Бытовые условия жизни учащегося. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи ребёнка: кому это надо
Некоторое время назад стали появляться известия из различных регионов, сообщающие об очень похожих случаях: что классный руководитель составляет график посещения всех учеников класса для обследования жилищно-бытовых условий (ЖБУ). Происходит это по такой схеме: классный руководитель объявляет, что в семью каждого ученика придет комиссия для обследования условий, в которых живет ребенок. Казалось бы, все понятно: посмотрят на нашу квартиру и запишут, сколько квадратных метров, сколько комнат, чистота, порядок (или наоборот, «грязновато у вас, посуду бы помыть…»)
Хотя - нет, все-таки непонятно, почему обходят семью именно каждого ученика? Почему придут и в мою семью тоже? Квартиру они мне новую все равно не дадут и зарплату не прибавят (и уж всяко посуду не помоют), живем скромно, но на кусок хлеба ни у кого не просим. Наивных, тех, кто может подумать, что такое обследование как-то повлияет на улучшение их жилищно-бытовых условий, давным-давно нет. Да и не учителя бы обследовали с такой целью. Тогда зачем придут обследовать? И куда будут направлены результаты обследования?
Надо сказать, что этими вопросами задаются немногие родители, полагая, что «придут – и пусть, жалко нам, что ли? Родная школа, знакомые учителя, надо, так надо». Я - задалась, и нашла такой ответ: «Одной из обязанностей социального педагога и классного руководителя является обследование жилищно-бытовых условий ребенка, его семьи и составление соответствующего акта обследования». Ответ неполный, потому как из него все равно непонятно, зачем это делается и куда, опять же, идут результаты.
Поэтому, продолжая поиски, открываю "Должностные обязанности классного руководителя ". В них немного можно найти: типовые документы и документы конкретных муниципальных образовательных учреждений (МОУ, которые раньше были школами). Документы, не сильно отличающиеся друг от друга. Нигде не указано такой обязанности - обследовать жилищно-бытовые условия. Однако везде есть пункт, по-разному сформулированный, но имеющий один и тот же смысл:
<<3.15. Обеспечивает защиту и охрану прав учащихся, особенно уделяя внимание "трудным" детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальными службами. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей;>> .
Социально незащищенных» - значит материально необеспеченных, бедных. Для этой категории семей по их просьбе
действительно проводятся акты обследования ЖБУ, для того, чтобы ходатайствовать о выделении бесплатного питания, например. И ключевое слово – по их просьбе. Я об этом не просила, но ко мне все равно идут? А насчет «неблагополучных»... Моя семья - вполне нормальная семья, никто, в том числе и суд, «неблагополучными» нас не признавал.
Словом, вместо ответа – еще один вопрос.
Статья 2 сообщает, что целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.
Статья 3, п.1, определяет, что персональные данные – это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Статья 5, п.2, говорит о том, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.
Статья 5, п.5: «Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки».
Статья 7 устанавливает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как видно, закон (по крайней мере, пока что) – на нашей стороне. Что же касается желания копаться в чужой частной жизни (пусть даже с чистейшими рыночными намерениями!), то как бы поставщикам услуг самим не попасть под статью...
Елена Клинцевич. РВС, Калининград.
Перепощенной мною 27 декабря 2011 г., а так же по наводке elena_manush , пишу о жилищно-бытовых условиях.
При каких обстоятельствах Вы можете столкнуться с необходимостью
"предъявить" квартиру комиссии для обследования условий проживания
Ваших детей?
1. Ребенка ставят на учет с ПДН (в детскую комнату милиции, если
кто не знает, что такое ПДН) либо в КДНиЗП (комиссию по делам
несовершеннолетних и защите их прав). Об постановке на учет в ПДН и
КДН, если кому интересно, напишу подробнее.
2. Ребенок по какой-либо причине был изъят из семьи и решается
вопрос о его возвращении домой либо дальнейшем пребывании в
приюте/детской больнице/доме ребенка.
3. Ребенок прогуливает школу или иначе нарушает внутришкольный
порядок (срывает уроки, приходит в школу в неадекватном состоянии,
дерется - все эти действия при их систематичности могут повлечь за
собой постановку на внутришкольный контроль). В таком случае школа
в лице социального педагога либо заместителя директора по
социальной защите организует проверку ребенка по месту жительства
для выяснения условий его проживания и знакомства с семьей в целях
организации профилактической работы с ребенком.
4. Проверка со стороны классного руководителя - самое безопасное и
приятное среди возможных проверок, ибо включает чаепитие и
спокойную беседу (при условии вменяемости родителей и положительной
мотивации к обучению).
5. Ребенок передается под опеку либо усыновляется. В этом случае
проверяют семью еще и органы опеки и попечительства из
Муниципалитета, центра социальной помощи семье и детям района,
собес (КЦСО), КДН и ЗП, иногда - ПДН и участковый уполномоченный
полиции.
6. Семья переехала в квартиру с более худшими условиями. Если
органы опеки района работают добросовестно, условия проверяются
обязательно. Для чего? А вдруг дети будут ущемлены? Вдруг мама -
наркоманка и сбыла квартиру в обмен на зелья? Если бояться нечего,
просто обстоятельства (например, раздел квартиры после развода,
разъезд с родителями и т.п.), адекватный родитель всегда откроет
дверь комиссии.
7. Заявление в полицию в отношении родителей, не исполняющих
надлежащим образом обязанности по воспитанию, содержанию или
обучению детей, допускающих жестокое обращение с детьми.
8. Жалоба со стороны соседей либо педагогов на поведение
родителей/отношение к родительским обязанностям. Жалоба может быть
обоснованной либо откровенной кляузой, от этого никто не
застрахован. Главное - не бояться. Вам помогут, но для этого нужно
наиболее полно выяснить картину событий. Сделать это без проверки
по месту жительства сложно.
9. Заявление в полицию в отношении ребенка (например, кража, драка
с получением серьезного повреждения).
10. Привлечение несовершеннолетнего в качестве обвиняемого в
совершении преступления либо приговор суда. В этом случае подросток
ставится на учет в режиме учетно-профилактического дела (если
интересно - напишу в др. посте).
11. Ребенок получил бытовую травму, родители обратились в
больницу/травмпункт, откуда поступает обязательная телефонограмма в
ПДН. Жилищные условия проверяются с целью установления случайного
либо неслучайного характера повреждения. Например, ребенок глотнул
уксуса, марганцовки, упал с подоконника или, не дай Бог, выпал из
окна. Всё бывает, и комиссия обязана установить причину, чтобы в
дальнейшем избежать подобного.
Кто входит в состав комиссии, проверяющей жилищно-бытовые
условия?
Состав комиссии варьируется, но обязательно присутствуют:
1. Инспектор по делам несовершеннолетних отдела МВД Вашего
района.
2. Представитель КДН и ЗП.
Помимо них Вас могут посетить:
1. Органы опеки и попечительства.
2. Участковый уполномоченный полиции (при постановке Вас или
ребенка на учет в ПДН - еще и оперуполномоченный по делам
несовершеннолетних).
3. Центр социальной помощи семье и детям.
4. Комплексный центр социального обслуживания.
5. Представители органов здравоохранения.
6. Представители органов образования (как правило - заместитель
директора школы по социальной защите, социальный педагог или
классный руководитель).
7. В Москве - представители городского центра "Дети улиц" (очень
полезная организация, работающая в сфере профилактики
безнадзорности).
В зависимости от причины проверки, она может проходить как
спонтанно, без предупреждения, так и по предварительной
договоренности с Вами. Без предупреждения мы обычно посещаем семьи
алкоголиков, наркоманов и прочих люмпенов, ведущих аморальный образ
жизни и явно влияющих на детей отрицательно. Такие семьи годами
состоят на учете в ПДН, наша головная боль... Приходя в квартиры,
можно увидеть и горы дерьма (человеческого и звериного) на полу, и
тараканов стаями, и пирамиды из бутылок, и окурки вместо
игрушек.
Думаю, о таких случаях говорить не имеет смысла, ибо цель проверки
ясна. В остальных случаях с Вами связывается инспектор
ПДН/представитель той или иной инстанции и договаривается о
встрече.
На что нужно обратить внимание при проверке?
1. Место, где ребенок спит. Если есть - комната ребенка.
2. Место для приготовления уроков.
3. Продукты питания для ребенка соответственно его возрасту.
4. Одежда на разные сезоны, игрушки (не роскошные, но чтобы
были).
5. Санузел. Если в квартире маленькие дети - уберите средства
бытовой химии в недоступное место для ребенка.
6. Если в квартире животные - должен быть чистый
туалет/клетка/террариум, продуктов жизнедеятельности нигде быть не
должно. Приоритете в содержании должен быть у ребенка (не утрирую,
была в квартирах, где зверям вольготнее, чем детям, потому что мама
- ветеринар, а дите - это так уж получилось).
7. Свободный выход из квартиры (видели и баррикады в
коридорах).
8. Для неформальских квартир требования те же! Хобби родителей -
это классно, но ребенок страдать не должен. Флет, квартира а ля
клуб, вписка для ребенка ничем не лучше, чем притон. Условия должны
быть надлежащими. Никто не требует от Вас перестраивать квартиру,
снимать плакаты и прочие предметы интерьера, проверка забьет на
прикиды родителей при посещении, если только родители будут трезвы
и в вопросах воспитания и содержания детей адекватны. Помните, что
проверяют цивилы. Не лезьте в бутылку, не кричите из-за
двери: "Не пущу! Не ваше дело! Напишу в блог!", а уберитесь в
квартире и спокойно откройте дверь.
По итогам проверки крайне редко принимается решение об изъятии
ребенка. Если условия уж совсем вопиюще ужасные. А зря. Потому что
красивые квартиры, где мама-папа наказывает ребенка ремнем за
двойку в воскресной школе раздражают больше, чем нищенские
коммуналки, где сохранить порядок зачастую почти невозможно.
Фото будут в следующем посте, ибо ЖЖ не хочет публиковать пост целиком.
УПД. shpint , ничего личного, но не кликушествуйте. Если нравится разводить троллинг, панику и спрашивать что-то вроде "скока апельсинов", Вам, наверно, не сюда. Хочется ответить интересующимся, а не бездельникам.
Жилищно-бытовые условия являются важнейшим фактором воздействия на здоровье человека. К жилищу как искусственно создаваемой среде обитания предъявляются повышенные гигиенические требования.
Оно должно удовлетворять социально-бытовые потребности людей, обеспечивать здоровый микроклимат, иметь условия, благоприятные для отдыха, сна, домашнего труда, восстановления сил, полноценной психоэмоциональной разрядки после трудового дня. В качестве норматива на перспективу определён оптимум благоустроенной жилой площади на одного человека - 17,5 ±0,5 м2.
Первостепенное значение имеют температура, влажность, подвижность комнатного воздуха — микроклимат, а также естественное освещение. Для контроля температуры в современной квартире используют кондиционеры. Если вам нужна качественная установка кондиционеров, загляните сюда.
С солнцем в жилище попадают и ультрафиолетовые лучи, оказывающие влияние на организм. Недостаточность ультрафиолетовой радиации ухудшает самочувствие, снижает работоспособность, сопротивляемость к различным заболеваниям. Особенно страдают при этом дети. Все жилые комнаты, кухни должны иметь естественное освещение, спальни желательно располагать в помещениях, получающих максимум света. Рациональному использованию естественного света должна способствовать расстановка мебели. Окна не рекомендуется загораживать плотными шторами, крупными комнатными растениями, высокой мебелью; вблизи окон должны размещаться места для игр и занятий детей. Оконные рамы и стёкла требуют постоянного ухода, так как грязные окна могут поглощать более 55 % света, что вызывает утомление глаз.
Важную роль играют интерьер квартиры, обстановка и форма помещений, выбор цвета стен для них. Удачно выбранный цвет радует глаз, создаёт хорошее настроение, повышает работоспособность, благоприятно действует на психику человека и даже способен «согревать». Исследования показали, что для хорошего самочувствия средняя температура в комнате с тёплым цветом стен (тона оранжевый, жёлтый, красный) может быть на 3°С ниже обычной. Поэтому для северной стороны больше подходят тёплые тона, для южной - холодные (голубой, синий, зелёный). Для спальни целесообразно подбирать мягкие тона, способствующие отдыху: различные оттенки и сочетания желтоватых, сероватых, зеленоватых цветов. Красный и фиолетовый цвета, возбуждающе действующие на нервную систему, не рекомендуются для отделки жилых помещений. В детских комнатах и комнатах для молодёжи можно использовать более яркие цвета, для пожилых людей - спокойные, ненасыщенные тона. Цвет способен влиять на восприятие пространства, поэтому можно визуально «изменять» ширину, высоту, длину, форму и объём помещения. Например, светлые цвета малой насыщенности делают комнату просторнее. И наоборот, тёмные тона сокращают расстояние и комната кажется меньше.
Набор и размеры кухонного оборудования должны подбираться в соответствии с физическими данными жильцов и требованиями, предъявляемыми к процессу приготовления пищи. В неправильно оборудованной кухне путь, который приходится преодолевать при ежедневном выполнении домашних работ, удлиняется до 5-6 км. Часто для отделки кухонных стек используются обои с плёночным покрытием - так называемые моющиеся обои. Они водо- и воздухонепроницаемы, что может приводить к нарушению микроклимата. Поэтому моющимися обоями рекомендуется оклеивать только те помещения, в которых люди проводят незначительное время (передняя, туалет). Не рекомендуется оклеивать стены кухни клеёнкой - стены при этом не поглощают влагу, что нарушает влагообмен. Обязательной принадлежностью кухонь стали газовые плиты. Они имеют недостаток - в комнату поступают продукты неполного сгорания газа (сернистые соединения, окись углерода). Поэтому не рекомендуется обогревать помещения газом даже в морозы. Всё большее распространение получают весьма гигиеничные, экономичные и пожаробезопасные электроплиты.
Для покрытия полов всё шире используются синтетические материалы. Им можно придать любую расцветку и рисунок, они водонепроницаемы, легко моются. Но только некоторые из них разрешены Минздравом для применения в жилых помещениях, т. к. почти все они способны выделять вредные вещества, а также накапливать заряды статического электричества, способствующие притягиванию пыли, быстрому загрязнению пола и неблагоприятно воздействующие на самочувствие людей.