Эмоций совместная работа в. Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости дошкольника

У многих из бывают периоды, когда мы не справляемся с нахлынувшими эмоциями, которые появляются под воздействием внешних или внутренних факторов. Переживание сильных негативных эмоций забирает большое количество энергии и порядком портит самочувствие и здоровье в целом. Кроме того, эмоции порой толкают нас на совершение необдуманных поступков, о которых впоследствии приходится жалеть. В этой статье я даю несколько работающих техник для переработки своих эмоций.

Техника по работе с эмоциями №1

Когда вы замечаете у себя негативную эмоцию, например, страх или агрессию, представьте эту эмоцию в виде некоего образа. Образ может любой. Все зависит от вашего воображения. Поставьте мысленно этот образ перед собой и скажите ему следующее:

Я вижу тебя. Я принимаю тебя. Я даю тебе место.

А затем спросите у этого образа:

Что хорошего ты для меня делаешь?

Любая эмоция возникает у нас не просто как неконтролируемый импульс в ответ на некий раздражитель, но призвана защищать наше внутреннее "Я", а в определенных ситуациях и наше физическое тело. Дождитесь ответа: чем помогает вам та или иная эмоция, какую миссию по вашей защите она на себе несет.

Например, эмоция ярости может ответить следующее: "Я защищаю чувство твоего собственного достоинства от постороннего влияния. Я не хочу, чтобы кто-то мешал тебе добиваться своих целей". А эмоция страха может сказать: "Я хочу, чтобы ты семь раз подумал, прежде чем ввязываться в эту историю. Ведь я не хочу, чтобы тебя преследовали неприятности. А то может случиться, как в прошлый раз..."

Когда вы получите ответ, мысленно поблагодарите свою эмоцию за заботу о вас и скажите ей, что сейчас вы больше не нуждаетесь в ее помощи.

Техника по работе с эмоциями №2

Когда вы отследили у себя негативную эмоцию, положите 2 пальца правой руки себе на грудину и произнесите вслух или про себя:

Несмотря на то, что я чувствую /название эмоции/, я люблю и принимаю себя, свое тело и свою личность, и я принимаю тот факт, что чувствую /название эмоции/, и даю этому место.

Это формула взята из техники Живорада Славинского под названием ПЭАТ. Полностью прохождение этой техники занимает гораздо больше времени и сил. ПЭАТ помогает справляться даже с самыми болезненными психологическими травмами, идущими из прошлого. Если вы хотите пройти технику целиком, вы можете обратиться за соответствующей . Но для того, чтобы быстро справиться с нахлынувшими эмоциями, этой формулы вполне достаточно.

Техника по работе с эмоциями №3

Если вы понимаете, что эмоционально вы чувствуете себя плохо, у вас упало настроение, и мир потерял свои краски, то эта техника поможет вам справиться с этим. Хроническое негативное настроение - это медленное самоубийство. Не будем этого допускать.

Для этой техники необходимо на время отключиться от событий текущей ситуации и полностью отдаться внутренней работе.

1. Для начала примите свою эмоцию и признайтесь себе в том, что вам плохо.

2. Установите причину своего плохого настроения, так как она не всегда очевидна. Для этого спросите у самого себя: "Чего я сейчас НЕ хочу? " Например: не хочу быть в одиночестве, не хочу, чтобы на меня ругались, не хочу идти на работу и т.д.

3. Теперь выясните, чего вы хотите вместо нежелательного? Формулируйте свои желания кратко, четко и понятно. Сконцентрируйтесь на желаемом. Произнесите мысленно или вслух свое желание 5 раз. "Прямо сейчас я хочу... "

Техника такая: произнести свое желание — вдох/выдох — вновь произнести желание и так 5 раз.

У вас не только пропадет сигнал "Мне плохо", но и ситуация начнет меняться.

I. Условия возникновения опыта.

Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в XXI веке, особое место занимает психическое здоровье детей. Одним из факторов, влияющих на психическое здоровье детей, можно рассматривать эмоциональную сферу как сложноорганизованную систему регуляции поведения ребёнка.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания, часто можно встретить агрессивных детей.

Взрослые порой часто не знают, как побороть всё возрастающую детскую жестокость, агрессию, враждебность.

Гнев, злоба, месть как формы проявления агрессивности разрушают общество.

Признаки агрессивности проявляются уже в детстве. В качестве основных причин агрессивности у детей можно выделить следующие:

  • демонстрация насилия по телевидению,
  • экономическое неблагополучие семьи,
  • социальная нестабильность в обществе,
  • недостатки воспитания,
  • неблагополучная семейная обстановка,
  • низкий уровень эмоционально-волевой сферы,
  • несформированность механизмов саморегуляции поведения.

У детей дошкольного возраста агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью.

Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребёнком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: эоционально-потребностной сферы.

Основная цель моего опыта – адаптация детей к условиям дошкольного учреждения, создание у них чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, обеспечение психоэмоционального благополучия.

II. Актуальность.

Эмоции ребёнка – это послание о его состоянии окружающим его взрослым.

Дети трёх - пяти лет уже в состоянии ярко проявлять внутреннее эмоциональное состояние, распознавать эмоциональное состояние окружающих. Благодаря этому эмоции участвуют в формировании взаимодействий и привязанностей.

Детские эмоции влияют на будущее поведение человека. Эмоции способствуют социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных вопросов «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.

Психологи попытались определить и классифицировать эмоции. Оказалось, что люди различают шесть основных эмоций: радость, гнев, грусть, удивление, отвращение, страх. Каждая эмоция, имеет своё мимическое выражение, одни распознаются легче, другие - труднее. Способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека – важный фактор в формировании отношений к людям.

Эта способность, укрепляясь на протяжении детства, приводит в дальнейшем к адекватному восприятию другого человека.

Эмоции, как мне кажется, это сама естественность поведения ребёнка, непосредственность.

Все изменения в познавательной деятельности, которые происходят на протяжении детства, необходимо связывать, как справедливо указывал Л.С.Выгодский, с глубоким изменением в мотивационно - эмоциональной сфере личности ребёнка.

Работая с детьми, я пришла к выводу: воспитание предполагает не только обучение детей определённой системе знаний, умений и навыков, но и формирование эмоционального отношения к действительности и людям. Эффективность обучения, в свою очередь, напрямую зависит и от того, какие чувства вызывает у ребёнка та или иная ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи.

Настроение улучшает и процесс запоминания. Благодаря эмоциональной памяти долго помнятся пережитые события. Люди, наделённые развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства.

Но я заметила, что эмоции связаны и с забыванием. Ребёнок быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него большого значения.

Эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем, принятые в состоянии эмоционального напряжения решения, как правило, не выполняются.

Для психического здоровья, на мой взгляд, необходима сбалансированность эмоций. Поэтому, при воспитании эмоций важно научить детей не бояться отрицательных эмоций, ибо не возможно представить себе какую-то деятельность без ошибок и неудач.

В настоящее время у детей часто отмечается состояние эмоциональной напряжённости, и как следствие, напряжённые отношения в детском коллективе.

Я хочу, чтобы у детей, которые приходят ко мне в группу было всегда хорошее настроение, чтобы они чувствовали себя уверенно. Поэтому в совместной деятельности с детьми я использую игры, направленные на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

III. Ведущая педагогическая идея.

Особенности эмоциональной атмосферы общества не замедлили проявиться в виде эмоционального отчуждения. Эта проблема заявляет о себе сегодня в самых разных сферах:

  • во взаимоотношениях мужчин и женщин как базиса построения семьи,
  • во взаимоотношениях между родителями и детьми,
  • во взаимоотношениях между педагогами и детьми,
  • во взаимоотношениях между общественными учреждениями и семьёй в разделении функций обучения и воспитания ребёнка.

Причины, заставившие меня более внимательно отнестись к этой проблеме – это эмоциональные нарушения в поведении детей. Эти нарушения проявляются в виде неустойчивого настроения ребёнка (возбудимое или депрессивное настроение), в виде особенностей характера (раздражительный, гневный, угодливый), неумение детей адекватно проявлять собственные эмоции, учитывать эмоции окружающих и реагировать на них.

Исходя из этих проблем, важным фактором в работе педагога становятся:

  • раскрытие роли эмоций как мощного инструмента воспитания и обучения ребёнка,
  • поиск методов, приёмов управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а также коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

Большинство детей дошкольного возраста основную часть своей жизни проводят в детском саду. Именно здесь для ребёнка расширяется сфера его деятельности, растёт круг значимых и менее значимых людей, осваиваются новые социальные отношения. Всё это сопровождается насыщенными эмоциональными проявлениями.

При кажущейся простоте распознание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Мой опыт направлен на развитие эмоциональной сферы детей, умение понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей, на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, произвольности.

IV. Теоретическая база опыта.

История изучения эмоций в российской психологии переживала периоды взлёта и падений. Ещё в XIX веке психиатр И.А. Сикорский писал в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства»: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни».

В 1914 году психолог Н.Н. Ланге считает, что эмоции незаслуженно обойдены вниманием исследователей в пользу «сестёр» - мышления и воли. Возможно причиной такого отношения к эмоциям явились трудности, возникшие с их экспериментальным изучением.

В 1924 году в книге «Психология детства» психолог и педагог В.В.Зеньковский отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребёнка.

Примерно в тоже время, в 1926 году, психолог А.С.Выгодский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

Невнимание, невостребованность и даже как бы несуществование в течении ряда лет проблем воспитания, связанных с определёнными сторонами эмоциональной жизни ребёнка, можно объяснить специфическими для нашей страны причинами социального характера. Частично это можно объяснить длительным отсутствием запроса на исследовательские работы в области эмоций.

Однако в условиях последующей перестройки социально – экономического уклада жизни в нашей стране и связанных с этими изменениями трудностей эмоциональная атмосфера общества не обрела стабильность. И как в прошлый период относительно стабильного уклада жизни, так и в сегодняшний – нестабильный – переживаниями людей нашего общества, к сожалению, являются переживания страха и агрессии.

И всё-таки…. В последние годы интерес к проблеме эмоций и чувств значительно вырос. Безусловно, это сопряжено с большими переменами в жизни нашего общества. Лишь в последнее время проблема эмоционального благополучия детей становится предметом серьёзных теоретических обсуждений (В.П. Зинченко, А.Б. Орлов, В.И. Слободчиков).

Итак, основные задачи современной психологии и педагогики эмоций состоят в следующем:

  • уточнение роли эмоций для всего психического развития ребёнка, особенно в период дошкольного возраста,
  • раскрытие роли эмоций как мощнейшего инструмента воспитания и обучения детей,
  • поиск методов, приёмов, техник управления развитием эмоциональной сферы ребёнка, а так же коррекции и профилактики эмоциональных нарушений у детей.

V. Технология опыта.

Работа с детьми.

Мой опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с трёхлетнего возраста (вторая младшая группа). Дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется за счёт слов, обозначающих эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для детей этого возраста словом «настроение».

Работая с детьми не один год, общаясь с ними из дня в день я пришла к выводу: формирование эмоций и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, можно сказать приоритетных задач воспитания. Известно, что в процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка: меняются его взгляды на мир, отношение с окружающими, но сама эмоциональная сфера качественно не меняется. Её надо развивать.

Замыкаясь в телевизоре, компьютере дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучились чувствовать эмоциональное состояние другого человека, реагировать на него. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, представляется мне весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понятно, что нужно стремиться поддерживать в ребёнке радостное настроение, воспитывать умение находить радость. Непросто создать такое радостное настроение, когда ребёнок впервые приходить в группу. Дети все разные по характеру, интересам, темпераменту, развитию эмоциональной сферы. Непривычная обстановка, незнакомые взрослые – всё это настораживает, волнует, угнетает.

Поэтому я стараюсь прежде всего снять напряжение, создать в группе такую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его здесь ждут. Почувствовав себя нужным, ребёнок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней я пытаюсь установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребёнком в отдельности и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональному воспитанию дошкольников таких авторов как А.Д.Кошелев, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, за основу своей работы я взяла принципы, предложенные педагогом из города Новосибирска Н.Головкиной:

  • Я не всезнайка. Поэтому я не буду стараться быть им.
  • Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.
  • Я люблю, когда меня принимают такой, какая я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребёнку и ценить его.
  • Я – единственная, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребёнка.
  • Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребёнка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчить удары.
  • Я чувствую страх, когда беззащитна. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитного ребёнка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целенаправленный характер, решила определить, что брать за основу, на какие эмоции опираться. За основу взяла диагностику, разработанную Л.П.Стрелковой, выделяя следующие параметры:

  • адекватная реакция на различные явления окружающей действительности,
  • адекватная реакция на эмоциональное состояние других людей,
  • широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане,
  • адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникативной сфере.

На основе результатов диагностики был составлен тематический план работы с детьми.

В течение года в совместной деятельности с детьми я провожу игры и другие мероприятия, на которых использую элементы психогимнастики, аутотренинга, способствующие воспитанию эмоций.

Дети охотно играют в «Поварята», «Дотронься до…», «На что похоже настроение». Снизить уровень агрессивности у детей стараюсь в играх, в которых можно драться, например «Бой подушками» и т.д. Любят дети игры с карточками, изображающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Встреча эмоций» и т.д.).

Кроме игр, для развития эмоциональной сферы, я провожу целенаправленную совместную организованную образовательную деятельность, в ходе которой дети переживают различные эмоциональные состояния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои литературных произведений.

Ценность такой работы заключается в следующем:

  • расширяется круг понимаемых детьми эмоций,
  • дети начинают лучше понимать себя и других,
  • у них чаще наблюдается эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

В результате работы по эмоциональному воспитанию детей, в группе сложились определённые традиции. Мы завели «Дневник настроений». Утром, придя в группу, дети ставят свои фотографии с той пиктограммой, с каким настроением они пришли, а если оно меняется в течение дня, то они переставляют свою фотографию. Дневник концентрирует внимание детей на своих эмоциях и на эмоциях окружающих.

Весело и душевно у нас проходят сладкие вечера, дни рождения детей. Стало традицией пить чай с разными вкусностями. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение.

Педагогическую работу я строю с учётом следующих положений:

  • Системность организации психики ребёнка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путём воздействия на другие психические процессы (ощущение, воображение, мышление) и их регуляцию.
  • Опора на возрастные возможности дошкольников. Воплощению этого принципа способствует учёт интересов детей, определяемых возрастом (сказки, игры и т.д.).
  • Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, всё же особо хочется подчеркнуть игру. Она естественно вписывается в жизнь детей и на правах ведущей деятельности способна осуществлять позитивные изменения в эмоциональной и других сферах личности.

В своей работе я использую следующие формы организации работы с детьми:

  • утренние и вечерние круги,
  • работа во время организованной образовательной деятельности в малых группах, при этом состав группы не постоянный – в течение учебного года у каждого ребёнка появляется возможность поработать со своими сверстниками,
  • организация взаимодействия малых групп между собой,
  • обмен мнениями между детьми и взрослыми (ребёнок не должен боятся высказывать свою точку зрения),
  • отказ от жёсткой регламентации деятельности дошкольников,
  • построение партнёрских взаимоотношений между детьми и педагогами,
  • просмотр мультфильмов, использование аудиозаписей и других технических средств обучения,
  • экскурсии, целевые прогулки,
  • тематические вечера.

Раскрою задачи и варианты для каждой возрастной группы.

Вторая младшая группа.

Основными задачами на этом возрастном этапе являются:

Побуждение детей к эмоциональному реагированию,

Поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые).

Для реализации этих задач я применяла сенсорные игры, игры с водой (пускать кораблики, купать игрушки, наполнять водой пластиковые ёмкости и т.д.). Параллельно с сенсорными играми я проводила игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего по жестикуляционной выразительности. Сюжетной основой для таких игр выступали произведения детских писателей, фольклор.

Во второй младшей группе знакомила детей с лексикой, отражающей наиболее яркие эмоциональные состояния: радость, веселье, злость, испуг, печаль. Основную роль в решении этих задач выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы я акцентировала внимание детей на слова, характеризующие определённые эмоциональные состояния. Одновременно, я демонстрировала проявление эмоций в мимике, жестах, интонациях, побуждала детей к определению эмоциональных состояний.

Дети этого возраста должны научиться видеть и воспроизводить характерные особенности эмоциональных состояний. Для этого я использовала иллюстративный материал, театрализованную деятельность. Например, используя серию сюжетных картинок и наборы карточек с изображением героя в разных эмоциональных состояниях, я предлагала детям подобрать к каждой сюжетной картинке карточку, соответствующую настроению героя.

Средняя группа.

На этом этапе решалось больше задач, связанных с эмоциональным состоянием детей. Это, прежде всего, расширение опыта эмоционального реагирования. Для этого я использовала сенсорные игры.

В среднем возрасте я пополняла «эмоциональный» словарь детей словами, обозначающими различные настроения, словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем не страшный и т.д.), учила подбирать синонимы (радостный – весёлый; грустный – печальный – тоскливый и т.д.); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, понимать эмоциональные характеристики.

Чтобы облегчить детям процесс овладения эмоциональным словарём, формирования умения анализировать эмоции с помощью слов я обращалась к литературе, использовала наглядный материал. Я старалась учить детей определять и дифференцировать эмоциональные состояния по внешним признакам, замечать изменения в настроении. Для решения этих задач я проводила беседы с использованием пиктограмм.

Старший дошкольный возраст.

К задачам этого возрастного этапа относятся следующее:

Совершенствование опыта внешнего оформления эмоций,

Стимулирование самобытности эмоционального реагирования.

Для решения этих задач я использовала серию эмоционально-экспрессивных игр. Я старалась подвести детей к мысли: от настроения человека во многом зависят его взгляд на окружающий мир, отношения между людьми.

Поддерживая в ребёнке радостное настроение, я стараюсь укрепить его психическое здоровье.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким, насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

Работа с родителями.

Для достижения наилучшего результата необходима организация совместной деятельности воспитателя и родителей, родителей и детей. Поэтому, я прежде всего изучила отношение родителей к проблеме эмоционального воспитания. С этой целью я провела анкетирование родителей, которое показало, что из 26 семей серьёзно к этой проблеме относятся всего 5. По результатам анкетирования я составила план работы с родителями.

На первом этапе работы я познакомила родителей с формами и особенностями игр по эмоциональному развитию детей, а также старалась подключить к процессу развития эмоциональных способностей и навыков детей.

Я предусмотрела следующие формы работы с родителями:

  • родительские собрания с чаепитием, где информировала их о целях, задачах, особенностях эмоционального развития;
  • анкетирование родителей с целью получения информации об особенностях детско–родительских отношений и индивидуальности ребёнка;
  • знакомство родителей с результатами педагогического наблюдения.

На следующем этапе я подключила родителей к созданию групповой атмосферы, предметной среды, позволяющей формировать детское сообщество. В этом мне помогли:

  • домашние задания по участию в групповых делах (оформление и оснащение группы);
  • участие родителей в праздниках;
  • совместные мероприятия родителей с детьми «Понимаем ли мы друг друга?» с использованием уже знакомых детям игр и упражнений на развитие эмоциональных способностей в ситуациях общения;
  • домашние задания «Вместе с детьми», в которых родителям предлагается дома повторить отдельные игры и упражнения, разученные на занятиях, с целью поддержания и улучшения контакта родителей с детьми.

В организации мероприятий по познанию эмоциональной сферы ребёнка я использовала следующие формы работы с родителями:

  • анкетирование ребёнка с помощью родителей на тему «Вот я какой!», которое позволяет родителям совместно с ребёнком заметить, осознать и пережить приятные минуты, совместно изучая индивидуальность ребёнка;
  • домашнее задание (рисунок «Моя семья» с последующем оформлением выставки);
  • организация досуга с семейными конкурсами, чаепитием;
  • совместный тематический рисунок «Что нас радует?», где передаются совместные занятия в семье, приносящие удовольствие, радость;
  • разучивание с родителями психогимнастических упражнений;
  • совместные рисунки родителей и детей «Что нас радует», «Что нас огорчает», «Чего я боюсь» и т.д.;
  • анкета – отзыв о проведённой работе в течение года.

Эти формы работы позволили мне вместе с родителями понять причины трудностей в эмоциональном развитии ребёнка и их специфики, выяснить особенности социальной ситуации формирования личности ребёнка, найти возможности помочь ему.

Последующее анкетирование подтвердило целесообразность выбранного направления работы. Из 26 семей серьёзно к этой проблеме стали относиться 20.

VI . Новизна.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста является приоритетным в системе дошкольного воспитания в силу своей особой значимости в социальном развитии ребёнка, приобщение его к активной целенаправленной деятельности, определяющей как психоэмоциональное самочувствие ребёнка, так и успех любой деятельности.

В современной отечественной психологии часто используются понятие «эмоциональный комфорт», «эмоциональное развитие». Авторы современных программ также считают, что воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого ребёнка, способствовать развитию эмоциональной сферы, понимать его душевное состояние, причины душевного дискомфорта и выбирать оправданную с этой точки зрения форму педагогического воздействия.

Вместе с тем, работа по развитию эмоциональной сферы традиционно считается прерогативой психологической службы. Однако, не в каждом дошкольном учреждении есть психолог, и даже если он есть, работа по развитию эмоциональной сферы должна стать особой заботой педагога.

Данный опыт является творческим преобразованием современных подходов к вопросу эмоционального развития дошкольников и возможности активного включения их в педагогический процесс воспитателем детского сада, предлагает включение педагогом различных средств эмоционального развития и использование их в течение дня.

Совместная с педагогом деятельность, установка на игру, занимательные формы общения способствуют созданию благоприятного эмоционального фона для контактов с детьми, детей друг с другом и обогащают эмоциональную сферу ребёнка.

VII . Результативность.

Результатом такой работы стало ее эффективность и положительное влияние на психическое здоровье детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий, комплексный подход к оздоровлению, развитию эмоциональной активности использование психогимнастики, аутотренига в режиме дня, дали положительные результаты:

В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ:

  • отношение детей к нравственным нормам повысилось с 11% (3 детей) в 2009 г до 80% (20 детей) в 2011г;
  • увеличилось число лидеров с 31% (8 детей) в 2009г до 70% (18 детей) в 2011г;
  • снизилась агрессивность с 38% (10 детей) в 2009г до 8% в 2011г (2 детей).

Работа оказала влияние на функциональное состояние детей и на состояние их здоровья, улучшились показатели как физического так и психического здоровья детей

Проведенная работа в целом показала, что применение игр на улучшение эмоционального состояния в режиме дня, разнообразие форм мероприятий делает возможным улучшение состояния здоровья, психического и физического развития детей в ДОУ.

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ:

  • возрос интерес родителей к эмоциональному развитию ребёнка с 11% (3 семьи) в 2009г до 62% семей (16 семей) в 2011г;
  • активность участия родителей в педпроцессе увеличилась с 23% (6 семей) в 2009г до 77% (20 семей) в 2011г.;
  • повысилась педагогическая компетентность с 19 % (5 семей) в 2009г до 65% (17 семей) в 2011г.

Я считаю, что работа прошла успешно, и дети, и родители получили необходимые знания, умения и навыки. Очевидно, что в главном направлении деятельности была обеспечена взаимосвязь всех составляющих здоровья – физического, психического и социального. Это позволило повысить эффективность педагогической деятельности в целом.

Представленная система работы позволяет эффективно решать вопросы полноценного психического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность положительном эмоциональном восприятии жизни.

Перспективу своей деятельности вижу в продолжении работы по формированию эмоциональной сферы дошкольников. и развитии активной деятельности в тесном сотрудничестве с семьей воспитанников, постоянный поиск и внедрение современных технологий.

VIII . Адресная направленность.

Моя работа для всех, кто работает с детьми в детском саду и занимается их воспитанием. Предложенный практический материал может оказаться полезным при планировании и осуществлении деятельности в дошкольном учреждении. Главное – учитывать потребности ребёнка, а так же возможности педагога в конкретной ситуации. Предлагаемы игры и занятия не являются средством решения всех проблем, однако позволяют создать благоприятную атмосферу для развития ребёнка.

При реализации работы по эмоциональному развитию важно учитывать этапность поставленных целей и задач.

1. На первом этапе педагогу необходимо пробудить в детях эмоциональную активность, доверие к себе и другим людям, чувство Мы.

2. На втором этапе важно обратить внимание на интерес детей к сверстникам, развитие эмпатии, способности сопереживать, понимать, видеть, слышать другого.

3. На третьем этапе обратить внимание на формирование позитивных представлений детей о себе. Главная задача педагога – обеспечить сознание ребёнком своей значимости, гордости за свои успехи, познание своей индивидуальности.

4. На четвёртом этапе важно обратить внимание на эмоциональную восприимчивость детьми себя и сверстников, способность самовыражения. Это возможно при эмоциональной открытости самого педагога при взаимодействии с детьми.

5. На пятом этапе важно вести детей, опираясь на их чувства принадлежности к группе, умение воспринимать другого, согласовывать свои действия, достигать успеха в группе.

Детский сад № 48 «Золотая рыбка» Но-рильска является дошкольным учреждени-ем санаторного типа для детей с первич-ной туберкулезной интоксикацией. Усилия всех сотрудников ДОУ направлены прежде всего на проведение лечебно-профилакти-ческих мероприятий, цель которых - пре-дупреждение развития локального туберку-леза. Туда поступают дети на три-шесть месяцев. Поэтому в первую оче-редь стремятся создать благоприятный эмоционально-психологический климат, чтобы каждый ребенок был окружен атмо-сферой доброты, внимания, заботы и по-нимания. А учитывая, что поступают в основном дети, не имеющие опыта общественного, а то и семейного воспитания, очень важно помочь им адаптироваться в новом окружении без особых проблем.

В изложенном ниже материале пред-ставлен опыт работы воспитателя 2-й кате-гории. Крат-ковременность пребывания детей в сана-торном детском саду ставит перед педаго-гическим коллективом много проблем, прежде всего как и чему учить в эти шесть месяцев, особенно если ребенок пришел из семьи, где родители не слишком обеспоко-ены его развитием.

В последние годы, и об этом приходится говорить с сожалением, развитию эмоциональной сферы ре-бенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллекту-ального развития . Однако, как справед-ливо указывали Л.С. Выготский и А.В. За-порожец, только согласованное функ-ционирование этих двух систем, их единство могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Работая с детьми не один год, обща-ясь с ними изо дня в день, воспитатель пришел к выводу: формирование «умных» эмоций и коррекцию недостатков эмоцио-нальной сферы необходимо рассматри-вать в качестве одной из наиболее важ-ных, можно сказать - приоритетных задач воспитания . Известно, что в про-цессе развития происходят изменения и в эмоциональной сфере ребенка: ме-няются его взгляды на мир и отношения с окружающими, а способность осозна-вать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоцио-нальная сфера качественно не меняет-ся. Ее необходимо развивать.

Замыкаясь на телевизоре, компьюте-ре, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь именно общение обогащает чувственную сферу. В результате дети практически разучи-лись чувствовать эмоциональное состо-яние и настроение другого человека реагировать на них. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональ-ной сферы, представляется нам весьма актуальной.

Кому, как не педагогам, понят-но: на протяжении всего детства, бук-вально от колыбели, нужно стремиться к тому, чтобы поддерживать в ребенке радостное настроение, воспитывать умение находить радость и позволять ребенку со всей детской непосредст-венностью отдаваться ей. Непросто создать такое радостное настроение особенно в период привыкания детей к детскому саду. В ДОУ № 48 эта одна и насущных проблем: практически еженедельно одни дети прибывают к нам другие, пройдя курс лечения, уходят людей. Поэтому воспитатели стараются прежде всего снять напряжение, создать в группе та-кую обстановку, чтобы каждый чувствовал: именно его ждут и с радостью встре-чают. Почувствовав себя нужным, ребе-нок легче переживает перемену в своей жизни. С первых дней пытаются установить эмоционально положительные отношения и с каждым ребенком в от-дельности, и со всеми детьми в целом.

Изучив литературу по эмоциональ-ному воспитанию дошкольников таких авторов, как АД. Кошелева, Н.Л. Кряжева, В.М. Минаева, Н.В. Клюева, Ю.В. Касатки-на, и отталкиваясь от программы «Исто-ки», воспитатель определила для себя принципы , которые лежат в основе ее общения с детьми.

Я не всезнайка. Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыта любящим детям.

Я так мало знаю о сложных лаби-ринтах детства. Поэтому я позволяю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, по-лученные в результате собственных усилий. Поэтому я объединю свои уси-лия с усилиями ребенка.

Я - единственная, кто может про-жить мою жизнь. Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя. Поэтому я буду призна-вать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребен-ка исчезли. Поэтому я буду стараться смягчать удары.

Я чувствую страх, когда я беззащит-на. Поэтому я буду прикасаться к внут-реннему миру беззащитного ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Чтобы работа с детьми носила целе-направленный, системный характер решили определить, что брать за осно-ву, на какие эмоции опираться. Одной из наиболее удобной для практических целей классификаций является класси-фикация К. Изарда. Она основана на фундаментальных эмоциях: интересе радости, удивлении, горе, гневе, презре-нии, страхе, стыде, вине. Остальные эмоции рассматриваются им как произ-водные. Этой классификации воспитатель и стала придерживаться в своей работе.

Сначала проводит с детьми диагнос-тику, разработанную Л.П. Стрелковой выделяя следующие параметры:

* адекватная реакция на различные яв-ления окружающей действительности;

* дифференциация и адекватная ин-терпретация эмоциональных состоя-ний других людей;

*широта диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, интенсивностьи глубина переживания, уровень пере-дачи эмоционального состояния в ре-чевом плане, терминологическая оснащенность языка;

*адекватное проявление эмоционального состояния в коммуникатив-ной сфере.

Работа с детьми планируется на осно-ве результатов диагностики, способствующие воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, навыков саморасслабления. Дети охот-но играют в игры «Поварята», «Дотронь-ся до...», «На что похоже настроение?» (в них они учатся сопереживать, чувство-вать других), а также в игры «Расскажи свой страх», «Рыбаки и рыбка» (направ-лены на снятие страхов и повышение уверенности в себе). Снизить уровень агрессивности у детей, использующих любую возможность, чтобы толкнуть, ущипнуть другого, стараются в играх, в которых можно драться (их мы объеди-нили в «Развлечение с подушками»). Лю-бят дети и игры с карточками, изобра-жающими различные эмоции («Как ты себя чувствуешь?», «Классификация чувств», «Встреча эмоций», «Какие у тебя мама, папа?»). Чтобы игры всегда были под рукой, создали картотеку.

Стремясь развить в детях ощущение свободы и творческую активность, еже-месячно организуем игры «Рисуем му-зыку», «Смешной рисунок», «Рисование по точкам», «Семейный альбом», «Рису-ем маму из цветов». Из рисунков впос-ледствии устраиваем выставки.

Для развития эмоциональной сферы кроме игровых работниками ДОУ №48 проводятся познавательные занятия, в ходе которых дети переживают разные эмоциональные со-стояния, вербализуют свои пережива-ния, знакомятся с опытом сверстников, а также с тем, как и что переживали герои ли-тературных, живопис-ных, музыкальных про-изведений.

Ценность таких за-нятий заключается в следующем.

* Расширяется круг понимаемых детьми эмоций.

* Дети начинают лучше понимать себя и других.

* У них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отношению к окружающим.

Так, на занятиях у детей по выражению лица определяю на-строение человека, формируют умение выражать сочувствие тому, кто в нем нуждается. Оказалось, что многие дети не знают, как можно улучшить настрое-ние другого, что при этом надо гово-рить, делать.

В результате работы по эмоциональ-ному воспитанию детей в группе сло-жились определенные традиции.

Завели «Дневник настроений» . Ут-ром, придя в группу, дети рисуют в нем свое настроение, а если оно меняется в течение дня, то делают несколько зари-совок.

Дневник концентрирует внима-ние детей на их эмоциях, настроении, позволяет осознать свое эмоциональ-ное состояние и научиться выражать его словами.

Известно, что природа «разряжает на-пряженность», снижает стресс, помогая выздоровлению. Поэтому мы стараемся почаще приходить в «Зеленую ком-нату». Дети с наслаждением и интере-сом наблюдают, ухаживают за растения-ми, птичками, кроликами, любуются их красотой. А с каким удовольствием они выращивают травку для своих любим-цев! Это способствует воспитанию доб-рых эмоций, помогает расслабиться.

Весело и душевно проходят у нас слад-кие вечера, дни рождения детей. Становится традицией пить чай с разными «вкусностями», сделанными руками родителей и ребят. Исполь-зуя эту возможность, учим детей доставлять удовольствие сверстни-ку, разделять его ра-дость. Такие вечера сни-мают психоэмоцио-нальное напряжение.

Ежемесячно органи-зуются развлечения, на которых закрепляются знания детей об эмо-циях, развиваются спо-собность чувствовать настроение, эмпатия. После наблюдений и по-вторной диагностики выявляются положи-тельные результаты: де-ти проявляют откры-тость, доверие к взрос-лым и друг к другу. Од-ним из важнейших мо-ментов эффективного обучения является эмо-циональный фон. Ре-зультат? Дети начинают чувствовать се-бя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверст-никами. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляется его психиче-ское и физическое здоровье.

Воспитатели ДОУ №48 искренне надеются, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и на-сыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».

В представлении специалистов по социальной работе, общество недооценивает всю сложность их миссии и и не замечает, какой дорогой дар они приносят своим подопечным - собственные чувства, прежде всего, чувство сострадания. Подобный труд чреват эмоциональным выгоранием, убеждены специалисты. По их мнению, нужна «алгоритмизация» навыков самоконтроля при общении с подопечными, профессионализация собственных эмоций - стандартизация так называемой «эмоциональной работы» для снижения регулярных профессиональных стрессов, рассказала замзаведующего кафедрой общей социологии НИУ ВШЭ Ольга Симонова .

Инвалиды, сироты, пожилые люди, многодетные семьи, люди, оказавшиеся в беде, – круг подопечных специалистов по социальной работе огромен, а труд оплачивается не слишком высоко, хотя нередко бывает очень тяжелым и «нервным». Как подчеркивают сами представители данной профессиональной группы, их работа требует не просто индивидуального подхода, но тонкой психологической настройки на общение с клиентами. Под ней подразумеваются эмпатия (активное сопереживание чужим проблемам), умение сохранять достоинство и позитивный настрой («держать лицо») и гасить конфликты, вселять в людей веру в будущее.

Об этом рассказали информанты в ходе исследования, проведенного Ольгой Симоновой в рамках исследовательского проекта «Профессиональная культура работников социальных служб: методология социально-антропологического исследования (на примере специалистов социальной работы)». Доклад «Эмоциональные аспекты профессиональной культуры специалистов по социальной работе» был представлен на международной конференции «Пересматривая профессионализм: вызовы и реформы социального государства» в НИУ ВШЭ.

В основе такого поведения, несомненно, должны лежать личностные качества работника – природная доброжелательность и внимание к людям, отзывчивость, толерантность, отходчивость и оптимизм. Однако эти свойства приходится «профессионализировать» – и ради более успешной работы, и из чувства самосохранения, поддержания собственного психического здоровья, отметили респонденты. Иными словами, во многих ситуациях нужны «стандартизированные навыки» самоконтроля, алгоритмы «правильных», в том числе и эмоциональных, реакций, уверены представители профессии.

Таких алгоритмов как раз и не хватает. «Правила управления чувствами берутся, скорее, из общей эмоциональной культуры, а не специализированной профессиональной эмоциональной идеологии», – констатирует Симонова. Именно поэтому, хотя специалисты по социальной работе и расценивают управление эмоциями как неотъемлемую часть профессии, они, тем не менее, часто переживают эмоциональные проблемы. Так, они отмечают диссонанс между своими истинными, чисто человеческими, и профессиональными чувствами, ощущают эмоциональную усталость и сложности в установлении контакта с подопечными. Само осознание этих вызовов свидетельствует о большей профессионализации подобной работы в социальной сфере, о кристаллизации особой профессиональной культуры, отметила исследователь.

Доклад основан на анализе транскриптов 50 полуформализованных интервью со специалистами государственных учреждений по социальной поддержке населения в шести регионах России (Урал, Поволжье, Север, Сибирь, Москва, Центральный район).

Надо держать лицо и развивать эмоциональный интеллект

Вслед за американским социологом А. Р. Хохшильд исследователь разграничивает эмоциональную работу и эмоциональный труд – с тем, чтобы прояснить повседневные реалии сферы, в которой заняты специалисты по социальной работе. Эмоциональная работа у исследуемой профессиональной группы реально существует, эмоциональный же труд в этой области только формируется. По сути, эмоциональный труд – это эмоциональная работа с четко прописанными правилами, зафиксированными в профессиональном кодексе (эти нормы как раз пока не определены). Кроме того, этот труд должен признаваться со стороны руководства и, по сути, оплачиваться, то есть быть стандартизированной частью профессии, полагает Ольга Симонова.

Общение со сложными клиентами, которые пытаются спровоцировать конфликт, – один из примеров эмоциональной работы. Вот показательное суждение респондента: «…Официально нам наши подопечные могут говорить все в любом тоне и любыми словами, а мы ответить не можем тем же, даже на оскорбление. Мы должны улыбаться, пытаться успокоить…».

Вот еще пример эмоциональной работы, приведенный информантами: у людей, которые не могут решить свои проблемы из-за апатии, нужно «зажечь искорку интереса». И, напротив, эмоциональное перевозбуждение нужно уметь направить «в другое русло». Некоторые респонденты говорили о почти ювелирной работе, которая предполагает моментальную «диагностику» психического состояния клиента (здесь множество нюансов-маркеров – от позы тела до используемой лексики) и соответствующую реакцию на него: «С каждым надо стопроцентно индивидуально… Как он сел, как он разговаривает… Все сугубо индивидуально, начиная с тембра голоса...».

Своими эмоциями приходится жертвовать

Информантов спрашивали и о профессиональных вызовах, с которыми они сталкивались в работе. Часть из них касается расхождения желаемых (точнее, необходимых в силу профессиональных функций) эмоций и реальных чувств – например, привычки принимать проблемы подопечных слишком близко к сердцу. Одна из опрошенных так сформулировала этот разлад: «Становится жалко, хотя, как говорят, жалеть нельзя…». Она вспоминает, как боялась непрофессионально среагировать на поведение девочки-сироты: «Когда я села на стул, она ко мне запрыгнула на колени, обняла за шею. …Я не знала, что мне делать…».

Другой подобный диссонанс – необходимость «проглотить обиды», не отвечать на грубости клиентов.

Еще одна проблема касается создания доверительных отношений с подопечными. Эмпатия, толерантность, умение понять человека и успокоить – важность этих умений для респондентов бесспорна. И все же общение отнюдь не всегда строится успешно. Так, один из респондентов рассказал о неудаче в помощи подопечной: «В общем, не смог найти с этой девочкой контакта».

Специалисты по социальной работе говорили и об опасности эмоционального выгорания: «Поначалу у меня вообще были жуткие настроения, потому что я приходила домой, и я рыдала, я не могла, насколько близко принималось все это [проблемы клиентов к сердцу]». Такое неумение эмоционально дистанцироваться интерпретируется опрошенными как «показатель непрофессионализма». И, напротив, более сбалансированное отношение к проблемам подопечных трактуется как признак более профессиональной работы.

В связи с рисками эмоционального выгорания респонденты говорили о необходимости не просто эпизодических тренингов по стрессоустойчивости («Надо знать, как негативные эмоции с себя снять»), но и регулярной работы психологической службы, которая бы проводила мониторинг психического состояния специалиста.

Таким образом, специалисты по социальной работе, согласно их представлениям, выполняют «трудную моральную миссию» помощи социально уязвимым группам населения, миссию заботы, но при этом подчеркивают необходимость стандартизации такой работы, особенно в плане проявления чувств , отмечает исследователь.

На отношение к клиентам влияют моральные правила работников

В связи со всеми психологическими «издержками» возникает вопрос, каковы, собственно, эмоциональные «бонусы», которые влияют на мотивацию сотрудников и удерживают их в профессии. Один из таких «бонусов» – радость от того, что поддерживаешь людей, поясняли респонденты: «Для меня… это было такое счастье, когда чувствуешь, что эта деятельность реально помогает семьям», «Чем лучше ты сделаешь свою работу, тем больше морального удовлетворения ты получишь в конце рабочего дня». Кстати, это правило входит в личный, неформальный этический кодекс респондентов, о котором «не говорят, но все знают».

В силу отсутствия профессионального этического кодекса они руководствуются именно общими моральными установками, которые настроены прежде всего на эмпатию: «Нужно терпеть, консультировать, общаться, помогать. … Человек должен понимать, что ему здесь рады и всегда ему здесь помогут». Иными словами, моральный компонент особенно силен в неофициальном профессиональном кодексе.

Случались ли в вашей жизни ситуации, когда вы не справлялись с эмоциями? Или даже не могли понять, какие чувства испытываете, почему так реагируете? Может быть, вы не всегда понимаете чувства других и вам сложно выстраивать гармоничные отношения?

А между тем, способность понимать свои эмоции и управлять ими - это ключевая опорная точка на пути к успеху, карьере, популярности и даже к счастливой семейной жизни.

Ученые доказали, что любой человек может научиться управлять эмоциями. Дело практики. И это совсем несложно. Самое главное - как в спорте - тренировки!

Успех человека не всегда зависит от его IQ. Каждый день мы наблюдаем ситуации, когда умные и яркие люди не могут построить карьеру. В то время как те, у кого интеллект явно ниже, процветают без особых усилий. Ответ на вопрос, почему так происходит, часто связан с EQ - эмоциональным интеллектом.

Наличие диплома и сертификатов не гарантируют успешную карьеру и счастливую жизнь. Умение управлять собой гораздо важнее регалий и достижений.

Эта относительно новая концепция была обоснована в 1995 году доктором философии Гарвардского университета, научным журналистом Дэниэлом Гоулманом. Его книга «Эмоциональный интеллект », можно сказать, потрясла современников. Гоулман рассказал множество примеров и доказал, что именно благодаря способности осознавать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих, люди добиваются в жизни того, чего хотят.

К сожалению, очень редко детей учат справляться с гневом или конструктивно решать конфликты. И взрослея, человек не получает высокий коэффициент EQ автоматически. Но мы в силах исправить эту ситуацию. В отличие от IQ, показатели эмоционального интеллекта можно (и нужно!) тренировать и развивать.

Есть четыре основных навыка EQ, которые входят в понятия внутриличностной и межличностной компетенций.

Внутриличностная компетентность - это способность понимать свои эмоции и управлять своим поведением. Сюда входит эмоциональное самовосприятие : то, как мы осознаем свои эмоции и реакции в каждый момент времени. Это основополагающий навык: если его уровень высокий, то тогда гораздо проще использовать все остальные навыки EQ.

Далее логично следует управление собой . Этот навык проявляется, когда человек действует или воздерживается от действий. Это способность использовать знание своих эмоций, чтобы эффективно управлять своим поведением, а также эмоциональными реакциями по отношению к людям и к событиям.

Проще говоря, самовосприятие говорит: «Я чувствую гнев!» Управление собой помогает сдержать этот гнев. Или наоборот, если уровень этой компетенции низкий, человек будет мыслить примерно так: «Я чувствую гнев, но я ничего не могу с этим поделать!».

Уоррен Баффет считает, что его успех зависит не от высокого уровня IQ, а от умения управлять своими эмоциями во время сделки. Стоит лишь на миг поддаться эмоциональному порыву - и можно потерять миллионы долларов. .

Межличностная компетентность - это способность понимать и улавливать настроение, поведение и мотивы других людей с целью улучшить качество отношений. Здесь можно говорить об эмпатии - способности точно улавливать эмоции окружающих и понимать, что на самом деле с ними сейчас происходит.

И финальный аккорд - управление отношениями : этот навык включает в себя три предыдущих. Человек, у которого высокие показатели по этой компетенции, умеет воспринимать эмоции (как свои, так и эмоции других людей) для выстраивания эффективного взаимодействия.

Чтобы донести до человека свою мысль и быть правильно понятым, необходимо развивать все четыре навыка. Управление отношениями повышает качество взаимодействия с людьми во всех сферах жизни.

Стратегия повышения EQ

  1. Начинать необходимо с эмоционального самовосприятия. Это фундамент для повышения всех остальных показателей.
  2. Человеческое сознание способно концентрироваться лишь на одном навыке EQ в единицу времени. Поэтому, улучшив первый навык, переходите ко второму в «порядке очереди», действуя от внутриличностных компетенций к межличностым.
  3. Выберите стратегию для улучшения одного навыка и продолжайте работу над ним 21 день (именно столько времени необходимо мозгу, чтобы перестроиться на новую привычку).
  4. Через 21 день переходите к следующему навыку.

Сначала тренировки будут непривычными и, возможно, для кого-то сложными… Ведь мы никогда не «качали» эмоции. Но чем дальше, тем больше результатов вы увидите. Главное: продолжайте несмотря ни на что!

Как повысить внутриличностные компетенции

Есть несколько техник, которые помогут выйти на новый уровень эмоционального интеллекта.

Фрирайтинг, или «утренние страницы»

P.S..Понравилось? Подписывайтесь на нашу рассылку. Раз в две недели мы будем присылать вам 10 лучших материалов из блога.