Неопределенно личные предложения примеры сложные. Что такое неопределенно-личное предложение

Односоставные предложения

Простые односоставные предложения являются ярким выразительным средством русского языка. Часто они выступают как синтаксические синонимы двусоставных предложений, отличаясь от них нередко большей степенью эмоциональности, экспрессивными оттенками, а также сферой употребления. Одна из важнейших задач изучения темы – обогащение речи учащихся этими стилистическими средствами.[С.Н. Иконников, Стилистика в курсе русского языка (VII-VIII классы): Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979. - 224с.]

Определенно – личные предложения

Определенно-личные предложения в сравнении с двусоставными придают речи лаконизм, динамичность; не случайно этот тип односоставных предложений ценят поэты: Люблю тебя, Петра творенье ! (П.); Как он [Байрон], ищу спокойствия напрасно, гоним повсюду мыслию одной . Гляжу назад - прошедшее ужасно, гляжу вперед - там нет души родной ! (Л.); Всюду родимую Русь узнаю (Н.); Стою один среди долины голой (Ес.).

Определенно-личные предложения придают экспрессию газетными заголовкам: «Не верь глазам своим» (о рекламе); «Здравствуй, добрый человек» (о старожилах); «Ожидаем большой эффект» (о развитии деловых контактов).

Определенно-личные предложения со сказуемым, выраженным формой 1-го лица множественного числа, используются и в научном стиле: Проведем прямую и обозначим на ней точку; Опишем дугу ; Обозначим точки пересечения прямых; вычислим среднюю квадратичную ошибку . В таких предложениях внимание сосредоточено на действии безотносительно к его производителю, это сближает их с неопределенно-личными предложениями. Личная форма сказуемого активизирует читательское восприятие: автор как бы вовлекает читателя в решение поставленной проблемы, приобщает его к рассуждениям при доказательстве теоремы; ср. безличные конструкции: если провести прямую ...

Лингвисты неоднократно отмечали преимущество определенно-личных односоставных предложений перед синонимичными двусоставными: указание лица в последних придает речи лишь более спокойный тон, делает ее «более вялой, разжиженной», по выражению А.М. Пешковского. Однако в подобных случаях все же употребляются не односоставные предложения этого типа, а двусоставные с подлежащим, выраженным местоимением. Обращение к ним диктуется стилистическими соображениями. Во-первых, мы используем двусоставные предложения, если необходимо подчеркнуть значение 1-го или 2-го лица как носителя действия:Ты живешь в огромном доме; я ж средь горя и хлопот провожу дни на соломе (П.); И этот говорите вы !; Мы послушаем, а вы постарайтесь нас убедить . В подобных случаях местоимения-подлежащие выделяются в устной речи ударением. Во-вторых, двусоставные предложения используются при выражении побуждения с оттенком увещевания: Вы не торопитесь, я подожду; Да вы не тревожьтесь ! При этом стилистическое значение имеет порядок слов: в таких конструкциях подлежащее-местоимение предшествует сказуемому. При иной их последовательности и соответствующей интонации двусоставные (побудительные предложения с подлежащим-местоимением 2-го лица (чаще единственного числа) выражают пренебрежение, звучат резко, грубо: Да замолчи ты!; Отстань ты от меня!; Подождите вы !

Неопределенно – личные предложения

Неопределенно-личные предложения не имеют особых экспрессивных качеств, которые бы выделили их на фоне других односоставных предложений. Основная сфера употребления неопределенно-личных конструкций - разговорная речь: Стучат!; Продают клубнику; Говорят, говорят... - Ну и пусть говорят !, откуда они легко переходят в художественную речь, придавая ей живые интонации: ...А в комнате метут и убирают ... (Гр.); Идет. Ему коня подводят (П.); Вот тащат за ноги людей и кличут громко лекарей (Л.). Подобные односоставные предложения нейтральны в стилистическом отношении и могут быть использованы в любом стиле. Вот, например, предложения из научно-популярной книги: Молоко называют «легкой пищей» ; Особенно много вырабатывают у нас кисломолочных напитков , из монографии: Железо получают восстановлением его из окислов, которые входят в состав железных руд ; В качестве восстановителя используют окись углерода ; из газеты: Рейн уже не раз отравляли промышленными отходами. Но подобного удара реке еще не наносили . Эти примеры убедительно свидетельствуют о том, что для неопределенно-личных предложений нет функционально-стилевых ограничений.

Неопределенно-личные предложения интересны в стилистическом плане тем, что в них подчеркивается действие: Подсудимых куда-то выводили и только что ввели назад (Л. Т.); Сейчас за вами придут (Сим.);Блинами, понятно, не встретят ... Вздернут еще... Жгут и вешают народ (Буб.). Употребление таких предложений позволяет акцентировать внимание на глаголе-сказуемом, в то время как субъект действия отодвигается на задний план, независимо от того, известен он говорящим или нет. Особенно выразительны в семантико-стилистическом отношении такие неопределенно-личные предложения, в которых носитель действия представлен как лицо неопределенное: - А завтра меня в кино приглашают. - Кто же это? - спросила мать. - Да Виктор, - ответила Луша (Лид.).

Подчеркнутая глагольность неопределенно-личных предложений придает им динамизм, создает благоприятные условия для использования в публицистическом стиле: Сообщают из Киева...; Из Дамаска передают ... Особенно эффективно употребление неопределенно-личных предложений в качестве заголовков газетных материалов: «Наживаются на беспошлинном ввозе сигарет»; «Пятятся назад» (о международной политике);«Неугодных убирают»; «Где отмывают деньги» .

В научном стиле использование неопределенно-личных предложений диктуется стремлением автора обратить внимание на характер действия, например при описании опытов: Смесь взбалтывают и подогревают. Затем в сосуд добавляют... Полученную массу охлаждают .

В официально-деловом стиле неопределенно-личные предложения используются наряду с безличными: У нас не курят. - Курить воспрещается ; а также с инфинитивными: Не курить!; Просят соблюдать тишину. - Не шуметь ! При сопоставлении таких конструкций очевидно, что неопределенно-личные предложения представляют более вежливую форму запрета, поэтому в известных условиях они оказываются предпочтительнее по этическим соображениями.

В отдельных жанрах официально-деловой речи прочно закрепились неопределенно-личные предложения, выражающие побуждение в смягченной, подчеркнуто вежливой форме, например в объявлениях (особенно при трансляции их по радио): Товарища Петрова просят подойти к справочному бюро; Пассажиров приглашают на посадку .


Похожая информация.


Наша речь состоит из предложений, каждое из которых представляет собой законченную мысль. Состоят они из слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. И хотя синтаксис проходят в восьмом и девятом классах средней школы, хотелось бы остановиться на теме односоставных предложений в русском языке, а также провести сравнение с аналогичным явлением в английском языке.

Вконтакте

Грамматическая основа предложения

Предложению как синтаксической единице присуща грамматическая основа, представляющая собой его ядро, центр. Состоит она из двух членов - подлежащего и сказуемого, все остальные члены находятся в зависимости от неё, а могут и вовсе отсутствовать.

Грамматическая основа может быть неполной, когда отсутствует один из членов, в этом случае предложение будет односоставным. Односоставные предложения часто встречаются в художественной литературе, ещё чаще - в устной речи. Особенность их в том, что смысл сказанного не теряется от отсутствия одного из членов основы: он либо не важен, либо не нужен, либо невозможен.

Примеры односоставных предложений:

Как мы видим, в каждой из цитат присутствует односоставное предложение , а в последней их целых четыре, но все они имеют свои особенности, и их можно классифицировать по нескольким типам:

Первый тип представлен первым и седьмым примерами, второй - шестым, третий - пятым, четвёртый - третьим, пятый - четвёртым, а шестой - пятым в седьмом примере. Мы не будем подробно останавливаться на характеристике каждого из типов, тем более что не все исследователи однозначно относят все эти типы к односоставным, а изучим последний из них.

Односоставные неопределённо-личные предложения

Интерес они представляют в связи с тем, что часто сложно отличить такое предложение от других типов , особенно от односоставных определённо-личных.

Отличительным признаком такого предложения является то, что у действия или состояния, описываемого сказуемым, есть конкретный субъект, но он неизвестен или неважен, а потому смысловой акцент в грамматической основе смещается именно на само действие или состояние.

Сказуемое в этих случаях чаще всего глагольное: глагол может быть в третьем лице множественном числе в настоящем и будущем времени, а также в прошедшем времени и условном наклонении - опять-таки во множественном числе. Но встречаются и составные варианты, в том числе именные.

Примеры:

  1. На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница . (Н. Гоголь)
  2. и двух ночей не просуетились, переехали . (Ф. Достоевский)
  3. … с заднего крыльца обыкновенно подавали ему донского жеребца, лишь только вдоль большой дороги заслышат их домашни дроги. (А. Пушкин)
  4. Дали бы человеку отдохнуть перед дорогой. (М. Шолохов)
  5. Нам были рады.

Тут следует быть внимательным: не был ли упомянут субъект в тексте ранее. Например, когда мы читаем: «Они пошли за хлебом. Хлеба не нашли .» Второе предложение является односоставным определённо-личным. Оно без всякого ущерба для смысла могло и не быть односоставным, если в него поставить то же подлежащее - они .

Упражнение . Определим, какие из приведённых ниже предложений являются -личными:

В первом случае мы имеем сказуемое кричали , и имеем неопределённость лица. Для наглядности можно подставить вместо подлежащего какие-то люди , и смысл сказанного не изменится: какие-то люди кричали далеко. Таким образом, приведённый пример - сложное предложение, где первая часть - односоставное неопределённо-личное.

Во втором случае к сказуемому было нацарапано мы не можем подобрать подлежащего так, чтобы смысл сказанного не терялся, а потому предложение - безличное.

В третьем и четвёртом примерах тоже можно сделать подстановку:

  • сейчас за вами все придут;
  • возле этой осинки местные стог поставили.

Пятый пример - односоставное безличное, а вот шестой интересен. Обманывают - глагол употреблён так же, как и в неопределённо-личном предложении. Можно даже сделать подстановку подлежащего: все обманывают . Но нужно ли? Мысль, выраженная пословицей, - не констатация какого-то конкретного факта, а обобщение, и субъект действия здесь не нужно определять, куда важнее здесь дополнение словом . Таким образом, пословица представляет собой пример односоставного обобщённо-личного предложения.

Неопределённо-личные предложения в английском языке

Случаи, когда субъект действия не определён , можно выразить почти на любом языке, но здесь есть свои нюансы. Проведём сравнение с английским языком. Английский язык, в отличие от русского, - язык аналитического строя. В нём давно исчезла система флексий, и это компенсируется чётким порядком слов. В английском предложении всегда должно быть подлежащее, поэтому односоставным оно быть не может, но тем не менее в английском языке существуют и неопределённость субъекта, и безличность.

В качестве подлежащего в таких ситуациях используют местоимения one , they . Они выполняют роль формального подлежащего не в значении конкретного лица и часто употребляются с модальными глаголами.

Примеры:

  1. One can easily find seas, lakes, rivers on the map . (Можно легко найти моря, озёра, реки на карте.)
  2. One must observe these rules . (Нужно соблюдать эти правила.)

Односоставные обороты типа «говорят, что» обычно выражаются через местоимение they. They say the weather will be better to-morrow . (Говорят, что погода завтра будет лучше.)

В инструкциях и упражнениях часто используются обороты с you. When you cross the street you should be careful . (Когда переходите улицу, нужно быть осторожным.)

Наконец, безличные предложения содержат в себе местоимение it. It snows (Идёт снег.)

В переводе формальное подлежащее не нуждается и нужно лишь для того, чтобы грамматическая основа была полной.

Сравнение правил русского и английского языков

Надо отметить, что понятие неопределённости в русском и английском языках отличается так же, как и сфера применения данных конструкций. Так, во многих случаях, когда носитель русского языка использует неопределённо-личную форму, носитель английского может заменить субъект действия, и в предложении появляется вполне реальное подлежащее. Пример: «I received a letter .» (Я получил письмо.)

По-русски мы можем сказать и «Мне принесли письмо» (односоставный вариант) без потери смысла, а вот англоговорящий, скорее, предпочтёт воспользоваться вышеприведённым примером. Это же характерно и для других случаев. Так, русскоговорящий врач скорее скажет «Вас нужно положить в больницу» (обезличено), а англоговорящий, скорее всего, скажет от первого лица: «I shall have to send you to hospital .» (Я буду должен положить вас в больницу.)

Зато в ситуациях, где в русском предложении есть субъект , например, идёт снег, льёт дождь , в английском языке в ходу обезличенные it snows и it’s raining.

Ну и последнее отличие английских предложений, где субъект не определён, состоит в особенности применения тех или иных формальных подлежащих. Так, местоимение one имеет значение «некий, любой, какой-либо», включая говорящего, а they, you, we , будучи применёнными в качестве формального подлежащего, означают любое лицо или лица, но исключая говорящего.

Неопределенно - личные предложения. (8 класс )

Цели урока: расширить знания учащихся об односоставных предложениях, формирование умения находить, характеризовать и употреблять в речи неопределенно - личные предложения;

развивать логическое мышление, память, речь учащихся, навыки синтаксического разбора;

воспитание интереса к предмету, стремление к знаниям.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Орг. момент.

Повторение видов разбора. 2 ученика работают с карточками.

1 ученик.

Завтра иду с радистом и проводником в горы. (Предложение - повеств., невоскл., простое, односоставное с главным членом сказуемым (определенно - личное) распространенное, осложненное однородными косвенными дополнениями.

2 ученик.

Фонетический разбор слова «иду» 2 слога, переноса нет.

И - и - гласный, безударный;

Д - д - согласный, звонкий, твердый, (парный),

У - у - гласный, ударный.

3 буквы, 3 звука

2. Фронтальный опрос.

А) Вопросы :

На какие основные группы делятся односоставные предложения?

Чем отличается односоставное предложение от двух составного?

Какие предложения называются назывными?

Какие предложения называются определенно - личными?

Какой формой глагола выражается сказуемое в определенно - личном предложении?

(Глаголом в форме 1 и 2 лица ед. или мн.ч изъяв. накл.. Глаголом в форме 2 - го лица ед. и мн. ч. повелительного наклонения. Привыкаешь к городскому шуму. Не жди рассвета.)

3. Изучение новой темы: -

Сегодня на уроке мы продолжим работу по односоставным предложениям и изучим еще один вид, односоставного предложения. Тема интересная, но сложная, поэтому требует вашего внимания

Неопределенно - личными называются односоставные предложения, в которых деятель не назван, но мыслится как определенное лицо. В таких предложениях важно само действие, а не те лица, которые его производят.

В неопределенно - личных предложениях главный член имеет форму множественного числа прошедшего времени и передает действие, которое может быть отнесено к любому лицу.

В неопределенно - личных предложениях главный член - сказуемое может быть выражен:

1. Глаголом в форме 3 - го лица множественного числа настоящего и будущего времени.

Обычно народные праздники проводят на площади города. На берегу реки разведут костер.

2. Глаголом в форме множественного числа прошедшего времени:

Ему поставили памятник в Москве. Нам долго не открывали двери.

Неопределенно - личные предложения часто используются в пословицах и

поговорках.

В Тулу за самоваром не ездят. Бросили кость между двух собак.

Вопросы:

1. Что такое неопределенно - личное предложение?

2. Какой формой глагола выражается сказуемое в неопределенно - личном предложении?

3. Какое действие передает неопределенно - личное предложение?

4. Где чаще встречаются неопределенно - личные предложения?

«Мозговая передышка». Назовите разряды прилагательных.

Высокий человек, каменный дворец, отцова (шапка), соколиное гнездо, лисья нора, золотой браслет, политический термин, чёрный квадрат, весёлый характер, религиозный праздник, экономический вопрос, тёплый ветер, красивый поднос, утиный (бульон), бумажный змей, горький перец, ответственный ученик, деревянный дом, русский язык, медвежья (берлога), вчерашний суп, конский базар, золотая цепочка, научный сотрудник, стиральная машина, подготовительный курс.,

Закрепление.

А) Работа у доски: Синтаксический разбор предложения.

Морфологический разбор существительного театра и глагола возводят.

На площади возводят здание нового театра . (Повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, с главным членом - сказуемым (неопределенно - личное), распространенное, неосложненное. Схема =

Б) Выборочное списывание . Найти и выписать только неопределенно - личные предложения.

1). За рекой косили. 2). По дороге зимней скучной тройка борзая бежит. 3). В поселке строят новую школу. 4). Люблю зимний лес. 5). Город и людей как будто подменили. 6). Первые шаги весны. 7). В клубе пели и плясали. 8). Мне не спится. 9). На балконе соседней дачи зажгли свет. 10). В дверь негромко постучали.

Ответы: 1), 3), 5), 7),9), 10).

Тестовые задания.

1. Односоставные предложения делятся на ….

А) 10; Б) 2; В) 4.

2. Какое предложение не является односоставным. ?

А) В поселке строят новую школу.

Б) Первые шаги весны.

В) Картина полна солнечного света.

3. Найдите определенно - личное предложение

А) Светает.

Б) В лесу тихо.

В) Люблю зимний лес.

4. Укажите назывное предложение.

А) Первые шаги весны.

Б) Люблю спать на чердаках.

В) Не жди рассвета.

5. Найдите неопределенно - личное предложение.

А) Цыплят по осени считают.

Б) Славный вечер.

В) В балкон вынесли ковры, паласы.

1) 4; 2) В; 3) В; 4) А; 5) В.

Рефлексия.

Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось …

Домашнее задание : Составить синквейн об односоставных предложениях.

Подготовить сообщение на тему «Неопределенно - личные предложения», используя дополнительный теоретический материал.

Класс: 8

Цели:

  • познакомиться с типом односоставных предложений, неопределённо-личными предложениями, узнать о способах выражения главного члена в форме сказуемого;
  • научиться отличать неопределённо-личные от определенно-личных предложений.

ХОД УРОКА

1. Начало урока «Постановка учебной цели, создание ситуации «вызова»

1) Словарная работа: эксперимент, экспериментировать.

– И мы с вами сегодня на уроке проведём как бы эксперимент, который называется: «отсроченная отгадка».

Доска : В чугунную доску били без устали.

Прочитайте предложение и скажите, понятно нам, кто били без устали? (Нет) . Правильно, действующее лицо здесь мыслится неопределённо, нечётко, неконкретно.

И я вам делаю «вызов» такой, что к концу урока вы должны:

1) понять, почему так названы предложения – неопределённо-личные;

2) цели урока.

2. Контрольно-подготовительный этап (повторение изученного, опрос по предыдущим темам)

1. «Разминка»

1) Вспомнить, какие предложения называются односоставными.

– Мы с вами продолжаем изучать типы односоставных предложений.

(Работа в группах, группы готовят вопросы и задают их друг другу по теме «Односоставные предложения» – 1-я группа – 2-я группа – 3-я группа – 1-я группа.)

2) Вспомните, с каким типом односоставных предложений мы познакомились на прошлом уроке? (C определённо-личными предложениями).

Какие предложения называются определённо-личными? (Примеры приводит каждая группа.)

– Обязательно ли подлежащее в таких предложениях? (Нет). Почему?

(Так как окончания глаголов в этих формах достаточно определённо указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы).)

– Что мы ещё не сказали об определённо-личных предложениях? (Они встречаются в живой разговорной речи.)

2. «Лови ошибку»

1) – Я утверждаю, что предложение: (доска) На город спустились сумерки – односоставное.

Согласны? (Нет!) Почему?

2) Из этих предложений, записанных на доске:

Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид. Парк давно закрыли. – Я утверждаю, что второе предложение – определённо-личное. Согласны? (Нет!) Почему?

3. «Развиваем речь»

Каждой группе даётся задание: попробуйте составить текст, используя определённо-личные предложения.

1-я группа: Составьте текст открытки маме, подруге, товарищу, учителю и т.п. Поздравьте их с праздником, выразите благодарность, свои пожелания, пригласите в гости и т.д.

2-я группа: Представьте, что вам надо срочно сообщить брату, сестре, другу, родителям и др., что вы едете через их город, будете на вокзале несколько минут (укажите число, время, номер поезда), что вам хотелось бы, чтобы ваши родственники или друзья пришли к поезду. Составьте текст телеграммы.

3-я группа: Расскажите, что вы делаете утром перед уходом в школу.

3. Сотворчество (новый материал)

– На этом этапе урока вы не пассивные слушатели, а активные участники в освоении нового материала. Вы должны сами разобраться в сути явления, понять главное определение сегодняшней темы.

1. Ознакомление с неопределённо-личными предложениями

1) Ведут ко мне коня.

– Найдите главные члены предложения. (Ведут). Чем выражено сказуемое?

Доска : Глаголом в форме...... 3 лица, множественного лица, настоящего времени или будущего времени (выведут).

2) Потом его в степи без чувств нашли. – Найдите сказуемое. Чем выражено?

Доска : глаголом в форме... множественного числа, прошедшего времени.

– важны ли в этих предложениях действующие лица? (Нет) . В начале урока мы с вами говорили, что действующее лицо мыслится здесь неопределённо, нечетко, неконкретно. В таких предложениях важно само действие и в них не бывает подлежащего. Вот почему эти предложения так называются? (неопределённо-личные)

– Итак, кто нам скажет, какие предложения называются неопределённо-личными?

– Давайте заглянем в учебник, правы ли мы? (читать §22) (можно пользоваться таблицей!).

В таких предложениях всё сосредоточено на действии, действующее лицо «намеренно устранено из речи, намеренно представлено как неизвестное, неопределённое.

2. Закрепление. Приём «Согласен – не согласен?»

1) – Устно работаем над упр. № 188 – утверждаем, что это неопределённо-личные предложения.

1-я группа – Утверждаем, что это предложение неопределённо-личное, так как...

2-я группа – Согласны, или нет

2-я группа – 3-я группа -----, 3-я группа – 1-я группа ----.

2) Письменно выполняем упр. №189 – самостоятельно, (сели на свои места)

4. Рефлексивный этап урока (осмысление результатов работы)

– Итак, подведем итоги нашей работы.

1) Возвращаемся к «отсроченной отгадке»

Доска : В чугунную доску били без устали. Теперь мы уже точно можем сказать, какое это предложение? (неопределённо личное)

– А сейчас, скажите мне, каково отличие неопределенно-личных предложений от определенно-личных предложений? (таблица на доске) (в определенно-личных сказуемое выражено глаголом в форме 1-го или 2-го лица, а в неопределённо-личных – 3 лица).

– Попробуйте на слух определить тип односоставных предложений, т.е. определенно-личное или неопределенно-личное. (Заранее карточки.)

1. Герасиму отвели под кухней коморку.
2. Изредка выводили медведей пред окна барского дома.
3. Смелей дадим друг другу руки и вместе двинемся вперёд.
4. Зимой свет зажигают рано.
5. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то подарок.

2) Приём «Эссе» – пятиминутное письменное задание

– Подытожьте свои знания по изученной сегодня теме.

Можно начать так:

Доска :

  • Из урока я понял (а), ....
  • Мне стало ясно, что....
  • Я познакомился (-лась) с
  • Я узнал (а)....

3) Домашнее задание – упражнение № 190