Как шухов относится к работе. «Один день Ивана Денисовича» главные герои

Разделы: Литература

Тип урока: проблемно-развивающий

Форма урока: семинар

Цели урока:

Образовательные:

  • Раскрыть сущность образа Ивана Денисовича с помощью основных элементов художественного стиля Солженицына;
  • Показать принципиальную новизну героя для русской литературы XX века;
  • Выявить важнейшие особенности языковой манеры писателя.

Развивающие:

  • Совершенствовать умение анализировать и оценивать художественное произведение и его героев;
  • Способствовать развитию у учащихся устной речи и речи письменной;
  • Закрепить навыки обобщения и умения делать выводы.

Воспитательные:

  • Вызвать интерес к творчеству Солженицына, желание узнать о трагических страницах истории нашего государства;
  • Проследить за поведением человека, оказавшегося в нечеловеческих условиях;
  • Совершенствовать нравственные качества учащихся;
  • Воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения, уважение к мнению одноклассников.

Оборудование урока:

  • Портрет А.И.Солженицына;
  • Текст повести "Один день Ивана Денисовича";
  • Раздаточный материал (на каждую парту) с высказыванием критика Н.Сергованцева;
  • Листы на каждого учащегося для графического оформления материала урока (Приложение 1).

За две недели до урока учащиеся были разбиты на группы (5 групп), каждая из которой получила своё задание.

При составлении заданий был использован материал учебника-практикума "Русская литература xx века" 11 класс/под ред. Ю.И.Лыссого. М. "Мнемозина". 2001 г., с.458.

Задание для 1-й группы:

  1. Восстановите прошлое героя. Как он попал в лагерь?
  2. Можно ли сказать, что Шухов на войне был пассивен, слаб душой?
  3. Можно ли винить его в том, что на следствии он выбирает жизнь?

Задание для 2-й группы:

  1. Обратите внимание на то, как Шухов относится ко всему, что сотворено руками человека, поддерживает его жизнь? Как это характеризует его?
  2. В чем своеобразие портрета Шухова?

Задание для 3-й группы:

  1. По каким нравственным законам живет Шухов?
  2. Докажите, что Шухов верен этим заветам.
  3. Каково отношение Шухова к работе, к делу? (Сопоставьте эпизоды мытья полов в надзирательской и кладки стены на ТЭЦ). Почему так различно поведение героя?
  4. Как вы относитесь к умению Шухова "услужить"? (Вспомните рассуждение о труде красилей в его родной деревне Темгенёво). Как отношение к труду характеризует Ивана Денисовича?

Задание для 4-й группы:

  1. Какими параметрами задана система персонажей? Определите основные ступеньки лагерной иерархии (надзиратели и зэки; строгая иерархия среди заключенных - от бригадира до шакалов и стукачей).
  2. Какова иерархия героев по их отношению к неволе? Каково место Шухова в этих системах координат? (Попытка бунта против лагерной системы - Буйновский; наивное непротивленчество - Алёшка; "срединное" положение Шухова в системе персонажей).
  3. Как Шухов относится к тем, с кем работает в бригаде?
  4. Как к нему относятся члены бригады? Можно ли сказать, что Шухов "страшно одинокий"?
  5. Есть в рассказе противопоставление Шухова и Цезаря Марковича (крестьянина и интеллигента)? Если да, то в чем оно?

Задание для 5-й группы:

  1. Почему автор использует в качестве основного повествовательного приема несобственно-прямую речь?
  2. Можно ли сказать, что весь рассказ Солженицына - это внутренний монолог героя? Покажите это на примере.
  3. Как выражена авторская оценка?
  4. Найдите и выпишите пословицы, использованные Солженицыным. Объясните 5 любых. С какой целью вводит их в текст Солженицын?

Эпиграф к уроку:

Ты хочешь знать: кто я? что я? Куда я еду? -
Я тот же, что и был и буду весь мой век:
Не скот, не дерево, не раб, но человек!
А.Радищев. Ода "Вольность"

Этапы урока:

I. Организационная и мотивационно-целевая экспозиция урока.

(Сообщение темы, целей урока)

Учитель:

В центре внимания русской литературы традиционно остаются нравственные проблемы. Добро и зло, честь и совесть, преданность и предательство - это далеко не все вопросы, которые решают русские писатели в своих произведениях.

Порой на долю человека выпадают страшные, даже жестокие испытания, когда он оказывается на грани жизни и смерти. Но даже в самых экстремальных условиях у человека всегда есть выбор, который каждый определяет в соответствии со своим нравственным идеалом. Иногда страх смерти становится сильнее, и человек переходит ту черту, которая отделяет его от животного. Но бывает и по-другому. Человек, несмотря ни на что остаётся человеком, сохраняет в себе человеческое, не теряет уважения к себе - "спасается достоинством" - и это, наверное, выбор единственно правильный (Чтение эпиграфа).

Сегодня наш разговор о человеке, оказавшемся по воле судьбы в нечеловеческих условиях - в лагере для заключённых. Это главный герой повести Солженицына - Иван Денисович Шухов. (Объявление темы урока. Учащиеся делают записи в тетрадях).

Основная цель урока - понять и раскрыть сущность героя Солженицына, определить, с помощью каких элементов художественного стиля писателя этот образ создаётся.

II. Создание условий для самостоятельного поиска закономерностей, информации (знакомство с фрагментом статьи критика Н.Сергованцева, выведение проблемного вопроса)

А сейчас предлагаю вам познакомиться с высказыванием одного критика. Прочитайте его (материал распечатан на каждую парту).

"Хочется знать, как же простой человек, выдвинутый автором в качестве глубоко народного типа, будет осмысливать ту потрясающую обстановку, которая его окружает.

И по самой жизни, и по всей истории советской литературы мы знаем, что типичный народный характер, выкованный всей нашей жизнью, - это характер борца, активный, пытливый, действенный. Но Шухов начисто лишён этих качеств. Он никак не сопротивляется трагическим обстоятельствам, он покоряется им душой и телом. Ни малейшего внутреннего протеста, ни намёка на желание осознать причины своего тяжкого положения, ни даже попытки узнать о них у более осведомлённых людей - ничего этого нет у Ивана Денисовича. Вся его жизненная программа, вся философия сведена к одному: выжить! Некоторые критики умилились такой программой: дескать, жив человек! Но ведь жив-то, в сущности, страшно одинокий человек, по-своему приспособившийся к каторжным условиям, по-настоящему даже не понимающий неестественности своего положения. Да, Ивана Денисовича замордовали. Во многом обесчеловечили крайне жестокие условия - в этом не его вина. Но ведь автор повести пытается представить его примером духовной стойкости. А какая уж тут стойкость, когда круг интересов героя не простирается дальше лишней миски "баланды", "левого" заработка и жажды тепла:

Нет, не может Иван Денисович претендовать на роль народного типа нашей эпохи".

Н.Сергованцев. Трагедия одиночества и "сплошной быт".1963.

Вот такая точка зрения. Прав ли критик в своей оценке?

Что же делает Ивана Денисовича главным героем повести? - таков проблемный вопрос, ответить на который мы сможем, только опираясь на текст самого произведения. Обратимся к тексту.

III. Аналитическая работа с текстом. Отчёт творческих групп (проверка д/з).

(Во время выступлений уч-ся прорабатывают материал, выделяют главное, отбирают и оформляют его графически)

Вы знаете, что образ любого персонажа создаётся с помощью различных средств. Назовите их. (Портрет, поведение и поступки героя, его речь, пейзаж, интерьер, оценка героя другими персонажами и т.д.). Мы рассмотрим те, которые помогут нам лучше понять образ героя повести: предысторию героя, портрет, предметно-бытовые детали, действия и поступки, взаимоотношения с другими персонажами, отношение автора к герою. Готовясь к уроку, вы работали в группах, собирали материал по своему направлению. Сейчас "командиры" ваших групп отчитаются о проделанной работе. Во время выступлений будьте внимательны, отбирайте главное и фиксируйте в таблице. Слово предоставляется "командиру" первой группы. (Выступление "командира" группы №1)

Учитель: Группа №2 работала над раскрытием образа через детали портрета, предметно-бытовые детали. На самом деле, текст повести отличается высокой степенью детализированности, каждый факт как бы дробится на мельчайшие составляющие, каждая из которых подаётся крупным планом. Солженицын любит такие "кинематографические" приёмы. То, что нам кажется мелочью, для героя - вопрос жизни и смерти. (Выступление "командира" группы №2)

Учитель: Третья группа рассматривала действия и поступки героя. (Выступление "командира" группы №3)

Учитель: А теперь рассмотрим, какое место занимает герой в системе образов. (Отчёт группы №4)

Вернёмся к высказыванию критика. Согласны ли вы с его оценкой героя повести?

Какие традиции русской литературы прослеживаются в образе Ивана Денисовича?

(А.И.Солженицын продолжает традиции Л.Толстого: Иван Денисович Шухов, как и Платон Каратаев, - воплощение безграничной способности русского народа терпеть и верить, вопреки личной судьбе. Любовь к труду также роднит Шухова с персонажами поэмы Некрасова. Он так же талантлив и счастлив в работе, как каменотес-олончанин, способный "гору сокрушить". Иван Денисович не уникален. Это реальный, более того, типичный персонаж).

IV. Обобщение материала. Ответ на проблемный вопрос.

Подведение итогов . Уникальность и значительность повести Солженицына в том, что автор нарисовал трагическую картину жизни людей в условиях тоталитарного режима и одновременно показал подлинно народный характер, утверждающий себя в этих обстоятельствах. Сила Шухова в том, что при всех неизбежных для зэка моральных потерях он сумел сохранить живую душу. Высокая степень приспособляемости Шухова не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей "себя". Такие нравственные категории, как совесть, человеческое достоинство, порядочность, определяют его жизненное поведение. Едва ли не на каждой странице читаем мы, что годы каторги не заставили Шухова озлобиться, ожесточиться. В нём вопреки всему сохранились доброта, отзывчивость, сердечное, благожелательное отношение к людям, за которое ему в бригаде платят тем же.

Иван Денисович не сопротивляется лагерным условиям жизни. Герой крепко запомнил слова своего первого бригадира Куземина: "Здесь, ребята, закон - тайга". Шухов прекрасно понимает бесполезность борьбы с лагерем: он велик и сопротивление ему отнимает у человека последние силы, необходимые для жизни, лучше "...кряхти да гнись. А упрешься - переломишься". Русский народ всегда воспринимал власть как неизбежное зло, которое необходимо перетерпеть, так как власть временна, непостоянна, а мужик живет на земле неизменно уже несколько столетий. Герой, чьим именем и отчеством уважительно названа повесть, - самый обычный рядовой крестьянин, подлинно народный характер.

Мы видим, что, в принципе, и в страшных лагерных условиях у человека есть выбор - можно опуститься на дно, потерять в себе человека; можно в себе человека сохранить, а можно и подняться над собой. В повести эти варианты представлены разными персонажами. На их примере мы убедились в том, что выбор всегда остаётся за самим человеком. Мы с вами не заканчиваем сегодня этот разговор.

V. Предложение домашнего задания.

  1. Письменно ответьте на вопрос: Как в условиях несвободы можно остаться свободным человеком?
  2. Прочитать "Колымские рассказы" В.Шаламова. Сравнить 2-3 рассказа с повестью А.И.Солженицына.

В подготовке урока использована литература:

  1. А.И.Солженицын. Один день Ивана Денисовича. М., 2004
  2. Лакшин В.Я. Иван Денисович, его друзья и недруги.//В кн. "Берега культуры"/Сб.ст. М., 1994
  3. Нива Ж. Солженицын. М., 1992
  4. Чалмаев В.А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество./Кн. для уч-ся. М., 1994
  5. Каменский Г.Л. А.И.Солженицын "Один день Ивана Денисовича"/Кн. для уч-ся. М., 2005

Иван Денисович Шухов — заключенный. Прообразом главного героя послужил солдат Шухов, воевавший с автором в Великую Отечественную войну, однако никогда не сидевший. Лагерный опыт самого автора и других узников послужил материалом для создания образа И. Д. Это рассказ об одном дне лагерной жизни от подъема до отбоя. Действие происходит зимой 1951 г. в одном из сибирских каторжных лагерей.

И. Д. сорок лет от роду, на войну ушел 23 июня 1941 г., из деревни Темгенево, что возле Поломни. Дома остались жена и две дочки (сын умер маленьким). Отсидел И. Д. восемь лет (семь на Севере, в Усть-Ижме), сидит девятый — срок заключени я заканчивается. По «делу» считается, что сел за измену родине — сдался в плен, а вернулся потому, что выполнял задание немецкой разведки. На следствии всю эту чушь подписал — расчет был простой: «не подпишешь — бушлат деревянный, подпишешь — поживешь еще малость». А на самом деле было так: попали в окружение, есть было нечего, стрелять нечем. Понемногу их немцы по лесам ловили и брали. Впятером пробрались к своим, только двоих автоматчик уложил на месте, а третий умер от ран. А когда двое оставшихся сказали, что убежали из немецкого плена, им не поверили и сдали куда надо. Поначалу попал в Усть-Ижменский общий лагерь, а потом из общего пятьдесят восьмую статью перегнали в Сибирь, в каторжный. Здесь, в каторжном, считает И. Д., хорошо: «...свободы здесь — от пуза. В Усть-Ижменском скажешь шепотком, что на воле спичек нет, тебя садят, новую десятку клепают. А здесь кричи с верхних нар что хошь — стукачи того не доносят, оперы рукой махнули ».

Теперь у И. Д. зубов нет половины, а борода здоровая выперла, голова бритая. Одет, как все лагерники: ватные брюки, повыше колена пришит затасканный погрязневший лоскут с номером Ш-854; телогрейка, а поверх нее — бушлат, подпоясанный веревочкой; валенки, под валенками две пары портянок — старые и поновей.

За восемь лет приспособился И. Д. к лагерной жизни, понял ее главные законы и живет по ним. Кто арестанту главный враг? Другой арестант. Если б зэки друг с другом не сучились, не имело б над ними силы начальство. Так что первейший закон — оставаться человеком, не суетиться, сохранять достоинство, знать свое место. Не быть шакалом, но и позаботиться о себе должен сам — как растянуть пайку, чтобы не чувствовать постоянно голода, как успеть валенки просушить, как нужный инструмент заначить, как когда работать (в полную или вполсилы), как разговаривать с начальством, кому не попадаться на глаза, как подработать, чтобы себя поддержать, но честно, не ловча и не унижаясь, а применив свое умение и смекалистость. И это не только лагерная мудрость. Это мудрость скорее даже крестьянская, генетическая. И. Д. знает, что работать — лучше, чем не работать, а работать хорошо — лучше, чем плохо, хотя и он не всякую работу возьмет, не зря считается лучшим в бригаде мастером.

К нему применима пословица: на Вога надейся, а сам не плошай. Бывает, взмолится: «Господи! Спаси! Не дай мне карцера!» — а сам сделает все, чтобы перехитрить надзирателя или еще кого. Минует опасность, и он тут же забудет воздать Господу благодарность — некогда и уже некстати. Считает, что «молитвы те — как заявления: или не доходят, или — «в жалобе отказать». Правь свою судьбу сам. Здравый смысл, житейская крестьянская мудрость и по-настоящему высокая нравственность помогают И. Д. не только выжить, но и принимать жизнь такой, какая она есть, и даже уметь быть счастливым: «Засыпал Шухов вполне удоволенный. На дню у него выдалось много удач: в карцер не посадили, на Соцгородок бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу, бригадир хорошо закрыл процентовку, стену Шухов клал весело, с ножовкой на шмоне не попался, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся. Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый».

Образ И. Д. восходит к классическим образам стариков-крес-тьян, к примеру — толстовскому Платону Каратаеву, хотя и существует в совершенно других обстоятельствах.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» принесла популярность писателю . Произведение стало первым опубликованным сочинением автора. Его издал журнал «Новый мир» в 1962 году. Повесть описывала один обычный день лагерного заключенного при сталинском режиме.

История создания

Первоначально произведение носило название «Щ-854. Один день одного зэка», но цензура и масса препятствий со стороны издателей и власти повлияли на смену названия. Главным действующим лицом описанной истории стал Иван Денисович Шухов.

Образ главного героя был создан на основе прототипов. Первым послужил приятель Солженицына, воевавший с ним на фронте в Великую Отечественную войну, но не попавший в лагерь. Вторым – сам писатель, познавший судьбу лагерных узников. Солженицын был осужден по 58-й статье и провел несколько лет в лагере, работая каменщиком. Действие рассказа происходит в зимний месяц 1951 года на каторге в Сибири.

Образ Ивана Денисовича особняком стоит в русской литературе 20 века. Когда произошла смена власти, а о сталинском режиме стало позволительно говорить вслух, этот персонаж стал олицетворением заключенного советского исправительно-трудового лагеря. Образы, описанные в повести, были знакомы тем, кого постиг подобный печальный опыт. Повесть послужила предзнаменованием крупного произведения, которым оказался роман «Архипелаг ГУЛАГ».

«Один день Ивана Денисовича»


В рассказе описывается биография Ивана Денисовича, его внешность и то, как составлен распорядок дня в лагере. Мужчине 40 лет. Он уроженец деревни Темгенево. Уходя на войну летом 1941 года, он оставил дома жену и двух дочерей. Волею судеб герой попал в лагерь в Сибири и успел отсидеть восемь лет. На исходе девятый год, по истечении которого он вновь сможет вести свободную жизнь.

По официальной версии мужчина получил срок за измену родине. Посчитали, что, побывав в немецком плену, Иван Денисович вернулся на родину по заданию немцев. Пришлось признать себя виновным, чтобы остаться в живых. Хотя в реальности дело обстояло иначе. В бою отряд оказался в гибельном положении без еды и снарядов. Пробравшись к своим, бойцы были встречены как враги. Солдаты не поверили рассказу беглецов и сдали их под суд, определивший каторжные работы как наказание.


Сначала Иван Денисович попал в лагерь со строгим режимом в Усть-Ижмене, а затем его перевели в Сибирь, где ограничения соблюдались не так строго. Герой лишился половины зубов, отрастил бороду и наголо брил голову. Ему присвоен номер Щ-854, а лагерная одежда делает его типичным маленьким человеком, судьбу которого решают вышестоящие инстанции и власть имущие персоны.

За восемь лет заключения мужчина изучил законы выживания в лагере. Его друзья и недруги из числа зэков имели столь же печальные судьбы. Проблемы во взаимоотношениях были ключевым недостатком существования в заключении. Именно из-за них начальство имело большую власть над узниками.

Иван Денисович предпочитал проявлять спокойствие, вести себя достойно и соблюдать субординацию. Смекалистый мужчина, он быстро сообразил, как обеспечить себе выживание и достойную репутацию. Он успевал поработать и отдохнуть, правильно планировал день и пропитание, умело находил общий язык с тем, с кем было нужно. Характеристика его навыков говорит о мудрости, заложенной на генетическом уровне. Подобные качества демонстрировали крепостные крестьяне. Его умения и опыт помогли стать лучшим мастером в бригаде, заслужить уважение и статус.


Иллюстрация к повести "Один день Ивана Денисовича"

Иван Денисович был полноправным управленцем своей судьбы. Он знал, как поступить, чтобы жить с комфортом, не гнушался работой, но и не перетруждался, мог перехитрить надзирателя и легко обходил острые углы в общении с зэками и с начальством. Счастливый день Ивана Шухова был тем днем, когда он не был посажен в карцер и его бригаду не распределяли в Соцгородок, когда вовремя сделана работа и удалось растянуть пайку на день, когда спрятал ножовку и ее не нашли, а Цезарь Маркович дал подработать на табак.

Образ Шухова критики сравнивали с героем – Герой из простого народа, сломленный безумной государственной системой, оказался меж жерновов лагерной машины, ломающей людей, унижающей их дух и человеческое самосознание.


Шухов задал себе планку, ниже которой было непозволительно опуститься. Поэтому он снимает шапку, садясь за стол, пренебрегает рыбьими глазами в баланде. Так он сохраняет свой дух и не предает честь. Это возвышает мужчину над зэками, облизывающими миски, прозябающими в лазарете и стучащими начальству. Поэтому Шухов остается свободен духом.

Отношение к труду в произведении описано особым образом. Укладка стены вызывает небывалый ажиотаж, и мужчины, забыв, что они лагерные заключенные, кладут все силы на ее быстрое возведение. Производственные романы, наполненные подобным посылом, поддерживали дух соцреализма, но в повести Солженицына это скорее аллегория к «Божественной комедии» .

Человек не потеряет себя, если у него есть цель, поэтому строительство ТЭЦ становится символичным. Лагерное существование перебивается удовлетворением от сделанной работы. Очищение, принесенное удовольствием от плодотворного труда, даже позволяет забыть о болезни.


Главные герои из повести "Один день Ивана Денисовича" на сцене театра

Специфика образа Ивана Денисовича говорит о возвращении литературы к идее народничества. В рассказе поднимается тема страданий во имя Господа в разговоре с Алешей. Поддерживает эту тему и каторжница Матрена. Бог и отсидка не укладываются в привычную систему соизмерения веры, но спор звучит как парафраз дискуссии Карамазовых.

Постановки и экранизации

Впервые публичная визуализация рассказа Солженицына состоялась в 1963 году. Британский канал «NBC» выпустил телеспектакль с Джейсоном Рабардсом-младшим в главной роли. Финский постановщик Каспар Рид снял фильм «Один день Ивана Денисовича» в 1970 году, пригласив к сотрудничеству артиста Тома Кортни.


Том Кортни в фильме "Один день Ивана Денисовича"

Повесть мало востребована для экранизации, но в 2000-х годах обрела вторую жизнь на театральной сцене. Глубокий анализ произведения, осуществленный режиссерами, доказал, что рассказ обладает большим драматургическим потенциалом, описывает прошлое страны, которое нельзя забывать, и подчеркивает значение вечных ценностей.

В 2003 году Андрий Жолдак поставил по мотивам повести спектакль в Харьковском драматическом театре им. Постановка не понравилась Солженицыну.

Актер Александр Филиппенко создал моноспектакль в сотрудничестве с театральным художником Давидом Боровским в 2006 году. В 2009 году в Пермском академическом театре оперы и балета Георгий Исаакян поставил оперу на музыку Чайковского по мотивам рассказа «Один день Ивана Денисовича». В 2013 году Архангельский театр драмы презентовал постановку Александра Горбаня.

Молиться надо о духовном: чтоб Господь с нашего сердца накипь злую снимал...

А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича

Главным героем повести «Один день Ивана Денисовича» А. Сол-женицын сознательно сделал обыкновенного мужика, которого постигла судьба, характерная для многих русских людей XX века. Иван Денисович Шухов был хозяйственным и бережливым хозяи-ном в маленькой деревне. Когда пришла война, Шухов ушел на фронт и честно воевал. Получил ранение, но недолечился, поспе-шив вернуться на свое место на фронт. На долю Ивана Денисовича выпал и немецкий плен, из которого он бежал, но попал в результа-те в советский лагерь.

Суровые условия страшного мира, огороженного колючей про-волокой, не смогли сломить внутреннего достоинства Шухова, хотя многие из его соседей по бараку давно потеряли человечес-кий облик. Превратившись из защитника Родины в зека Щ-854, Иван Денисович продолжает жить по тем нравственным законам, которые сложились в крепкий и оптимистичный крестьянский характер.

Мало радостей в расписанном по минутам распорядке дня за-ключенных лагеря. Каждый день одно и то же: подъем по сигналу, скудный паек, который оставляет полуголодными даже самых то-щих, изнурительная работа, постоянные проверки, «шпионы», пол-ное бесправие зеков, беспредел конвойных и надзирателей... И все же Иван Денисович находит в себе силы не унижаться из-за лиш-ней пайки, из-за сигареты, которые всегда готов заработать чест-ным трудом. Не желает Шухов и превратиться в доносчика ради улучшения собственной участи — сам он презирает таких людей. Развитое чувство собственного достоинства не позволяет ему выли-зывать тарелку или попрошайничать — суровые законы лагеря без- Жалостны к слабакам.

Вера в себя и нежелание жить за чужой счет заставляют Шухова отказаться даже от посылок, какие могла бы ему высылать жена. Он понимал, «чего те передачи стоят, и знал, что десять лет с семьи их не потянешь».

Доброта и милосердие — одно из основных качеств Ивана Денисовича. Он с пониманием относится к заключенным, кото-рые не умеют или не хотят приспособиться к лагерным законам, в результате чего терпят лишние мучения или упускают выгоду.

Некоторых из этих людей Иван Денисович уважает, но боль-ше — жалеет, стараясь при возможности помочь и облегчить их участь.

Совестливость и честность перед собой не дают Шухову симу-лировать болезнь, как делают многие заключенные, пытаясь из-бежать работы. Даже почувствовав серьезное недомогание и при-дя в санчасть, Шухов ощущает себя виноватым, будто обманывает кого-то.

Иван Денисович ценит и любит жизнь, но понимает, что он не в состоянии изменить порядки в лагере, несправедливость в мире.

Многовековая крестьянская мудрость учит Шухова: «Кряхти да гнись. А упрешься — переломишься», — но, смиряясь, этот человек никогда не будет жить на коленях и пресмыкаться перед власть имущими.

Трепетное и уважительное отношение к хлебу выдают в образе главного героя истинного крестьянина. За восемьлет лагерной жиз-ни Шухов так и не отучился снимать шапку перед едой даже в са-мый лютый мороз. А для того чтобы носить при себе оставленные «про запас» остатки пайки хлеба, заботливо завернутые в чистую тряпочку, Иван Денисович специально нашил на телогрейку по-тайной внутренний карманчик.

Любовь к труду наполняет кажущуюся однообразной жизнь Шухова особым смыслом, приносит радость, позволяет выжить. Не уважая работы бестолковой и по принуждению, Иван Денисович в то же время готов взяться за любое дело, проявляя себя ловким и умелым каменщиком, сапожником, печником. Ему под силу из обломка полотна ножовки выточить ножик, сшить тапочки или чех-лы под рукавицы. Приработок честным трудом не только доставля-ет Шухову удовольствие, но и дает возможность заработать сигаре-ты или добавку к пайке.

Даже во время работы на этапе, когда нужно было быстро сло-жить стену, Иван Денисович настолько вошел в азарт, что забыл о лютом холоде и о том, что работает по принуждению. Бережливый и хозяйственный, он не может допустить, чтобы пропал цемент или чтобы работа была брошена на середине. Именно втруде герой обретает внутреннюю свободу и остается непокоренным страшны-ми условиями лагеря и мрачной монотонностью убогого быта. Шухов даже способен чувствовать себя счастливым из-за того, что завершающийся день прошел удачно и не принес никаких неожи-данных неприятностей. Именно такие люди, по мнению писателя, и решают в конечном счете судьбу страны, несут заряд народной нравственности и духовности.