Если получатель товара – подразделение. Проставление кпп плательщика в платежном поручении Какой кпп указывать счет фактуре филиала

Счет-фактура является основным документом, на основании которых продавцы применяют вычет НДС. Но, к сожалению, иногда счета-фактуры содержат ошибки и недочеты. Какие дефекты могут лишить компанию вычета, а какие - нет, читайте в статье.

Несущественные дефекты

Различные неточности в счетах-фактурах, к сожалению, встречаются достаточно часто. При обнаружении ошибки в счете-фактуре от поставщика или подрядчика бухгалтер задается вопросом: можно ли поставить НДС к вычету по счету-фактуре с ошибкой или же необходимо обратиться к контрагенту и попросить его выписать исправленный документ? Ответ зависит от того, какую именно ошибку допустил контрагент при заполнении счета-фактуры.

В статье 169 НК РФ приведены все реквизиты, которые должен содержать счет-фактура. Тем не менее, не всегда отсутствие или ошибка в указании того или иного реквизита чревата «снятием» вычета НДС. Дело в том, что в пункте 2 статьи 169 НК РФ имеется одно важное правило, о котором, кстати, налоговики при проверке могут «забыть». И не лишним им будет напомнить о нем. Правило гласит: если ошибка в счете-фактуре не мешает налоговикам идентифицировать продавца, покупателя, наименование и стоимость товаров (работ, услуг, имущественных прав) а также ставку и сумму НДС, такая ошибка не является препятствием для вычета.

Поэтому, если ваш инспектор, обнаружив в счете-фактуре неточность в написании, например, адреса продавца, укажет на незаконность вычета, то вы имеете все основания утверждать обратное. В помощь вам будет Письмо Минфин в Письме от 02.04.2015 № 03-07-09/18318. Чиновники поясняют, что ошибка в указании адреса, если можно идентифицировать все остальные важные показатели, не является поводом для отказа в вычете. Равно как и указание старого юридического адреса не должно повлечь за собой негативных последствий (Письмо Минфина РФ от 08.08.14 № 03-07-09/39449).

Все прочие ситуации, при которых отказ в вычете НДС незаконен, для удобства мы решили объединить в таблицу.

Описание ситуации

Аргументы в пользу правомерности вычета НДС

Документы (письма чиновников, судебная практика)

Нарушение продавцом пятидневного срока при выставлении счета-фактуры Подпункт 1 пункта 5 статьи 169 НК РФ предусматривает, что в счете-фактуре должны быть указаны порядковый номер и дата составления счета-фактуры. Однако ни указанный подпункт, ни какие-либо иные положения статьи 169 НК РФ не устанавливают требование о соблюдении пятидневного срока Письмо межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области от 08.04.13 № 02-31/3364, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2012 по делу № А26-9024/2011
Не заполнены графы 2, 2а, 3 и 4 по услугам Если соответствующие данные определить нельзя, то и вносить их в счет-фактуру, составленный по услугам, не нужно. В этом случае следует проставить прочерки Письмо Минфина РФ от 15.10.12 № 03-07-05/42
В «авансовом» счете-фактуре нет ссылки на договор Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, не содержат обязанности указывать реквизиты договора в счете-фактуре Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.03.15 № А19-15281/2014, оставлено без изменения постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 19.06.15 № А19-15281/2014
В счете-фактуре имеются дополнительные реквизиты, не предусмотренные статьей 169 НК РФ Налоговый кодекс не запрещает указывать такие дополнительные реквизиты счета-фактуры, как должность работника, подписавшего его Письмо Минфина РФ от 10.04.13 № 03-07-09/11863
Отсутствует (неверно указан) КПП продавца или покупателя КПП не упомянут среди обязательных реквизитов счета-фактуры, перечисленных в пункте 5 статьи 169 НК РФ Постановления ФАС Поволжского округа от 20.01.2014 по делу № А55-27704/2012, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.06.2013 № А19-19838/2012, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.03.2015 № Ф08-10982/2014
В счете-фактуре не указаны реквизиты платежных поручений Отсутствие номеров платежек не мешает инспекторам идентифицировать продавца Письмо Минфина РФ от 31.10.2012 № 03-07-09/147, Постановления ФАС ПО от 17.02.2014 № А12-3794/2013
В графе 2 счета-фактуры отсутствует код единицы измерения товара Такой счет-фактура не препятствует налоговикам идентифицировать все важные показатели (продавца, покупателя, наименование товаров и т.д.) Письмо ФНС России от 18.07.2012 № ЕД-4-3/11915@

Название товара должно быть точным

В начале статьи мы указали ошибки, которые могут лишить вас права на вычет НДС на вполне законных со стороны ИФНС основаниях.

Итак, первая ошибка: ошибка, которая не дает налоговикам возможность идентифицировать наименование товара (работы, услуги, имущественного права). Если в счете-фактуре указано неверное название, то компании грозит «снятие» вычета. Минфин РФ в Письме от 14.08.15 № 03-03-06/1/47252 подтверждает, что в такой ситуации отказ в вычете правомерен.

Кроме того, проверьте, чтобы наименование, указанное в счете-фактуре, совпадало с наименованием, указанным в первичном документе (товарной накладной, акте выполненных работ и т.д.). При различии в формулировках даже суд здесь может не помочь. Например, В Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 № 20АП-4364/11 спор был решен в пользу ИФНС. Судьи рассмотрели ситуацию, когда в счете-фактуре значилась «работа по ремонту гаража», а в акте выполненных работ - «ремонт железной дороги». Арбитры посчитали, что подрядчику следовало надлежащим образом исправить счет-фактуру, иначе право на вычет теряется.

Бывает, что в счете-фактуре конкретное наименование не указывается, а дана только ссылка на договор (например, услуги по договору такому-то). Хотим сразу предупредить, что таких формулировок лучше не допускать. Налоговики на практике часто не принимают подобные счета-фактуры, полагая, что такое оформление не позволяет понять точное название товаров, работ или услуг. Причем даже судебное рассмотрение спора не гарантирует вынесение решения в вашу пользу. Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.01.2013 № 09АП-38028/2012 по делу № А40-80881/12-91-445 для суда имел значение (наряду с другими обстоятельствами) тот факт, что счета-фактуры в графе «наименование товара» не раскрывали видов оказанных услуг, а содержали общую формулировку «услуги по договору». В итоге, спор был решен в пользу инспекции.

Хотя в арбитражной практике можно встретить и решения, вынесенные в пользу компаний (Постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.04.12 № 10АП-301/12 и ФАС Московского округа от 24.08.11 № Ф05-8167/11). Один из главных аргументов заключается в следующем: раз реквизиты договора указаны в счете-фактуре, ничто не мешает ревизорам открыть договор и узнать точное наименование.

А если информация о товарах (работах, услугах) приведена в счете-фактуре, но она является неполной? Такой вопрос рассмотрел Минфин РФ в Письме от 10.05.11 № 03-07-09/10. Ведомство пояснило, что если в счете-фактуре указана неполная информация о товаре, но счет-фактура не препятствует налоговым органам идентифицировать вышеуказанную информацию, то такой документ не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Наименование и ИНН продавца и покупателя

Вторая ошибка: отсутствует или неверно указано наименование продавца и (или) покупателя.

Бывает, что при оформлении счета-фактуры компания допустила неточность в наименовании покупателя. Например, заглавные буквы заменены строчными и наоборот либо проставлены лишние символы (тире, запятые). Если другие обязательные реквизиты верны и не препятствуют налоговикам идентифицировать контрагента, то вычет по такому счету-фактуре правомерен (письма Минфина России от 02.05.12 № 03-07-11/130 и от 15.08.12 № 03-07-09/117, постановление ФАС Московского округа от 16.01.06 № КА-А40/13545-05).

Не будет препятствием для вычета НДС и счет-фактура, в котором контрагент ошибочно указал букву «е» вместо «ё» и наоборот. Такие выводы можно сделать, руководствуясь письмом УФНС России по г. Москве от 08.06.11 № 16-15/55909.

А является ли достаточным основанием для «снятия» вычета отсутствие или неверное указание ИНН продавца (либо покупателя)? Практика показывает, что для проверяющих это может явиться поводом для отказа в вычете.

Однако если поставщик ошибся в указании ИНН покупателя, или не указал его номер вовсе, то такая ошибка не мешает налоговикам идентифицировать покупателя, ведь именно его они и проверяют (Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27.08.2014 по делу № А32-11444/2012, ФАС Московского округа от 27.04.2011 № КА-А40/2549-11 по делу № А40-160091/09-142-1315).

То же самое и в случае, если контрагент ошибся в написании своего ИНН, при этом ошибка носит характер описки или опечатки (например, поставлен лишний ноль, или «задвоена» одна цифра). ФАС Центрального округа в Постановлении от 08.04.2013 по делу № А14-7612/2011 отметил, что такая опечатка не мешает идентификации продавца. В Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.12.2014 № Ф08-9625/2014 по делу № А32-26444/2012 суд посчитал, что описка в написании ИНН не должна препятствовать вычету НДС у налогоплательщика.

В других случаях позиция судов противоречива. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.07.2012 по делу № А42-2345/2010 указание в счете-фактуре неверного ИНН продавца суд не принял в качестве аргумента для «снятия» вычета. Арбитры заметили, что компания не могла знать о недостоверности ИНН. В пользу компаний вынесены также Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.01.2015 № 18АП-15113/2014 по делу № А47-7539/2013. Но имеются и решения с выводами судов о том, что неверное указание ИНН в счете-фактуре лишает покупателя вычета НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 05.04.2012 № А68-2733/11).

Если «страдает» арифметика

Стоимость товаров, работ или услуг, а также сумма налога должны быть указаны в счете-фактуре в обязательном порядке. И ошибки в этих реквизитах, в том числе арифметические или технические, могут препятствовать идентификации стоимости товара или суммы налога при налоговой проверке. Поэтому такие ошибки могут лишить покупателя вычета НДС на вполне законных основаниях (Письма Минфина РФ от 18.09.14 № 03-07-09/46708, от 30.05.13 № 03-07-09/19826).

В каких случаях можно говорить об арифметической ошибке? В частности, когда количество товаров (работ, услуг), умноженное на цену, не равно стоимости товаров (работ, услуг) без НДС. Другой пример - стоимость без НДС, умноженная на ставку, не равна сумме налога. Причем даже в случае, когда неточность допущена в одной или двух строках, инспекторы аннулируют вычет по всему счету-фактуре.

Однако следует учитывать, что арифметические ошибки могут быть связаны с особенностями бухгалтерской программы поставщика. Например, в споре, рассматриваемом ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 19.01.12 № А56-17988/2011, программа была настроена таким образом, чтобы при заполнении счета-фактуры общая стоимость всей поставки без НДС делилась на количество, и полученный результат умножался на ставку. Так как стоимость единицы товара была очень мала, подобный алгоритм приводил к возникновению погрешностей при округлении. Судьи посчитали, что небольшие неточности не лишают покупателя права на вычет.

Неверный код валюты

Наименование валюты также является обязательным реквизитом счета-фактуры (пп. 6.1 п. 5, пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Наименование валюты и ее цифровой код согласно Общероссийскому классификатору валют ОК (МК (ИСО 4217) 003-97) 014-2000 указываются в строке 7 счета-фактуры. Так, при выставлении счета-фактуры в российской валюте строку 7 счета-фактуры нужно заполнить следующим образом: «российский рубль, 643».

Минфин РФ в Письме от 11 марта 2012 г. № 03-07-08/68 поясняет, что неверное указание кода валюты или его отсутствие могут препятствовать идентификации стоимости товаров (работ, услуг) и суммы НДС, указанных в этом счете-фактуре. В связи с этим счета-фактуры с такими ошибками, по мнению чиновников, в книге покупок не регистрируются. Поэтому, добавляет ведомство, их нужно исправить в порядке, установленном пунктом 7 Правил заполнения счета-фактуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Про подпись

Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (п. 6 ст. 169 НК РФ). А если в штате нет должности главного бухгалтера?

Очевидно, что не указание в счете-фактуре подписи главного бухгалтера из-за отсутствия такой должности в штатном расписании не мешает налоговикам идентифицировать продавца и покупателя сделки, стоимость товаров, работ, услуг, ставку и сумму налога (абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ). Следовательно, отсутствие подписи главного бухгалтера в подобной ситуации не должно являться основанием для отказа в вычете НДС. Аналогичный вывод можно сделать из Письма Минфина России от 02.07.2013 № 03-07-09/25296. Судебная практика подтверждает правомерность вычета НДС по счету-фактуре, в котором отсутствует подпись главбуха, при отсутствии такой должности в штате поставщика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.04.11 № А19-11133/08, ФАС Московского округа от 20.01.12 № А40-144847/10-98-1227).

Для минимизации налоговых рисков покупатель может попросить продавца внести в счет-фактуру запись об отсутствии у нее должности главного бухгалтера.

Вместо директора и главбуха счет-фактуру может подписывать лицо, уполномоченное на это приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации. Обратите внимание, что законодательством не предусмотрена обязанность поставщика предоставлять покупателю копию распорядительного документа или доверенности на право подписи уполномоченными лицами счетов-фактур. Поэтому у налогового органа отсутствует право требования у налогоплательщика-покупателя заверенной копии этих документов продавца. Подобные разъяснения дает ФНС в Письме от 09.08.2010 № ШС-37-3/8664.

И напоследок хотим обратить внимание на то, что во избежание налоговых рисков подпись на счете-фактуре должна быть проставлена собственноручно. То есть не желательно, чтобы поставщик ставил подпись путем использования факсимиле (Письмо Минфина РФ от 01.06.2010 № 03-07-09/33, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 30.05.14 № А32-2968/2012, Президиума ВАС от 27.09.2011 № 4134/11). Правда, в судебной практике имеются решения, вынесенные в пользу правомерности вычета НДС на основании счетов-фактур, подписанных факсимиле. Но большая часть споров разрешена в пользу ИФНС.

Е.П. Титова , эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Организация зарегистрирована в Москве, склад находится в Московской области (получатель товара). По месту нахождения склада зарегистрировано обособленное подразделение, собственного расчетного счета у него нет. Какой КПП (головной организации или обособленного подразделения) должен быть указан в договоре купли-продажи, счете-фактуре, платежном поручении?

В соответствии со статьей 11 НК РФ обособленное подразделение – любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.

Осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, обособленное подразделение не имеет права заключать договоры от своего имени. Ответственность по обязательствам такого подразделения несет юридическое лицо, то есть организация (ст. 56 ГК РФ). Поэтому договор может быть заключен только от имени организации.

Следовательно, в договоре в обязательном порядке должны быть указаны реквизиты головного офиса, включая КПП. Учитывая, что поступление товара осуществляется на склад, являющийся обособленным подразделением, в договоре должны быть указаны и реквизиты склада (включая КПП и адрес доставки).

Указание КПП покупателя в счете-фактуре

Согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ, обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на плательщиков НДС.

Счета-фактуры могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету только при выполнении требований, установленных пунктам , 5.1 , 5.2 и статьи 169 НК РФ (п. 2 ст. 169 НК РФ).

В силу подпункта 2 пункта 5, подпункта 2 пункта 5.1 и подпункта 3 пункта 5.2 статьи 169 НК РФ в счете-фактуре должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера (ИНН) продавца (налогоплательщика) и покупателя.

Форма и состав показателей счета-фактуры установлены Правилами заполнения счета-фактуры, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Правила).

Приложением № 1 к Правилам предусмотрено, что в счете-фактуре должны быть отражены:

  • в строке 6 – полное или сокращенное наименование покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6а – место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами;
  • в строке 6б – идентификационный номер и код причины поставки на учет налогоплательщика-покупателя.

При этом вступившие в силу новые Правила, как и ранее действовавшие, не содержат каких-либо разъяснений по рассматриваемому вопросу, в отличие от порядка заполнения строки 2б «ИНН/КПП продавца», в которой при реализации товаров через обособленное подразделение указывается КПП соответствующего подразделения.

Исходя из разъяснений Минфина России, в том случае, когда поставка осуществляется в адрес обособленного подразделения, по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» указывается КПП, присвоенный организации по месту нахождения обособленного подразделения (письма Минфина России от 14.01.2010 № 03-07-09/01, от 08.12.2009 № 03-07-11/310, от 17.09.2009 № 03-07-09/47, от 01.09.2009 № 03-07-09/43, от 22.10.2008 № 03-07-09/33, от 20.04.2007 № 03-07-11/114).

Однако в 2012 году вышло письмо Минфина России от 26.01.2012 № 03-07-09/03, содержащее прямо противоположную позицию, а именно: в случае приобретения товаров (работ, услуг) головным офисом для подразделений по строке 6б «ИНН/КПП покупателя» в счете-фактуре указывается КПП головного офиса.

Полагаем, что указанная позиция может быть связана с тем, что в силу статей и НК РФ обособленные подразделения не являются плательщиками НДС. Соответственно, обособленное подразделение само по себе воспользоваться правом на вычет не может, это право есть только у организации, так как именно она является плательщиком НДС. Следовательно, именно наименование, место нахождения и ИНН головного офиса должны быть указаны в счетах-фактурах, в строках, относящихся к покупателю (6, 6а и 6б) (см. также письмо Минфина России от 09.08.2004 № 03-04-11/127).

При этом реквизиты обособленного подразделения могут быть указаны в качестве дополнительной информации в графе 4 «Грузополучатель и его адрес» (письмо Минфина России от 03.04.2012 № 03-07-09/31).

В то же время, учитывая, что указанное письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика, допускаем, что позиция, высказанная специалистами Минфина России, может быть обусловлена лишь некими особенностями, содержащимися в тексте запроса.

В свою очередь, заметим, что указание КПП в счете-фактуре предусмотрено только Правилами. Налоговый кодекс РФ такой обязанности не устанавливает. Напомним, что акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы Налогового кодекса РФ в целом и главы 21 НК РФ, в частности, что прямо установлено нормой пункта 1 статьи 4 НК РФ.

При этом в силу абзаца 3 пункта 2 статьи 169 НК РФ невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Следовательно, если в счете-фактуре будет указан КПП, «не верный» с точки зрения налогового органа, это не может являться основанием для отказа в применении налогового вычета по НДС.

Для устранения неясностей организация может воспользоваться правом, предоставленным налогоплательщикам подпунктом 2 пункта 1 статьи 21 НК РФ, и обратиться в Минфин России за письменными разъяснениями по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах в рассматриваемой ситуации.

Полномочия Минфина России давать разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах закреплены в пункте 1 статьи 34.2 НК РФ.

Письма Минфина России, изданные в соответствии c указанной нормой, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, подлежащими обязательному исполнению, и носят исключительно рекомендательный характер. Поэтому налогоплательщик должен самостоятельно принимать решение, руководствоваться ли ему в конкретной ситуации разъяснениями Минфина России.

Отметим, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Однако с точки зрения специалистов Минфина России Налоговый кодекс РФ «не устанавливает обязанности налоговых органов руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, адресованными конкретным заявителям (в силу того, что указанные разъяснения не содержат правовых норм), а обязывает налоговые органы руководствоваться разъяснениями, адресованными ФНС России» (письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138).

Обращаем внимание: основываясь на положениях пункта 8 статьи 75 и подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, можно сделать вывод, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений Минфина России (в случаях, когда такие разъяснения даны непосредственно налогоплательщику либо адресованы неопределенному кругу лиц) является основанием для неначисления пеней на сумму недоимки, которая образовалась у указанного лица в результате выполнения такого письменного разъяснения, а также признается обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения.

Проставление КПП плательщика в платежном поручении

Платежное поручение является одним из видов расчетных документов, применяемых при осуществлении безналичных расчетов (п. 2.3 Положения ЦБР от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (далее – Положение ЦБР).

К обязательным реквизитам платежного поручения относятся наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) (подп. «г» п. 2.10 Положения ЦБР).

Код причины постановки на учет получателя средств отражается в поле № 102.

Согласно подпункту «м» пункта 2.10 Положения ЦБР поля «Плательщик», «Получатель», «Назначение платежа», «ИНН» (ИНН плательщика), «ИНН» (ИНН получателя), а также поля 101-110 в расчетных документах на перечисление и взыскание налоговых и иных обязательных платежей заполняются с учетом требований, установленных Федеральной налоговой службой, Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службой в нормативных правовых актах, принятых совместно или по согласованию с Банком России.

Таким образом, конкретные требования по заполнению КПП установлены только при заполнении платежных поручений на перечисление налоговых и таможенных платежей.

Как должно заполняться поле № 102 в случае перечисления платежей за приобретенный товар, получателем которого является обособленное подразделение, ни в одном нормативном правовом акте не разъясняется. Нет по этому вопросу и каких-либо разъяснений официальных органов.

По нашему мнению, принимая во внимание, что оплата груза осуществляется непосредственно с расчетного счета головного офиса, в платежном поручении должен быть указан его КПП, а не КПП обособленного подразделения.

Счет-фактура – важный документ бухгалтерской отчетности. Формировать его необходимо всем юридическим лицами и индивидуальным предпринимателям, ведущим коммерческую деятельность.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Следует максимально точно указывать все необходимые данные. Особенно это касается КПП – кода причины поставки на учет.

Так как именно на основании расшифровки этого параметра налоговые органы принимают решение о возможности или же невозможности оформления налогового вычета конкретной организацией.

Общие сведения

Следует помнить об этом, так как у обособленных подразделений код причины постановки на учет отличается от КПП главного предприятия.

Принципы работы обособленного подразделения

Под обособленным подразделением понимается какой-либо филиал юридического лица, удовлетворяющего требованиям, обозначенным в п.2 ст.№11 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень самих требований выглядит следующим образом:

Для признания подразделения обособленным необходимо, чтобы оно соответствовало всем обозначенным выше пунктам.

Процесс постановки на учет организаций, имеющих какие-либо обособленные подразделения, оглашается в .

При этом КПП обособленного подразделения в счет-фактуре – это индивидуальный код, присвоенный конкретному филиалу. Не стоит путать код постановки на учет основной организации и его отделения.

Законные основания

Основанием для формирования счет-фактуры является следующая нормативная база (Письма Министерства финансов Российской Федерации):

Помимо обозначенных выше писем, необходимо не забывать о соответствующих статьях Налогового кодекса Российской Федерации:

В некоторых письмах и статьях Налогового кодекса ничего конкретно не говорится непосредственно об оформлении счет-фактуры обособленным подразделением, но необходимо обязательно знать их содержание.

Так как они косвенно влияют на порядок заполнения данного документа, а также заносимых в него данных. В частности, это касается и КПП.

Стоит уделить внимание изучению федерального законодательства, следующих его разделов:

Все обозначенные выше федеральные законы освещают различного рода нюансы, которые касаются порядка заполнения документа рассматриваемого типа.

Причем касаются они самых сложных и трудноразрешимых ситуаций (обозначение КПП после ликвидации и иное подобное).

Нюансы при заполнении

Зачастую множество вопросов возникает, если в качестве покупателя-грузополучателя или же продавца выступает какое-либо обособленное подразделение.

В таком случае необходимо быть особенно внимательным при заполнении счет-фактуры. Так как вероятность допущения ошибки достаточно велика в силу необходимости учета большого количества нюансов.

Особенно это касается КПП. Ошибки нередко случаются по причине необходимости внесения в документ рассматриваемого типа разных данных: как головной организации, так и обособленной.

ИНН и КПП продавца в счет-фактуре обособленного подразделения

Процесс заполнения счет-фактуры обособленным подразделением, если оно выступает в качестве продавца или же получателя какого-либо товара выглядит следующим образом:

Рассмотренный выше порядок заполнения необходимо соблюдать, если обособленная организация покупателем какого-либо товара, услуг. Очень важно не перепутать и указать именно тот ИНН и КПП, которые требуются.

Так как в противном случае счет-фактура может быть признана недействительной и получить по с её помощью не получится.

Кроме того, подобного рода ошибки могут быть восприняты налоговой инспекцией как попытка уклониться от налога. Что увеличивает вероятность проведения в организации.

При осуществлении отгрузки товаров, получения услуг или свершения иных операций, необходимо соблюдать несколько иной порядок заполнения документов рассматриваемого типа.

Но при этом следует помнить, что ИНН и КПП важно использовать аналогичным образом:

Грузополучатель и его адрес

Согласно правилам заполнения документа рассматриваемого типа, необходимо соответствующим образом указывать в счет-фактуре адрес.

Так, если осуществляется отгрузка товара, то заполняется СФ следующим образом:

Порядок заполнения обозначенных выше строк утверждается соответствующими разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации:

от 09.08.04 г.
от 16.06.04 г.

Что ещё нужно знать

Обычно различного рода организации, в которых оборот товаров, грузов, услуг или какого-либо имущества очень велик, организуют достаточно большое количество всевозможных филиалов-обособленных подразделений.

В таком случае необходимо максимально внимательно относиться к формированию счет-фактур, а также другой отчетности. Налоговый кодекс формирует своеобразный подход к такому понятию, как обособленное подразделение.

Он признает филиал таковым в независимости от того, отражено ли его создание в каких-либо учредительных документах головной организации или же нет.

Чтобы разобраться с данным вопросом максимально подробно и избежать недоразумений, стоит ознакомиться со .


Организация имеет два кода причины постановки на учет: по месту нахождения и как крупнейший налогоплательщик. Какой КПП следует указывать при заполнении счетов-фактур? Код, присвоенный при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Вычеты отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Крупнейшие налогоплательщики представляют отчетность по налогу на добавленную стоимость в инспекцию по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Это означает, что организация должна внести в данную декларацию КПП в соответствии с уведомлением о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

У организации два кпп, какой указывать?

N 85н установлены случаи и порядок присвоения КПП налогоплательщикам. При этом любой из кодов причины постановки на учет, присвоенных Обществу, является кодом самого Общества.

Соответственно, в счете-фактуре может быть указан любой КПП, который был присвоен налогоплательщику любой налоговой инспекцией, либо вообще не указываться. Вместе с тем, если Обществом будет принято решение об указании КПП, то, по нашему мнению, более логичным с точки зрения налогового администрирования будет указание в счете-фактуре кода, присвоенного в связи с постановкой Общества на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, т.к.

именно эта инспекция осуществляет контроль за исчислением и уплатой Обществом НДС*(1).

Кпп: когда присваивается и что означает

Важно

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При заполнении налоговых деклараций, счетов-фактур и других документов Вашей организации следует указывать КПП, присвоенный при постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Обоснование вывода: Пункт 1 ст. 83 НК РФ определяет, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.


При этом Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее — Особенности) утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.


Так, п.

Какой кпп указывать в счете-фактуре крупнейшему налогоплательщику?

Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод, что в настоящее время уполномоченными органами выработан единообразный подход к указанию КПП в налоговых декларациях.
Этот же КПП следует указывать и по строке 2б счета-фактуры Подобные разъяснения неоднократно давали сотрудники официальных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/47, от 22.10.2008 N 03-07-09/33, от 14.05.2007 N 03-01-10/4-96, от 20.04.2007 N 03-07-11/114). В указанных письмах финансового ведомства также разъясняется, что в аналогичном порядке заполняется поле «КПП плательщика» в платежных документах на уплату налогов.

Прошу пояснить, какой КПП необходимо указывать в договорах и счетах-фактурах Общества: КПП, присвоенный в связи с учетом Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо КПП, присвоенный в связи с учетом по месту нахождения. В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом либо иным правовым актом.
Ни одним из действующих нормативных актов указание в договоре такого реквизита, как код причины постановки на учет в качестве налогоплательщика, не установлено в качестве обязательного условия договора. Соответственно, стороны вправе при заключении договора указать любой из присвоенных организации КПП, в том числе и несколько кодов, равно как и не указывать ни одного. В статье 169 НК РФ указаны обязательные реквизиты, которые должны быть отражены в счете-фактуре.
Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП). Следовательно, крупнейшему налогоплательщику присвоены два значения КПП по основаниям, установленным НК РФ.

Аналогичная точка зрения изложена в письме Федеральной налоговой службы от 02.08.2006 N ШТ-8-09/278 (смотрите также решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04). Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 22.03.2012 N ММВ-7-3/

Какой кпп указывать в счет-фактуре крупнейшему налогоплательщику

Внимание

Чтобы обеспечить эффективное администрирование налога на добавленную стоимость, при заполнении счетов-фактур крупнейший налогоплательщик также должен указывать КПП, который обозначен в этом уведомлении и в декларации по налогу на добавленную стоимость. Ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг) и их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную (п.


2 ст. 169 НК РФ). Вероятно, к таким ошибкам можно отнести, в частности, указание КПП по месту нахождения организации вместо КПП крупнейшего налогоплательщика.

Какой кпп указывать в счете-фактуре крупнейшему налогоплательщику

Если организация имеет два КПП (в качестве крупнейшего налогоплательщика и по месту нахождения), то в счете-фактуре следует указывать КПП, который присвоен ей как крупнейшему налогоплательщику. К такому выводу Минфин России пришел в письме от 20.08.2015 № 03-07-09/49236.

Свою позицию финансовое ведомство обосновало следующим. Согласно установленному порядку крупнейший налогоплательщик представляет декларацию по НДС в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

В этой декларации он указывает КПП, присвоенный ему этим налоговым органом. В целях обеспечения эффективности администрирования НДС этот же КПП следует указывать при заполнении счетов-фактур. Подробнее о заполнении счета-фактуры см. справочник «Налог на добавленную стоимость».
Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее — Особенности) утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н. Так, п. 4 Особенностей устанавливает, что межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178). В свою очередь, п.

Особенностей устанавливает, что межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178). В свою очередь, п. 5 Особенностей предусматривает, что при постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется.

Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 22.03.2012 N ММВ-7-3/ Так, п. 3.2 Порядка указывает, что при заполнении Титульного листа (Листа 01) крупнейшими налогоплательщиками ИНН и КПП проставляются на основании Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ. Следовательно, при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Аналогичные нормы содержатся, в частности, в п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895), в п.

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос

Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .


В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).