Что такое эгоизм? (сочинение-рассуждение). Появление самолюбивых героев в литературе XIX века Эгоисты в русской литературе примеры


Имеет ли совесть человек, любящий только самого себя? Как эта любовь проявляется в его поступках? Этими и другими вопросами задаётся русский советский писатель- Е.А.Пермяк.

В данном тексте поднимается проблема эгоизма и самолюбия. В нём три брата получили счастливые часы, тем самым получив возможность распоряжаться своим временем, которое можно было получить, только помогая и оказывая внимание другим. Однако, они этого не делали и продолжали жить в своё удовольствие, впоследствии полностью утратив дарованное им время. "А что он сказать может, если совести у него тоже не осталось, чтобы ею счастливые часы завести?" Данная проблема является актуальной. В наше время эгоизм получил большое распространение. Люди перестали видеть окружающий нас мир, они зачастую стали думать только о себе, их труд направлен только на преобразование и улучшение собственной жизни. "Не зря же один мудрец сказал: "Человек в труде познаётся"."

Весь его труд, все его дела и мысли направлены на формирование лучшего собственного будущего.

Данная проблема встречается в большом количестве художественной литературы. Так, например, в произведении Н.В.Гоголя "Мёртвые души" можно увидеть большое число эгоистичных помещиков. Одним из них является главный герой- помещик Чичиков. С самого раннего детства внушили ему, что он должен был жить богато. Это и породило в нём чувства самолюбия. Чичиков, несмотря на большие большие проблемы общества, бедность и голод крестьян, продолжал увеличивать собственное финансовое состояние. Так поступали и другие помещики. Они все трудились только во благо собственной жизни.

Если обратиться к произведению Б.Васильева "Летят мои кони", то можно увидеть абсолютно противоположную картину. Доктор Янсен был человеком искренним и отзывчивым. Он всегда спешил навестить своих больных пациентов, но никогда не спешил их покидать. Янсен всем сердцем желал помочь каждому. Это показал и его последний поступок. Когда маленькие мальчики попали в канализационный колодец, Янсен, не думая о последствиях для самого себя, бросился к ним на помощь, он понимал, что сам вот-вот погибнет, но его это не остановило. Вскоре мальчишки были спасены, но доктор Янсен отдал свою жизнь ради этого.

За эгоизмом нет настоящего, а значит и нет будущего. Подобная любовь не несёт в себе ничего ценного, скорее наоборот, она оказывает большое отрицательное влияние на мир в целом.

Обновлено: 2018-05-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Эгоизм умерщвляет великодушие Достоевский

Роман «Герой нашего времени» был написан в 1837-1840-х гг. В этом произведении М. Ю. Лермонтов воссоздал тип человека - представителя современного ему поколения, т. е. поколения эпохи 30-х гг. XIX в. Печорин становится «героем своего времени», в нем воплотились «пороки всего поколения». Основным качеством Печорина является эгоизм. Все его поступки пронизаны эгоизмом. На людей он смотрит только лишь в отношении себя любимого. Печорин - это умный, хорошо образованный молодой офицер, приехавший служить на Кавказ, человек, который устал от светской жизни, сильно испортившей его.

Характер Печорина очень противоречив. Печорин является типичным продуктом своего общества. В нем есть душа, однако она, как и его характер, испорчена светом. Печорин наделен умом, который отличает его от всей толпы, окружающей его. Он полон чувств, но не может их реализовать.

Но самое главное, Печорин - эгоист, и эгоист без цели в жизни. Эгоизм его очень хорошо освещен в повести «Бэла». Печорин устраивает похищение Бэлы, дочери князя, а на вопрос Максима Максимыча о том, зачем он это сделал, с недоумением отвечает, что совершил этот поступок, потому что Бэла ему нравится. Но Печорин, похищая девушку, не задумывается о последствиях для нее, о том, что отрывает ее от родного дома, не задумывается о чувстве Бэлы, ее отца, ее родных и даже чувствах Казбича. Печорину безразличны чувства других. Его отношение к любви показано в повести, служит доказательством этому главное - удовлетворить свою прихоть непроходимого эгоиста. Похитив Бэлу и удовлетворив этим свою прихоть, Печорин ставит перед собой новую задачу: добиться любви Бэлы. И чтобы добиться этого, он делает все возможное и невозможное: не скупится на подарки, на нежные, красивые слова, играет на жалости Бэлы, уверяя ее в том, что он будет искать смерти, если она не ответит на его любовь. Начинается жестокая игра эгоиста с ранимой душой Бэлы. И Печорин опять добивается своего. Но любовь Бэлы становится скучна ему. Он говорит Максиму Максимычу: «Любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с нею скучно».

Отличает Печорина знание жизни, кроме того, он очень хорошо разбирается в людях. Но он пользуется этим опять же для удовлетворения своего эгоизма. Он анализирует каждое слово, каждый взгляд и каждый поступок окружающих его людей. Глядя в глаза своим собеседникам, Печорин заранее знает, что тот ответит и как себя поведет, и использует это в свою пользу, даже не задумываясь о других. Так, Печорин играет на чувствах своего приятеля Грушницкого, легко убивает его на дуэли. При этом ни разу Печорин не подумал, что Грушницкий хоть и порядочная дрянь, но все-таки человек со своими чувствами, переживаниями, и он тоже хочет жить. «Доказательств против вас никаких, и вы можете спать спокойно… если сможете…», - пишет Печорину после убийства Грушницкого пораженный печоринским эгоизмом доктор Вернер. И Печорин действительно спал спокойно, его нисколько не беспокоил тот факт, что он лишил жизни человека. Эгоизм Печорина заставляет его закрыть глаза на совершенное преступление. Просто Печорин в силу своего эгоизма не умеет и не обращает внимания на чувства других людей, заставляет их резко и остро реагировать на себя: «В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая», - так характеризует Печорина Вера в своем письме к нему. У Печорина просто нет времени думать о ком-то, кроме себя. В его исповеди в «Журнале Печорина» постепенно присутствует самоанализ. Он пытается понять себя, свои поступки. И это хорошо. Но, с другой стороны, замыкаясь исключительно на самом себе, Печорин даже не пытается проанализировать чувства, поступки других, ему просто некогда и незачем.

В повести «Максим Максимыч» эгоизм Печорина поражает до слез, до возмущения. Добрый Максим Максимыч, узнав, что через крепость должен проезжать Печорин, вне себя от радости. Он с нетерпением ждет приезда Печорина, уверенный, что Печорин с радостью встретится со старым знакомым. И вот встреча произошла. Максим Максимыч «… хотел кинуться на шею Печорину, но тот довольно холодно, хотя с приветливой улыбкой, протянул ему руку. Штабс-капитан на минуту остолбенел…» Нет, Печорин не мог радоваться этой встрече. Ведь эгоизм убил в нем все человеческие чувства: любовь, дружбу, понимание, тепло души. Этот поступок Печорина сильно изменил Максима Максимыча: «Добрый Максим Максим сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном! И отчего? Оттого, что Печорин с рассеянности или от другой причины протянул ему руку, когда тот хотел кинуться ему на шею… Поневоле сердце очерствеет и душа закроется». Это и понятно нам, читателям. Но Печорин не понял тогда, да и никогда не понимал, не замечал даже, до какой степени ранит его эгоизм других людей.

В этой повести Максим Максимыч говорит о Печорине: «А право, жаль, что он дурно кончит… да и нельзя иначе!..» Эгоизм Печорина убил его, он не давал ему понять других людей, быть снисходительным. Но он забыл, что за все последует наказание. И смерть в пути - это было наказанием за эгоизм, судьба по отношению к Печорину тоже оказалась эгоистической.

В своих произведениях идеализировали образ главного героя, наделяя его исключительно положительными качествами. В результате получался великолепный образец для подражания. Он, возможно, обладал своими небольшими недостатками, но в целом соответствовал всем нормам этики и нравственности. В литературе XIX века появились новые тенденции. Возникло желание нарисовать образ своего современника, героя, портрет которого был бы составлен «из пороков всего поколения, в полном их развитии». Реального самолюбивого человека, оказавшегося, как и Россия в тот период времени, на перепутье.

Многие писатели пытались раскрыть эту проблему на страницах своих произ-ведений. Особенно ярко развитие этой темы можно проследить в творчестве А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Онегин и Печорин были близки и понятны своим современникам, потому что действительно отражали настроение каждого. В то/ время Россия стояла перед тяжелым выбором: «Как развиваться дальше? По какому пути идти?» Каждый человек должен был занять определенную гражданскую позицию. Сложившиеся условия пробуждали в людях не только хорошие, но отрицательные качества. Именно себялюбие и эгоизм заставляли многих совершать те или иные поступки.

Пушкин очень подробно знакомит нас с жизнью Евгения Онегина, со средой, где он вырос, и обществом, в котором оказался. Главный герой получил типичное для того времени воспитание. Его учителем был француз, давший молодому Онегину довольно поверхностное образование, которого, впрочем, было достаточно. Жизнь Евгения в Петербурге носит потребительский характер, состоит лишь из одних развлечений и удовольствий. Он, обладая всеми достоинствами молодого человека, с успехом пользовался благами светского общества. Однако такое бесцельное существование скоро наскучило Евгению. Онегин разочаровывается в жизни. «Томясь душевной пустотой», он пытается заняться какой-нибудь полезной деятельностью. Но не привыкший к труду и стараниям Евгений вскоре становится лишь пассивным наблюдателем. Онегин эгоистичен и самолюбив. Он с пренебрежением относится к людям, хотя и искренне привязывается к Ленскому. Но даже его расположение и любовь не приносят окружающим, да и ему самому, счастья. Евгений убивает своего друга, отвергает первые серьезные чувства девушки. Его трагедия заключается и в том, что в нужный момент он упустил свой шанс. Боясь потерять свободу, главный герой отказывает Татьяне, в чем в дальнейшем сильно раскаивается. Именно Татьяна Ларина была послана Онегину, чтобы помочь ему «проснуться» в этом мире. Лишь спустя семь лет он понимает свою ошибку и понимает всю силу любви и страсти. Ореол светской дамы интригует и завораживает. Татьяна же, почувствовав то себялюбие, что лежит в основе его любви к ней, отказывает Евгению.

Страдания Печорина, главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», сходны с терзаниями Онегина. Его даже можно назвать Онегиным своего времени. После полного разгрома декабристского восстания 1825 года он, как человек передового мышления, с одной стороны, бунтовал против накопленных ранее ценностей, с другой - не мог найти себя и своего применения в этом новом этапе жизни. Пресытившись всеми благами общества, Печорин в поисках экзотики едет на Кавказ, надеясь, что «скука не живет под чеченскими пулями». Но и там не находит внутреннего спокойствия. Надо отметить, что, в отличие от Онегина, главный герой не становится безмолвным наблюдателем. Он бешено гоняется за жизнью, постоянно ищет опасность, но никак не может найти в этом смысла. При всей свой одаренности, он «нравственный калека». Его характер крайне противоречив. Всю вину за свою судьбу он перекладывает на свет, объясняя в «Княжне Мэри», откуда у него взялись дурные наклонности: «...Все читали на моем лице признаки дурных свойств, которых не было; но их предполагали - и они появились...я стал скрытен...я стал злопамятен...я сделался завистлив...я выучился ненавидеть...я стал обманывать». По-моему, он во всем виноват сам. Озлобившись на мир, внушив себе, что его никто не любит, Печорин оказался в одиночестве. Не находя применения своим необъятным душевным силам, он лишь попусту растрачивает самое дорогое, что у него есть - жизнь.

Положение обоих героев трагично. Эгоцентризм и себялюбие создают пропасть между ними и другими людьми. Даже оказавшись на какой - то период времени «лю-бимцами» общества, они, тем не менее, чужды ему и не только по вине окружающих. Их участь не утешительна. И если осознание Онегина происходит через отвергнутую им ранее девушку, то как найдет свое искупление Печорин, нам остается лишь предполагать. В любом случае, чрезмерное самолюбие мешает нашим героям гармонично развиваться и существовать в этом мире. Более того, объединяет в определенную группу, получившую название «лишних» людей. Герцен говорил, что «печальный род лишнего человека являлся тогда не только в поэмах и романах, но на улицах и в гостиных, в деревнях, в городах». Пушкин и Лермонтов сумели убед№ тельно доказать несостоятельность мировоззрения своих героев, предостеречь читателя от ошибок.

Кто такой эгоист? Это человек, чьи взгляды, интересы и поведение полностью вращаются вокруг его собственного «я» и направлены исключительно на собственные блага. Проще всего эгоизм выявляется в ситуации, которая ставит человека перед выбором – удовлетворить собственные интересы или же поступиться ими ради другого человека. В чем еще проявляется эгоизм?

Виды эгоизма

Каждому из нас рассказывали в детстве, что быть эгоистом плохо. И в итоге мы научились хитро поворачивать ситуацию в свою пользу, говоря человеку: «Ты эгоист! Совершенно не считаешься с моими интересами!» Но ведь таким образом мы сами проявляем эгоизм, даже не замечая этого.

По сути эгоизм – это не хорошо и не плохо. Это абсолютно естественно для человека, который имеет здоровую психику и нормальную самооценку. Осуждать другого за эгоизм глупо – можно осудить лишь степень проявления этого качества.

Следовательно, можно выделить три основных вида эгоизма:

Сверхэгоизм. Что-то из серии «все бабы как бабы, а я богиня».

Самоуничижение. Такой человек постоянно говорит: «О боже, вы только посмотрите, какое я ничтожество!»

Здоровый эгоизм – золотая середина между двумя крайностями. Человек понимает как свои, так и чужие потребности и стремится к их взаимному удовлетворению.

Основные признаки нездорового эгоизма

Попробуйте присмотреться к своим знакомым. Наверняка среди них найдется хоть один отъявленный эгоист. Чем он будет отличаться от других?

  • Он не берется за дело, которое не принесет ему выгоду.
  • О чем бы вы с ним ни заговорили, так или иначе придется обсуждать его незаурядную личность.
  • Считает, что существует только два мнения – его и неправильное.
  • Умеет находить выход из сложных ситуаций за счет чужой помощи.
  • Равнодушно относится ко всем, кроме самого себя.
  • Надеется, что другие уступят, но сам не пойдет на компромисс.
  • В чужом глазу соринку заметит, в своем бревна не увидит.
  • В любых своих действиях пытается найти выгоду или же откровенно требует ее.

Последствия эгоизма

Отдельные индивидуумы считают, что в современном обществе эгоистам очень неплохо живется. А что, правильно делают: идут напролом, думают только о себе и ведь добиваются успехов! Но в действительности законы человеческих отношений отрицательно сказываются на тех людях, кто и пальцем не пошевелит без личной выгоды.

Рано или поздно окружающие отвернутся от эгоиста, так как его поведение является социально неприемлемым. Он не сможет ни с кем завести нормальные серьезные отношения – дело всегда будет ограничиваться лишь поверхностными контактами. Одиночество является самой страшной расплатой за эгоизм.

В чем проявляется здоровый эгоизм?

Вы обладаете абсолютно здоровым эгоизмом, если:

  • умеете отстаивать свою точку зрения, отказываясь от того, что, по вашему мнению, может вам навредить;
  • готовы идти на компромисс;
  • можете защищаться любыми способами, если над вами или вашими близкими нависла угроза опасности;
  • никому не подчиняетесь, но и других не контролируете;
  • делаете выбор в собственную пользу, не мучаясь чувством вины;
  • уделяете внимание прежде всего собственным интересам, но при этом понимаете, что существует и другой взгляд на вещи;
  • не боитесь высказывать собственное мнение, даже если оно противоречит мнению большинства;
  • можете критиковать других, не опускаясь до оскорблений;
  • уважаете желания партнера, но учитываете также и свои принципы.

Таким образом, размышляя на тему, в чем проявляется эгоизм, можно узнать много нового о себе и своих знакомых. Главное, не переступать черту здорового эгоизма, и тогда будут довольны и окружающие, и вы сами.

Скачать данный материал:

Здравствуйте, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема эгоизма: аргументы из литературы вместе с авторским сочинением приведены ниже для подготовки к единому государственному экзамену.

Будут использоваться следующие аргументы:
– М. Горький, «Старуха Изергиль»
– А. С. Пушкин, «Евгений Онегин»

Проявление эгоизма в поведении человека указывает на присутствие столь негативного качества в его характере. Зацикленность на себе говорит о самовлюбленности человека, бездушности и гордости. Такая манера поведения отталкивает окружающих и вызывает неприязнь.

Эгоисты не умеют замечать своих недостатков и просить прощения, причиняя кому-либо боль. Яркое проявление этого качества в натуре человека может пагубно отразиться на его жизни. Необходимо учиться проявлять должное уважение к окружающим и признавать свои ошибки и слабости.

В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» мы знакомимся с историей о юноше, превратившемся в тень. Однажды из племени скотоводов орёл украл девушку. Вернулась она лишь через двадцать лет, но не одна, а с красивым юношей – своим сыном. Он не отличался внешне от других людей, но глаза его были холодными, а поведение надменным.

Люди племени разозлились на неуважительное отношение молодого человека к старейшинам и изгнали его. Но юношу это лишь рассмешило, он подошел к девушке и обнял её. Красавица оттолкнула его, чем обрекла себя на гибель. Героя схватили, но не стали убивать, решив наказать другим образом. Его главными пороками были эгоизм и гордость. Он не видел никого и ничего кроме себя, как не замечал и своих недостатков.

Юношу назвали Ларрой, что значит “отверженный”, а наказанием его стало одиночество. Десятки лет он жил один, изредка похищал скот и девушек, за что его пытались убить, но юноша был неуязвим. Спустя долгое время Ларра сам пошел к людям, он жаждал прекращения своего одиночества, искал смерти. Но жители отказались убивать его, а сам Ларра этого сделать не мог. Смерть как и жизнь не улыбалась юноше. В наказание за эгоизм и гордость герой обречен на вечные скитания по земле одинокой тенью.

Главный герой одноименного романа А. С. Пушкина Евгений Онегин – гордый и самоуверенный молодой дворянин. Он достаточно богат, образован и может позволить себе любой каприз. Евгений любит бывать в обществе, но в душе оно ему неприятно. Герой знакомится с юным поэтом Владимиром Ленским: открытым и воодушевленным юношей, ставшим со временем его другом.

Когда Онегину признается в любви Татьяна Ларина, тот отвергает её, не восприняв близко нежные чувства девушки. А вскоре он позволяет себе флирт с её сестрой Ольгой, в которую был влюблен Ленский. Владимира задел поступок друга, и он вызывает его на дуэль. Несмотря на презрение к обществу, Онегин боится осуждений и обвинений в трусости, поэтому он соглашается на поединок. Эгоистичные стороны характера героя толкают его на бесчестный поступок: игру с возлюбленной друга и соглашение на дуэль с ним.

Понятие чести у Евгения является ложным: мнение общества он ставит выше собственной совести. Неспособность к сочувствию и вниманию к чувствам окружающих лишают Онегина дружбы, любви и счастья в жизни.

Каждый человек нуждается в близких людях, любви и внимании, но для этого он сам должен быть искренен. Эгоизм блокирует все положительные проявления нашей сущности. Люди, страдающие этим пороком, неспособны на сочувствие, сострадание и бескорыстие. Необходимо избавляться от столь отталкивающего качества, ведь оно не принесет счастья, а обречет на одиночество.

Сегодня мы поговорили на тему «Проблема эгоизма: аргументы из литературы ». Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.