Нидерландские (голландские и фламандские) имена. Народ фризы Смотреть что такое "Фризы" в других словарях

Фризы — небольшой народ, проживающий на северо-западе Германии, на низких заболоченных берегах Северного моря, граничащего с Нидерландами. Восточная Фрисландия (ВФ) — небольшая прибрежная область на северо-западе Германии (административно входит в Нижнюю Саксонию). Кроме Восточной Фрисландии существует также Западная (находится в Нидерландах) и Северная (Шлезвиг-Гольштейн) Фрисландия. Однако, культурные и исторические различия между фризами, проживающими в Восточной Фрисландии и остальными фризами столь велики, что вполне правомочно рассматривать их как отдельную этническую группу. Крупнейшие современные города Восточной Фрисландии — порты Эмден и Вильгельмсхафен. Особого колорита Восточной Фрисландии добавляет цепочка из семи крупных островов, протянувшихся вдоль всего побережья и также заселенных восточными фризами.

У фризов есть собственный фризский язык, который частично пересекается с нижне-саксонским диалектом. Вообще, если я правильно понял;-) попадавшиеся мне лингвистические материалы, то фризский язык — крайне занятное явление, нечто среднее между немецким и голландским, да еще с большой долей искаженных заимствований из английского, да плюс собственная манера произношения даже обычных немецких слов. Короче, специалисты до сих пор спорят, является ли то, на чем говорят большинство фризов своеобразным диалектом, или это все-таки отдельный язык? Но существует и «чистый» фризский язык (Seeltersk), имеющий древние корни и сохранившийся почти исключительно на островах. На конец 20 века насчитывается всего около 1000 носителей «чистого» фризского языка.

К сожалению, в настоящее время Восточная Фрисландия одни из самых депрессивных в экономическом плане регионов Германии. Крупных промышленных предприятий в ВФ нет, а основные доходы в регион поступают от туристов и из портовых городов.

Численность коренных фризов сокращается в основном из-за того, что молодежь активно уезжает в южные регионы Германии (кстати, мой знакомый Вольфганг тут наглядный пример — сейчас он проживает на юге, на границе с Францией, и пьет в основном не чай, а вино;-) или эмигрирует из страны (например, достаточно большая диаспора фризов существует в США; пока я искал информацию, несколько раз натыкался именно на американские сайты, посвященные генеалогии некоторых фризских родов).

Историки отсчитывают хронологию фризов еще с каменного века. Примерно в 10 веке фризы, как и голландцы, начали строить дамбы, защищающие их территории от разрушительных морских приливов. Историки считают, что именно эти «великие стройки» в большой степени способствовали сплочению фризских племен и формированию у них чувства национальной самоидентичности.

Все средние века Фризии прошли под знаком борьбы за независимость в основном со своими же ближайшими соседями — другими германскими (саксонскими) народами, хотя пришлось повоевать и с римлянами. В раннем средневековье (в основном согласно римским источникам) фризы завоевали репутацию отважных воинов и умелых моряков и даже вошли в легенды (например, Финн, один из персонажей героического эпоса Беовульф, был фризским королем).

Что интересно, во времена Карла Великого Фризия была включена в состав Франкского государства, но просуществовала в нем недолго. В 12-14 веке Фризия представляла собой множество автономных областей (иногда даже отдельных независимых деревень), каждой из которых управлял ежегодно переизбираемый совет из наиболее уважаемых граждан. Совет выполнял и законодательные, и административные и судебные функции. Эта система управления весьма отличалась от феодального абсолютизма, господствовавшего на территории тогдашней Германии, и получила название «фризской свободы» (или «фризской вольницы»). Мне лично, как жителю города Пскова (который примерно в те же времена был «вольным Псковом») этот факт особенно приятен, а фризы становятся почти как родные;-)

Вольные фризы очень гордились такой своеобразной «демократией», и вплоть до 17-18 веков во Фрисландии можно было услышать традиционное, восходящее к средним векам приветствие: «Eala Freya Fresena!» (я несколько затрудняюсь с переводом, но что-то вроде «Будь свободен, фриз!»). В 14 веке во Фрисландии выделилось семь крупных автономных округов, управляемых каждый своими вождями, но это все еще нельзя было назвать феодализмом, так как власть вождей не была единоличной и абсолютной, а опиралась на сохранившийся совет уважаемых граждан.

В период с 11 по 14 век фризы полностью контролировали устье реки Эмс (Эймс) и считали своим «законным промыслом» пиратские нападения на проплывающие по реке торговые суда Ганзы. Кроме этого, фризские вожди считали пиратов любой национальности своими друзьями и гостеприимно предоставляли им кров и убежище. Что интересно, многочисленные попытки франкских королей и Ганзейского союза взять ситуацию под контроль в этом регионе оказывались неудачными. Фризские крестьяне вместе с пиратами необычайно эффективно противостояли обычно превосходящим их в несколько раз и лучше вооруженным армиям.

В 1400 году Ганзейскому союзу впервые удается провести удачную военную операцию против фризов, в результате чего многие фризские вожди были казнены. С середины 14 века германские короли активно пытаются насаждать традиционную феодальную систему управления, назначая во Фризию собственных наместников, как правило, подкрепленных воинскими дружинами.

Новые порядки приживались во Фризии с трудом. Например в 1514 году восточно-фризский вождь Едвард бросил вызов Германии и успешно оборонялся от огромной армии, состоящей из дружин 24 германских герцогов и принцев. «Победить» Эдварда смогли только дипломатическим путем, даровав ему в 1517 году титул германского герцога и «назначив» его «главным по Фрисландии» ;-) Тем не менее, по мнению историков, реальная утрата Фрисландией своей независимость произошла только в 1744 году, когда она вошла в состав Пруссии.

Новую и новейшую историю Фрисландии (уже в составе Пруссии и Германии) я опускаю, т.к. там, в сытой и спокойной Европе, ничего уже особо интересного не было;-) Ну, разве что парочка мировых войн...

В качестве завершающего штришка, хочу добавить, что в современной Германии отношение к восточным фризам скорее ироническое. Эти обитатели государственной окраины, «жители крайнего Севера» (по немецким меркам) являются объектом многочисленных шуток и анекдотов (примерно как наши чукчи). Я даже хотел сначала поместить пару таких анекдотов в этот раздел, но потом, изучив героическую фризскую историю, и проникнувшись тем, что они все-таки «братья по чаю», не стал этого делать. Это все столичный снобизм и понты врастопырку, а жители окраин обычно простые и искренние люди, и грешно над ними смеяться... Они вовсе не «тупее» и не «тормознее», просто у них свои ценности и свой ритм жизни, которым жители «столиц» и «центров» могут только позавидовать.


Германия Германия Язык фризский , нидерландский , диалекты немецкого языка , Религия кальвинизм , католичество , лютеранство Входит в Родственные народы голландцы , африканеры , фламандцы , англичане , немцы Происхождение германское

Этноним

Этноним фризы, предположительно, возводится к древнегерманским словам «храбрый», «мужественный», либо к Frese, Fries - «край», «берег» (то есть буквально «береговые жители»). Римские источники обозначают проживающих такими словами, как Frisii , Frisiavones , Frisiones .

Антропология

Фризы, как этнос, являются довольно однородными в антропологическом отношении. Многие учёные, в том числе и Шахотина-Мордвинцева, рассматривают их как одно из древнегерманских племён. Из этого можно предположить, что фризы обладали общими чертами, характерными для всех древних германцев:

Во времена Средневековья фризы считались самыми рослыми среди европейцев. [ ]

Язык

Существует три разновидности фризского языка: западнофризский , восточнофризский и северофризский языки. Некоторые лингвисты считают эти три разновидности диалектами одного фризского языка, в то время как другие считают их тремя отдельными языками. Западнофризский находится под сильным влиянием голландского языка. Восточнофризский находится под влиянием немецкого языка, с незначительной долей влияния датского. Северофризский язык вообще разделяется на несколько сильно различающихся между собой диалектов. Это разнообразие явилось следствием непрерывных сношений с соседствующими племенами, будь то военные союзы, торговля или браки . Фризский язык существует уже более 2000 лет. Генетически фризские диалекты наиболее тесно связаны с английским языком. Однако разного рода исторические события привели к расхождению английского и фризского языков, в то время как произошло сближение с голландским. Тем не менее, древнефризский был очень похож на древнеанглийский . Фризский язык - официально признанный и охраняемый законом в качестве языка меньшинств в Нидерландах и Германии. В первом случае он вообще является вторым государственным языком, после голландского. В 2005 году были получены официальные международные языковые коды (ISO) в стандарте ISO 639-3:

Литературный фризский язык во многом был создан благодаря усилиям писателя, поэта, учителя - Гисберта Япикса . Именно он начал писать на этом языке стихи, введя тем самым эталон фризского литературного языка. После него, Johannes Hilarides начал работу над упрощением грамматики и тем самым заложил основы для бытового, так сказать, повседневного фризского языка . Пожалуй, наиболее значимой фигурой в распространении фризского языка был Dr. Justus Hiddes Halbertsma (1789−1869), который перевел многие произведения на фризский язык. Среди них наиболее значимый - Новый Завет (Nije Testamint ). Взяв за ориентир бытовой фризский язык, он сосредоточился на переводе текстов пьес и песен, с целью обучения и распространения языка в народе. Именно его усилия дали толчок процессу сохранения фризского языка, который продолжается и в наше время.

На сегодняшний день фризский, голландский и английский языки являются тремя основными в языковой системе провинции Фрисландия . Административно-территориально она достаточно точно совпадает с историческими границами фризских поселений и культурного ареала обитания, о чём свидетельствуют древнеримские историки Плиний и Тацит.

Антропонимика

Список распространенных мужских и женских имён фризского происхождения :

Мужские имена Значение Женские имена Значение Унисекс имена Значение
Abich «знатный» Aga «меч» Ailke «меч»
Alte «старший», «взрослый» Aukje «эльф» Alphie «эльф»
Andirs «мужчина», «воин» Dieuwke «народ» Doutzen «голубь/-ка»
Botho «посланник» Elke «знатный ребёнок» Gerke «сила в копье»
Eitel «блестящий меч» Grietje «жемчуг» Heike «огражденный/-ая»
Friso «фризский» Gesa «копье девы» Jan «милосердный/-ая»
Ingel «яркий ангел» Meia «стойкая»
Olbert «богат своим наследством» Mette «место собрания»
Siemen «слушающий» Silke «слепая», «имеющая отношение к слепым»
Ulfert «защитник наследия» Ursel «медвежонок»
Waldo «правящий» Walda «правящая»
Yvo «тис» Yfke «тис»

Религия

Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Римские историки упоминаниют Бадугенну - богиню фризов .

В период раннего средневековья христианство с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств (Меровингское королевство) на языческие земли - во Фризию , Скандинавию . Попытка Виллиброрда распространить христианство далее на восток, во Фризию и Данию , не принесла успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. В 734 году майордом Карл Мартелл совершил поход на восток Фризии, где в сражении на реке Борн разгромил войско фризов и разрушил их языческие святилища. В 754 году уже Бонифаций приступил к крещению населения на востоке Фризии. После смерти Пипина Геристальского (714) король фризов Радбод , с целью обретения независимости, начал войну с франками и вернул захваченные ими территории Фризии под свой контроль. Всё это привело к упадку христианской веры и к восстановлению язычества в этой области. По мере восстановления франкского доминирования во Фризии христианизация продолжалась и в VIII столетии. В восточные области Фризии, где проповедовал епископ Людгер , около 784 года вторглись язычники -саксы , в результате их набега все церкви в этой части Фризии были сожжены, многие христиане либо бежали, либо обратились в язычество. В дальнейшем, по мере углубления христианизации населения, влияние язычества искоренялось в течение 300 лет, с VIII до конца X века .

В наше время в провинции представлены римо-католики , протестанты (в 1908 году была основана Kristlik Frysk Selskip , которая ведёт религиозные церемонии на фризском языке), а также исламисты [ ] и прочие .

Традиционная культура

Обычаи фризов, игры, развлечения довольно разнообразны. Среди них особо популярным является катание на коньках. В Нидерландах фризы пользуются славой умелых конькобежцев. Археологи находят коньки при раскопках относящихся к VIII-X вв.

Традиционная одежда фризов сохранилась лишь у сельских женщин. Её используют в качестве праздничной, однако в наше время её вытесняет обычная повседневная одежда. Фольклорная одежда фризских женщин состоит из трех коротких юбок: нижней (светлой, хлопчатобумажной), средней (шерстяной, полосатой), верхней (темной, шерстяной). Верх состоит из темной кофты с короткими и очень узкими рукавами, имеет глубокий вырез спереди, в который видна характерная для фризской одежды белая манишка (onderste) . Головной убор - это чёрный чепчик, плотно облегающий голову, металлическая каска, состоящая из двух полукруглых пластинок, соединенных узким обручем. Поверх этого надевается кружевной или тюлевый чепец.

Произведения устного народного творчества представлены легендами о происхождении фризского народа, сказаниями о военных походах и борьбе с войсками Карла Великого , любви к свободе . На протяжении многих веков устное творчество фризов развивалось достаточно активно. Источники фризского права дают определённое понятие о поэзии и литературе времен XI-XVI веков. После XVI века распространение получил голландский язык, который, после включения сеньории Фрисландия в состав Нидерландов по Утрехтской унии (1579) , стал доминирующим в бытовой и литературной сфере. В это же время фризский язык утрачивает позиции как язык права. Историческую ценность приобрели стихотворения Р. Богермана (1470-1556). Следующий этап в истории фризской культуры характеризуется творчеством Г. Япикса (1603-1666). Самым видным является сборник зарисовок «Фризская поэзия» (1688). В XVIII веке приобрел популярность жанр комедии, сопоставление и высмеивание городской и сельской жизни. В это время трудились такие драматурги, как Э. Мейндертс (1732-1810), Ф. ван дер Плуг (1736-1790), а также поэты Я. Альтхёйзен (1715-1763) и Д. Лениге (1722-1798). В XIX веке свой вклад внес поэт-романист Х. Ситстра (1817-1862), который создал в 1844 году общество защиты и развития фризской культуры «Общество фризского языка и литературы ». Недовольство локальным характером фризской литературы привело к тому, что на рубеже XX века были сделаны шаги по популяризации фризской культуры за границами Фрисландии и её взаимодействии с мировой литературой. В 1915 году возникло «Молодое фризское общество » под руководством Д. Кальма (1896-1953), выпускался журнал «Frisia » (1917-1936). Именно Д. Кальм перевел все произведения Уильяма Шекспира на фризский язык. Бытовую жизнь народа отобразили в своих произведениях прозаик Р. Брольсма (1882-1953), романист С. Клостерман (1878-1938), прозаик Н. Хайсма (1907-1943). Стоит отметить, что на фризский язык было переведено множество произведений русской литературы (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) .

Фризы прославились как искусные гравировщики и мастера по резьбе. Рельефные орнаменты выполняются с помощью чеканки и перфорирования. На знаменитых ранних узорах, выполненных чеканкой - изображения зверей, геометрических орнаментов, поверх которых накладывалась тонкая пластинка из серебра или бронзы .

Голландцы первыми в Европе доставили листья чая на материк. От них традицию чаепития переняли и жители Фрисландии, которые будучи прекрасными мореплавателями, входили в состав многих экспедиций. Их чайная церемония имеет более чем 300-летнюю историю. Фридрих II , король Пруссии, издал указ от 20 мая 1777 года, в котором чай был запрещен на всей территории Пруссии . Эти ограничения коснулись и фризов. Однако, запрет продержался недолго - спустя два года он был отменен. Традиционный чай фризов имел название «смесь восточных фризов», его основным компонентом был листовой чай из индийской провинции Ассам . Рецепт приготовления состоит в том, что в чашку опускают кубик сахара, заливают чай и добавляют сливки. Суть в том, чтобы не перемешивать компоненты .

Этническая история

Племена, которые впоследствии обрели название фризы «frisii» появились на побережье Северного моря около IV века до н. э. Изначально, они занимали территории от Флевонского озера (согласно римским историкам - Lacus Flevo) вплоть до реки Эмс . Около I века н. э. они распространились на запад, заняв земли, известные как Фрисландия , а также частично Северную и Южную Голландию , Гелдерланд , Утрехт и Зеландию . К I веку нашей эры они стали оседлыми, занимаясь скотоводством, земледелием и рыбной ловлей. С этого времени и вплоть до V века фризы находились в постоянных военных конфликтах с Римской империей . В этот отрезок времени ими было создано довольно обширное государство - Frisia magna , протянувшееся по побережью Северного моря от реки Синкфал до реки Везер . Они были столь могущественны, что картографы тех времен Северное море именовали Фризским океаном.

Около V века с территории фризов были изгнаны римские легионы, однако именно в этот период произошло вторжение англов и саксов . Фризы участвовали в англосаксонском завоевании Британии. Постепенно фризские владения стали переходить к франкам и к 785 году их территория была окончательно присоединена к империи Каролингов , а фризы насильно обращались в христианство . В это время, по прямому распоряжению Карла Великого, были записаны фризские законы (на латинском языке), которые существовали до тех пор в устной форме. Во «Фризской правде » (802) были отображены особенности общественного строя фризов того времени. После распада Франкской империи территория Фрисландии согласно Верденскому договору 843 года вместе с другими землями вошла в состав Лотарингии . Впоследствии её территории были переданы Восточно-Франкскому королевству и стали частью Священной Римской империи .

В XII-XIII веках земли фризов постигали катастрофические наводнения.

В конце XV - начале XVI веков в Зеландии, Голландии, Утрехе и других северных землях происходит процесс становления нидерландского государства и нации, в которую вошли и фризы. В 1581 году в ходе Нидерландской революции возникла Республика Соединённых провинций . Изначально, Фрисландия имела в её составе автономный статус, сохраняя свои привилегии и национальную культуру. К примеру, в 1585 году в Франекере был открыт Фризский университет, ставший влиятельным центром науки и культуры. Однако языком государственных структур, судопроизводства, обучения в школах стал голландский. Положение ухудшилось в связи с французской оккупацией и установлением французского управления 1759-1813 годов. Наполеон I Бонапарт ликвидировал Республику Соединенных провинций и вместо неё учредил Батавскую Республику , которая по своей сути исключала автономии и отдельные права для провинций. После свержения Наполеона Бонапарта, по решению Венского конгресса (1814-1815), было образовано Нидерландское королевство , куда была включена и Фрисландия. Несмотря на то, что основным центром законодательной и исполнительной власти была провинция Голландия, это не помешало установлению двуязычного статуса во Фрисландии.

Начало XIX века ознаменовалось пробуждением национального сознания фризов, общим повышением интереса к национальному прошлому, возникновением различных организаций за сохранение фризского языка и культурного наследия. Ввиду различного рода событий, которыми был насыщен этот период, лишь в 30-х годах ХХ-го века правительство Нидерландов рассмотрело вопрос о предоставлении фризскому языку особого статуса. С 1937 года было разрешено преподавание на фризском языке в старших классах в школах Фрисландии. В 1938 году была открыта Фризская академия.

С Фрисландией и фризами связана история приручения лошади, которая получила название - фриз (или фризская лошадь). Известно, что во времена завоевательных походов Вильгельм I Завоеватель , как впрочем и многие другие монархи, использовал лошадей именно этой породы . Также фризами называется и оброслость на ногах у лошадей.

Известные фризы

Примечания

  1. Фризы / Любарт М. К. // Народы мира. Энциклопедия / под науч. ред. Л. М. Минца ; науч.-ред.совет: А. О. Чубарьян , А. А. Фурсенко и др. - М. : ОЛМА Медиа Групп , 2007. - С. 549-551. - 640 с. - ISBN 978-5-373-01057-3 .

Фризы

германское племя из группы ингвэонов, единственное из германских племен, относительно которого достоверно известно, что в нем в древние времена не было никаких этнических примесей. Ф. были соседями саксов и занимали Буртангское болото, т. е. пространство между нынешним Зюдерзее (образовалось в XII-XIII столетиях) и Эмсом, где и ныне еще живут Ф. и где в западной половине до сих пор говорят на фризском языке. Эта область до Ф. была заселена кельтами; Ф. пришли, вероятно, с востока из северных фрисландских и дитмарских болот на западной прибрежной полосе Шлезвиг-Голштинии. Во времена Тацита Ф. делились на больших и малых (majores, minores) и были независимым племенем. В 12 г. до Р. Х. Друз, проведя канал от Рейна к Зюдерзее, подчинил при помощи флота северное побережье Германии и, в числе других народов, Ф. В 15 г. после Р. Х. Ф. оказывают Германику помощь в его походе к северу от Майнца. В 28 г. после Р. Х. Ф. возмутились и, хотя в 47 г. были вновь подчинены Домитием Корбулоном, в 69 г. большая часть их, а позже и все, добились самостоятельности. В так называемом переселении народов Ф. принимали лишь постольку участие, поскольку оттеснили салических франков от устьев Рейна и Шельды; характерная особенность движения Ф. заключается в том, что в расширении занимаемой ими территории играли роль только колонизационные моменты. В средние века Φ. распадались на западных, средних и восточных; западные жили между Зинкфалой и Фли, средние между Фли и Лаубахом, восточные между Лаубахом и Везером. Были ли Ф. когда-либо объединены единой властью - неизвестно; герцоги их были лишь военачальниками, но не главами племен. Вообще Ф., подобно саксам, сохраняли старогерманское устройство; в течение очень долгого времени у них не было, например, шеффенов. Политически самостоятельными Ф. не удалось остаться; относительно долго сохраняли независимость восточные Ф. Уже Меровинги начали завоевывать Ф., Пипин Геристальский продолжал, а Карл Мартелл в 734 г. окончательно покорил Ф. и обратил их в христианство. Проповедь христианства среди Ф. началась издавна; особенно ей посвятил все свои силы св. Виллиброд, епископ утрехтский; но Ф. были упорны в своей преданности языческим богам. Благодаря природным условиям, у Ф. рано появились торговые сношения с другими народами; они были первым на континенте торговым германским племенем, коммерческих представителей которого можно было встретить и в Базеле, и в С.-Дени, и служили таким образом главной связью между северными германцами и французами. С распадением монархии Карла Великого Ф. вошли в состав владений императора Лотаря, а затем в состав Лотарингского герцогства Лотаря II. Позже западные и средние Ф. частью вошли в состав Голландского графства, Утрехтского епископства, графства Гронинген и т. д., частью образовали союз 7 фризских областей, представители которого собрались в Upshalsboom у Ауриха; восточная Фрисландия сохранила свое самостоятельное существование в виде княжества до середины XVIII в.

См. Richthofen, "Friesische Rechgeschichte" (Б., 1880, 1882 и 1886); Langhaus, "Ueber den Ursprung der Nordfriesen" (1879); Jacobi, "Quellen zur Geschichte der Chauken und Friesen in der Bömerzeit" (Эмден, 1895); Perizonius, "Geschichte Ostfrieslands" (B., 1868-69); Hooft van Iddekinge, "Friesland en de Friezen in de middeleeuwen" (Лейден, 1881).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Фризы" в других словарях:

    Фризы … Википедия

    Народ в Нидерландах и Германии. Ок. 410 тыс. человек (1992). Язык фризский. Верующие кальвинисты, часть католики … Большой Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 народ (200) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Фризы - (Frisians), герм, народ, жизнь к рого была связана с морем. В эпоху Др. Рима Ф. жили в Сев. Голландии и Сев. Зап. Германии. За искл. сведений о восстаниях против Рима между 12 г. до н.э. и 69 г. н.э., о них известно немногое. Нек рые Ф. в 3 в.… … Всемирная история

    Ов; мн. Народ, живущий в Нидерландах и в северо западных районах Германии; представители этого народа. Ф. занимаются земледелием и молочным животноводством, а также рыболовством. ◁ Фриз, а; м. Фризка, и; мн. род. бок, дат. бкам; ж. Фризский, ая,… … Энциклопедический словарь

    Народ, живущий в Нидерландах (См. Нидерланды) (главным образом в провинции Фрисландия), а также в северо западных районах ФРГ, включая Северо Фризские острова и о. Гельголанд. Общая численность около 400 тыс. чел. (1973, оценка). Говорят… … Большая советская энциклопедия

    Народ. Живут гл. обр. в Нидерландах (осн. область расселения пров. Фрисландия и частично Сев. Голландия и Гронинген). Числ. ок. 400 тыс. чел. (1967, оценка). Несколько тысяч Ф. живет в ФРГ (р н между pp. Эмс и Везер) и в Дании (на Сев. Фризских о … Советская историческая энциклопедия

    Мн. 1. Древний народ, живший на территории Нидерландов, Германии и Дании. отт. Представители этого народа. 2. Народ, живущий на территории Нидерландов и в северо западных районах бывшей ФРГ. отт. Представители этого народа. Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    фризы - фр изы, ов, ед. ч. фриз, а (народ) … Русский орфографический словарь

    Фризы - (англ. Frisians), германский народ, на рубеже новой эры населявший низинные районы современной Голландии и Северо Западной Германии. Их прибрежные поселения создавались на искусственных насыпях, известных под названием терпы. В источниках Ф.… … Археологический словарь

Книги

  • Полная энциклопедия ремонта , Лоуренс Майк , Эта книга поможет вам сделать дом уютным своими силами и без лишних затрат. Вы сможете подготовить стены, полы и другие поверхности для ремонта; сделать фактурную покраску;наклеить обои,… Категория: Ремонт. Внутренние отделочные работы Серия: Досуг, развлечения, хобби Издатель: Клуб семейного досуга ,
  • Полная энциклопедия ремонта. Более 500 пошаговых иллюстраций , Лоуренс Майк , Эта книга поможет вам сделать дом уютным своими силами и без лишних затрат. Вы сможетеподготовить стены, полы и другие поверхности для ремонта;сделать фактурную покраску;наклеить обои, фризы,… Категория:

Фризы, как этнос, являются довольно однородными в антропологическом отношении. Многие учёные, в том числе и Шахотина-Мордвинцева, рассматривают их как одно из древнегерманских племён. Из этого можно предположить, что фризы обладали общими чертами, характерными для всех древних германцев:

Во времена Средневековья фризы считались самыми рослыми среди европейцев.

Язык

Существует три разновидности фризского языка: западнофризский , восточнофризский и северофризский языки. Некоторые лингвисты считают эти три разновидности диалектами одного фризского языка, в то время как другие считают их тремя отдельными языками. Западнофризский находится под сильным влиянием голландского языка. Восточнофризский находится под влиянием немецкого языка, с незначительной долей влияния датского. Северофризский язык вообще разделяется на несколько сильно различающихся между собой диалектов. Это разнообразие явилось следствием непрерывных сношений с соседствующими племенами, будь то военные союзы, торговля или браки . Фризский язык существует уже более 2000 лет. Генетически фризские диалекты наиболее тесно связаны с английским языком. Однако разного рода исторические события привели к расхождению английского и фризского языков, в то время как произошло сближение с голландским. Тем не менее, древнефризский был очень похож на древнеанглийский . Фризский язык - официально признанный и охраняемый законом в качестве языка меньшинств в Нидерландах и Германии. В первом случае он вообще является вторым государственным языком, после голландского. В 2005 году были получены официальные международные языковые коды (ISO) в стандарте ISO 639-3:

Литературный фризский язык во многом был создан благодаря усилиям писателя, поэта, учителя - Гисберта Япикса . Именно он начал писать на этом языке стихи, введя тем самым эталон фризского литературного языка. После него, Johannes Hilarides начал работу над упрощением грамматики и тем самым заложил основы для бытового, так сказать, повседневного фризского языка. Пожалуй, наиболее значимой фигурой в распространении фризского языка был Dr. Justus Hiddes Halbertsma (1789−1869), который перевел многие произведения на фризский язык. Среди них наиболее значимый - Новый Завет (Nije Testamint ). Взяв за ориентир бытовой фризский язык, он сосредоточился на переводе текстов пьес и песен, с целью обучения и распространения языка в народе. Именно его усилия дали толчок процессу сохранения фризского языка, который продолжается и в наше время.

На сегодняшний день фризский, голландский и английский языки являются тремя основными в языковой системе провинции Фрисландия . Административно-территориально она достаточно точно совпадает с историческими границами фризских поселений и культурного ареала обитания, о чём свидетельствуют древнеримские историки Плиний и Тацит.

Антропонимика

Список распространенных мужских и женских имен, фризского происхождения :

Мужские имена Значение Женские имена Значение Унисекс имена Значение
Abich «знатный» Aga «меч» Ailke «меч»
Alte «старший», «взрослый» Aukje «эльф» Alphie «эльф»
Andirs «мужчина», «воин» Dieuwke «народ» Doutzen «голубь/-ка»
Botho «посланник» Elke «знатный ребёнок» Gerke «сила в копье»
Eitel «блестящий меч» Grietje «жемчуг» Heike «огражденный/-ая»
Friso «фризский» Gesa «копье девы» Jan «милосердный/-ая»
Ingel «яркий ангел» Meia «стойкая»
Olbert "богат своим наследством " Mette «место собрания»
Siemen «слушающий» Silke «слепая», «имеющая отношение к слепым»
Ulfert «защитник наследия» Ursel «медвежонок»
Waldo «правящий» Walda «правящая»
Yvo «тис» Yfke «тис»

Религия

Преобладающей формой религии во времена заселения территорий, которые занимали фризы, был культ племенных богов-покровителей и племенных святынь. К последним следует отнести священные рощи и овраги, о которых многократно упоминают римские авторы. В таких местах происходили не только общественные жертвоприношения и различные обряды, но и собирались сходки и решались общеплеменные дела. Римские историки упоминаниют Бадугенну - богиню фризов .

В период раннего средневековья христианство, с помощью мирных договоров, торговых связей, смешанных династических браков, практики заложничества постепенно проникало из христианских государств (Меровингское королевство) на языческие земли - во Фризию , Скандинавию . Попытка Виллиброрда распространить христианство далее на восток, во Фризию и Данию не принесли успеха. Напротив, миссионеры подвергались нападениям и постоянной угрозе убийства. Сопротивляясь христианизации, фризы захватывали послов, миссионеров и иных противников язычества. Зачастую их судьба решалась с помощью жребия, где финалом могло быть жертвоприношение представителей чужеродной для фризов веры. В 733 г. майордом Карл Мартелл совершил поход на восток Фризии, где разгромил восстание фризов и разрушил их языческие святилища. В 754 г. уже Бонифаций приступил к крещению населения на востоке Фризии. После смерти Пипина Геристальского (714) король фризов Радбод , с целью обретения независимости, начал войну с франками и вернул захваченные ими территории Фризии под свой контроль. Все это привело к упадку христианской веры и к восстановлению язычества в этой области. Впоследствии, по мере восстановления франкского доминирования во Фризии, христианизация продолжалась все VIII столетие. В восточные области Фризии, где проповедовал епископ Людгер , около 784 вторглись язычники -саксы , в результате их набега все церкви в этой части Фризии были сожжены, многие христиане либо бежали, либо обратились в язычество. В дальнейшем, по мере углубления христианизации населения, влияние язычества искоренялось в течение 300 лет, с VIII до конца столетия .

Традиционная культура

Обычаи фризов, игры, развлечения довольно разнообразны. Среди них особо популярным является катание на коньках. В Нидерландах фризы пользуются славой умелых конькобежцев. Археологи находят коньки при раскопках относящихся к VIII-X вв.

Традиционная одежда фризов сохранилась лишь у сельских женщин. Её используют в качестве праздничной, однако в наше время её вытесняет обычная повседневная одежда. Фольклорная одежда фризских женщин состоит из трех коротких юбок: нижней (светлой, хлопчатобумажной), средней (шерстяной, полосатой), верхней (темной, шерстяной). Верх состоит из темной кофты с короткими и очень узкими рукавами, имеет глубокий вырез спереди, в который видна характерная для фризской одежды белая манишка (onderste) . Головной убор - это чёрный чепчик, плотно облегающий голову, металлическая каска, состоящая из двух полукруглых пластинок, соединенных узким обручем. Поверх этого надевается кружевной или тюлевый чепец.

Произведения устного народного творчества представлены легендами о происхождении фризского народа, сказаниями о военных походах и борьбе с войсками Карла Великого , любви к свободе . На протяжении многих веков устное творчество фризов развивалось достаточно активно. Источники фризского права дают определенное понятие о поэзии и литературе времен XI-XVI веков. После XVI века распространение получил голландский язык, который, после включения провинции Фрисландия в состав Нидерландов по Утрехтской унии (1579) , стал доминирующим в бытовой и литературной сфере. В это же время фризский язык утрачивает позиции как язык права. Историческую ценность приобрели стихотворения Р. Богермана (1470-1556). Следующий этап в истории фризской культуры характеризуется творчеством Г. Япикса (1603-1666). Самым видным является сборник зарисовок «Фризская поэзия» (1688). В XVIII веке приобрел популярность жанр комедии, сопоставление и высмеивание городской и сельской жизни. В это время трудились такие драматурги, как Э. Мейндертс (1732-1810), Ф. ван дер Плуг (1736-1790), а также поэты Я. Альтхёйзен (1715-1763) и Д. Лениге (1722-1798). В XIX веке свой вклад внес поэт-романист Х. Ситстра (1817-1862), который создал в 1844 году общество защиты и развития фризской культуры «Общество фризского языка и литературы ». Недовольство локальным характером фризской литературы привело к тому, что на рубеже XX века были сделаны шаги по популяризации фризской культуры за границами Фрисландии и её взаимодействии с мировой литературой. В 1915 году возникло «Молодое фризское общество » под руководством Д. Кальма (1896-1953), выпускался журнал «Frisia » (1917-1936). Именно Д. Кальм перевел все произведения Уильяма Шекспира на фризский язык. Бытовую жизнь народа отобразили в своих произведениях прозаик Р. Брольсма (1882-1953), романист С. Клостерман (1878-1938), прозаик Н. Хайсма (1907-1943). Стоит отметить, что на фризский язык было переведено множество произведений русской литературы (Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов) .

Фризы прославились как искусные гравировщики и мастера по резьбе. Рельефные орнаменты выполняются с помощью чеканки и перфорирования. На знаменитых ранних узорах, выполненных чеканкой - изображения зверей, геометрических орнаментов, поверх которых накладывалась тонкая пластинка из серебра или бронзы .

Голландцы первыми в Европе доставили листья чая на материк. От них традицию чаепития переняли и жители Фрисландии, которые будучи прекрасными мореплавателями, входили в состав многих экспедиций. Их чайная церемония имеет более чем 300-летнюю историю. Фридрих II , король Пруссии, издал указ от 20 мая 1777 года, в котором чай был запрещен на всей территории Пруссии . Эти ограничения коснулись и фризов. Однако, запрет продержался недолго - спустя два года он был отменен. Традиционный чай фризов имел название «смесь восточных фризов», его основным компонентом был листовой чай из индийской провинции Ассам . Рецепт приготовления состоит в том, что в чашку опускают кубик сахара, заливают чай и добавляют сливки. Суть в том, чтобы не перемешивать компоненты .

Этническая история

Племена, которые впоследствии обрели название фризы «frisii» появились на побережье Северного моря около IV в. до н. э. Изначально, они занимали территории от озера Флево (согласно римским историкам - Lacus Flevo) вплоть до реки Эмс . Около I века нашей эры они распространились на запад, заняв земли, известные как Фрисландия , а также частично Северную и Южную Голландию , Гелдерланд , Утрехт и Зеландию . К I веку нашей эры они стали оседлыми, занимаясь скотоводством, земледелием и рыбной ловлей. С этого времени и вплоть до V века фризы находились в постоянных военных конфликтах с Римской империей . В этот отрезок времени ими было создано довольно обширное государство - Frisia magna , протянувшееся по побережью Северного моря от реки Синкфал до реки Везер . Они были столь могущественны, что картографы тех времен Северное море именовали Фризским океаном.

Около V века н. э. с территории фризов были изгнаны римские легионы, однако именно в этот период произошло вторжение англов и саксов . Постепенно фризские владения стали переходить к франкам и к 785 году их территория была окончательно присоединена к империи Каролингов , а фризы насильно обращались в христианство . В это время, по прямому распоряжению Карла Великого, были записаны фризские законы (на латинском языке), которые существовали до тех пор в устной форме. В «Фризской правде » (802) были отображены особенности общественного строя фризов того времени. После распада Франкской империи территория Фрисландии вместе с другими землями вошла в состав Лотарингии (). Впоследствии её территории были переданы Восточно-Франкскому королевству и стали частью Священной Римской империи .

С Фрисландией и фризами связанна история приручения лошади, которая получила название - фриз (или фризская лошадь). Известно, что во времена завоевательных походов Вильгельм I Завоеватель , как впрочем и многие другие монархи, использовал лошадей именно этой породы. Также фризами называется и оброслость на ногах у лошадей.

Литература

  • Шор Т. У. Глава V. Фризы: их племена и союзники // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 66-83.
  • Г. А. Шахотина-Мордвинцева. ИСТОРИЯ НИДЕРЛАНДОВ. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: изд-во «Дрофа», 2007, 511 с.
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура. М.; изд-во Центрполиграф, 2005, 230 с. ISBN 5-9524-1493-1

Источники

  1. Фризы / Любарт М. К. // Народы мира. Энциклопедия / под науч. ред. Л. М. Минца ; науч.-ред.совет: