Бронепалубные крейсера типа богатырь. Крейсер "Богатырь": фото, модель, чертежи, вооружение

Богатырь - крейсер 1 ранга Российского императорского флота. Головной крейсер типа «Богатырь». Участвовал в Русско-японской и Первой мировой войне. Построен по заказу российского правительства в Германии.

Заложен 21 декабря 1899 года, спущен на воду 17 января 1901 года, введён в состав флота в августе 1902 года.

По тому же проекту в России построены крейсера «Олег», «Кагул» (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия» (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Основные характеристики:

Водоизмещение 6645 т.
Длина 134,0 м.
Ширина 16,6 м.
Осадка 6,3 м.
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм.
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана.
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 23 узла (43 км/ч).
Экипаж 589 человек.

Вооружение:

Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм,
2 × 37-мм.
Минно-торпедное вооружение Четыре 381-мм торпедных аппарата.

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров.

15 мая 1904 года напоролся на камни в Амурском заливе, получил серьёзные повреждения, с большим трудом корабль удалось спасти и привести во Владивосток на ремонт. Всю Русско-японскую войну «Богатырь» простоял в ремонте.

После войны переведён на Балтийский флот. Осуществлял учебные походы в Балтийском море. Ходил в Средиземное и Чёрное моря. В декабре 1908 года русские моряки с «Богатыря» в числе первых пришли на помощь погребённым под завалами жителям Мессины, всего было спасено около 1 800 человек. Перед Первой мировой войной в 1912 году прошёл на Кронштадтском пароходном заводе ремонт машин и частичную модернизацию.

В Первую мировую войну вступил в составе 2-й эскадры крейсеров.

26 августа 1914 года крейсера «Паллада» и «Богатырь» захватили кодовую книгу с германского лёгкого крейсера «Магдебург», севшего на мель вблизи острова Оденсхольм в Финском заливе.
Российские власти передали книгу британскому Адмиралтейству, что сыграло решающую роль в раскрытии военно-морского кода Германии. Раскрытие кода оказало впоследствии значительное влияние, как на боевые действия на море, так и на ход войны в целом.
Во время войны прошёл модернизационный ремонт в 1915 году на Франко-русском заводе с заменой артиллерии с 152-мм орудий в 45 калибров длинной системы Кане на 130-мм орудия Обуховского завода в 55 калибров длинной.

Всю войну успешно действовал в Балтийском море, выставлял минные заграждения, участвовал во многих боевых операциях. Как и весь остальной флот, вынужден был отступить после перемены на фронтах, последовавшей после революции 1917 года. Участвовал в знаменитом Ледовом походе Балтийского флота.

В 1922 году был разобран на металл.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

«Богатырь»

Служба: Россия Россия
Класс и тип судна Бронепалубный крейсер
Изготовитель Вулкан , Штетин
Строительство начато 21 декабря 1898 года
Спущен на воду 17 января 1901 года
Введён в эксплуатацию Август 1902 года
Выведен из состава флота 1922 год
Статус Разобран на металл
Основные характеристики
Водоизмещение 7 428 т
Длина 134,1 м
Ширина 16,61 м
Осадка 6,77 м
Бронирование Палуба - 35/70,
башни - 125/90,
рубка - 140 мм
Двигатели 2 паровых машины тройного расширения, 16 котлов Нормана
Мощность 20 368 л. с.
Скорость хода 24,33 узла (45,06 км/ч)
Дальность плавания 4 900 миль
Экипаж 589 человек
Вооружение
Артиллерия 12 × 152-мм,
12 × 75-мм,
8 × 47-мм ,
2 × 37-мм,
4 пулемета
Минно-торпедное вооружение 4 × 381-мм ТА

Строительство

Контракт на постройку крейсера заводом «Вулкан» был подписан 5 августа 1898 года . Заложен 21 декабря 1899 года , спущен на воду 17 января 1901 года , введён в состав флота в августе 1902 года . По тому же проекту в России построены крейсера «Олег », «Кагул » (бывш. «Очаков») и «Память Меркурия » (бывш. «Кагул») и ещё один однотипный корабль («Витязь ») сгорел недостроенным на стапеле в С-Пб.

Служба

После постройки «Богатырь» переведён на Дальний Восток в состав Тихоокеанской эскадры российского Императорского флота и был включён в состав Владивостокского отряда крейсеров .

В 1922 году был разобран на металл.

Командующие крейсером

  • 15.02.1899 - 08.1905 - капитан 1-го ранга Стемман, Александр Фёдорович
  • 1905-1906- Бострем, И. Ф.
  • 13.03.1906 - 31.08.1906 - капитан 2-го ранга Васильковский, Станислав Францевич
  • 1906-1908 - Гирс, Владимир Константинович
  • 1908-1911 - контр-адмирал Литвинов, Владимир Иванович
  • 1911-1912 - капитан 1-го ранга Ворожейкин, Сергей Николаевич
  • 1912-1915 - Криницкий, Евгений Иванович
  • 1915-1916 - Вердеревский, Дмитрий Николаевич
  • 1916-1917 - Коптев, Сергей Дмитриевич
  • 1918.02-11 - фон Гебгард, Б. Э.
  • 1919-1921?- Кукель, Владимир Андреевич

Напишите отзыв о статье "Богатырь (бронепалубный крейсер)"

Ссылки

Литература

  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.1 // Морская коллекция. - 2010. - № 3 .
  • Заблоцкий В.П. Вся богатырская рать. Бронепалубные крейсера типа «Богатырь». Ч.2 // Морская коллекция. - 2011. - № 1 .
  • Крестьянинов В. Я. Часть I // Крейсера Российского Императорского флота 1856-1917. - СПб. : Галея Принт, 2003. - ISBN 5-8172-0078-3 .
  • Мельников Р.М. Крейсер «Богатырь» // Стапель. - 2009. - № 6 .
  • Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910. - Минск: Харвест, 2006. - ISBN 5-17-030194-4 .

Отрывок, характеризующий Богатырь (бронепалубный крейсер)

– Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! – крикнул он с бешенством.
– Так когда получить? – спросил Долохов.
– Завтра, – сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.
Волшебница, скажи, какая сила
Влечет меня к покинутым струнам;
Какой огонь ты в сердце заронила,
Какой восторг разлился по перстам!
Пел он страстным голосом, блестя на испуганную и счастливую Наташу своими агатовыми, черными глазами.
– Прекрасно! отлично! – кричала Наташа. – Еще другой куплет, – говорила она, не замечая Николая.
«У них всё то же» – подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.
– А! вот и Николенька! – Наташа подбежала к нему.
– Папенька дома? – спросил он.
– Как я рада, что ты приехал! – не отвечая, сказала Наташа, – нам так весело. Василий Дмитрич остался для меня еще день, ты знаешь?
– Нет, еще не приезжал папа, – сказала Соня.
– Коко, ты приехал, поди ко мне, дружок! – сказал голос графини из гостиной. Николай подошел к матери, поцеловал ее руку и, молча подсев к ее столу, стал смотреть на ее руки, раскладывавшие карты. Из залы всё слышались смех и веселые голоса, уговаривавшие Наташу.
– Ну, хорошо, хорошо, – закричал Денисов, – теперь нечего отговариваться, за вами barcarolla, умоляю вас.
Графиня оглянулась на молчаливого сына.
– Что с тобой? – спросила мать у Николая.
– Ах, ничего, – сказал он, как будто ему уже надоел этот всё один и тот же вопрос.
– Папенька скоро приедет?
– Я думаю.
«У них всё то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?», подумал Николай и пошел опять в залу, где стояли клавикорды.
Соня сидела за клавикордами и играла прелюдию той баркароллы, которую особенно любил Денисов. Наташа собиралась петь. Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
«И вот охота заставлять ее петь? – что она может петь? И ничего тут нет веселого», думал Николай.
Соня взяла первый аккорд прелюдии.
«Боже мой, я погибший, я бесчестный человек. Пулю в лоб, одно, что остается, а не петь, подумал он. Уйти? но куда же? всё равно, пускай поют!»
Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
«Николенька, что с вами?» – спросил взгляд Сони, устремленный на него. Она тотчас увидала, что что нибудь случилось с ним.
Николай отвернулся от нее. Наташа с своею чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего брата. Она заметила его, но ей самой так было весело в ту минуту, так далека она была от горя, грусти, упреков, что она (как это часто бывает с молодыми людьми) нарочно обманула себя. Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье сочувствием чужому горю, почувствовала она, и сказала себе:
«Нет, я верно ошибаюсь, он должен быть весел так же, как и я». Ну, Соня, – сказала она и вышла на самую середину залы, где по ее мнению лучше всего был резонанс. Приподняв голову, опустив безжизненно повисшие руки, как это делают танцовщицы, Наташа, энергическим движением переступая с каблучка на цыпочку, прошлась по середине комнаты и остановилась.
«Вот она я!» как будто говорила она, отвечая на восторженный взгляд Денисова, следившего за ней.
«И чему она радуется! – подумал Николай, глядя на сестру. И как ей не скучно и не совестно!» Наташа взяла первую ноту, горло ее расширилось, грудь выпрямилась, глаза приняли серьезное выражение. Она не думала ни о ком, ни о чем в эту минуту, и из в улыбку сложенного рта полились звуки, те звуки, которые может производить в те же промежутки времени и в те же интервалы всякий, но которые тысячу раз оставляют вас холодным, в тысячу первый раз заставляют вас содрогаться и плакать.
Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. Она пела теперь не по детски, уж не было в ее пеньи этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде; но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки судьи, которые ее слушали. «Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», говорили все. Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки судьи ничего не говорили, и только наслаждались этим необработанным голосом и только желали еще раз услыхать его. В голосе ее была та девственная нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пенья, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
«Что ж это такое? – подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. – Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» – подумал он. И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и всё в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto… [О моя жестокая любовь…] Раз, два, три… раз, два… три… раз… Oh mio crudele affetto… Раз, два, три… раз. Эх, жизнь наша дурацкая! – думал Николай. Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!… как она этот si возьмет? взяла! слава Богу!» – и он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. «Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» подумал он.

Литература

“Богатырь” являлся третьим после крейсеров “Варяг” и “Аскольд” бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 года “для нужд Дальнего Востока”. Проект фирмы “Вулкан” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии от крейсера “Варяг” – головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные размещены за броней щитов или в казематах. Крейсера данного класса считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками.

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: 7428 тонн
Размеры: длина – 132,02 метра
ширина – 16,61 метра
осадка – 6,77 метра
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 2 винта, 20368 л.с.
Скорость: 23,1 узла
Дальность плавания: 1440/2760 миль (23/12 узловым ходом)
Экипаж 576 человек
Вооружение: 2х2 и 8х1 152/45, 12х1 75/50 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета, 2 подводных 381-мм торпедных аппарата, 150 мин заграждения
с 1916 года: 16х1 130/55 мм орудий, 4х1 7,62-мм пулемета,
Бронирование: палуба – 35 мм, боевая рубка – 140 мм, башни от 90 до 125 мм, элеваторы – 35 мм

“Богатырь”
23 января 1899 года зачислен в списки судов Балтийского флота и 21 декабря 1899 года заложен на судоверфи фирмы “Вулкан” в Штеттине (Германия), спущен на воду 30 января 1901 года, вступил в строй 20 августа 1902 года. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 15 мая 1904 года в тумане выскочил на прибрежные камни у мыса Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 18 июня 1904 года снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 года участвовал в оказании помощи населению города Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Прошел капитальный ремонт в 1909-1912 гг. на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге (ремонт корпуса и механизмов с заменой водогрейных трубок котлов). В 1912 году на Кронштадтском заводе осуществлен капитальный ремонт главных механизмов. В период первой мировой войны набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 года был перевооружен на 16 130-мм орудий с установкой новых приборов управления артиллерийским огнем. Участвовал в февральской революции. 7 ноября 1917 года вошел в состав Красного Балтийского флота. С 24 по 27 февраля 1918 года совершил переход из Ревеля (Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки) и с 12 по 17 марта 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года находился на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 130-мм орудий были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 130-мм орудия были переданы Северо-Двинской флотилии. 1 июля 1922 года был продан совместному советско-германскому предприятию “Деруметалл” для разборки на металл. В конце 1922 года был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 года исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля были использованы для восстановления однотипного крейсера Морских сил Черного моря “Комминтерн” (“Память Меркурия”).

“Богатырь”, являлся третьим, после крейсера “Варяг” и “Аскольд”, бронепалубным крейсером, разрабатывавшимся по одному тактико-техническому заданию в рамках новой судостроительной программы 1898 “для нужд Дальнего Востока”. Проект a/o ”Vulkan” (Германия). Предназначался для выполнения функций крейсера-разведчика при эскадре и совместных действий с миноносцами. Корабль отличала высокая (для своего времени) скорость хода при оптимальном, сочетании наступательных и оборонительных элементов. В отличии, от крейсера “Варяг” - головного корабля условной серии, треть 152-мм орудий была заключена в башни, а остальные - размещены за бронёй щитов или в казематах. Крейсера данного типа считались лучшими представителями средних бронепалубных крейсеров в русском флоте. Однако, башенные орудия не могли вести огонь на поражение одновременно с орудиями бортовых установок из-за различий в способах наводки. Кроме того, башенные элеваторы не были приспособлены к подаче снарядов с баллистическими наконечниками, третий крейсер Балтийского флота ”Витязь” (заложен 21 октября 1900 в Эллинге Галерного острова в Санкт-Петербурге) 31 мая 1901 был разрушен на стапеле в результате пожара и 1 июля 1901, ввиду нецелесообразности восстановления, исключен из списков судов Балтийского флота. Два таких же корабля был заказаны для Черноморского флота по судостроительной программе 1895.

“Богатырь”
Длина - 132,02 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,77 метров
Водоизмещение - стандартное 7 428 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 20 368 инд. л. с. (Пр. И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 23,55 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива, уголь - нормальный 720 т, усиленый 1 350 т.
Дальность плавания - 1 440 миль при 23 узлах: 2 760 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн. ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1916: 16-130мм/55 ; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 300 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 9 сентября 1899 на с/в ф. "А.С. Vulcan” Штеттин, Германия. Спущен 17 января 1901. Вступил в строй 7 августа 1902. Зачислен 11 января 1899. Во время русско-японской войны входил во Владивостокский отряд крейсеров. Действовал на коммуникациях противника между Японией и Кореей. 2 мая 1904 в тумане выскочил на прибрежные камни у м. Брюса в Амурском заливе и, получив пробоину в корпусе, лег на грунт. 5 июня 1904 снят с мели и введен в док для ремонта, в котором простоял до конца войны. В декабре 1908 участвовал в оказании помощи населению г. Мессина на острове Сицилия, пострадавшему от землетрясения. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1909-1912 на Франко-Русском заводе в Санкт-Петербурге с заменой водогрейных трубок котлов. В 1912 на Кронштадтском пароходном заводе капитальный ремонт главных механизмов. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий с установкой новых ПУАО. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 24 февраля по 27 февраля 1917 совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс и с 12 марта по 17 марта 1918 - в Кронштадт. С мая 1918 находился в порту на долговременном хранении. В годы гражданской войны 8 - 130мм орудии были демонтированы и установлены на кораблях Волжской военной флотилии, 4 - 130мм орудия переданы СДФ. 1 июля 1922 продан совместному Советско-Германскому а/о обществу “Деруметалл” как металлолом. В конце 1922 был отбуксирован в Германию и 21 ноября 1925 исключен из состава РККФ. Цилиндры, детали, машины, часть приборов и оборудования корабля, были использованы для восстановления однотипного крейсера “Комминтерн” МСЧМ (б. “Кагул”).

"Олег”
Длина - 134,19 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,91 метров
Водоизмещение - стандартное 6 975 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 17 000 инд. л.с. (Пр.И.); 16 водотрубных котлов (18кг/см^2;4600м^2) - завода ф.”Vulcan”.
Скорость хода - максимальная 20,45 узлов, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1500 т
Дальность плавания - 845 миль при 20 узлах: 1 200 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70 мм; Гласисы - 85мм; Боевая рубка -140 мм; Башни -125 мм борт, 90 мм крыша; Барбет башни - 73 мм борт, 51 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов - 35 мм; Защита 152 мм орудий - 25 мм.
Вооружение - 12 - 152 мм/45 ; 12-75 мм/50 ; 4-47мм салютн.; 4-7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; c 1916: 16 - 130 мм/55 ; 1 - 75 мм/50 ; 2-47 мм салютн. ; 2 - 7,62 мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 1 кВт - дальность 250 миль
Экипаж - 19 офицеров / 17 кондукторов / 540 нижних чинов

Заложен 6 июля 1902 на Эллинге Нового адмиралтейства Санкт-Петербург. Спущен 14 августа 1903. Вступил в строй 12 октября 1904. Зачислен 5 ноября 1901. Во время русско-японской войны входил в состав второй Тихоокеанской эскадры Балтийского флота. После Цусимского сражения ушел в Манилу, где с 27 мая 1905 был интернирован местными властями. С 16 декабря 1907 состоял в гвардейском экипаже. Капитальный ремонт корпуса и механизмов в 1910-1911 на Французско-Русском заводе в Санкт-Петербурге. В период Первой Мировой войны проводил набеговые и минно-заградительные операции на коммуникациях противника, прикрывал активные минные постановки легких сил флота. Зимой 1916 был перевооружен на 16-130мм орудий, установлены новые ПУАО, для чего переделали боевую рубку. 25 октября 1917 вошел в состав советского Балтийского флота. С 5 апреля по 10 апреля 1918 совершил переход из Гельсингфорса в Кронштадт. С 27 ноября по 29 ноября 1918 обеспечивал высадку десанта в Нарвенском заливе, с 13 июня по 16 июня.1919 обстреливал форт “Красная Горка”, входил в состав ДОТ. 18 июня 1919 во время патрулирования у Толбухина маяка в Финском заливе, был торпедирован и потоплен английским торпедным катером. В 1919 часть 130мм орудий корабля была снята и отправлена на сухопутные фронты. В 1938 поднят Балтийской партией ЭПРОН и сдан “Главвторчермету” для разборки. По некоторым данным на крейсере “Богатырь” 152мм орудия (кроме 4) были заключены в броневые казематы. Однако подобные работы на крейсере не проводились, ввиду тактической нецелесообразности и большой стоимости, хотя один из командиров крейсера “Олег” вносил такие предложения в Морской технический комитет.

"Память Меркурия" ("Память Меркурия" до 25 марта 1907 "Кагул" с 31.12. 1922 "Коминтерн")
Длина - 134,16 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Запас топлива - нормальный 700 т, усиленый 1200 т
Дальность плавания - 735 миль при 21 узле; 2100 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм.
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен. ; 4-7,62мм пулемета. ; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 292 мины заграждения; с 1916: 10 - 130мм/55.
Радиотелеграф - 1 станция, 2 кВт - дальность 250 миль.
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 565 нижних чинов

Заложен 23 августа 1901 на Эллинге Николаевского адмиралтейства. Спущен 20 мая 1902. Вступил в строй 1905. Зачислен 21 апреля 1901. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 6 января 1913 по 1 мая 1914 в Севастопольском порту. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал Трапезундской наступательной операции, в октябре 1916 обстреливал нефтехранилища и портовые сооружения в Констанце. С декабря 1916 по апрель 1917 проходил ремонт корпуса и механизмов в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота. 28 марта 1918 законсервирован и сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 1 мая 1918 был захвачен немцами и использовался в качестве плавказармы для размещения особого отряда Средиземноморской дивизии. 24 ноября 1918 захвачен у немцев англо-французскими войсками и передан белогвардейцам, 19 февраля 1919 разоружен, а в период с 22 апреля по 24 апреля 1919, по приказу английского командования, были подорваны главные механизмы. 29 апреля 1919 освобожден частями советского Украинского фронта, но 24 июня 1919 вновь захвачен белогвардейцами, 14 ноября 1920 оставлен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул. 22 ноября 1920 захвачен частями РККА и в 1921, после постановки в ремонт, включен в состав МСЧМ. В 1923 восстановлен и 7 ноября 1923 в качестве учебного крейсера вновь введен в строй. С июня 1941 использовался как минный заградитель. 16 июля 1942 при стоянке в Потийском порту, был выведен из строя германской авиацией. В августе-сентябре 1942 разоружен для комплектования сформированных 17 августа 1942 берег артиллерийских батарей № 743. 744, 746, 747 (по 2 - 130мм орудия), № 173 (3 - 76,2 мм орудия) и № 770 (3 - 45мм орудия) - на подступах к Туапсе. Затоплен в качестве брандера в устье р. Хопи для создания волнолома, 2 февраля 1943 исключен из списков советского ВМФ. 31 марта 1946 на корпусе корабля была установлена перебазированная из Сочи противокат. арт. батарея № 626.

"Кагул" ("Кагул" до 25.03.1907 "Очаков" с 31.03.1917 "Очаков" с 9.1919 "Генерал Корнилов")
Длина - 134,01 метра
Ширина - 16,61 метров
Осадка - 6,81 метров
Водоизмещение - стандартное 7 070 т.
Мощность двигателей - 2 вертикальных паровых машины 3-го расш. - 19 500 инд. л.с. (сумм. контр.); 16 водотрубных котлов системы Normand (4600 м^2; 18 кГ/см^2) - Николаевского механического и судостроительного завода, 3 пародинамо-машины.
Скорость хода - максимальная 23 узла, экономическая 12 узлов
Запас топлива - нормальный 720 т, усиленый 1100 т
Дальность плавания - 1210 миль при 21 узле; 3300 миль при 12 узлах
Броня - Броневая палуба - 35мм; Скосы - 70мм; Гласисы - 85мм; Кожухи котельных отделений - 30мм; Боевая рубка - 140мм; Башни - 125 мм борт, 90 мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов башни - 73мм борт, 51мм крыша; Элеваторы подачи боеприпасов 152мм орудий - 35мм; Защита 152мм орудий - 25мм
Вооружение - 12-152мм/45 ; 12-75мм/ 50 ; 4- 7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения; с 1914: 16-152мм/45 орудий; 2-75мм зен.; 4-7,62мм пулемета; 2 подводных бортовых торпедных аппарата 381мм; 150 мин заграждения.
Радиотелеграф - 1 станция, 8 кВт - дальность 600 миль
Экипаж - 19 офицеров / 12 кондукторов / 550 нижних чинов

Заложен 13 августа 1901 на Лазаревском адмиралтействе, Севастополь. Спущен 21 сентября 1902. Вступил в строй 10 июня 1909. Зачислен 21 апреля 1901. С 11 ноября по 15 ноября 1905 будучи на достройке, возглавил восстание флотской дивизии, при подавлении которого был сильно поврежден. В период Первой Мировой войны участвовал в набеговых операциях на коммуникации и побережье противника, нес разведывательную и блокадную службы у берегов Турции, обеспечивал и прикрывал набеговые и минно-заградительные действия других сил флота. Эскортировал и осуществлял противолодочную оборону бригад линейных кораблей. С 23 января по 5 апреля 1916 участвовал в Трапезундской наступательной операции. Капитальный ремонт корпуса и механизмов с 25 сентября 1916 в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16 декабря 1917 вошел в состав советского Черноморского флота, но 1 мая 1918 был захвачен германскими войсками и 2 мая 1918, в качестве БПС, включен в состав ВМС Германии на Черном море. 24 ноября 1918 захвачен англо-французскими войсками и передан в распоряжение белогвард. 3 мая 1919 зачислен в состав морских сил юга Росии. 14 ноября 1920 уведен врангелевцами при эвакуации из Севастополя в Стамбул и затем в Бизерту, где был 29 декабря 1920 интернирован французскими властями. 29 октября 1924 признан Францией собственностью СССР, но из-за сложной международной обстановки возвращен не был, в конце 20-х гг продан "Рудметаллторгом" французской частной фирме на слом и в 1933 разобран в Бресте на металл.

Крейсера 1-го ранга, построенные по проекту германской фирмы «Вулкан». Строились в качестве развития типа «Диана» (часть орудий ГК размещена в башнях, применена броня крупповского типа).

«Богатырь», «Витязь» и «Олег» строились для Балтийского флота, «Очаков» и «Кагул» - для Черноморского. К моменту ввода в строй считались одними из самых удачных крейсеров в мире. Имели трехтрубный силуэт с короткими полубаком и полуютом.

Толщина броневой палубы достигала 35 мм в плоской части и 53 мм на скосах; в районе МО и КО она была усилена до 70 мм. Над машинами размещался броневой купол толщиной 32-83 мм. Башни ГК имели толщину стенок до 127 мм и 25-мм крышу, боевая рубка - 140-мм стенки и 25-мм крышу. Шахту, связывавшую рубку с подпалубными помещениями, защищала 37-мм броня. Вес брони составил 765 тонн (11,4% водоизмещения).
Кроме башенной артиллерии, четыре 152-мм пушки стояли в казематах на верхней палубе (побортно от обеих мачт), еще четыре - в спонсонах в центральной части корпуса. Восемь 75-мм орудий находились на уровне верхней палубе, остальные - над казематами.

Еще на стапеле прекратил свое существование крейсер «Витязь»: 13.06.1901 его корпус уничтожил мощный пожар. «Олег» и «Богатырь» прошли русско-японскую войну («Олег» после Цусимского сражения был интернирован американцами в Маниле, а «Богатырь» в мае 1904 из-за навигационной ошибки выскочил на камни и до конца войны был небоеспособен), в 1906 вернулись на Балтику и были отремонтированы. Кроме главного калибра, корабли несли 12-75-мм, 4-47-мм орудий, 4 пулемета, 2-457-мм подводных ТА.

В 1916 оба корабля прошли капитальный ремонт с полным перевооружением: 152-мм пушки Канэ заменили на 16 новых 130-мм L/55 орудий Обуховского завода, с установкой новых приборов управления огнем. Появились четыре 75-мм зенитки, можно было принимать до 150 (в перегруз) якорных мин.

«Олег» пережил мировую войну, но не революцию; в 1919 он участвовал в необъявленной войне Великобритании против Советской России на Балтике (к тому времени его прогоревшие котлы не позволяли давать ход выше 12 узлов). Во время выхода для обстрела восставших фортов «Красная Горка» и «Серая Лошадь», около полуночи 17.06.1919 его атаковал английский торпедный катер СМВ-4 под командованием лейтенанта Эгара у Толбухина маяка. Катер выпустил в крейсер торпеду и умчался в темноту на скорости 35 узлов. «Олег» затонул в течение 12 минут, на нем погибли 5 человек.

В 1938 был поднят и сдан на слом. «Богатырь» в 1922 продан на металл в Германию.

Сложнее сложилась судьба черноморских крейсеров. Достраивавшийся на плаву крейсер «Очаков» оказался в эпицентре бунта моряков севастопольской базы. В ночь на 8/21.11.1905 команда частью перебила, частью выбросила за борт офицеров, после чего избрала ревком, а командиром - лейтенанта П.П. Шмидта (1867-1906), прибывшего на крейсер из города. Пока восставшие матросы митинговали, командование флота приняло экстренные меры.
15/28.11.1905 крейсер был сильно поврежден огнем береговых батарей, загорелся и выбросил белый флаг. Арестованных Шмидта и троих матросов по приговору суда расстреляли, название «Очаков» указом царя было исключено из списков флота.

Так или иначе, ввод в строй поврежденного крейсера затянулся на три года. За это время (в марте 1907) замаравший себя корабль получил от однотипного крейсера «Кагул» его название, а тот (уже после ввода в строй) пришлось назвать «Память Меркурия». В апреле 1917 кораблю вернули его прежнее название «Очаков», но ненадолго.
В 1906-1909 крейсера перевооружили по образцу балтийских (количество принимаемых в перегруз мин достигло 290). На «Памяти Меркурия» зимой 1913/1914 сняли 10-75-мм пушек, зато число 152-мм L/45 орудий достигло 16. «Кагул» прошел такое же перевооружение в 1915. Осенью следующего года крейсер снова перевооружили: все шестидюймовые орудия демонтировали, взамен установили 10 (затем 14) 130-мм L/55 орудий; оба корабля получили по две 75-мм зенитные пушки.

Врангеля 14.11.1920 корабль ушел в Турцию, оттуда в Бизерту (французский Тунис). Там он входил в состав «последней эскадры России» до ее расформирования, был сдан французским властям 29.10.1924. В конце 1920-х продан во Францию на слом, разобран в 1933 в Бресте.

«Память Меркурия» был тяжело поврежден англичанами в Севастополе 24.04.1919 (взорваны цилиндры машины) и брошен врангелевскими войсками при эвакуации из Крыма.

В 1921-1923 вновь вступил в строй в качестве учебного крейсера МСЧМ (31.12.1922 переименован в «Коминтерн»).
В 1930-1931 прошел капитальный ремонт, в начале 1941 превращен в минный заградитель. На тот момент вооружение корабля составляли 8-130-мм, 3- 76,2-мм, 3-45-мм и 2-25-мм орудия, 5-12,7-мм пулеметов, 2 бомбомета, 195 якорных мин.

10.10.1942 (по другим данным, 17.07) «Коминтерн» затопили в устье реки Хопи (район Поти) в качестве элемента волнолома. Здесь создавалась новая база Черноморского флота, ушедшего из Крыма в Закавказье. На палубе затопленного крейсера в 1943 установили артиллерийскую батарею N° 626. Его остов находится в указанном месте до настоящего времени.