Кто такой карачун в древней руси. Бог Карачун — кто это? Злой карлик, укравший Солнце? Изображение и символика

Славянский праздник солнцеворота - Карачун


Нынешний Новый год есть ни что иное, как реинкарнация древнего языческого праздника - Корочуна. Его отмечали 22 декабря - в самый короткий ("корочун") день в году. В Корочун "врата Нави отворяются в Явь" и в мир из подземелья выходит Кощен-Бог - "Костяной бог", известный также под именем "Кощей Бессмертный". Кощну-Богу приносились жертвы при посредстве специальных жрецов - Кощунов. А сам обряд назывался Кощунство. После принятия христианства слово "кощунство" потеряло своё первоначальное значение и приобрело нынешнее - "надругательство над святынями".


Корочун праздновали не только славяне. Древние германцы и скандинавы также отмечали его под именем "Юлль" (или "Йолль"). Именно на Йолль германцы украшали священное дерево - ель. Христианская церковь бороться с этим не смогла и просто назвала священную ель "рождественской" и велела прикрепить на верхушку Вифлеемскую звезду. (см. предыдущий пост http://www.сайт/users/babeta-liza/post404586774/)



Когда нацисты пришли к власти, Гитлер и Гиммлер попытались возродить Йолль в качестве государственного праздника и заменить им "жидохристианское" Рождество. Закреплению новой традиции помешала только война.



Нынешний Дед-Мороз, кстати, ни к святому Николаю, ни к какому-либо другому святому отношения не имеет. Это - реинкарнация языческого Кощна-Бога, Кощея Бессмертного, который, в свою очередь, восходит к ведическому богу Варуне. Помимо прочего, Варуна был известен тем, что мог своим дыханием заморозить кровь в жилах человека.





День языческого почитания Карачуна (одно из имен Чернобога, хотя мы-то знаем, что Чернобогом может быть каждый из Богов, в темной свей ипостаси), отмечаемого 21 декабря, приходится на день зимнего солнцеворота — самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы.Считалось, что в этот день берет в свою власть грозный Карачун — божество смерти, подземный бог повелевающий морозами, злой дух. Древние славяне верили, что он повелевает зимой и морозами и укорачивает светлое время суток.



«В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, — и звенят злющие эюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается» (Алексей Михайлович Ремизов, «Сказки»




Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по медвежьему хотению и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось. Отсюда и поговорка: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».





В народе понятие «карачун» в смысле погибели, смерти используется до сих пор. Говорят, например: «пришел ему карачун», «жди карачуна», «задать карачуна», «хватил карачун». С другой стороны, слово «карачить» может иметь следующие значения — пятиться задом, ползком, «скорячило» — скорчило, свело. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.





Также Корочун — одно из Имён Чернобога или один из Тёмных Ликов Велеса. По славянским поверьям, накануне Зимнего Солнцеворота Кощный Бог (Кощей, Чернобог, Тёмный Велес) «окорачивает» — завершает Старый Год перед рождением Нового Года и Нового Солнца на Коляду. Ср. также сербо-хорв. крачати — «шагать» (отсюда Корочун — «шагающий день», то есть переходный день, связанный с Солнцеворотом.

В каждой седмице есть свой «малый Корочун» — шесток (суббота), день Жнеца (планеты Сатурн, считающейся в Звездознатстве «неблагой» планетой), предшествующий неделе (воскресенью), дню Даждьбога (Солнца). Кощного Бога, Покровителя Жнеца (планеты Сатурн) иногда изображают в образе Старика с обсидиановым серпом (обсидиан — один из камней, покровительствуемых Жнецом-Сатурном), которым Он рассекает — «окорачивает» Нити Судеб Мира накануне воскресенья (от древнерус. крес — «огонь») — «дня рождения» (воскресения в смысле «возжигания») Солнца новой седмицы.



Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз — просто повелитель зимних холодов.



Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.

Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет!

Его дыхание производит сильную стужу.

Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова.

Снежные облака — его волосы.

Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.

С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.

Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.

Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием.

Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков. Мороз — просто повелитель зимних холодов.



С дня солнцестояния до Коляды люди старались не выходить в темное время суток на улицу, только по крайней необходимости, а в домах постоянно горел огонь, жгли заговоренные лучины, расставляя их по окнам, зажигали все, что можно было зажечь. В доме, в обережном пространстве, в огне очага плясали блики на огненных крыльях Семаргла, не пускающего навь в дом. На открытом пространстве огонь не разводили, открытый огонь - вызов навьим, вызов, который будет принят, да только бросившего вызов ждет незавидная участь.




Три для длится Карачуново время, когда старое солнце уже ушло, а новое - еще не родилось. Три для кроятся жизни заново, переписывается книга судеб, чтобы с первым лучом нового солнца все сделанное стало явью и явилось в жизнь, как является новое солнце в новом году.



Пять дней Карачуна перед Зимним Солнцеворотом наши Предки считали самыми опасными - время Кощеево. На что Кощей ни взглянет, всё вянет. Угасает, умирает старое Солнце, подходит к концу годовой цикл. Подошло время прощаться со старым, отжившим. Прощаться без сожаления, чтобы встретить вновь народившееся Солнце, вступить в новый годовой цикл без мёртвого груза за плечами.



Карачунъ - день ухода Света и Солнца следует проводить в кругу единомышленников. Повторюсь, что это не праздник, а именно обряд. Проводить его следует только лишь в том случае, когда вы осознаете его смысл и символизм.



Итак, что необходимо делать в эти дни:


1. ОЧИСТИТЬ ДОМ.


Существуют специальные действия, которые очищают тонкое пространство дома, его атмосферу и всевозможные неблагоприятные воздействия, особенно, если вы живете в квартире и ваши соседи регулярно ругаются или, того хуже, пью и курят. А если вы живете на Природе в своём доме, то необходимо все равно обновлять энергию вашего дома, чтобы она не застаивалась.


В эту зиму момент для очищения пространства дома и создания ладного пространства - наиболее благоприятен, потому, что Карачун приходит на убывающую Луну.


Убывающая Луна — период внешнего и внутреннего очищения, анализа, перестройки, прощения. При убывающей Луне нужно избавлять себя и свою жизнь от всего, что мешает жить, от лишнего, чужого, наносного ненужного.


Именно на убывающей Луне следует проводить так называемые «генеральные уборки». Специалисты, изучающие влияние Луны на человека, утверждают, что после таких уборок в квартире легче дышать, потому, что из дома уходят не только пыль и грязь, но и застарелая энергетика: плохие воспоминания и негативные эмоции, обиды, ссоры. Поэтому, результаты очищения в этот Карачун будут наиболее мощными.


2. ОЧИСТИТЬ СВОЁ ФИЗИЧЕСКОЕ ТЕЛО И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ 8 ТЕЛ И ОБОЛОЧЕК В БАНЕ.


Баня - моет, чистит, и укрепляет тело, душу и дух. Она даёт силы для преодоления мирского суетливого состояния ума и чувств


3. ИЗБАВИТЬ СВОЁ СОЗНАНИЕ ОТ НЕГАТИВНЫХ ЧУВСТВ, ЭМОЦИЙ, МЫСЛЕЙ И ВОСПОМИНАНИЙ.


4. ПРАВИЛЬНО ПРОЖИТЬ ПЕРЕХОД ОТ КАРАЧУНА К КОЛЯДЕ


Желательно день провести дома со своими родными. В доме необходимо весь день жечь свечи. Очистительная и обережная сила огня - несравнима ни с чем. Также, в традиции в этот день жгли костры, поэтому если у вас будет возможность, то пожгите костёр.


Женщины в этот день пекли хлеб - каравай из белой муки в форме Солнца. Рекомендую, всем хозяйкам присоединится к этой традиции. Испекая каравай вы, тем самым, притягиваете энергию Солнца в свой дом, а аромат хлеба отгоняет всякую нечистую силу и наполняет дом благостной энергией. Особенно это актуально, как вы уже понимаете, перед рождением Бога Коляды.


Принесите Дары и Требы Карачуну: вынести на улицу и положите на пенёк или другое возвышение пшённую и творожную кутьи, а также, ту пищу, которую вам подскажет интуиция. Мысленно обратитесь к Карачуну принять ваши дары.


В Карачун Сварог замахивается своим могучим молотом, а в Коляду ударяет им по Алатырь-камню, высекая сноп искр, из которых рождаются молодые Боги грядущего года. Но это лишь видимость. Так кажется тем, кто "по эту сторону". Боги не умирают и вновь рождаются, но перековываются на молодых и сильных - проходят через Смерть, как через ворота... Только Велес-Батюшка в эту пору с людьми остается - нет ему нужды на молодого перекидываться. Ему, старому так сподручней. А тем временем разгулялась Мара-Марена по земле - уж почти всю живность уморила... Не даром старики говаривали - что вверху, то и внизу... Как Боги в Ирий уходят, так и живность земная, и деревья, и травы, и вся Земля-Матушка словно в смертном оцепенении затихла...

А вернутся ли Боги? А воспрянет, возродится ли Земля-Матушка? Это только Велесу и ведомо... Карачун - самое подходящее время о жизни подумать, погадать, мудрого Велеса спросить... Потом-то некогда будет - ни нам, ни ему... У каждого дел отыщется - за год не переделаешь... Так и просуетишься до следующего Карачуна... Только этой ночью Маренины бубенцы слышно. А они здорово суету прогоняют...



ЗИМНЯЯ СКАЗКА "КАРАЧУН"


Когда наступила Зима, дни стали укорачиваться, а ночи становились всё длиннее и длиннее. Злой дух Карачун послал на землю своих помощников, разузнать: когда Зима войдёт в полную силу, чтоб он мог выбраться на волю из подземного царства да разгуляться вдоволь. Первым пошёл Медведь-шатун, обернулся он бураном и давай бродить по лесам, снег поднимать да ломать деревья. Ну, а вернувшись, сообщил, что рановато ещё. Солнце пока что слишком ярко светит и всё же греет, а ночи слишком коротки. Подождал-подождал Карачун и во вторую очередь отправил Волка. Обернулся Волк Метелью, носился с воем по полям да лесам, а когда вернулся - рассказал, что изменилось всё не сильно. Что дни ещё слишком длинны, а Солнце слишком тёплое. Надо ждать. И терпел Карачун до самой длинной ночи. Дождался, вылетел из своего убежища, дохнул суровым морозом и отправился дела творить. Всю ночь он метался в рьяном угаре по лесам и полям, валил вековые ели, сугробами заметал дороги, морил всё живое, что попадалось на пути, но вот до людей добраться не смог… Они в своих избушках, как в крепости: с тёплой печкой-то! На утро, с первыми лучами Солнца, поспешил Карачун восвояси. И сидит он в своём подземелье, ждёт следующей, самой длинной и тёмной ночи. А поутру проснусь люди, видят: Солнышко на них выглядывает, Мороз искрится за окном, снега за ночь до крыш намело! “Вот и пришёл Карачун Зиме! Солнце на Лето, а Зима на Мороз повернулись”, - говорят в народе.




Празднование зимнего Новолетия - Коляды начинали в день зимнего Солнцестояния. По нынешнему календарю это с 21го - 22 декабря. Этот день,22 декабря также День Рождения бога Коляды. Но это уже другая история.


Использованы материалы со следующих источников

С наступающим новым Коло! Карачун – Грозный и неумолимый Бог морозов. (Ныне Дед Мороз). КАРАЧУН, КОРОЧУН - Зимнее Солнцестояние - самый короткий день в году, когда Кощный Бог «окорачивает» уходящий год. Празднуется накануне Зимнего Солнцеворота или накануне Коляды. 22 Стуженя. Речено во слове вещем — всем добрым людям во оберег: СЕ КОЛО ЗЛАТО СТАНЕ НА КОРОЧУН КОЩНЫЙ БОЖЕ БИЕ КУДЕСЫ НАВИ А ПЛЯС ВЕЛЕСОВ ГУДЬБОЮ ЛЮТ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ИНО ГЛЯДЕ А РОГИ ЖРЕТЕ А ОГНИ МРЕТЕ КОЛЯДА ГРЯДЕ ВО ОГНЕ НОВЕ А ВЕЩИЙ БОГ ЕМУ СТЕЗИ ТОРЕ БАДНЯК СЖИГАЕТ КОЛО ВЕРТАЕТ ГОД ЗАЧИНАЕТ! ГОЙ КОЛЯДА! СЛАВА!

Никаких громов с Небес, и молнии не врезаются в плоть Земли, и Окиян-море не выходит из берегов. Просто — будто где-то тихо прозвенел серебряный колокольчик на Чьём-то тонком запястье, — этот мир подошёл к концу... ГОЙ ВЛИКЕ БОЖЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ СЕДОЙ ВЕЩУН СТАРОЙ КОРОЧУН ВО ГОДА НОЩИ ВОДЯЩИЙ КОЩЬЕ КОЛО ВЕРШАЩИЙ МАРЕ ВЕЛЯЩИЙ РАЗЯЩИЙ МНОГО СВОЕЙ ОСТРОГОЙ ВО СНЕЖНОЙ БУРЕ ВЛЕСОВОЙ ШКУРЕ ВО БЕЗДОРОЖЬЕ НЕ ВО СВАРОЖЬЕ НЫНЕ СТОРОЖЕ ГОЙ ЧЕРНОБОЖЕ! ГОЙ! Кощный Бог в обличье Корочуна окорачивает старый год, гасит свет зачарованного зимним сном старого Деда-Солнца, чтобы, когда наступит срок, новое Солнце разметало свои лучи-стрелы по небосклону, и новый год начертал НОВО КОЛО в извечной Коловерти Сущего... Речено во слове вещем: ГОЙ СЕД ВЕЩУН СТАР КОРОЧУН КОЛОГОД ВЕРШИ ЯКО ПОМЕРШИ А СЕРПОМ ВЛЕСА ЯВИ КУДЕСА СТАРЫ ЗАРОКИ КОРОТИ В СРОКИ ВЛИКИ ЗАВЕТНЫ ВЕДОЮ ВЕДНЫ ЧТОБ СТАРУ СБЫТИ А НОВУ ЖИТИ! ГОЙ!

Корочун — Имя Кощного Бога и Святодня Его — самый короткий день вкупе с самой длинной ночью в уходящем году, пора всевластия Тьмы, нижняя точка
Кологода. Это — день Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что МЫ ПРИХОДИМ СЮДА С ПУСТЫМИ РУКАМИ, И С ПУСТЫМИ РУКАМИ УХОДИМ ВО СРОК СВОЙ, что нам ни что не принадлежит здесь — в этом мире, в этом году, в этой жизни — и одновременно, что мы поистине сопричастны всему сущему, что мы поистине БЕССМЕРТНЫ... КОЛО КОРОЧЕНО ЯКО ПРОРОЧЕНО ОКРУТ КОРОЧУН ГОДОВЫХ КОЩУН ОКОРОТИ ДНЯ ОБЕРЕГ МЕНЯ! ГОЙ! 1.

Корочун — последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года. 2. Корочун — это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года. 3. Корочун — это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. 4. Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года — это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения. 5. Для мудрых Корочун — Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных — это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. 6. За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания — пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего. 7. Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. 8. В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них — как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?.. 9. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Студень (Декабрь) - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц".

У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва). В славянских мифах отношение к волку было двояким: Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик.

Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией. Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам. Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.

Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - Карачуна. Волчьей шкурой меня поскорее укрой, Разожги ты огонь посредине поляны. Слышишь, рвется из сердца мучительный вой, Бесприютной свободой с тобою мы пьяны. Хороводы деревьев сквозь тени текут. И костер из снегов вырастает до неба. Там Луна, словно желтый парчовый лоскут, Как краюха душистого белого хлеба. Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой. Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье. Вкруг костра раздается пронзительный вой Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью. Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей. Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцевороте медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»). Позднее люди стали считать Карачуна богом скотьего падежа.

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, 22 декабря, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух. Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер. С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело. По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон.

Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов. Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами. Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу. Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы. Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец. С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!

На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями. Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны! Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками. Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».

В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков. Сказка А. Ремизова - Корочун Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок. Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу. И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз! Царствует дед Корочун. В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается. Царствует дед Корочун. Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь. Звонкие крепкие ночи. Звездные ночи, яркие, все видно в поле. Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся! А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту. Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа. На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать. И сыплет, и сыплет снег. Люты морозы - глубоки снеги. С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.

Люты морозы - глубоки снеги. Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок. А дни все темней и короче. На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест. И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный... Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки. Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением.

И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.


Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов. (с)

С наступающим новым Коло!

Карачун - Грозный и неумолимый Бог морозов.
(Ныне Дед Мороз).

Декабрь - месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался "волчий месяц". У скандинавских племен существовал миф о том, что глубоко в недрах земли, Светлыми Богами закован в цепи чудовищный волк Фенрир. Пока он находится в плену, миру ничего не угрожает, но на свободе носятся по всему белому свету его дети. Они питаются людскими грехами. Эти щенки могут вырасти до огромных размеров, и когда человеческое зло перейдет все границы, они обретут столько мощи, что смогут допрыгнуть до Солнца и разорвать его. Тогда спадут оковы с их отца волка Фенрира, и он, вырвавшись на поверхность, окончательно разрушит мироздание. И по преданиям, наступит "Рагнарек" или Сумерки богов (последняя битва).

В славянских мифах отношение к волку было двояким:

Во-первых, - всем известный из детских сказок Серый Волк, друг главного положительного героя, мудрый помощник и советчик. Некий старший брат, который помогает выполнить обряды, связанные с инициацией.

Во-вторых, - устойчивый образ "Одинокого волка", который в современном мире, мало знакомом с реальной жизнью этих сверх социальных животных, трансформировался в представление о неком самодостаточном супергерое, способном в одиночку противостоять всем своим врагам.

Люди, жившие в симбиозе с природой, волков почитали и боялись. Когда же человеческая деятельность нарушала экологическое равновесие, волки становились заклятыми врагами.
Известно, что волчья пора - глухая ночь. Существует даже такое латинское обозначение времени: - "Час между волком и собакой", то есть перед рассветом. Естественно, что декабрю, месяцу длинных ночей сопутствуют волки не только живые, но и мифические - волки бураны и стаи волков метелей. Именно они входили в свиту хозяина темноты, холода и смерти - .

Волчьей шкурой меня поскорее укрой,
Разожги ты огонь посредине поляны.
Слышишь, рвется из сердца мучительный вой,
Бесприютной свободой с тобою мы пьяны.

Хороводы деревьев сквозь тени текут.
И костер из снегов вырастает до неба.
Там Луна, словно желтый парчовый лоскут,
Как краюха душистого белого хлеба.

Этой ночью, сейчас, я смогу стать собой.
Ты, Декабрь, увидишь нутро мое волчье.
Вкруг костра раздается пронзительный вой
Этой ночью, сегодня, сейчас, этой ночью.

Древние славяне почитали Карачуна подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были так же медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, стаи волков-метелей, а также души замерзших людей.

Кстати, по медвежьему хотению и зима студеная длится: когда повернется он в своей берлоге на другой бок, так и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось («На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой»).

Ночь Карачуна совпадает с зимним солнцеворотом и одним из самых холодных дней зимы, когда перестают укорачиваться дни, а ночи не удлиняются. Вот эта темная, непонятная сила, которая укорачивала светлую часть суток, и есть Карачун.

Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор имя его сохранилось в славянских языках. У белорусов «коронуй» - внезапная смерть в молодом возрасте; злой дух, сокращающий жизнь. По-русски это смерть, погибель, а также злой дух.

Выражение «задать карачуна» означает умереть, пришибить, убить или злодейски замучить кого-то. «Хватил его карачун» - то есть человек внезапно умер.

С другой стороны, слово «карачить» в словаре Даля объясняется как пятиться задом, ползком, «скорячило» - скорчило, свело.

По-сербски же «крачати» - шагать. Возможно, Карачуна так называли именно потому, что он как бы заставлял дневное время идти в обратную сторону, пятиться, ползти ползком, уступая ночи.

Корочун — самая длинная ночь в уходящем Коло, пора всевластия тьмы. Это — время Зимнего Безмолвия, когда серебряные бубенцы Мары возвещают нам древнюю, как сама Жизнь, истину о том, что всему есть свой срок. Ночь на Карачун, чародейная пора, когда врата меж Явью и Навью широко распахнуты и навье безпрепятственно заглядывает В Явь, покров которого истончён, и за ним можно увидеть проблески истинной природы мироздания, того, что за пределами плоти, за пределами всех имён и форм. Это замершее время - безвременье, конец и начало времени — это прообраз ночи мира, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно преддверие нового возрождения. Мудрые изпользуют это время для общения с навними... ночь прозрения и безмолвного видения того, что скрыто. Это время очищения души и тела, когда желательно, внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел. В ночь Корочуна, Навьи Боги, Духи и души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков. Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям и Серп Мары рассекает спутанные за прошедшее время, Покутные нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства — Откровение Вещей Ночи... Для иных — это ночь безумия и чёрного ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь. Постепенно в народном сознании Карачун сблизился с Морозом, который сковывает стужей землю, как бы погружая ее в смертный сон. Это более безобидный образ, чем суровый Карачун. Мороз - просто повелитель зимних холодов.

Мороза представляли в образе старика с длинной седой бородою. Зимой ходит он по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы и сковываются реки льдами.
Если ударит он об угол избы, непременно бревно треснет! Его дыхание производит сильную стужу.
Иней и сосульки — его слезы, его замерзшие слова. Снежные облака — его волосы.
Очень не любит он тех, кто дрожит и жалуется на стужу, а бодрым, веселым, здоровым дарует крепость телесную и жаркий румянец.
С ноября по март Морозко такой мощи набирается, что даже Солнце перед ним робеет!
На радостях он покрывает стекла оконные изумительными узорами, леденит гладь озер и рек, чтобы можно было по ним кататься, замораживает снежные горки и веселит честной народ снегом, бодрящим морозцем и веселыми зимними празднованиями.
Мароссы (трескуны) — злые духи в подчинении у Мороза. Недаром их имена созвучны!
Летом они спят, но падают на землю зимою с первыми снежинками.
Мароссы бегают по полям, по лесам и дуют в кулаки, нагоняя стужу и свирепый ветер своим ледяным дыханием. Пятки их заставляют промерзлую землю и стволы заледенелых деревьев потрескивать, потому и говорят люди, мол, «мороз трещит».
В знак почитания Мороза частенько зимой воздвигали его «идолов» — всем известных Снеговиков.

Сказка А. Ремизова - Корочун
Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет - не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного - палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника - семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет - семь рубцов, другой хлестнет - четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы - глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы - глубоки снеги.
Не скоро свету - солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку - Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться - нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный - Корочун неугомонный...
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время - рассказывает сказки.

Надо заметить, что Карачун один из самых загадочных и малоизвестных праздников. Обычно исследователи определяют зимнее солнцестояние, как начало нового года, и далее святочная неделя с колядованием и ряжением. И это действительно так, но все это происходит уже после 25 декабря, когда "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз" Этому бурному веселью предшествовали несколько дней, когда "солнце стояло" на нашей широте, (а еще севернее вообще исчезало и не показывалось). Естественно, что люди, живущие в тесном контакте с окружающим миром, придавали этому явлению очень важное значение.

Итак, солнце застыло или исчезло, солярный круговорот прервался, мир вокруг закоченел. Конечно, наши предки понимали, что через несколько дней все изменится и встанет "на круги своя", но сей час во время безвременья необходимо уйти в себя. Нырнуть в бездонный колодец своей души, опуститься в темное подсознательное, привести в порядок все то, что накопилось за прошедшее время. Очиститься жертвенным огнем и вступить в следующий солярный цикл обновленным и полным сил.

Мы видим, что крутится - вертится Коло Сварожье от веку - водят Хоровод свой Родные Боги, Круговерть Всемимрья правя, Коловращение Вечное неустанно верша. А на Земле-Матушке люди добрые на Деяния Божеские глядят, Богов Родных славят, да сами через те славления Силами Божескими наполняются, Единство Рода в сердцах вещих радениями восстановляют. Было так в пору древности седой, и есть тако ныне, и будет так же - пока Солнце светит, пока Земля родит! Во славу Родных Богов.

Новости Партнеров

У славян Бог Карачун еще мог называться и по-другому – Корочун (укр.), Крачун (закарп.), Коронуй (белор., ударение на «у», обозначает внезапную смерть), а также Крачунец (молд.). Славяне Закарпатья часто называют праздничный пирог, испечённый под Рождество, именем этого Бога – «крачунец». Словарь Даля показывает взаимосвязь имени Бога с болезненным состоянием человека – «скорячило», что значит, свело ногу, спину, либо скорчило человека. У него же мы находим «карачить», когда пятятся назад.

Славянская мифология по-разному представляет этого Бога. Кто-то из исследователей полагает, что это одна из ипостасей Чернобога , кому видится зимний Бог очередным обличьем Кощея (Кощного Бога), а кто-то при более позднем рассмотрении полагает, что это сам Мороз – Бог Зимы. Есть и представление того, что Карачун – это темный бог подземного царства, который слывёт Повелителем морозов и темноты, Бог Зимы.

В сказках мы находим образы этого зимнего Бога. Например, есть сказка Ремизова А., которая так и называется «Корочун»:

Среди поля весь в хлопьях драковитый дуб, как белый цветок.
Катятся и сходятся пухом снеговые тучи, подползает метелица, порошит пути, метет вовсю, бьет глаза, заслепляет; ни входу, ни выходу.
И ветер Ветреник, вставая вихорем, играет по полю, врывается клубами в теплую избу: не оставляй дверь на мороз!
Царствует дед Корочун.
В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большущей бородой, Корочун ударяет дубиною в пень — и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.
Коротит дни Корочун, дней не видать, только вечер и ночь.
Звонкие крепкие ночи.
Звездные ночи, яркие, все видно в поле.
Щелкают зубом голодные волки. Ходит по лесу злой Корочун и ревет — не попадайся!
А из-за пустынных болот со всех четырех сторон, почуя голос, идут к нему звери без попяту, без завороту.
Непокорного — палкой, так что секнет надвое кожа.
На изменника — семихвостая плетка, семь похвостников: раз хлестнет — семь рубцов, другой хлестнет — четырнадцать.
И сыплет, и сыплет снег.
Люты морозы — глубоки снеги.
С вечера петухи кричат, с полудня метелица, к белому свету люты морозы.
Люты морозы — глубоки снеги.
Не скоро свету — солнцу родиться, далек солноворот. Хорошо медведю в теплой берлоге, и в голову косматому не приходит перевернуться на другой бок.
А дни все темней и короче.
На голодную кутью ты не забудь бросить Дуде первую ложку — Корочун кутью любит. А будешь на Святках рядиться — нарядись медведем, Корочун медведя не съест.
И разворчался, топает, медведь катится по небу, стучит неугомонный — Корочун неугомонный…
Старый Котофей Котофеич, сладко курлыкая, коротает корочуново долгое время — рассказывает сказки.

Здесь мы видим и обрядовость славян по отношению к задабриванию Бога Карачуна, и характер самого зимнего Бога, и поведение животных в такой час, когда злой дух шагает по Земле. Приходом Карачуна ознаменовано Солнцестояние, когда все коченеет, останавливается, движения не заметно, света белого не видно. Конечно же, древние понимали, что через пару дней вся эта остановка пройдет, всё начнет двигаться, встанет «на круги своя» Коло Сварога, и солнце вновь начнет свое шествие.

Что знают о Карачуне славяне?

Карачун по поверьям древних славян не только повелевал морозами, тьмой в зимнюю пору. Еще он прославился тем, что был злым по нраву, а также мог намного сократить жизни человека. Позже уже стали называть его Богом скотьего падежа. Люди стали замечать, что именно в период правления Карачуна зимой домашний скот особенно погибал от лютых морозов.

Некоторые наши предки славяне полагали, что именно этот темный Бог насылает на людей такие болезни, в которых отмечаются судороги. Если не умилостивить данного Бога, то состояние больного от судорог часто переходит в смерть. Так и говорят даже и сегодня: «Хватил его карачун», когда человек скоропостижно скончался. А если вы услышите «задать карачуна», то это обозначает – пришибить кого-то, убить или даже – замучить.

Вот что пишут о Карачуне сейчас:

Корочун - последний день накануне Зимнего Солнцеворота, когда Чернобог (Кощей-Корочун в образе Старца с Серпом Жнеца или Вельего Звия, кусающего Свой хвост) завершает, окорачивает старый Год в преддверии Коляды, праздника рождения Нового Солнца и Нового Года.

Корочун - это время, когда Молот Сварожий, пройдя на Купалу (праздник, приуроченный к Летнему Солнцевороту) свою высшую точку, готовится с размаху ударить о каменную твердь и высечь на Коляду из бел-горюча камня Алатыря искру Нового Огня, из которой разгорится пламя Нового Кола Года.

Корочун - это чародейная пора, когда Врата меж Явью и Навью широко распахнуты, покров маяты мира сего разорван, и за ним можно увидеть проблески Истинной Природы Мироздания, сущей за пределами плоти, за пределами всех имён и форм.

Ночь Корочуна, последняя ночь уходящего Года - это прообраз Ночи Мира, Ночи Великого Растворения, Ночь Завершения Круга Времён и одновременно Преддверие Нового Возрождения.

Для мудрых Корочун - Ночь Прозрения и Безмолвного Видения Того, Что скрыто; для иных - это Ночь Безумия и Чёрного Ужаса, вползающего в Явь из Нави, подобно змее, проникающей в дом через раскрытую дверь.

За две седмицы до Корочуна начинается так называемое Время Молчания - пора подготовки к Переходу, время отдачи долгов, прощения обид, завершения всего незавершённого за год и отбрасывания, отпускания от себя всего отжившего.

Это время очищения души и тела, когда желательно ограничивать себя в пище (особенно мясной), а также внимательно следить за чистотою своих помыслов, произносимых слов и совершаемых дел.

В ночь Корочуна души Предков приходят в Явь, чтобы навестить своих потомков и, если надо, спросить с них - как они исполняли в уходящем году свой Родовой Долг? Жили они по Правде или по кривде? Славили Родных Богов или поклонялись чужебесию? Искали Мудрости Вышней или тешили лишь ненасытное чрево своё?

Слышишь, как трещит мороз на улице? Это Сам Вещий Бог стучит ледяной палицей по спящим деревьям, и Серп Мары рассекает спутанные за год Покутные Нити, и души Предков в обличиях вещих птиц безмолвно сидят на зелёных еловых ветвях, сторожа Миг Волшебства - Откровение Вещей Ночи… Студень (Декабрь) — месяц длинных ночей и самых коротких дней. Он издавна у народов Евразии, был посвящен волку. Иногда он так и назывался «волчий месяц».

Даты и символика Карачуна

Карачуну посвящен свой период календарного года. С 21 по 25 декабря Бог Карачун является предвестником и знаком прихода Бога Зимнего Солнца – Коляды . Более поздний календарь отмечает 25 декабря днем Спиридона-солнцеворота. В связи с тем, что в этот период оканчивается зимнее солнцестояние и ночь идет на спад, существует понимание, что Карачун укорачивает ночь.

Часто говорят о том, что Карачун часто превращается в Мороза, или в Деда Мороза, который пребывал какое-то время в плохом настроении. По поверьям народа всегда считалось, что именно 23 декабря (месяц назывался раньше – студень) является самым холодным, морозным и темным временем в году.

Некоторые считают, что Карачун является седым старцем, у которого довольно суровое лицо, тяжелый взгляд. На нем надет синий кафтан, отороченный белым мехом, а иногда его изображают в белой шубе с непокрытой головой. У Карачуна всегда в руках посох, которым он наводит на Землю крепкий мороз.

У этого Бога есть своя свита, которая входит также в его символику – белые волки, формирующиеся из метели, птицы-вьюжницы, снежные бураны, обращающиеся в медведей-шатунов и даже души умерших людей, что когда-то погибли от замерзания.

Символика зимнего темного Бога отразилась в названиях – декабрь месяц у некоторых славян до сих называют «волчьим месяцем», когда чаще всего волки воют от голода и холода. А что касается медведей, то считалось, что во время Карачуна (или Зимнего Солнцеворота) медведь должен повернуться на другой бок в своей берлоге. Так и говорят: «На Солнцеворота медведь в берлоге поворачивается с одного бока на другой».

Между тем не стоит сильно бояться Карачуна, ведь его правление недолгое - следом за 25 декабря всегда приходит благостное время для празднования прихода и правления Коляды. Да и день после Карачуна всегда уже будет постепенно удлиняться. Да и есть такое поверье, что снежные волки Карачуна питаются людскими неправедными поступками, а потому вреда не чинят тем, кто живет правильной жизнью (идет по пути Прави).

В белой шубе, босой, потряхивая белыми лохмами, тряся сивой большой бородой, Корочун ударяет дубиною в пень, - и звенят злющие зюзи, скребут коготками морозы, аж воздух трещит и ломается.
Царствует дед Корочун.

Доброго времени суток, друзья! Ну, что? Стало вам холодно? Или вспомнилось сладкое детство и долгие зимние вечера в деревне у бабушки? За окном вьюга беснуется, воет так, что кажется, будто в дымоходе черт застрял, но дома все равно тепло и уютно. А впереди еще много дней зимних каникул и развлечений. Золотая пора, дорогие воспоминания! Но я не об этом, собственно.

Декабрь стремительно подходит к концу, скоро Новый год. Но прежде наступит зимнее солнцестояние — самое загадочное и почитаемое время года у древних народов. Я уже писала об этом в статье про праздник Йоль , но Йоль — это праздник северных народов, а что же наши предки славяне? Они тоже особо помечали день зимнего солнцестояния, и тоже дали ему название — День Карачуна.

Что такое Карачун?

Вы, наверное, слышали такие выражения:

  • Карачун тебе Церетелли! (фраза из к/ф «Жмурки»)
  • Что русскому хорошо, то для немца карачун. (поговорка)

Уже, в принципе, становится немного понятно, что значит Карачун. Правда? Все верно, друзья, интуиция вас не обманывает — по сей день слово «карачун» употребляется в значении «погибель», на жаргоне, если хотите, «хана», «трындец» или что покрепче. Но, в общем и целом, смысл один — смерть. Иногда слово является синонимом злого духа.

* Как правильно: Карачун или Корочун? На самом деле и так и так. Это различия в диалектах, не более, значение слова от написания и произношения не меняется.

Так почему словом с такой ярко выраженной негативной окраской славяне назвали день зимнего солнцестояния? А потому что раньше это слово не было нарицательным. Карачун — это имя одного из самых страшных славянских богов.


Карачун (Корочун, Крачун или Керечун, Кощий бог). Карачун — одно из имен темной стороны Чернобога — бога нижнего мира, царства тени и смерти в славянской мифологии. Это повелитель мрака и холода. Синоним внезапной смерти или гибели от мороза, а так же злой дух, отнимающий жизнь.

Легенды гласят, что постоянными спутниками Карачуна являлись:

    птицы-вьюжницы;

    волки-метели;

    медведи-шатуны;

    и души замерзших насмерть бедолаг.

Изображали это божество очень суровым седовласым стариком с леденящим (скорее всего, в прямом смысле слова) взглядом. Одевался он в длинный кафтан, обычно синего цвета с белой оторочкой. Также носил зимнюю шапку. По другой версии, одет он в белую шубу, а головного убора не носил. И никогда не расставался со своим морозящим посохом. Кое-кого напоминает, не так ли?

Излюбленным занятием Карачуна было хождение по ночам и насылание ужасных морозов.

Бродил он по деревням и селам, по полям и лесам, касался своим длинным посохом окон в домах — и те мгновенно покрывались инеем, касался воды в реках — и она тут же превращалась в лед.

* Крайне примечательна сказка А. М. Ремизова «Карачун». Да и, вообще, весь сборник «Докука и балагурье» прекрасен. Ссылку на сказку дам, она коротенькая, но великолепная, а кому интересно, то и весь сборник сказок могут просмотреть.

Но еще одним важным занятием Карачуна было завершение года. Ведь именно это божество древнеславянской мифологии, как бы «окорачивало» старый год, гасило свет старого Деда-солнца, чтобы совсем скоро на небосклоне засияло Новое, Молодое солнце. Очередной виток колеса Всего Сущего.

Кого, как не Карачуна почитать в самый короткий (собственно, поэтому и Карачун) и страшный день года? Этот день у славян отчасти напоминает германский Йоль, я об этом уже говорила, и в этом нет ничего удивительного. Но все же, есть несколько важных и отличительных моментов.

Возможно слово «карачун» - производная от «карачить», то есть пятиться задом. Что вполне символично, ведь Карачун укорачивает день, как будто заставляет его «пятиться», уступая ночи.

Когда славяне отмечали этот праздник?

Зимнее солнцестояние у славян, так же как и у других народов, было особенным днем. Магическим. В это время стирались грани между мирами, власть принадлежала духам, а свет боролся с тьмой. Преддверие Святок — время для таинственных обрядов.

В 2017 году, День Карачуна выпал на 21-е декабря — это зимнее солнцестояние. Он всегда отмечался в день Солнцеворота, но это дата плавающая, потому как солнцестояние зимой происходит не в один и тот же день:

Праздник Карачун: как его праздновали?

На самом деле, День Карачуна обычно массово не праздновали, в отличии от Коляды . Все дело в том, что он все же символизирует ущерб. Однако, определенные традиции были, а некоторые обряды проводились:

Зимнее солнцестояние у славян — это преддверие великого праздника Коляды. Уже через несколько дней после Карачуна родится Новое солнце и наступает Новый год.

В стародавние времена люди сильнее ощущали свою связь с природой, и уж тем более в такое время, поэтому в народе сохранилось очень много примет, поговорок и поверий, которые тесно переплелись с современностью. Стоит лишь немного приглядеться, и мы сразу понимаем — ничто не проходит бесследно.

На этом, я статью буду заканчивать. До скорых встреч, друзья. Берегите себя и счастливых вам праздников.