Арабский ученый ибн аль хайсам. Арабская психология (Ибн аль Хайсам, Ибн-Сина, Ибн-Рушд)

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (араб. أبو علي الحسن بن الحسن بن الهيثم‎, 965, Басра — 1039, Каир) — арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. В средневековой Европе упоминался под латинизированным именем Alhazen (Альхазен).
Благодаря своим выдающимся способностям Ибн аль-Хайсам занимал в родной Басре должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн аль-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана, он пригласил учёного в Египет. Однако на месте Ибн аль-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.
В списке врачей, приведённом у сирийца Ибн Абу Усайбиа, упомянуты 92 сочинения Ибн аль-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн аль-Хайсам сочетал в своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».
В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн аль-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла.
В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн аль-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всех фигур равного периметра, а шар — самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.
Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике — «Книга оптики» (в 7 книгах).
В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». При этом в VI в. до н. э. (то есть за 17 веков до аль-Хайсама) Пифагор высказал точно такую же (близкую к современной) идею, что тела становятся видимыми благодаря испускаемым ими частицам. Очень близкие к современному пониманию различных оптических явлений концепции развивали и другие предшественники аль-Хайсама — Аристотель (IV в. до н. э.), Платон (IV в. до н. э.), Евклид (III в. до н. э.), Клеомед (I в. н. э.), Птолемей (130 г. н. э.) и др. Основной вклад работавших до аль-Хайсама учёных состоит даже не в их гипотезах о природе света, а в том, что они нашли законы его прямолинейного распространения и отражения и умели ими пользоваться.
Аль-Хайсам считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения. Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света.
Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой, опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла.
В XII веке обсуждаемое сочинение было переведено на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Первое крупное европейское сочинение по оптике — «Перспектива» Витело — представляет собой в значительной степени переработку трактата Ибн аль-Хайсама.
Ибн аль-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии и геодезии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении азимута киблы» (киблой называется направление на Мекку), «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.
В «Книге о форме мира» Ибн аль-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Жители Китая впервые воочию познакомятся с богатейшим научным наследием исламского мира. Сделать это они смогут, посетив Пекинский выставочный центр, где в конце июля стартует Фестиваль науки. Главной тематикой нынешнего мероприятия станет свет и цвет, что обусловлено решением ООН объявить 2015 год «Международным годом света и световых технологий». Центральным элементом этого праздника науки станет выставка «1001 изобретение и мир Ибн аль-Хайсама».

Знаменитый на весь мир арабский средневековый ученый станет официальным талисманом и «почетным гостем» мероприятия.

Как считают организаторы, через знакомство с экспозицией «1001 изобретение» китайская молодежь больше узнает о восточной цивилизации, а сам проект поспособствует сближению культур.

Примечательно, что выставка Ибн аль-Хайсама побывала во многих странах мира, прежде чем добраться до Китая.

По словам директора экспозиции Ахмеда Салима, современная наука обязана своим появлением разным цивилизациям, которые внесли неоценимый вклад в процесс коллективного познания. В этой связи он указывает на связь ранних исследований китайских ученых в области оптики с историческими открытиями Ибн аль-Хайсама в теории света.

Центральным экспонатом выставки станет гигантская камера-обскура. Зрители смогут увидеть различные удивительные оптические явления, а также фильм об этом великом ученом.

Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри родился в 965 году в иракской Басре, основанной за три века до этого халифом Омаром и служившей одним из важнейших культурных и экономических центров Халифата. Из-за места своего рождения ученого прозвали «аль-Басри». Невероятно одаренный молодой человек быстро снискал признание со стороны правителей Басры и был назначен на должность визиря. Однако, когда пришло время выбирать между высоким званием и наукой, Ибн аль-Хайсам, не колеблясь, выбрал второе. Слишком сильна была его любовь к точным знаниям.

Он, как и его современники, в исследовательской работе не ограничивал себя рамками одной науки, что позволило ему внести вклад в развитие сразу нескольких научных дисциплин. Так, ученый вошел в историю как выдающийся математик, физик, астроном, врач и философ. Также он известен, как «отец оптики».

Имел в жизнь изобретателя трагический эпизод, оказавший влияние на всю его дальнейшую судьбу. Однажды египетский правитель аль-Хаким, наслышанный о проекте Ибн аль-Хайсама регулирования вод Нила с помощью плотины, пригласил ученого из Басры работать у себя при дворе. Тогда Ибн аль-Хайсам и предположить не мог, насколько роковой окажется для него эта поездка. Приступив к работе ученый осознал, что его проект технически реализовать невозможно. Не получив желаемого, аль-Хаким, привыкший беспрекословного исполнения своих приказов, обрушился с гневом на басрийца - посадил под домашний арест, конфисковал все его имущество и даже подумывал о казни. Чтобы уцелеть Ибн аль-Хайсам пошел на хитрость - прикинулся сумасшедшим и был вынужден изображать из себя больного вплоть до самой смерти египетского правителя. Новый халиф, оказавшийся куда мудрее своего грозного предшественника, не только даровал ученому свободу, но и наделил его своей милостью, сделав приближенным лицом. Именно тогда Ибн аль-Хайсам получил возможность свободно развиваться в науке. Великий ученый ушел из жизни в возрасте 74 лет и был с почестями похоронен в Каире.

Ученому принадлежит около сотни крупных сочинений, посвященных астрономии, математике, оптике и механике. Все сделанные им эксперименты имеют строгие математические доказательства. Ему принадлежит ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Самым главным трудом Ибн аль-Хайсама по оптике стала «Китаб аль-маназир» («Книга оптики»), насчитывающая аж 7 томов! В ней ученый описал строение глаза и доказал несостоятельность точек зрения великих греческих ученых Платона и Евклида о свете как о лучах, испускающихся глазом и «ощупывающих» предметы. Он выдвинул собственную теорию о том, что естественный свет и цветные лучи влияют на глаз, а зрительный образ образуется лучами, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз.

Следует отметить, что XII веке «Китаб аль-маназир» была переведена на латинский язык под названием «Сокровище оптики» (лат. Opticae thesaurus). Труд исламского ученого оказал огромное влияние на развитие оптики в Европе. На его основе было написано крупное европейское сочинение по оптике «Перспектива» Эразма Витело.

Именно Ибн аль-Хайсам дал верное представление бинокулярного зрения, а также высказал предположение о конечности скорости света. Он поставил множество различных опытов, однако наиболее известными стали его эксперименты с камерой-обскурой, по преломлению света, а также опыты с различными видами зеркал.

Должность визиря, однако любовь к науке побудила его оставить эту должность и заняться только наукой. Когда до египетского халифа ал-Хакима дошёл слух о том, что Ибн ал-Хайсамом составлен проект регулирования вод Нила путём постройки плотины ниже Асуана , он пригласил учёного в Египет . Однако на месте Ибн ал-Хайсам убедился в невозможности осуществления этого проекта при технических средствах того времени. Узнав об этом, халиф разгневался на учёного, подверг его домашнему аресту и конфисковал его имущество. Для спасения жизни Ибн ал-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие до самой смерти ал-Хакима. При его преемниках он получил свободу и жил в почёте в Каире до самой смерти.

В списке врачей, приведенном у сирийца Ибн Аби Усайби, упомянуты 92 сочинения Ибн ал-Хайсама, из них 89 посвящены математике, астрономии, оптике и механике. Ибн ал-Хайсам сочетал с своих научных занятиях тщательные эксперименты со строгими математическими доказательствами. Нередко его именуют «отцом оптики».

В средневековой Европе Ибн ал-Хайсам упоминался под латинизированным именем Alhazen . В честь учёного назван кратер на Луне .

Математика

В «Книге комментариев к введениям в „Начала“ Евклида » Ибн ал-Хайсам пытался доказать пятый постулат Евклида. Доказательство его было ошибочно, но он впервые рассмотрел так называемый «четырёхугольник Ламберта », у которого три внутренних угла - прямые. Он сформулировал три возможных варианта для четвёртого угла: острый, прямой, тупой. Обсуждение этих трёх гипотез многократно возникало в позднейших исследованиях пятого постулата .

В трактате «Об измерении параболического тела» Ибн ал-Хайсам приводит формулы для суммы последовательных квадратов, кубов и четвёртых степеней, и ряд других формул для сумм рядов. С помощью этих формул он проводит вычисление, равносильное вычислению определённого интеграла .

В трактате «Об изопериметрических фигурах» Ибн ал-Хайсам сделал попытку доказать, что круг имеет самую большую площадь из всез фигур равного периметра, а шар - самый большой объём из всех тел с равными поверхностями.

Ибн ал-Хайсаму принадлежат также сочинения «О квадратуре круга», «Об измерении шара», «О построении семиугольника», «О построении пятиугольника, вписанного в квадрат», «О свойствах высоты треугольника», «О циркуле для конических сечений», «Об извлечении кубического корня», «О параболе», «О гиперболе», «О магическом квадрате». Известно также, что он применял геометрические методы к решению уравнений 4-й степени.

Оптика

Ибн ал-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - Книга оптики в семи книгах.

В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену , и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы. Ибн ал-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Он считал, что каждой точке наблюдаемого предмета можно поставить в соответствие некоторую воспринимающую точку глаза. Он же дал правильное представление бинокулярного зрения . Наконец, он высказал предположение о конечности скорости света .

Среди опытов, проведенных учёным, выделяются опыты с камерой-обскурой , опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал, развивающие учение Диокла .

В XII веке это сочинение было переведено на латинский язык под названием Сокровище оптики (лат. Opticae thesaurus ) и оказало большое влияние на развитие оптики в Европе. Оно распространялось в рукописи до первого печатного издания в (Opticae Thesaurus Alhazeni Arabis libri septem. - Basileae, 1572).

Ибн ал-Хайсам составил также ряд трактатов о зажигательных стёклах и трактаты «О свете Луны», «О гало и радуге», «О свойствах теней».

Астрономия

Ибн ал-Хайсаму принадлежит ряд сочинений по астрономии: «О свете светил», «О формах затмений», «О движении Луны», «Об определении полюса с наивысшей точностью», «О параллаксе Луны», «О часовых линиях», «О сущности следов, видимых на поверхности Луны», «Об определении азимута киблы» (то есть направления на Мекку), «Об определении меридиана по одной тени», «О горизонтальных солнечных часах», «О различиях в высотах светил», «О способах наблюдений», «Об определении расстояния между двумя городами с помощью геометрии» и др.

В «Книге о форме мира» Ибн ал-Хайсам развивает излагавшуюся ал-Фаргани и ал-Хазином идею о массивных эфирных орбитах планет.

Литература

Сочинения Ибн ал-Хайсама

  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Книга комментариев к введениям книги Евклида «Начала». Историко-математические исследования , 11, 1958, с. 733–762.
  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Трактат об изопериметрических фигурах. Пер. и прим. Джамаля Ад-Даббаха. Историко-математические исследования, 17, 1966, с. 399–448.
  • Ибн ал-Хайсам Хасан. Книга об измерении шара. Физико-математические науки в странах Востока , 2(5), 1968, с. 131–146.

О нём

  • Кулиева Г. З. Теория составных отношений Ибн ал-Хайсама. Учёные записки Азерб. ун-та , № 4, 1963.
  • Льоцци М. История физики. М.: Мир, 1970.
  • Розенфельд Б. А., Юшкевич А. П. Теория параллельных линий на средневековом Востоке. М.: Наука, 1983.
  • Розенфельд Б. А. Астрономия стран Ислама. Историко-астрономические исследования , 17, 1984, с. 67–122.
  • Ю. А. Храмов . Физики: Биографический справочник. 2-е изд. М.: Наука, 1983, с. 13.
  • Roshdi Rashed. A Polymath in the 10th century . Science , 297, 2002.

Ссылки

  • Джон Дж. О’Коннор и Эдмунд Ф. Робертсон. Abu Ali al-Hasan ibn al-Haytham в архиве MacTutor
  • A. I. Sabra , «Ibn al-Haytham: Brief life of an Arab mathematician»

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Ибн аль-Хайсам" в других словарях:

    - (латинизир. Альгазен) (965 1039) арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике Сокровище оптики (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1 е печатное издание в 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды по… … Большой Энциклопедический словарь

    - (латинизир. Альгазен) (965 1039), арабский учёный. Труды по физиологической и геометрической оптике «Сокровище оптики» (7 книг, переведён на латинский язык в XII в., 1 е печатное издание, 1572), оказавший большое влияние на развитие оптики. Труды … Энциклопедический словарь

    Ибн аль-Хайсам - ИБН АЛЬ ХАЙСÁМ (латинизир. Альгазен) (965–1039), араб. учёный. Соч. по физиол. и геом. оптике Сокровище оптики (7 кн., переведено на лат. яз. в 12 в., 1 е печатное изд. – в 1572) оказало большое влияние на развитие оптики. Тр. по… … Биографический словарь

    Альгазен (965, Басра, около 1039), арабский учёный, работал в Каире. Посвятил анализу «Начал» Евклида два трактата, где рассмотрены определения, аксиомы и постулаты, теория параллельных. Ему принадлежат работы в области физики (наиболее… … Большая советская энциклопедия - см. Ибн аль Хайсам. * * * ХАЙСАМ ХАЙСАМ (полн. ибн аль Хайсам, латинизир. Альгазен) (965 1039), арабский ученый. Труд по физиологической и геометрической оптике «Сокровище оптики» (7 кн., переведен на латинский язык в 12 в., 1 е печатное издание… … Энциклопедический словарь

    VIII.8.1.3. Дербент (Баб аль-Абваб) (ок. 510 - 1225) - ⇑ … Правители Мира

    - (Аль Гумхурия аль Арабия аль Муттахида) (ОАР) гос во на С. В. Африки и частично в Азии (Синайский п ов). Площ. ок. 1 млн. км2. Насел. 30 млн. ч. (1966), гл. обр. арабы. Ок. 99% нас. живет в дельте и долине Нила, в оазисе Файюм и в зоне Суэцкого… … Советская историческая энциклопедия

ИБН АЛЬ ХАЙСАМ (Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам) (965–1039). Уроженец Басры (Ирак), из-за чего при жизни получил прозвище «аль-Басри». Благодаря своим выдающимся способностям занимал на родине должность визиря, но любовь к науке заставила его оставить эту должность. Ибн аль-Хайсам был выдающимся математиком, физиком и астрономом, врачом и философом, комментатором Аристотеля.

Ибн аль-Хайсам считается одним из основоположников экспериментального метода в науке. Тщательные эксперименты он сочетал со строгим математическим доказательством своих выводов.

Фатимидский халиф Хаким би-амри-лла (996–1021) (см . ФАТИМИДОВ ДИНАСТИЯ), узнав о том, что Ибн аль-Хайсам составил проект регулирования вод Нила с помощью плотины южнее города Асуан, пригласил его в Египет. Но, прибыв на место, ибн аль-Хайсам убедился в том, что уровень имеющихся в его распоряжении технических средств не позволяет реализовать этот проект (это стало возможным только в середине 20 в.). Халиф разгневался и конфисковал имущество Ибн аль-Хайсама, а самого подверг домашнему аресту. В ожидании своей участи и зная о крутом нраве халифа, Ибн аль-Хайсам был вынужден симулировать сумасшествие. Чтобы иметь средства к существованию, аль-Хайсам несколько лет переписывал книги по математике и точным наукам, и только после смерти халифа в 1021 получил возможность вернуться к нормальной жизни. Он оставался в Каире до конца своей жизни, занимаясь наукой.

В Европе ибн аль-Хайсам известен как «Аль-Хазен» (Alhazen). Его труды знали многие ученые средневековья. В Источнике сведений о различных классах врачей cирийского врача Ибн Аби Усайби" (1194–1270) упомянуто 92 произведения, автором которых был Аль-Хайсам, 89 из них посвящены математике, астрономии, оптике и механике.

Наиболее известны трактаты, посвященные измерениям шара, квадратуре круга, о построении семиугольника, вписанного в круг, пятиугольника, вписанного в квадрат, об определении основания куба из кубического числа, о свете светил, о формах затмений, о движении Луны; об определении азимута киблы (направлении на молитву); об определении меридиана, о сущности следов, видимых на поверхности Луны. Часть работ Ибн аль-Хайсама являются комментариями и дополнениями к Началам Евклида.

Особе место среди его трудов занимает Книга оптики (Китаб аль-Маназир ). Ибн аль-Хайсам продолжил исследования Евклида о природе света. До него оптика древних знала только простейшие эмпирические законы световых явлений: закон прямолинейного распространения света в однородной среде; закон отражения света от поверхностей зеркал; явление преломления света на границе двух прозрачных сред.

Вслед за древнеримским ученым-медиком Галеном, Аль-Хайсам исследовал строение глаза, доказав несостоятельность идей Платона и Евклида о человеческом зрении. Аль-Хайсам разработал концепцию бинокулярного зрения (видения двумя глазами). Он первым объяснил феномен зрения как процесс, в котором лучи, поступающие в глаз от объектов, формируют внутри хрусталика изображение.

Ибн аль-Хайсам ввел в научный оборот понятие тяжести воздуха, связал плотность воздуха с высотой. После него ученые стали заниматься проблемами преломления света. Однако до начала 17 в. больших открытий в сфере оптической науки не было. В 14 в. Кемаль ад-дин Абу-ль Хасан аль-Фариси (ум. в 1320) составил к труду Аль-Хайсама комментарий, который попал в Европу. В 1572 Книга оптики была переведена на латинский язык, по этому переводу знакомился с проблемами оптики Иоганн Кеплер.

Ольга Бибикова

Национальное географическое общество США (National Geographic Kids) и «1001 изобретение» на днях объявили о публикации новой книги «Ибн аль-Хайсам: человек, который обнаружил, как мы видим». Книгу планируется издать в рамках весьма успешной серии познавательных детских журналов. Издание на английском языке планируется к выпуску весной 2016 года.

National Geographic Kids — познавательный журнал, рассказывающий о культурах разных народов, о представителях животного мира, об истории науки и цивилизаций. Издается Национальным географическим обществом США.

Выставка «1001 изобретение: открой для себя мусульманское наследие нашего мира» стартовала в Великобритании в 2006 году, на ней были представлены предметы, изобретением которых европейские ученые обязаны своим мусульманским коллегам. Целью выставки является демонстрация вклада мусульманских ученых в развитие астрономии, математики, архитектуры, медицины и др. – вклада, который долгое время был предан забвению. Выставка состоит из 7 главных разделов: дом, школа, рынок, больница, город, мир и Вселенная. Для большей наглядности используются 3D – анимация и интерактивные технологии.

Выставка была продемонстрирована в тридцати крупнейших городах мира, на пяти континентах.

Книга выходит в свет в честь ученого-первопроходца, мусульманского мыслителя XI века аль-Хасана ибн аль-Хайсама (известного на Западе под именем Альхазен).

По мнению многих, он является «отцом современной оптики». Он внес важный вклад в понимание видения, оптики и света. Методология исследований Ибн аль-Хайсама, в частности — проверка теории экспериментом, положила начало современному научному методу.

Абу́ Али́ аль-Хаса́н ибн аль-Хаса́н ибн аль-Хайса́м аль-Басри́ (965, Басра - 1039, Каир) - арабский учёный-универсал: математик, механик, физик и астроном. Ибн аль-Хайсаму принадлежит фундаментальный труд по оптике - «Книга оптики» в 7 томах. В области физиологической оптики он дает описание строения глаза, следуя древнегреческому ученому Галену, и на опытной основе доказывает несостоятельность воззрений Платона и Евклида о свете как о лучах, которые испускаются глазом и «ощупывают» предметы.

Ибн аль-Хайсам выдвинул собственную теорию, согласно которой «естественный свет и цветные лучи влияют на глаз», а «зрительный образ получается при помощи лучей, которые испускаются видимыми телами и попадают в глаз». Ибн аль-Хайсам жил в золотой век мусульманской цивилизации, распространившейся от Испании до Китая.

Если Вы обнаружили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите её и нажмите сочетание клавиш Shift + Enter , чтобы сообщить нам.