свет , Производитель:

Архат (санскр. arhat, пали arahant, кит. лохань, алоханъ, кор. нахан, арахан, яп. аракан, «могущий», «достойный») - в «ортодоксальном» буддизме тхеравады высшая ступень, которой может достичь последователь Будды , принявший монашеские обеты.

С целью достижения этого результата он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила):

1) отказ от причинения вреда (ахимса) непосредственно и даже опосредованно всем живым существам и культивирование сострадания (каруна) к ним;

2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти;

3) верность обету целомудрия, включающему не только воздержание от совокупления, но
и полный отказ от плотских желаний;

4) правдивость - избежание любой лжи и отсутствие лукавства.

За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании сорадования живым существам (майтри). После этого рекомендуется уже приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций), а также совершенства всеведения (Дигха-никая 1.63-85).

Архат в классификациях тхеравадинской традиции - четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (пали сотапанна), «возвращавшегося один раз» в сансару (сакадагамин) и «невозвращающегося» в нее (анагамин). От этих стадий ступень Архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен достичь нирваны.

В палийских текстах часто цитируются формулы самосознания Архата, такие как:

«У меня возникло видение, освобождение моего сердца стало неколебимым, это
мое последнее рождение, дальнейшего рождения у меня не будет»

(Самъютта-никая 11.171, 111.28, IV.8, V.204; Ангуттара-никая 1.259, IV.50, 305, 448).

В главе, посвященной Архатам, составитель знаменитой «Дхаммапады» характеризует «достойного» следующим образом (ст. 93-94):

«У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел - освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют»

(пер. В.Н. Топорова),

а в текстах Виная-питаки Архат характеризуется предельно кратко - как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды:

Ананда, Маудгальяяна и Шарипутра, а также практически все видные деятели раннебудийской монашеской общины (в т.ч. некоторые монахини). Архатом всех архатов считается сам Будда

«совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный… учитель богов и людей»

(Дигха-никая 1.49 и др.).

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии о том, может ли идеал Архата быть безукоризненным, которые привели к появлению первой значительной схизмы в истории буддийской общины - самоотделению махасангхиков: после так называемого 2-го буддийского собора (см. Буддийские соборы) в середине IV в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат., достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов «Катхаваттху» (см. Абхидхармы тексты), ядро которого
могло сложиться уже в III в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности наличия телесных «нечистот» у Архата, о его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разд. II-IV).

Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала Архата, как такового в махаяне. Основные претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в «Вималакирти-нирдеша-сутре» (II в.) и в «Саддхармапундарика-сутре» (III в.), была связана с его эгоцентричностью, чему махаянисты противопоставляли альтруистический идеал бодхисаттвы.

В китайском буддизме Архат - человек, достигший наивысшего духовного развития. В Китае, Корее, Японии представление об архатстве как высшей ступени на пути к превращению в будду сливается с даос, представлением о мудром отшельнике (сянъ жэнъ), достигающем долголетия или бессмертия путем особого регламента и с помощью эликсира долголетия. Архаты выступают обычно в составе более или менее обширных групп.

Группа 16 Архатов впервые перечислена в соч. «Дай Тан си юй цзи» («Записки о крае к Западу от Великой Тан») Сюань-цзана (VII в.), в нее входят 16 индийских мифологических и легендарных деятелей буддизма, например Рахула - старший сын Будды Шакьямуни и один из первых его учеников, и Пиндола, задача которых - хранить учение Будды после ухода Шакьямуни в нирвану до появления в мире Майтреи; Асита - отшельник, живший на горе Гридхракута и ставший последователем Будды после ознакомления с его учением. Позднее в Китае более популярными становятся 18 Архатов : к 16 инд. деятелям были добавлены деятели
китайского буддизма - Кумараджива (сер. IV - нач. V в.), покровитель буддизма ймператор Лян У-ДИ (прав. 502-549); в других, более поздних наборах последние двое заменялись Бу-дай хэ-шаном (букв. «Монах с мешком» - в кит. буд. мифологии божество радости, благополучия), бодхисаттвой Гуань-инь (Авалокитешвара), монахом Дхарматратой (в Китае известным под именем Фа-цзю) и др.

В поздних смешанных даосско-буддийских культах Архаты индийского происхождения заменяются, особенно в народных представлениях, персонажами, прообразами которых были реальные деятели китайского буддизма, такие как У-кэ, якобы устроивший себе жилище на кончиках ветвей дерева (отсюда его прозв. «Воронье гнездо»); поэты-отшельники VIII в. Хань-шань, Фэн-гань, Ши-дэ; один из основателей школы Чистой земли (цзинту-цзун) в Китае Хуй-юань; один из десяти первых учеников Будды Кашьяпа (или Махакашьяпа); великий буддийский поэт, автор «Буддачариты» («Жизнь Будды») Ашвагхоша.

Существуют и другие, гораздо более многочисленные наборы Архатов вплоть до трехсот и пятисот, скульптурные или живописные изображения которых нередко заполняют большую часть китайских буддийских и смешанных буддийско-даоских храмов. Изображения эти весьма многообразны: традиционно бесстрастные или улыбающиеся буддийские святые, отшельники даосского типа с подчеркнуто характерными чертами, люди в чиновничьей и даже
императорской одежде, улыбающиеся, смеющиеся, суровые, отрешенные. Также разнообразны и позы: погрузившиеся в самосозерцание неподвижные фигуры; святые, с грустью взирающие на несовершенство мира; наставники, обращающиеся с проповедью к людям или ведущие задушевную беседу, и т.д. Столь же многочисленны и атрибуты: посохи, жезлы, цветы (чаще всего лотоса), чаши для подаяния и вина, четки, мечи и т.д. Изображения Архаты стали одним из излюбленных сюжетов китайской (а также кор. и японской) живописи; Архаты наравне с даосскими отшельниками часто встречаются в качестве предсказателей, борцов против нечистой силы, поборников справедливости в произведениях простонародной повествовательной литературы.

КНИГА ВТОРАЯ

АРХАТЫ БУДДИЗМА

Введение

В буддизме традиция Адептов завуалирована лишь слегка. Столетиями приверженцы Доктрины стремились к достижению внутреннего спокойствия, являющегося неотъемлемым атрибутом достигшего совершенства человеческого существа. Сразу после учреждения Братства, последователей буддийской философии учили, что религию можно принять в буквальном смысле или познать путем мистического переживания. Те, кто довольствуются лишь тем, чтобы подтверждать верность, вправе рассчитывать только на некоторое личное утешение. Даже если бы они обладали достаточно глубокими знаниями, чтобы исследовать структуру системы, они не смогли бы познать путем личного переживания живую силу Дхармы. Адептство для них маловероятно, так как стимул к достижению просветления недостаточно силен.

Величайшие мистерии буддизма предназначались для более искренних, повиновавшихся побуждению соблюдать дисциплину и посвятить свои жизни и сердца претворению в жизнь Закона. В южной школе такая преданность требовала монашеской жизни, необходимым условием которой был отказ от всех личных обязательств и привязанностей. В северной школе все было не так сурово и победа над собой оказывалась доступна всем, невзирая на место пребывания, род занятий или профессию. Система махаяны дошла до признания того, что адептство может быть достигнуто и без принятия буддизма и без обучения у какого-нибудь учителя. Свет может исходить исключительно изнутри, а некоторых из великих мудрецов особо почитали за то, что они достигли просветленности в одиночку.

Буддийского Адепта обычно называют архатом или рахатом. Западная и восточная концепции адептства в некоторых отношениях не совпадают. Европейский Адепт интересовался проблемами политики, образования и науки материального мира гораздо больше, чем восточный посвященный. Однако, необходимо внести ясность еще в один вопрос: вопреки сложившемуся на Западе мнению, буддизм отнюдь не является доктриной недеяния. Он не воздает должное отдельной личности, занятой исключительно собственным совершенствованием. Его позиция заключается в том, что внешнее улучшение общества должно проистекать из внутреннего просветления человеческого существа. Следовательно, архат выполняет свое назначение, используя заключенные в нем йогические силы, и его сфера деятельности не выявляется бурными проявлениями его объективной личности. Более того, буддизм не представляет архата сверхчеловеком. Цель, к которой стремятся мудрые, состоит в отождествлении с мировой истиной. Даже мудрость должна согласоваться с Законом.

Как следует из общей концепции, восточные архаты не становились правителями наций, завоевателями или блестящими мыслителями. Они оставались в сангхе и редко пользовались каким-либо влиянием за пределами круга своих учеников с их стихийным восторгом. Их кодекс законов запрещал им жить в богатстве и роскоши, но они ни в коей мере не считали эти ограничения несчастьем. Некоторые архаты, конечно, достигали славы и почета, но всегда как учителя и люди исключительной доброты и скромности. Если же кто-нибудь из них и принимал на мгновение угрожающий вид, то только затем, чтобы наглядно объяснить запутавшемуся или капризному последователю какое-нибудь конкретное наставление. Они, подобно морю, могли допустить, чтобы на поверхности появилась рябь, но глубины всегда пребывали в спокойствии и тишине.

Буддийскому архату, как и западному Адепту, приписываются способности творить чудеса. В ламаизме особое ударение делалось именно на этой стороне общей идеи. На самом же деле большинство чудес, приписываемых буддийским мудрецам, представляло собой всего лишь описание внутренних сил в символической форме и не было рассчитано на понимание в буквальном смысле. Чудеса творились не людьми, а через людей, и чудесное фактически бывало естественным результатом продолжения внутренней реализации. Это всегда был Закон, исполняющий сам себя, а тем, кто этого не понимал, это казалось поразительным.

Среди современных буддистов существует расхождение во мнениях относительно размеров Иерархии Адептов. Северная школа безоговорочно считала, что великие учителя мира, включая небуддистов, составляют часть высшего правительства. Это невидимое Братство просвещенных и есть настоящая Сангха, а ассамблея материального мира является всего лишь ее слабым подобием. Буддизм, однако, не учит, что Иерархия Адептов активно влияет на человеческую деятельность или направляет ее. Это противоречило бы исходным учениям Будды. Человек растет благодаря собственным заслугам, а не вследствие оказываемого на него давления. Деятельность Иерархии ограничена теми вселенскими вопросами, которые выходят за пределы нынешнего уровня просветления человечества. Напротив, архаты дожидаются в безмолвной медитации, когда их найдут те, кто жаждут наставлений и готовы заслужить право развиваться путем полной самоотдачи и личного старания.

В некоторых буддийских школах Адепта, или архата, считают персонификацией «сверх-я». Каждый учитель человечества представляет собой средоточие реальности, из которой поддерживается иллюзорная личность. Поиск трансцендентного «я» есть поиск Иерархии. Об этом следует помнить при изучении некоторых преданий и легенд, касающихся этих благородных учителей. Истина - это высшая реальность, или Ади-будда. Великая Иерархия являет собой раскрытие истины через все миры, планы и условия бытия. Погружаясь в неизвестность мрака формы, истина растворяется, пока не остается только луч или частица. Каждый из этих лучей - это нить сознания, и искатель истины может подниматься по этой нити, пока в конце концов не постигнет источник.

В Китае архатов называют лоханами, или «поющими священные мантры». Эти лоханы, в свою очередь, являются олицетворениями фрагментарных истин, повсюду обнаруживающих себя и побуждающих к вдумчивому исследованию. Закон никогда не бывает совершенно лишенным формы, а создает внешние проявления, которые, будучи понятыми, помогут ученику во время его долгого путешествия по Срединному Пути. Внимательные же, и в первую очередь к мелочам, постепенно обогащая свой духовный мир, расширяют трансцендентальные возможности и тихо, но неизбежно продвигаются вперед по пути освобождения. Архат, однако, останавливается у ворот и повторяет обет бодхисаттвы Авалокитешвары, который отказывается погрузиться в глубокий покой до тех пор, пока все создания не воспримут Учение сердцем. Решение о самопожертвовании принимается не по приказу или требованию, это добровольное принятие на себя ответственности. Ученик возвращается в этот мир смиренным монахом не потому, что этого требует Бог, а потому, что в глубине души его побуждает к этому решению глубокое и необычайное сострадание. Поэтому архаты и архаты-бодхисаттвы являются «самыми достойными». Они отдали не что-то из того, что у них есть, а все, чем они являются.

Мэнли Палмер Холл Лос-Анджелес, Калифорния.

Сентябрь 1953 г.

АРХАТ (пали arahant, санскр. arhat – «достойный»),в «ортодоксальном» буддизме тхеравады, высшая ступень, которой может достичь последователь Будды , принявший монашеские обеты. С этой целью он изучает дисциплинарные правила и приступает к четырехчастному нравственному тренингу (шила): 1) отказ от насилия (ахимса) непосредственно и даже опосредованно в отношении всех живых существ и культивирование сострадания к ним (каруна); 2) избежание присвоения чужого имущества не только словом, но и мыслью, а также зависти; 3) верность обету целомудрия , включающему воздержание не только от совокупления, но и от плотских желания; 4) правдивость – избежание любой лжи и отсутствие лукавства. За нравственным тренингом следуют упражнения в контроле над чувствами, в постоянном внимании к себе и в культивировании со-радования живым существам (майтри). После этого можно приступать к уединенному созерцанию, затем к ступеням медитации (четыре дхьяны) и, наконец, к обретению сверхспособностей (типа видения прежних собственных и чужих реинкарнаций) и совершенства всеведения.

В классификациях тхеравадинской сотериологии архат – четвертая и завершающая ступень совершенствования, которой предшествуют стадии «вступившего в поток» сансары с целью пересечь его (сотапанна), «возвращающийся один раз» в сансару (сакадагамин) и «не возвращающийся» в нее (анагамин). От этих стадий ступень архата отличается тем, что он уже в этой жизни должен вступить в нирвану . В главе, посвященной архатам, составитель знаменитой Дхаммапады характеризует «достойного» следующим образом: «У него уничтожены желания, и он не привязан к пище; его удел – освобождение, свободное от желаний и условий. Его стезя, как у птиц в небе, трудна для понимания. Чувства у него спокойны, как кони, обузданные возницей. Он отказался от гордости и лишен желаний. Такому даже боги завидуют» (пер. В.Н.Топорова), а в текстах Виная-питаки архат характеризуется предельно кратко – как «высший человек» (уттараманусса). Архатами считались ближайшие ученики Будды – Ананда, Сарипутта, Маудгальяяна и все видные деятели раннебуддийской монашеской общины (также некоторые монахини). Архатом всех архатов является сам Будда – «совершенный, достигший высшего просветления, наделенный [превосходным] знанием и поведением, блаженный... учитель богов и людей».

Однако уже вскоре после кончины Будды в его общине начались дискуссии на предмет безукоризненности идеала архата, которые привели к первой значительной схизме в истории буддийской общины – отделению махасангхиков, когда после т.н. Второго буддийского собора в конце 4 в. до н.э. «обновленец» Махадэва заявил, что даже «совершенный» монах-архат, достигнув нирваны, может подвергаться телесной «нечистоте» и не обладать всеведением. Полемический трактат тхеравадинов Катхаваттху (Предметы дискуссий ), ядро которого должно было сложиться в 3 в. до н.э., свидетельствует о полемике буддийских «ортодоксов» с «еретиками» о возможности телесной нечистоты у архата, его способности обладать теми «силами» (иддхи), что и Будда, а также о возможности для мирянина достичь тех же результатов (разделы II–IV). Сомнения первых «еретиков» стали той почвой, на которой выросла последовательная критика идеала архата как такового у махаянистов. Основная претензия их к данному идеалу, нашедшая наиболее яркое выражение в Вималакиртинирдеша-сутре (2 в.) и в Саддхармапундарика-сутре (3 в.), была связана с его эгоцентричностью, которой махаянисты противопоставляли альтруистический идеал